Содержание: общая характеристика времени, места и участников опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы. Примерная структура:
№ , | Параметр | Содержание | |
1 | Исполнитель опытно-поисковой работы | ФИО, должность | |
2 | База исследования | 1. 2. 3. | |
3 | Продолжительность по | лет | |
времени | (с года по год) | ||
4 | Охват по объему материа- | часов | |
ла | Из пих: Лекций часов Семинаров часов | ||
Внеурочных мероприятий и др. | часов | ||
5 | Количество и контингент | Всего | |
участников | Из них: учащихся преподавателей родителей экспертов и др. |
92
Методологический аппарат опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы
Содержание: характеристика исходных теоретико-методологических положений опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы.
Примерная структура:
№ | Параметр | Содержание |
1 | Цель | Экспериментальная проверка |
2 | Задачи | 1. Изучить 2. Констатировать 3. Разработать 4. Внедрить |
5. Обработать И т.д. | ||
3 | Объект | |
4 | Предмет | |
5 | Гипотеза | |
6 | Идея | |
7 | Организация | 1. Разработка прохраммы 2. Выделение этапов работы 3. Теоретическое обоснование критериев 4. Отбор участников 5. Первоначальная диагностика 6. Проверка эффективности предлагаемых нововведений 7. Повторная диагностика 8. Анализ и обобщение результатов |
Направления опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы
Содержание: общая характеристика основных направлений деятельности, в рамках которых планируется проведение опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы.
Примерная структура:
1. Теоретическая разработка системы (модели и т.п.).
2. Теоретическая разработка технологии (методики, мониторинга и т.п.).
3. Осуществление мероприятий по реализации нововведений.
4. Разработка методических рекомендаций по реализации нововведений.
93
| |||||||||
Критерии | Показатели |
Критерий 1 | Показатель 1: характеристика |
Показатель 2: характеристика | |
Показатель 3: характеристика | |
Критерий 2 | Показатель 1: характеристика |
Показатель 2: характеристика | |
Показатель 3: характеристика | |
Критерий 3 | Показатель 1: характеристика |
Показатель 2: характеристика | |
Показатель 3: характеристика |
| |||
Критерий | Диагностические методики |
Критерий 1 | 1. 2. 3. |
Критерий 2 | 1. 2. 3. |
Критерий 3 | 1. 2. 3. |
Коррекционные мероприятия
'/ характеристика коррекционных
мероприятий,
этапов опытно-поисковой
экспериментальной) работы.
Примерная структура:
Характер вносимых изменений
Приложение
Содержание: документы, регламентирующие и подтверждающие проведение опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы.
Перечень документов, которые должны быть в приложении к программе опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы:
1. Решение кафедры (к которой прикреплен аспирант / соискатель), совета университета (в котором выполняется диссертация), об утверждении темы диссертационного исследования.
2. Решение кафедры, к которой прикреплен аспирант / соискатель, или совета университета, в котором выполняется диссертация, методического объединения, научно-практической лаборатории, педагогического совета или другого педагогического объединения об утверждении базы проведения опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы.
3. Решение кафедры, к которой прикреплен аспирант / соискатель об утверждении состава экспертной комиссии для оценки результатов опытно-поисковой (опытно-экспериментальной работы).
4. Календарно-тематическое планирование мероприятий, проводимых в рамках внедрения результатов диссертационного исследования.
95
1
5. Полные тексты диагностических методик, по которым проводится оценка результатов опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы.
6. Анкеты, бланки, опросные листы и другая необходимая документация, фиксирующая результаты проведенной опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы, утвержденные на заседании кафедры, к которой прикреплен аспирант / соискатель, или лаборатории.
7. Протоколы заседаний кафедры (методического объединения, научно-практической лаборатории, педагогического совета) организации, на базе которой апробируются результаты диссертационного исследования, посвященных обсуждению результатов опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы.
8. Акты и справки о проведении мероприятий в рамках внедрения результатов диссертационного исследования из различных организаций (если проводимые мероприятия требуют сотрудничества экспериментальной площадки с другими организациями).
9. Заключения экспертной комиссии о полноте, достоверности и степени значимости результатов, полученных в ходе проведения опытно-поисковой (опытно-экспериментальной) работы.
10. Акты о внедрении, подписанные руководителями организации, на базе которых проводилась апробация результатов диссертационного исследования.
96
РАЗДЕЛ 7 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
7.1. Необходимые документы
Документы, необходимые для поступления в аспирантуру:
1. Заявление.
2. Личный листок по учету кадров.
3. Выписка из протокола заседания кафедры о рекомендации для поступления в аспирантуру.
4. Протокол собеседования.
5. Реферат для вступительного экзамена по специальности.
6. Медицинская справка.
97 |
Пример оформления рабочего плана аспиранта
Продолжение табл.
2 | Определение ключевых позиций опытно-экспериментальной работы |
•> | Составление программы опытно-экспериментальной работы по проблеме |
4 5 | Выявление состояния проблемы активизации экономического образования младших школьников: • анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; • анализ государственных и нормативных документов в области эко номического образования младших школьников |
Подготовка статьи для сборника научных статей «Актуальные проблемы управления качеством образования. Выпуск 11» | |
6 | Подготовка статей к публикации в различных сборниках, вестниках и научных журналах вузов России и органов образования |
~7~" | Участие в работе научной лаборатории «Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения» |
8 | Разработка и утверждение критериев оценки уровня экономической грамотности младших школьников |
9 | Разработка контрольных работ для учащихся нач&чьной школы с целью определения уровня экономической обученности младших школьников |
10 | Разработка программы факультативных занятий по экономике для учащихся начальной школы |
11 | Выступление на заседании методического объединения учителей МОУ гимназии № 23, МОУ СОШ № 130 |
Ноябрь 2006
98
Продолжение табл.
