Рабочая программа
Учебного предмета «География»
за курс среднего общего образования
(базовый уровень)
Срок реализации –2 года
Класс: 10-11
Составлена с учетом составлена с учетом авторской программы по географии В.П. Максаковского М.:Дрофа, 2014г.
Программу составила: Харионовская Я.Ф.
с. Выльгорт, 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 10-11классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, с изменениями (приказ Минобрнауки РФ №1645 от 29.12.2014), на основе примерной основной образовательной программы СОО, одобренной 28.06.2016г.№ 2/16-зУМО РФ, с учетом авторской программы по географии В.П. Максаковского М.:Дрофа, 2014г.
Цели и задачи:
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Приносящим вред экологии; Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ОП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школыпрограммы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Содержание
Класс
Раздел 3. Население мира.
Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Класс
Перечень практических работ
1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
2. Характеристика политико-географического положения страны.
3. Характеристика экономико-географического положения страны.
4. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
5. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
6. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
7. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
8. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
9. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
10. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
11. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
12. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
13. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
14. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
15. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
16. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
17. Анализ международных экономических связей страны.
18. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
19. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
20. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.
21. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
22. Отображение статистических данных на картосхем
| Раздел. Тема. | Кол-во | ||||
Содержание по темам
Практические работы
10 класс (36 часов)
Введение. Что изучает экономическая и
социальная география мира.Географическаянаукаи географическое мышление. Карта – язык географии.
1. Мировое сообщество – общая картина
мира.
2. Современная политическая карта и ее
изменения.
3 Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Практические работы:
1. Классификация стран мира на основе анализа
политической и экономической карты мира.
2.Характеристика политико-географического
положения страны.
Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
2. Представление о ноосфере.
3. Взаимодействие человека и природы. природные ресурсы и их виды.
4 Закономерности размещения природных ресурсов.
5 Ресурсообеспеченность. Рациональное и
Нерациональное природопользование.
Геоэкология.
6 Техногенные и иные изменения
окружающей среды. Пути решения экологических
проблем.
7 Особоохраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практические работы:
3.Оценка ресурсообеспеченности страны
(региона, человечества) основными видами
ресурсов.
1Численность, воспроизводство, динамика населения.
2Демографическая политика.
3Размещение и плотность населения.
4Состав и структура населения (половозрастной, этнический,
религиозный состав, городское и сельское население).
5 Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
6География рынкатруда и занятости.
7 Миграция населения. Закономерности расселения населения.
8Урбанизация.
Практические работы:
4. Прогнозирование изменения численности
населения мира и отдельных регионов.
5. Выявление основных закономерностей
расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
6. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
7. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
8. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Географическое разделение труда.
Отраслевая и территориальная структура
Мирового хозяйства. Изменение отраслевой
структуры. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер.
Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Практические работы:
9.Анализ участия стран и регионов мира в
Международном географическом разделении
труда.
10.Выявление причин неравномерности
хозяйственного освоения различных территорий.
11.Составление экономико-географической
Характеристики одной из отраслей
промышленности.
12.Анализ грузооборота и пассажиропотока по
основным транспортным магистралям мира.
11 класс (34 часа)
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная
Специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в
единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Практические работы:
1.Характеристика экономико-географического положения страны.
2.Характеристика природно-ресурсного
потенциала страны.
3.Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
4.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
5.Анализ международных экономических связей страны.
6.Отображение статистических данных на картосхеме.
География экономических, политических,
культурных и научных связей России со странами
мира.
Особенности и проблемы интеграции
России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешне экономических, внешнеполитических задач развития России.
Практические работы:
7.Анализ и объяснение особенностей
современного геополитического
геоэкономического положения России.
8. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и
научных связей России с наиболее развитыми
странами мира.
Географические аспекты глобальных проблем
человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Практические работы:
9. Выявление на основе различных источников
информации приоритетных глобальных проблем
человечества.
10. Анализ международного сотрудничества по
решению глобальных проблем человечества.
Материально-техническое и учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения: · моделями; · приборами;
· коллекциями; · гербариями; · макетами; · картами; · картинами; · таблицами;
2. В кабинете географии средства обучения систематизированы:
· по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
· по классам (6-10 классы)
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
1. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
Планируемые результаты изучения географии
Предметные планируемые результаты.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Рабочая программа
учебного предмета «География»
за курс среднего общего образования
(базовый уровень)
Срок реализации –2 года
Класс: 10-11
Составлена с учетом составлена с учетом авторской программы по географии В.П. Максаковского М.:Дрофа, 2014г.
Программу составила: Харионовская Я.Ф.
с. Выльгорт, 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 10-11классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, с изменениями (приказ Минобрнауки РФ №1645 от 29.12.2014), на основе примерной основной образовательной программы СОО, одобренной 28.06.2016г.№ 2/16-зУМО РФ, с учетом авторской программы по географии В.П. Максаковского М.:Дрофа, 2014г.
Цели и задачи:
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 773.