Рабочая программа
Учебного предмета «География»
за курс среднего общего образования
(базовый уровень)
Срок реализации –2 года
Класс: 10-11
Составлена с учетом составлена с учетом авторской программы по географии В.П. Максаковского М.:Дрофа, 2014г.
Программу составила: Харионовская Я.Ф.
с. Выльгорт, 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 10-11классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, с изменениями (приказ Минобрнауки РФ №1645 от 29.12.2014), на основе примерной основной образовательной программы СОО, одобренной 28.06.2016г.№ 2/16-зУМО РФ, с учетом авторской программы по географии В.П. Максаковского М.:Дрофа, 2014г.
Цели и задачи:
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Приносящим вред экологии; Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ОП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школыпрограммы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Содержание
Класс
Раздел 3. Население мира.
Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Класс
Перечень практических работ
1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
2. Характеристика политико-географического положения страны.
3. Характеристика экономико-географического положения страны.
4. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
5. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
6. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
7. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
8. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
9. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
10. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
11. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
12. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
13. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
14. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
15. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
16. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
17. Анализ международных экономических связей страны.
18. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
19. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
20. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.
21. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
22. Отображение статистических данных на картосхем
Раздел. Тема. | Кол-во |
Содержание по темам
Практические работы
10 класс (36 часов)
Введение. Что изучает экономическая и
социальная география мира.Географическаянаукаи географическое мышление. Карта – язык географии.
1. Мировое сообщество – общая картина
мира.
2. Современная политическая карта и ее
изменения.
3 Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Практические работы:
1. Классификация стран мира на основе анализа
политической и экономической карты мира.
2.Характеристика политико-географического
положения страны.
Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
2. Представление о ноосфере.
3. Взаимодействие человека и природы. природные ресурсы и их виды.
4 Закономерности размещения природных ресурсов.
5 Ресурсообеспеченность. Рациональное и
Нерациональное природопользование.
Геоэкология.
6 Техногенные и иные изменения
окружающей среды. Пути решения экологических
проблем.
7 Особоохраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практические работы:
3.Оценка ресурсообеспеченности страны
(региона, человечества) основными видами
ресурсов.
1Численность, воспроизводство, динамика населения.
2Демографическая политика.
3Размещение и плотность населения.
4Состав и структура населения (половозрастной, этнический,
религиозный состав, городское и сельское население).
5 Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
6География рынкатруда и занятости.
7 Миграция населения. Закономерности расселения населения.
8Урбанизация.
Практические работы:
4. Прогнозирование изменения численности
населения мира и отдельных регионов.
5. Выявление основных закономерностей
расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
6. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
7. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
8. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Географическое разделение труда.
Отраслевая и территориальная структура
Мирового хозяйства. Изменение отраслевой
структуры. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер.
Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Практические работы:
9.Анализ участия стран и регионов мира в
Международном географическом разделении
труда.
10.Выявление причин неравномерности
хозяйственного освоения различных территорий.
11.Составление экономико-географической
Характеристики одной из отраслей
промышленности.
12.Анализ грузооборота и пассажиропотока по
основным транспортным магистралям мира.
11 класс (34 часа)
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная
Специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в
единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Практические работы:
1.Характеристика экономико-географического положения страны.
2.Характеристика природно-ресурсного
потенциала страны.
3.Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
4.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
5.Анализ международных экономических связей страны.
6.Отображение статистических данных на картосхеме.
География экономических, политических,
культурных и научных связей России со странами
мира.
Особенности и проблемы интеграции
России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешне экономических, внешнеполитических задач развития России.
Практические работы:
7.Анализ и объяснение особенностей
современного геополитического
геоэкономического положения России.
8. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и
научных связей России с наиболее развитыми
странами мира.
Географические аспекты глобальных проблем
человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Практические работы:
9. Выявление на основе различных источников
информации приоритетных глобальных проблем
человечества.
10. Анализ международного сотрудничества по
решению глобальных проблем человечества.
Материально-техническое и учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения: · моделями; · приборами;
· коллекциями; · гербариями; · макетами; · картами; · картинами; · таблицами;
2. В кабинете географии средства обучения систематизированы:
· по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
· по классам (6-10 классы)
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
1. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
Планируемые результаты изучения географии
Предметные планируемые результаты.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Рабочая программа
учебного предмета «География»
за курс среднего общего образования
(базовый уровень)
Срок реализации –2 года
Класс: 10-11
Составлена с учетом составлена с учетом авторской программы по географии В.П. Максаковского М.:Дрофа, 2014г.
Программу составила: Харионовская Я.Ф.
с. Выльгорт, 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 10-11классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, с изменениями (приказ Минобрнауки РФ №1645 от 29.12.2014), на основе примерной основной образовательной программы СОО, одобренной 28.06.2016г.№ 2/16-зУМО РФ, с учетом авторской программы по географии В.П. Максаковского М.:Дрофа, 2014г.
Цели и задачи:
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 556.