5 | Подготовка научной статьи в «Вестник Южно-Уральского государственного университета» |
6 | Участие в работе научной лаборатории «Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения» |
7 | Определение исходного уровня обученности, рациональности и организованности учащихся МОУ гимназии № 23, МОУ СОШ № 130 |
8 | Подготовка методических рекомендаций для проведения уроков экономики в начальной школе |
9 | Внедрение разработанного факультативного курса по основам экономики на базе МОУ гимназии № 23, МОУ С01Т1 № 130 |
Д е к а б р ь 2006 | |
1 | Изучение педагогического опыта осуществления экономическою образования младших школьников учителей школ России в рамках Интернет-проекта «Фестиваль педагогических идей» |
2 | Посещение уроков экономики и анкетирование учителей образовательных учреждений г. Челябинска (МОУ СОШ № 50,52,62,67,118 и др.) по некоторым вопросам организации экономического образования младших школьников |
3 | Подготовка параграфа 1.1 диссертационного исследования |
4 | Рецензирование параграфа 1.1 у научного руководителя |
5 | Устранение недостатков, корректировка параграфа 1.1 в соответствии с замечаниями научного руководителя |
6 | Командировка в г. Магнитогорск для работы в библиотеке Магнитогорского государственного университета |
7 \ Подготовка статьи для журнала «Начальная школа плюс До и После» | (г. Москва) | |
8 | Подготовка статьи в научно-производственный журнала «Наука» (г. Кос-1 танай) | |
9 | Участие в работе научной лаборатории «Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения» |
10 | Обработка результатов диагностики учащихся МОУ гимназии № 23, МОУ СОШ №130 |
11 | Подготовка методических рекомендаций для проведения уроков экономики в начальной школе |
12 | Внедрение разработанного факультативного курса но основам экономики на базе МОУ гимназии № 23, МОУ СОШ № 130 |
Январь 200 7 | |
1 | Изучение общепедагогической, психологической, методической литературы |
99
Продолжение табл.
2 | Посещение уроков экономики и анкетирование учителей образовательных учреждений г. Челябинска (МОУ СОШ № 6,8,18,48 и др.) по некоторым вопросам организации экономического образования младших школьников |
3 | Доработка параграфа 1.1 диссертационного исследования |
4 | Рецензирование параграфа 1.1 у научного руководигеля |
5 | Устранение недостатков, корректировка параграфа 1.1 в соответствии с замечаниями научного руководителя |
6 | Подготовка статьи для Международного сборника научных трудов «Педагогика и жизнь» (г. Воронеж) |
7 | Участие в работе научной лаборатории «Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения» |
8 | Подготовка методических рекомендаций для проведения уроков экономики в начальной школе |
9 | Внедрение разработанного факультативного курса по основам экономики на базе МОУ гимназии № 23, МОУ СОШ № 130 |
Февраль 2 007 | |
1 | Изучение общепедагогической, психологической, методической литературы |
2 | Рецензирование параграфа 1.1 у научного руководителя |
3 | Устранение недостатков, корректировка параграфа 1.1 в соответствии с замечаниями научного руководителя |
4 | Окончательное оформление параграфа 1.1 диссертационного исследования |
5 | Посещение конкурса «Руководитель года - 2007» Ленинского района г. Челябинска |
6 | Участие в Международной научно-практической конференции «Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения» (г. Челябинск) |
7 | Подготовка статьи в сборник «Учебные занятия» (4111У) |
8 | Участие в работе научной лаборатории «Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения» |
9 | Подготовка методических рекомендаций для проведения уроков экономики в начальной школе |
10 | Внедрение разработанного факультативного курса по основам экономики на базе МОУ гимназии № 23, МОУ СОШ № 130 |
Март 2007 | |
1 | Изучение общепедагогической, психологической, методической литературы |
2 | Подготовка параграфа 1.2 диссертационного исследования |
з | Рецензирование параграфа 1.2 у научного руководителя |
100 |
Продолжение табл.
Г4 | Устранение недостатков, корректировка параграфа 1.2 в соответствии с замечаниями научного руководителя |
5 | Посещение отчетной конференции по реализации национального проекта «Образование» МОУ лицея № 11 |
6 | Оформление материалов гранта Правительства Челябинской области |
7 | Подготовка реферата для сдачи кандидатского минимума по предмету «Философия науки» на тему «Историко-философский аспект проблемы становления и развития экономического образования младших школьников» |
8 | Участие в работе научной лаборатории «Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения» |
9 | Подготовка методических рекомендаций для проведения уроков экономики в начальной школе |
10 | Внедрение разработанного факультативного курса по основам экономики на базе МОУ 1имназии № 23, МОУ СОШ № 130 |
Апрель 2007 | |
1 | Изучение общепедагогической, психологической, методической литературы |
2 | Рецензирование параграфа 1.2 у научного руководителя |
3 | Устранение недостатков, корректировка параграфа 1.2 в соответствии с замечаниями научного руководителя |
4 | Окончательное оформление параграфа 1.2 диссертационного исследования |
5 | Утверждение темы на заседании кафедры педагогики, психологии и предметных методик 41 НУ |
6 | Участие в Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях модернизации образования» (г. Самара) |
7 | Работа в научной библиотеке Самарского государственного педагогического университета |
тп | Подготовка статьи для журнала «Экономика в школе» (г. Москва) |
9 | Работа над практикумом по экономическому образованию младших школьников |
10 ; Участие в работе научной лаборатории «Агатуальные проблемы образова-• ния и воспитания подрастающего поколения» | |
11 | Подготовка методических рекомендаций для проведения уроков экономи-1 ки в начальной школе | |
12 1 Внедрение разработанного факультативною курса по основам экономики | на базе МОУ гимназии № 23, МОУ СОШ № 130 |
101
Продолжение табл.
