Что изучает экономическая и социальная география мира.Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Раздел 1. Территориальная организация мирового сообщества.
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Раздел 2. Человек и окружающая среда.
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Раздел 3. Население мира.
Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Раздел 4. Мировое хозяйство.
Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Класс
Раздел 5. Региональная география и страноведение.
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Раздел 6. Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со
странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Раздел 7. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.Географическая наука и географическое мышление.Карта–языкгеографии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Перечень практических работ
1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
2. Характеристика политико-географического положения страны.
3. Характеристика экономико-географического положения страны.
4. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
5. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
6. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
7. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
8. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
9. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
10. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
11. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
12. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
13. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
14. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
15. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
16. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
17. Анализ международных экономических связей страны.
18. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
19. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
20. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.
21. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
22. Отображение статистических данных на картосхем
| Раздел. Тема. | Кол-во | ||||
Содержание по темам
Практические работы
10 класс (36 часов)
Введение. Что изучает экономическая и
социальная география мира.Географическаянаукаи географическое мышление. Карта – язык географии.
1. Мировое сообщество – общая картина
мира.
2. Современная политическая карта и ее
изменения.
3 Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Практические работы:
1. Классификация стран мира на основе анализа
политической и экономической карты мира.
2.Характеристика политико-географического
положения страны.
Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
2. Представление о ноосфере.
3. Взаимодействие человека и природы. природные ресурсы и их виды.
4 Закономерности размещения природных ресурсов.
5 Ресурсообеспеченность. Рациональное и
Нерациональное природопользование.
Геоэкология.
6 Техногенные и иные изменения
окружающей среды. Пути решения экологических
проблем.
7 Особоохраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практические работы:
3.Оценка ресурсообеспеченности страны
(региона, человечества) основными видами
ресурсов.
1Численность, воспроизводство, динамика населения.
2Демографическая политика.
3Размещение и плотность населения.
4Состав и структура населения (половозрастной, этнический,
религиозный состав, городское и сельское население).
5 Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
6География рынкатруда и занятости.
7 Миграция населения. Закономерности расселения населения.
8Урбанизация.
Практические работы:
4. Прогнозирование изменения численности
населения мира и отдельных регионов.
5. Выявление основных закономерностей
расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
6. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
7. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
8. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Географическое разделение труда.
Отраслевая и территориальная структура
Мирового хозяйства. Изменение отраслевой
структуры. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер.
Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Практические работы:
9.Анализ участия стран и регионов мира в
Международном географическом разделении
труда.
10.Выявление причин неравномерности
хозяйственного освоения различных территорий.
11.Составление экономико-географической
Характеристики одной из отраслей
промышленности.
12.Анализ грузооборота и пассажиропотока по
основным транспортным магистралям мира.
11 класс (34 часа)
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная
Специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в
единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Практические работы:
1.Характеристика экономико-географического положения страны.
2.Характеристика природно-ресурсного
потенциала страны.
3.Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
4.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
5.Анализ международных экономических связей страны.
6.Отображение статистических данных на картосхеме.
География экономических, политических,
культурных и научных связей России со странами
мира.
Особенности и проблемы интеграции
России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешне экономических, внешнеполитических задач развития России.
Практические работы:
7.Анализ и объяснение особенностей
современного геополитического
геоэкономического положения России.
8. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и
научных связей России с наиболее развитыми
странами мира.
Географические аспекты глобальных проблем
человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Практические работы:
9. Выявление на основе различных источников
информации приоритетных глобальных проблем
человечества.
10. Анализ международного сотрудничества по
решению глобальных проблем человечества.
Материально-техническое и учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения: · моделями; · приборами;
· коллекциями; · гербариями; · макетами; · картами; · картинами; · таблицами;
2. В кабинете географии средства обучения систематизированы:
· по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
· по классам (6-10 классы)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 857.