Развитие указательных местоимений. Определенный и неопределенный артикли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Д-а формы sē, sēo изменились в Þе, Þео.

13в. Вслед за утратой сущ категории падежа, они тоже теряют; категорию числа, как и сущ, сохраняют. Мест-я, кроме того, утрачивают категорию рода, и в качестве единственной формы, обобщающей все бывшие формы рода, выбирается форма с.р (Þis,Þæt, this, that), но некоторые другие падежные формы сохраняются до сих пор, хотя на 1й взгляд их не сразу узнаешь:

1) И.п.м.р. se, которая сначала просто выравнивается фонетически по всем остальным формам - sē>the. И эта форма тоже обобщающая для всех родов в значении опред.артикля - только перед сущ. В с-а опред.артикль полностью обособляется от указ.мест.

2) Тв.п.м.р. сохраняется - Þy>the, который оказался фонетически совпадающим с И.п.м.р. The more the better (рус: чем...тем - Т.п) - сохраняется д-а корреляция, как синт.прием. Др-англичане говорили: тем больше, тем лучше. Сейчас это воспринимается как артикль. Но нет сущ.

Неопр.артикль развивается из числит.ān «один». Гласный а сократился и получился особый неударный вариант an. Когда за an следовало слово, начинавшееся с согл, -n отпадало и получалось а.

 

Множественное число указат.местоимений

Þēs=these

Þōs=Þā+s по аналогии с сущ=those

 

Появление новых разрядов местоимений

Возвратные местоимения

В д-а self существовало как отдельное слово. Сейчас тоже - My own self. - но в др-а оно было прил. Him self - абсолютно логичное словосочетание, которое переходит в himself = его самого. Затем self становится сущ. И так и остается. В таком случае my self - тоже логичное СС >myself = моя самость. Yourself. Herself - примиряет все, т.к.her и притяжат.и объект. Диалекты: myself meself

                                                                      hisself himself

Относительные местоимения

В д-а сложное предложение вообще было проблемной синт.конструкцией, т.к.было мало союзов, а союз.слов не было вообще. Но уже в др-а мест.Þæt употреблялось в союзной функции и вводило придаточное дополнительное.

Ohthere sæde Aelfrede cyninge Þæt he ealre normonna normost būde.

С-а: Þæt расширяет контексты употребления и приобретает относительное значение. (...martyr...that...) Затем к that присоединяются, как и в других языках, бывшие вопросит.мест. И это понятно, т.к.вопросы начинаются с этих слов: Который человек пришел? > Человек, который пришел.

Из всех форм первой появляется which и относится как и одуш, так и к неодуш.предметам. Затем добавляется whose<hwæs, whom<hwam. Первоначально они на полном основании тоже относились и к одуш и к неодуш.

Позже всех в эту группу (16в) вливается who.

Тв.п hwy>why. Но в течение с-а он лексикализируется, становится отдельной лексемой и оказывается мест.наречием. В рус.языке прямой аналогии нет, есть похожее в украинском - why=чему, зачем=чем.

 

Неопределенно-личные местоимения

Начиная со ср-а периода наряду с др-а формами man, men, me, которые полностью редуцировались, появляются everychon>everyone, many one. Из таких контекстов one вычленяется в качестве самостоятельного, местоименного слова.

В р-на men, me уходят из употребления.

One приобетает:

1) one+'s - possessive case

2) ones - мн.ч

3) the one - артикль. Становится сущ.

Морфологическая классификация глаголов в д-а языке.

Существовало 4 типа морф.классов глаголов, в зависимости от того, каков был способ образования претерита и прич2:

1) сильные глаголы – для образования своих форм использовали чередование гласных в корне по аблауту

2) слабые глаголы – использовали дентальный суффикс

3) претерито-презентные глаголы – использовали оба этих способа

4) неправильные глаголы – в д-а их было 4: быть, идти, делать, желать.

 

Сильные глаголы

В д-а сохраняются следы герм.системы сильных глаголов – 7 классов в зависимости от структуры корня и типа чередования, но поскольку разные классы сильных глаголов отличаются друг от друга фонетически, для д-а периода оказываются важным все комбинаторные изменения, которым подверглись гласные в разных позициях. Кроме того, в д-а по сравнению с более ранними периодами, увеличилось число позиционных гласных в том или ином окружении. В результате, достаточно систематическая и непротиворечивая картина в готском к эпохе др.памятников в д-а приходит в сильно измененном виде:

-3 класс в д-а представлен 3 разными фонетическими моделями

-в 4 классе имеются специфические глаголы с особой фонетикой

-в 5 классе и в нескольких других появление суффикса j в корне инфинитива также увеличило вариативность форм

В результате, бывшая прозрачная система теряет четкость, противопоставления между классами размываются, что служит причиной перехода ряда сильных глаголов в слабые, у которых прозрачность системы была гораздо больше.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.