Май 2007 | |
1 | Изучение общепедагогической, психологической, методической литературы |
2 | Подготовка параграфа 1.3 диссертационного исследования |
3 | Рецензирование параграфа 1.3 у научного руководителя |
4 | Устранение недостатков, корректировка параграфа 1.3 в соответствии с замечаниями научного руководителя |
5 | Участие в Международной научно-практической конференции «Теория и практика обучения, воспитания, развития дошкольников и младших школьников в условиях личностно-ориентировапной модели общеобразовательной школы» (г. Коломна) |
6 | Посещение семинара «Коммерциализация научных разработок студентов и молодых ученых» (21—23 мая, ЮУрГУ) |
7 | Подготовка статьи для журнала «Вопросы эстетического образования и воспитания учащихся» (г. Екатеринбург) |
8 | Подготовка статей к публикации в различных сборниках, вестниках и научных журналах вузов России и органов образования |
9 | Работа над практикумом по экономическому образованию младших школьников |
10 | Участие в работе научной лаборатории «Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения» |
11 | Диагностика уровня обученности, организованности и рациональность учащихся МОУ гимназии № 23, МОУ СОШ № по |
12 | Обработка результатов диагностического исследования |
13 | Подготовка методических рекомендаций для проведения уроков экономики в начальной школе |
14 | Внедрение разработанного факультативного курса по основам экономики па базе МОУ гимназии № 23. МОУ СОТП № 130 |
И ю II ь 2007 | |
1 | Изучение общепедагогической, психологической, методической литературы |
2 | Рецензирование параграфа 1.3 у научного руководителя |
3 | Устранение недостатков, корректировка параграфа 1.3 в соответствии с замечаниями научного руководителя |
4 | Окончательное оформление параграфа 1.3 диссертационного исследования |
5 | Оформление выводов по первой ллаве диссертационного исследования |
6 | Обсуждение основных теоретических выводов с научным руководителем |
7 | Подготовка статьи для сборника «Актуальные проблемы образования» |
102
Окончание табл.
8 Подготовка статьи в журнал «Экономика. Вопросы школьного экономиче-
ского образования» (г. Новосибирск)______________________________
9 Оформление, рецензирование и подготовка к печати практикума по эко-_ номическому образованию младших школьников_______________________________________________________
10 Участие в работе научной лаборатории «Актуальные проблемы образова- ния и воспитания подрастающего поколения»________________________________________________________
11 'Корректирование программы опытно-экспериментальной работы в соот-
| ветствии с данными диагностики_________________________________
12 Подготовка методических рекомендаций для проведения уроков экономи-
____ ки в начальной школе__________________________________________
I 13 Внесение коррективов в программу опытно-экспериментальной работы
Документы, входящие в аттестационное дело Аттестационное дело 1
1. Сопроводительное письмо.
2. Справка о выдаче диплома кандидата наук.
3. Заключение организации, при которой выполнялось исследование.
4. Копия документа о высшем образовании.
5. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов.
6. Личный листок по учету кадров.
7. Автореферат диссертации.
8. Стенограмма заседания диссертационного совета.
9. Отзывы официальных оппонентов.
10. Отзыв ведущей организации.
11. Отзыв научного руководителя.
12. Регистрационно-учетная карточка.
13. Справка о размещении объявления и автореферата на сайте организации, при которой осуществлялась защита
Аттестационное дело 2
1. Заявление соискателя.
2. Сведения о соискателе.
3. Автобиография.
4. Характеристика с места работы.
5. Заключение организации, при которой выполнялось исследование.
6. Список научных и научно-методических трудов соискателя.
103
»•
7. Копии научных и научно-методических трудов соискателя.
8. Копия документа о высшем образовании.
9. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов.
10. Личный листок по учету кадров.
11. Протоколы диссертационного совета о приеме и предварительном рассмотрении диссертации в совете, о назначении оппонентов и ведущей организации.
12. Проект заключения экспертной комиссии.
13. Автореферат диссертации.
14. Список адресатов, которым отправлен автореферат, с указанием даты рассылки.
15. Справка из библиотеки о сдаче диссертации на хранение.
16. Явочный лист диссертационного совета.
17. Стенограмма заседания диссертационного совета.
18. Сведения об официальных оппонентах.
19. Отзывы официальных оппонентов.
20. Отзыв ведущей организации.
21. Отзыв научного руководителя.
22. Отзывы, поступившие на автореферат и диссертацию.
23. Акты о внедрении результатов исследования.
24. Протокол заседания счетной комиссии.
25. Конверт с бюллетенями для тайного голосования.
26. Справка о выдаче диплома кандидата наук.
27. Аттестационное дело кандидата наук.
28. Информационная карта диссертации.
29. Регистрационно-учетная карточка.
30. Справка о размещении объявления и автореферата на сайте организации, при которой осуществлялась защита.
31. Копии сопроводительных писем в ВАК России, в библиотечный фонд и ВНТИЦ.
32. Квитанция об оплате регистрации в ВНТИЦ.
Терминологический минимум
Блок 1. Общие термины, характеризующие педагогическую теорию и образовательную практику.
ОБРАЗОВАНИЕ - 1. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. 2. Нечто, образованное из чего-либо.
104
3. Это процесс и результат овладения учащимися, студентами системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе научного мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей. Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение.
4.1) Процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4) многообразная личностноориентирован-ная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой; 5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня.
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института, т.е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека через общение, чтение, посещение учреждений культуры, учение на своем опыте и опыте других. Не имеет атрибутов педагогической формы. Префикс «ин» употреблен в значении «без».
