Введение в социальную и экономическую географию мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Что изучает экономическая и социальная география мира.Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.

 

Раздел 1. Территориальная организация мирового сообщества.

 

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

 

Раздел 2. Человек и окружающая среда.

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

 

Раздел 3. Население мира.

 

Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

 

Раздел 4. Мировое хозяйство.

 

Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

 

Класс

 

Раздел 5. Региональная география и страноведение.

 

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и

 

регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

 

Раздел 6. Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со

 

странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

 

Раздел 7. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.Географическая наука и географическое мышление.Карта–языкгеографии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

 

Перечень практических работ

 

1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

 

2. Характеристика политико-географического положения страны.

 

3. Характеристика экономико-географического положения страны.

 

4. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.

5. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.

 

6. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.

 

7. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.

 

8. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.

 

9. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.

 

10. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

 

11. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.

 

12. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

 

13. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

 

14. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

 

15. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.

 

16. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

 

17. Анализ международных экономических связей страны.

 

18. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

 

19. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.

 

20. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.

 

21. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.

 

22. Отображение статистических данных на картосхем


 

 

Раздел. Тема. Кол-во    

Содержание по темам

    Основные виды учебной деятельности   часов    

Практические работы

               

10 класс (36 часов)

    Введение в социальную и экономическую географию мира. 2

Введение. Что изучает экономическая и

социальная география мира.Географическаянаукаи географическое мышление. Карта – язык географии.

Выявлять и знать объекты изучения естественных и общественных наук. Выявлять источники географических знаний. Раздел 1. Территориальная организация мирового сообщества. 4

1.    Мировое сообщество – общая картина

мира.

2.    Современная политическая карта и ее

изменения.

3 Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Практические работы:

1.    Классификация стран мира на основе анализа

политической и экономической карты мира.

2.Характеристика политико-географического

положения страны.

Называть основные географические понятия и термины; называть различия стран по уровню социально-экономического развития Уметь составлять географическую характеристику ПГП стран мира   Понимать основные географические понятия и   термины   Раздел 2. Человек и окружающая среда. 7
  1. Окружающая среда как геосистема.

Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.

2.    Представление о ноосфере.

3.    Взаимодействие человека и природы.       природные ресурсы и их виды. 

4 Закономерности размещения   природных ресурсов.

5 Ресурсообеспеченность. Рациональное и             

Нерациональное природопользование.

Геоэкология. 

6 Техногенные и иные изменения

окружающей среды. Пути решения экологических

проблем.

7 Особоохраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Практические работы:

3.Оценка    ресурсообеспеченности   страны

(региона,    человечества) основными видами

ресурсов.

Называть численность и определять динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. Раздел 3.Население мира.   8

1Численность, воспроизводство, динамика населения.

2Демографическая политика.

3Размещение и     плотность населения.          

4Состав и структура населения (половозрастной, этнический,

религиозный состав, городское и сельское население).

 5 Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

6География рынкатруда и занятости.  

7 Миграция населения. Закономерности расселения населения.

8Урбанизация.

Практические работы:

4.    Прогнозирование  изменения  численности

населения мира и отдельных регионов.

5.    Выявление основных   закономерностей

расселения на   основе анализа      физической и

тематических карт мира.

6.    Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

7.    Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

8.    Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

Выявлять особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания Уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира Раздел 4. Мировое хозяйство. 13

Географическое                разделение труда.

Отраслевая и                 территориальная   структура

Мирового хозяйства. Изменение отраслевой

структуры. География  основных отраслей

производственной и непроизводственной сфер.

Развитие сферы     услуг. Международные отношения. Географические    аспекты глобализации.                        Практические работы:              

9.Анализ участия стран и регионов мира в

Международном географическом разделении

труда. 

10.Выявление        причин                   неравномерности

хозяйственного освоения различных территорий.

11.Составление экономико-географической

Характеристики одной из отраслей

промышленности.                                                                 

12.Анализ грузооборота и пассажиропотока по

основным транспортным магистралям мира.

Называть и описывать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства Определять особенности отраслей мирового хозяйства; Уметь сопоставлять географические карты различной тематики; составлять географическую характеристику отраслей производства.     ВПР 1

 

  Годовая промежуточная аттестация 1

 

  Итого 36

 

 

11 класс (34 часа)

Раздел 5. Региональная география и страноведение. 28

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем    развития крупных регионов и стран Европы,   Азии, Северной       и Южной Америки, Австралии    и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная

Специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры       основных видов       продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в

единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические      и отраслевые союзы).

       Практические работы:

1.Характеристика  экономико-географического положения страны.

2.Характеристика  природно-ресурсного

потенциала страны.

3.Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

4.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

5.Анализ международных экономических связей страны.

6.Отображение статистических данных на картосхеме.

Выявлять ресурсообеспеченность отдельных стран регионов, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран региона; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.   Раздел 6. Россия на политической       карте мира и в мировом хозяйстве. 3

География              экономических,     политических,

культурных и научных связей России со странами

мира.

Особенности и проблемы интеграции

России в    мировое     сообщество.  

Географические аспекты решения внешне экономических, внешнеполитических задач развития России.

Практические работы:

7.Анализ и объяснение особенностей

современного геополитического

геоэкономического положения России.

8. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и

научных связей России с наиболее развитыми

странами мира.

Выявлять экономические, политические, культурные и научные связи России со странами мира. Определять особенности и проблемы интеграции России в мировом сообществе. Называть географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.   Раздел 7. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. 3

Географические аспекты глобальных проблем

человечества. Роль географии в решении

глобальных проблем современности.

Международное сотрудничество как инструмент

решения глобальных проблем.

 

Практические работы:

9. Выявление на основе различных источников

информации приоритетных глобальных проблем

человечества.

10. Анализ международного сотрудничества по

решению глобальных проблем человечества.

Определять географические аспекты глобальных проблем человечества. Уметь оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.  

 

  Годовая промежуточная аттестация 1

 

  ИТОГО 34

 

                   

 

                                                                                                  

 


Материально-техническое и учебно-методическое

обеспечение образовательного процесса

Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:

 

1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

 

1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения: · моделями; · приборами;

 

· коллекциями; · гербариями; · макетами; · картами; · картинами; · таблицами;

 

2. В кабинете географии средства обучения систематизированы:

· по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);

· по классам (6-10 классы)

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 585.