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это непрерывный процесс, в ходе которого каждый человек вырабатывает определенные отношения и ценности, приобретает навыки и знания под воздействи-
105
ем обучения, ресурсов своего окружения и своего повседневного опыта (семья, соседи, рынок, библиотека, СМИ, работа, игры и т.д.).
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - подразумевает структурированную систему образования от начальной школы до университета, включает специализированные программы технической и профессиональной подготовки.
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ - образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивна модель Ц. о. - передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель подготовки учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, которая поддерживает развитие социачьной общности и его собственное развитие. Интенсивная модель - подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - система взглядов на содержание и продолжительность изучения базисных учебных дисциплин в разных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ -1. Краткая и всеобъемлющая формула состояния развития образования в определенный исторический период. В парадигме заключается суть отношении между всеми составляющими образования как системного объекта, а именно: целью, содержанием, формами, методами и отношениями участников образовательного процесса; теоретическая модель, раскрывающая состояние образования в совокупности всех его составляющих, идеальный теоретический образ.
2. Инструмент исследования, дающий возможность сделать анализ пройденного образованием (анализ истории развития образования) на основе сравнения его особенностей на определенном отрезке исторического пути; общая категория, под которую можно подвести те стороны образовательной деятельности, которые давали бы возможность представить состояние образования в определенный исторический период.
106
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - набор соответствующих учебных дисциплин и интегративньгх курсов, которые включены в учебный план общеобразовательной школы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим доцентом.
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - 1 Установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизм)-' и бесчеловечности.
2. Система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых. Одно из важнейших практических направлений гуманитаризации образования - пересмотр учебных программ с целью оказать существенную помощь в осмыслении истории и современности, мирового и культурного наследования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Таким обра-
107
зом, потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой - адресатом социального запроса Социальный запрос, в свою очередь, понимается как аналитически выделенное содержание социальной потребности.
ОБУЧЕНИЕ - 1. целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека;
2. процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. — это сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. можег рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими.
КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - 1. способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающего поколения к жизни;
2. система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения;
3. способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения;
4. система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования,
108
развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими приемами самообразования и самообучения.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (образования) - 1. в общем смысле «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» - по определению ЮНЕСКО;
2. (в узком смысле) технология обучения предполагает использование разнообразных ТСО;
3. совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержатся учебного материала и освоения способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков, циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления
СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальное™ и исторической изменчивости систем и явлений.
ВОСПИТАНИЕ - 1. Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к обще-
109
ственной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых - полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых периодов сенситивных, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы воспитания, направленной на формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений, но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Также требуется привлечение молодых людей к участию в социально значимых делах. Пои этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее выполнить коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях.
2. Сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта,
ПО
осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
3. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
4. Процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
5. Целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.
6. Процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - единый целостный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, за-
111
бота о них; постановка в центр пед. внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной зашиты ребенка и детства.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ) - новое (с 50-х годов) направление в пед. науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов пед. процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. П. т. служит конкретизацией методики.
Блок 2. Термины, характеризующие методологический ап парат педагогического исследования.
ИССЛЕДОВАНИЕ (в педагогике) - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых знании о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, о теории и истории педагогики, методике учебно-воспитательной работы, ее организации, принципах, методах и формах.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - про цесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
ИННОВАЦИЯ - 1. Процесс, способный внести целенаправленные изменения, чтобы улучшить его элементы.
2. Применительно к педагогическому процессу - означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся.
ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) - 1 целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И. п. классифицируются по видам деят&чьности - педагогиче-
112
ские, обеспечивающие пед. процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений - локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования - единичные и диффузные; по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы). 2. Процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ - параметр, отражающий необходимость и своевременность решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наука и практика в настоящее время.
ПРОТИВОРЕЧИЕ - 1. взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания;
2. пара противоречащих друг другу суждений, т. е. суждений, каждое из которых является отрицанием другого. Противоречием называется также сам факт появления такой пары суждений в ходе какого-либо рассуждения или в рамках какой-либо научной теории.
ИДЕЯ (греч. - понятие, представление) 1. 1) мысль, замысел 2) основная мысль чего-либо (напр., худ., науч., политич. произведения); 3) определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, в частности мировоззрения;
113
4) мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт человеческого мышления, отражающего материальный мир.
2. 1) Мысль, общее понятие, представление о предмете или явлении, отражающее действительность, выражающее отношение к ней; 2) определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, мировоззрения; 3) мысль, замысел, намерение, план; 4) мысленный образ чего-либо, понятие о чем-либо.
3. Методологическое основание конкретной модели образования, основной смысл значения, сущность какой-либо мысли, действия или чувства, порождающие последующие творческие проявления личности и побуждающие ее к действию. Идею нередко понимают как обобщенные цель (целевая идея) или принцип, объясняющие сущность явления и раскрывающие пути его развития. В педагогике идеи нужны при составлении концепции, а также нотационных или инновационных поисках.
ЦЕЛЬ - 1. Осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:
1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;
2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность. Целеобразование, появление цели - центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели - закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования: 1) превращение полученного требования в индивидуальную цель; 2) выбор одного из наличных требований; 3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании; 4) превращение побочных результатов действия в цель; 5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель; 6) выделение целей промежуточных; 7) переход от целей предварительных к окон-
114
чательным; 8) образование иерархии и временной последовательности целей.
Исследования целеобразования - одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной: 1) изучаются зависимость целеобразования от мотивации деятельности; 2) роль эмоций в актах целеобразования; 3) оценки достижимости результата; 4) соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - выявление причинно-следственных связей и закономерностей в пед. явлениях и разработка на их основе теорий и методик.
ГИПОТЕЗА - 1. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. В психологии - предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. В ситуациях неизвестности вначале формируются весьма общие гипотезы, за счет проверки коих выбирается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез не обязательно должны предлагаться теоретические понятия: процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез могут быть интуитивными, без рефлексирования их научно-логических оснований.
2. Предположение, позволяющее на основе ряда фактов сделать вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказательным.
3. Основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснений причин, свойств и существования явлений действительности; форма развития научных знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств существования явлений действительности.
ЗАДАЧА - 1. Данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) цель деятельности, которая должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача содержит требования (цель), условия (известное) и искомое
115
(неизвестное), формулируемое в вопросе. Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости, за счет коих производится поиск и определение неизвестных элементов через известные. При описании хода решения задачи нужно указывать и действия, и операции, реализующие их. О действиях без операций, или абстрагированных от операций, можно говорить лишь на этапе планирования. Задача становится логико-психологической категорией, когда предъявляется другому субъекту и принимается им к решению. Субъект переформулирует, доопределяет задачу, ищет способ ее решения, что свидетельствует о включении процесса мышления. Поэтом}' мышление нередко трактуется как способность решать задачи. Полный цикл мышления продуктивного включает в себя постановку и формулирование задач самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия коих имеют проблемный характер. В деятельности познавательной выделяются задачи перцептивные, мнемические, речевые, мыслительные. Задачи могут возникать в ходе практической деятельности или создаваться преднамеренно (задачи учебные, игровые). При разработке типологии задач используются такие параметры, как: количество решений; характеристика условий - полнота, неполнота, противоречивость; характеристика требований - степень их определенности; отношения задач к общественным и индивидуальным потребностям. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
2. Реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат; конкретное выражение цели.
НОВИЗНА - характеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования - новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ - связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.
ПРИНЦИП - 1. исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении;
2. инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции;
3. методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики;
116
4. основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации;
5. внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности;
6. инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики;
КОНЦЕПЦИЯ (лат. - понимание, система) - 1. единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо художественного произведения, научного труда;
2) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.
3) система взаимосвязанных и вытекающих один из другого
взглядов на те или иные явления, процессы;
4) способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий;
5) основополагающая идея каких-либо теорий; общий замысел, главная мысль, совокупность обобщенных положений или систем взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса;
6) личностно значимая идея;
7) совокупность ведущих идей, теоретических положений для ведения каких-либо видов деятельности, явлений;
8) определенный способ понимания, трактовки какого-либо
предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или
явление, руководящая идея для их освещения;
9) совокупность основополагающих идей, имеющих как личный,
так и социально-значимый характер, определяющих принципиальную
позицию в организации образовательного (научно-
исследовательского) процесса.
КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - сложная, целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования.
ЯДРО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ - система исходных положений, определяющих особенности построения научной теории и характеризующих ее специфику.
117
Блок 3. Термины, характеризующие теоретическую основу педагогического исследования.
МОДЕЛЬ - 1. образец, эталон, стандарт;
2. мысленно представленная или материально реализованная
система, которая отображает или воспроизводит объект исследования
и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информа
цию об этом объекте;
3. объект-заместитель, который в определенных условиях может
заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и ха
рактеристики оригинала Воспроизведение осуществляется как в пред
метной (макет, устройство, образец), так и в знаковой формах (график,
схема, программа, теория). Возможны два способа конструирования М.
Если первый идет от эмпирически выявленных свойств и зависимостей
объекта к его М., то второй уже в исходной точке предполагает до-
опытное воссоздание объекта в М., и поскольку М. известна, то счита
ется познанным и объект. Проблема соответствия М. оригиналу ото
двигается на второй план благодаря отделению вопроса о построении
М. от вопроса о ее интерпретации. Форм&тьное построение М. в эмпи
рическом исследовании оказывается основой для содержательной ин
терпретации объекта-оригинала При этом уделяется особенное внима
ние полноте М: М. реализуют оригинал в конечном числе отношений,
что является критерием их типологизации.
СИСТЕМА - 1. Множество элементов, находящихся между собой в отношениях и связях, которые образуют целостность, единство.
2. Рассматривается как выделенное на основе определенных
знаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объе
диненных общей целью функционирования и единством управления
и выступающее во взаимодействии со средой как целостное единств.
3. Сложный объект - совокупность качественно различных дос
таточно устойчивых элементов, взаимно связанных сложными и ди
намическими отношениями. Система как целое не сводится к «сумме
своих частей», но проявляет системные свойства, коими не обладает
ни одна из составных частей системы. Она подчиняется особым зако
нам, не сводимым и не выводимым из законов функционирования от
дельных элементов или частных связей между ними. Это понятие
изошло из теории систем, пограничной с математикой и кибернети
кой, но стало общенаучным.
118
4. Соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, которая образует совокупность частей, образующих новую общность, обладающую качествами, которых в отдельности каждая из частей не имеет.
5. Целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - 1. Совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.
2. Целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития личности или коллектива. Основные признаки педагогических систем: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостией.
ТЕХНОЛОГИЯ - 1. Упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат.
2. Совокупность методов обработки, изготовления, производства каких-то предметов или вещей, артефактов культуры). Она представляет собою производную от данного общества и его культуры и является сложным системным образованием.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - 1 упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса;
2. организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс;
3. проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике;
4. организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой;
5. область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками;
6. направление в дидактике;
7. технологически разработанная обучающая система;
119
«•
8. система методов и приемов какого-либо учителя;
9. методика и отдельные методы воспитания (например, технология организации групповой деятельности).
МЕТОД (греч. тейюаоз — путь к чему-либо, прослеживание, исследование) — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке — это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности (идеал "методологического монизма"), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез, аналогию, обобщение, идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило, опосредуются другими, более приватными, тем не менее именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту, характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки, умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику.
МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - практическое действие педагога и учащегося, посредством которого производится передача, усвоение и использование содержания воспитания и обучения.
МЕТОДИКА - 1. Совокупность методов практического выполнения чего-либо, обучения чему-либо и воспитания, например: М. научного исследования, лабораторных исследований; М. сварки труб большого диаметра, М. сварочных работ на высоте; М. определения
120
концентрации вредных веществ в рабочей зоне, М. испытания потенциально опасного оборудования и др.
2. Конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях "методика расчета", "методика оценки", "методика составления, разработки".
Блок 4. Термины, характеризующие практическую основу педагогического исследования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это научно поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий наблюдать исследуемые педагогические явления в контролируемых и учитываемых условиях, обеспечивающих высокое качество подготовки учащихся и учителей.
Эксперимент решает познавательную задачу, служит для проверки определенного положения и может поставить новую проблему, которую нужно исследовать. Такое понимание эксперимента предъявляет к нему строгие научные требования, соответствующие уровню современной науки.
Нельзя проводить эксперимент так: в экспериментальном классе применяется множество специально разработанных дидактических средств и приемов воспитания, а в контрольном работа ведется традиционно, но как именно - неизвестно. Нужно работать так, чтобы все классы были экспериментальными. Педагогический процесс в каждом из них отличается каким-то одним элементом, воплощающим разрабатываемое научное положение. Различные варианты проверяются в одинаково хорошей и контролируемой работе с однородными группами школьников.
Эксперимент проводится в том случае, если нет возможности доказать то или иное утверждение другим способом и, конечно, тогда, когда это утверждение действительно нужно доказывать, когда существуют сомнение, выбор, альтернатива.
Педагогический эксперимент - это комплексный метод, он включает в себя наблюдения, беседы, интервью, анкетные опросы, диагностирующие работы, создание специальных ситуаций и др.
ДИАГНОСТИКА - 1. Сравнение двух картин: картины имеющегося состояния и идеального.
121
2. Процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе и к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности.
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - I. Распознание состояния конкретного педагогического явления или процесса и причин, вызывающих это состояние.
2. Теоретико-прикладная отрасль педагогики, изучающая закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем и отношений, правила проведения диагностических процедур, принципы, методы и формы диагностики.
3. Сфера практической деятельности педагога, выполняющая служебную оперативно-гностическую функцию внутри системы воспитания и обучения.
4. Изучение актуального состояния (качества, характера) разнообразных элементов и параметров педагогической системы с целью оптимального решения педагогических задач.
МОНИТОРИНГ - 1. Это наблюдение за каким-либо процессом, оценка и прогноз в связи с его развитием. Следовательно, мониторинг связан с информацией, с её получением, обработкой (анати-зом) и использованием в управленческой деятельности;
2. а) непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем современного информирования людей о возможном наступлении неблагополучных, критических или недопустимых ситуаций;
б) систематический сбор, обработка и хранение информации о
процессе и результатах образовательного процесса;
в) процесс отслеживания состояния объекта (системы или слож
ного явления) с помощью непрерывного или периодически повто
ряющегося сбора данных;
г) систематическое стандартизированное наблюдение за каким-
либо процессом;
д) непрерывное, научно обоснованное, диагностико-
прогностическое отслеживание ключевых показателей образователь
ного процесса.
МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
122
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ - 1. Процесс научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за развитием и состоянием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
2. В.И. Андреев рассматривает педагогический мониторинг как системную диагностику «качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива». Следовательно, в педагогическом мониторинге интегрируются воспитание и обучение, развитие и образование. Он выступает как процессуальная система сбора и организации информации о функционировании образовательной системы, отслеживании ее функционирования в форме непрерывного контроля, прогнозирования развития.
Мониторинг имеет свое информационное поле. В.И. Андреев характеризует его как приоритетные проблемы мониторинга и относит к ним:
1) изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ;
2) разработку эффективного применения образовательного стандарта;
3) оценку качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств обучения;
4) оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;
5) оценку современных педагогических технологий;
6) создание диагностической службы для получения информации о качестве функционирования и развития педагогической системы;
7) комплексную оценку функционирования и саморазвития образовательной системы;
8) комплексную оценку функционирования зарубежных образовательных систем и их использование в российских условиях.
ВАЛИДНОСТЬ - 1. Это: а) комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность; б) адекватность и действенность, важнейший критерий, характеризующий точность измерений иссле-
123
дуемого свойства; в) характеристика инструментария, критерий его качества. Валидность указывает, что именно инструмент измеряет и насколько хорошо он это делает.
2. Одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.
Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, - например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего - комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности; концепту-аганой, критериальной, конструктивной и прочие виды валидности со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:
1) от определения понятия интеллекта, представляющего ту или иную концепцию этого феномена;
2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;
3) от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава заданий, поэтому важен вопрос валидности концептуальной. Чем больше задания соответствуют данной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о валидности концептуальной теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию. Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов, валидность для чего? для какой цели? По какому критерию? Итак, понятие валидности относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше валидность. Развитие анали-
124
за факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можно использовать в ориентации профессиональной, отборе профессиональном, в исследованиях научных.
ВЕРИФИКАЦИЯ - точное, экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории, полученное в результате проведенного исследования.
КРИТЕРИИ - 1. Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. Разработка критериев тех или иных явлений в педагогике представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.
2. Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки, суждения; в теории познания - признак истинности или ложности положения; параметр оценки (могут быть непосредственные и опосредованные); признак, служащий основой для оценки, может быть разбит на показатели.
ПОКАЗАТЕЛЬ — 1. Выраженная числом характеристика какого-либо свойства объекта, процесса или решения. В теории и практике автоматизированной обработки информации в П. (его называют также элементарным П) выявляется следующая структура: количественное значение (основание) и набор его содержательных признаков, называемый идентификатором П. (или его призначной частью).
2. Обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают: качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства; и количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.
УРОВНИ - специфически организованные циклы исследовательской деятельности, направленные на формирование различных уровней теории и эмпирики в системе знания.
125
Блок 5. Термины, характеризующие компетентностный под ход педагогического исследования.
КОМПЕТЕНЦИЯ - 1. Это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, т. е. компонентов содержания образования, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов.
2. Круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкурентному органу или должностному лицу.
3. Знания, опыт в той или иной области.
4. Круг вопросов, в которых личность хорошо осведомлена.
5. Совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально-значимых прав и обязанностей.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - 1. Это качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией.
2. Личные возможности должностного лица, его квалификация
(знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке
определенного круга вопросов или решать самому вопросы, наличие
у него определенных знаний и навыков.
3. Единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности.
4. Совокупность знаниевых компонентов в структуре сознания человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие.
5. Особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью применяются: биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ -владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеатов и пед. сознания.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - 1 Интегральная профессионально-личностная характеристика, определяемая го-
126
товностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с квалификационными стандартами, действующими в системе высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
2. Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
3. Владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ - способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ - (лат - добиваться, соответствовать, подходить) - способность индивида выбирать из доступных ему совокупностей грамматически правильных выражений те формы, которые соответствуют нормам поведения в конкретных актах взаимодействия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - 1 Это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, техника по отношению к определенному кругу объектов действительности, необходимых для осуществления личностью социально значимой продуктивной деятельности.
Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.
Педагогические способности - это такое психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительности к принятым требованиям педагогической системы, к специфике их отражения соответствующими учащимися и к возможным способам воздействия на учащихся для получения желаемого результата.
3. Способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку
127
учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые - металредметные, общепредметные и предметные компетенции.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА - совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации.
СОЦИАЛЫЛЫИ ЗАКАЗ - требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей; осознание нравственного смысла свободы и её неразрывной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - возникновение, выделение, определение и осознавание целей.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ- (мотивационные типы):
- Власть. Главной мотивирующей целью является достижение высо
кого социального статуса, престижа. Стремление к контролю или до
минированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной
системы.
- Достижение. Стремление достигнуть личного успеха в конкретной
деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с
социальными стандартами и последующим социальным одобрением.
- Гедонизм. В основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как моясно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений.
- Стимулирование (полнота жизненных переживаний). Главная цель
- наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности.
128
- Саморегуляция (самонаправленность). Данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения направленность на создание нового, исследовательский интерес.
- Универсализм. Выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы .
- Благосклонность (забота). Главная цель - взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии.
- Традиции. Мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социокультурной и религиозной группы как основа успешного функционирования группы.
- Конформность. Главная цель - ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий.
- Безопасность как стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества
129
7.3. Рекомендуемая литература
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. -М., 1985.
2. Акулова, О.В. Школьное образование в современных социокультурных условиях /О.В. Акулова, С.А. Писарева, ЕВ. Писку-нова, А П. Тряшщына. - СПб., 2005
3. Амонашвили, Ш. Размышления о гуманной педагогике / III. Амонашвили. -М., 1996.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. -Л., 1968.
5. Андреев, В.И. Педагогика, учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань, 2000.
6. Антология педагогической мысли России второй половины 19-20 в. / сост. ПА Лебедев. - М., 1990.
7. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управ-ление/В.Г. Афанасьев. - М, 1981.
8. Баева, Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании : учеб. -метод, пособие для студ. и асп. ин-та физ. культуры / Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков. - СПб., 2001.
9. Батышев, С.Я. Методология прогнозирования профессионального образования / С.Я. Батышев. - М., 1999.
10. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятель-ностный аспект/В.А. Беликов. - М., 2004.
11. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) /А.С. Белкин. - Екатеринбург, 2005.
12. Белкин, А.С Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / АС. Белкин. - М, 2000.
13. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 1995.
14. Бестужев-Лада, И.В. Альтернативная цивилизация / ИВ. Бестужев-Лада. -М., 1998.
15. Блауберг, И.В. Проблема ценности и системный подход / ИВ. Блауберг. -М., 1997.
16. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. /ред. АВ. Петровский. - М., 1979.
130
17. Борцовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико- методологические проблемы / Н.В. Бордовская. - СПб., 2001.
18. Брызгалова, СИ. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособие / СИ. Брызгалова - Калининград, 2003.
19. Бряник, Н.В. Введение в современную теорию познания, учеб. пособие/Н.В. Бряник. -М.; Екатеринбург, 2003.
20. Бухарова, Г.Д. О соотношении и взаимосвязи категорий, понятий и дефиниций в педагогике / Г. Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. -Екатеринбург, 2003.
21. Волков, Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. НИ. Загузова. - М., 2001.
22. Вульфсон, Б.Я. Стратегия развития образования на Западе на пороге 21 века/ Б.Я. Вульфсон. - М., 1999.
23. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М., 1956.
24. Выготский, Л.С Психология / Л.С. Выготский. - М., 2002.
25. Гершунский, Б.С Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунский. - М., 1998.
26. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М., 1996.
27. Демидова, А.К. Пособие по русскому языку: научный стиль. Оформление научной работы / А.К. Демидова. - М., 1991.
28. Духавнева, А.В. История зарубежной педагогики и философия образования / Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д., 2000.
29. Загвязинский, В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент / В.И. Загвязинский, ММ. Поташник. - М., 2006.
30. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М., 2001.
31. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие дня студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М., 2001.
32. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 9-е изд. -М., 2005.
131
33. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. -М., 1986
34. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. -Ростов н/Д, 1997.
35. История и методология науки: Феномен специализированного познания: учеб. пособие / под ред. Б.И. Липского. - СПб., 2004.
36. Капица, ПЛ. Эксперимент, теория, практика / П. Л. Капица- М., 1981.
37. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова - М., 1996.
38. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А Караковский. - М., 1993.
39. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. - Оренбург, 1996.
40. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Директор шк. - 2002. - № 1.
41. Концепция непрерывного образования // бюллетень Госкомобразования СССР. - 1989. № 7.
42. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивом}' развитию // Устойчивое развитие: информ. сб. - М.: ВИНИТИ, 1998. -Вып. 1.
43. Косарева, Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного знания / Л.М. Косарева // Вопросы философии. - М, 1987. - №8.
44. Кохановский, В.П. Философия и методология науки / В.П. Кохановский. - Ростов н/Д, 1999.
45. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов / В.В. Краевский. - М., 2003.
46. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методол. анализ). - М., 1977.
47. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - Л., 1980.
48. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психо
логии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. - М., 1996.
49. Лазарев, В.С. Опытно-экспериментальная работа в образо
вательном учреждении / В.С. Лазарев. - М., 2008.
132
50. Лаптев, В.В. Современное диссертационное исследование в сфере образования: гуманитарные основания оценки качества: научно-методические материалы / В.В. Лаптев, С.А. Писарев. - СПб 2008.
51. Ледвев, В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству /В.С. Леднев. - М., 2001.
52. Леднев, В.С. Научное образование: развитие способности к научному творчеству / В.С. Леднев. - М., 2001.
53. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов / А.Н. Леонтьев. - М., 2004.
54. Лернер, ИЛ. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер.-М., 1991.
55. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / АС. Макаренко. -Челябинск, 1988.
56. Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования / под ред. Н.В. Седовой. - СПб., 2008.
57. Модернизация российского образования: документы и материалы. - М., 2002.
58. Научные и вненаучные формы мышления / под ред. И.Т. Ка-савин, В.Н. Порус. - М. 1996.
59. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Федеральные документы в образовании. - 2000. - № 21.
60. Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века/Н.Д. Никандров. - М., 1997.
61. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы)/ А.М. Новиков. - М., 1998.
62. Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения: учеб. пособие / под ред. А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. - Челябинск, 2003.
63. Образование и наука. Будущее в ретроспективе: науч-метод. сб. / авт.-сост. ЕВ. Ткаченко. - Екатеринбург, 2005.
64. Образование: Философия, культурология, политика / АС. Запесоцкий. - М., 2003.
65. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А Сорокин. ~ М.,1988.
66. Порус, В.Н. Рациональность. Наука Культура / В.Н. Порус. -М., 2002.
133
67. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к ГХ Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М., 2008.
68. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000.
69. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. -М., 1999.
70. Седова, Н.В. Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования: метод, рекомендации / под ред. Н.В. Седовой. - Спб., 2008.
71. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие/ Г.К. Селевко. -М., 1998.
72. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование / В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. - № 5.
73. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М., 2002.
74. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов: в 2 ч. / И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М., 2002.
75. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А Сластенин. - М., 1997.
76. Смирнов, И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 2005.
77. Стенин, В.С. Специфика научного познания // В сб. Наука: возможности и границы / отв. ред. Е.А. Мамчур. -М., 2003.
78. Стенин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция / В.С. Степин. - М., 2000.
79. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника: (Подросткового и юношеского возраста) / В.А. Сухомлинский. - М., 1961.
80. Сухомлинский, В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. -М., 1979.
81. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. -М., 1981.
82. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983.
134
83. Теория и практика педагогического эксперимента А.И. Пискунов, Г.В. Воробьев, В.С. Ильин. -М, 1979
84. I каченко, Е.В. Проблемные вопросы российского образования на рубеже столетий / Е.В. Ткаченко // Образование и на буду дущее в ретроспективе. - Екатеринбург, 2005.
85. Тюмасева, З.И. Системное образование и образовательные системы: монография / 3.И. Тюмасева. - Челябинск, 1999
86. Тюнников, Ю.С. Педагогическая мифология / Ю.С. Тюн-ников. - М., 2004.
87. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. - М, 2007.
88. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / сост. Н.А. Сундуков. - М.Д968.
89. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педаг. антропологии: избр. части / К.Д. Ушинский. - М., 1978.
90. Фаддеев, М.А. Элементарная обработка результатов экспе
римента / М. А. Фаддеев. - СПб., 2008.
91. Федеральная программа развития образования (2006-2010 гг.) // Вестник образования России. - 2006.
92. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: в 2 томах: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М., 2005.
93. Хадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / X.-Г. Хадамер. -М, 1988.
94. Хуторской, А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М, 2005.
95. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. - М., 1996.
96. Шамардин, В.Н. Школа от конечного результата - к творческому поиску / В.Н. Шамардин, Т.И. Тамбовкина, Н.П. Суслова. -М., 1991.
97. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / ред. Д.С. Бершадская, А.Н. Волковский; сост. М.П. Малышев. - М., 1958.
98. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / ред. И.А. Каиров; сост. Г.Ф. Морозова. - М.,1962.
99. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, И.О. Яковлева. - М., 2006.
135
Дата: 2018-12-21, просмотров: 316.