Специализация «Кино-, видеотворчество», «Фототворчество»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФОТОРЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

 

Учебная программа

По специальности 071 301

«Народное художественное творчество»

 

Специализация «Кино-, видеотворчество», «Фототворчество»

Квалификация «Художественный руководитель любительской студии

Кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель»

 

 

Г. Кемерово

2009

 

Утверждена на заседании кафедры фотовидеотворчества 

19.11.09, протокол №3.

 

 

Фоторецензирование: Учебная программа по специальности 071031 «Народное художественное творчество», специализации «Фотовидеотворчество»/ Сост. Гулик В.Л.- Кемерово.: Кемеровск. гос. университет культуры и искусств, -2009. – 9 с.

 

 

Составитель:

доцент

Гулик В.Л.

 

 

Пояснительная записка

Фоторецензирование является одним из важнейших предметов обучения будущего режиссера фотовидеостудии. Этот курс является третьей основной частью фотоведческих дисциплин наряду с историей и эстетикой фотографии.

 Будущие художественные руководители фотостудий должны уметь объективно и грамотно раскрывать авторский замысел  фоторабот.

Таким образом, целью программы является формирование и развитие у студентов эстетических, художественных и нравственных критериев оценки фотоискусства на примере отдельных фоторабот и жанров фотографии.

Исходя из этого, основные задачи курса заключаются:

 - в выработке умения чётко раскрывать авторский замысел снимков, их идею и содержание;

- в приобретении профессиональных навыков искусствоведческого анализа фотопроизведений в различных жанрах, а также фотопроцесса в целом.

Курс «Фоторецензирование» рассчитан на 64 часа и рассчитан на два семестра (8,9).

Структура курса такова, что лекционными являются лишь первые занятия в начале каждого семестра ( по 2 часа ).

На первой лекции обращается внимание на  теоретические основы анализа фотоснимков, определяются общие принципы рецензирования фотографий на основе выявления авторского замысла и степени его реализации путём применения выразительных и изобразительных средств и определённой композиционной схеме, основанной на световом, линейном, тональном решении снимка и его колорите.

Учитывая то, что каждый из фотографических жанров обладает собственным набором выразительных средств, выявляется специфика анализа снимков в различных жанрах.

Особое внимание обращается на зависимость формы от идеи и содержания снимка, а также на то, что культура и рецензента и автора состоит в знании истории фотографии с её знаковыми находками, сделанными выдающимися мастерами прошлого.

В содержании лекции девятого семестра обращается внимание на необходимость знания специфики каждого из предложенных многокадровых жанров: фоторепортажа, серии, фотоочерка. Оценивается правильность следования кадров в соответствии с авторским замыслом (фотоочерк), логикой развития события (фоторепортаж), а также общее композиционное построение конструкции: чередование крупности планов, гармонизация сочетания снимков по направлению движения в кадре, тональному решению и колориту отдельных кадров.

Таким образом, из содержания лекций становится понятным, что в курсе «фоторецензирование» рассматриваются те же вопросы, что и в курсах цикла «фотомастерство», «история фотографии», «эстетика фотографии», однако на новом качественном уровне.

Практические занятия (60 часов) являются основными для данной дисциплины. Они посвящены устным рецензиям на работы студентов и мастеров фотографии,  обсуждению и анализу этих работ. Кроме этого, студенты выполняют контрольные задания – письменные рецензии на предложенные, или выбранные ими самостоятельно фотоснимки.

Тематика и очерёдность выполнения рецензий устанавливается по принципу постепенного усложнения заданий.

По итогам выполнения этих контрольных заданий в 8 семестре студентам выставляется зачет.

В 9 семестре работа строится по такому же принципу, как и в восьмом, с той лишь разницей, что студент выполняет три контрольных задания по каждому из жанров (фоторепортаж, фотоочерк и фотосерия) соответственно. Зачет студентам выставляется по итогам выполнения вышеперечисленных контрольных заданий.

 

Тематический план курса

«Фоторецензирование»

 

Наименование тем курса

 

Всего часов

 

В том числе

Лекции Семин Практ. Индив СРС
1.1.Оценка авторского замысла и степень его реализации     2   8   6
1.2.Анализ композиционного решения снимка       10   10
1.3. Полная рецензия на фотографии различных жанров       10   10
1.4. Анализ фоторепортажа   2   10   10
1.5. Рецензирование фотосессий       10   10
1.6. Рецензирование фотоочерка       10   10
Итого: 118 4   58   56

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ

Задание №1

Задание №2

Задания №3, 4, 5, 6

Задание №7

Анализ фоторепортажа

При рецензировании многокадрового фоторепортажа студентом обязательно должны быть отмечены следующие моменты:

1.Ответил ли автор на три главных вопроса: что? где? когда?

2.Насколько данный фоторепортаж публицистичен и документален.

3.Попал ли автор фоторепортажа в «ритм событий».

4.Насколько явственен эффект присутствия автора в качестве очевидца или участника событий.

5.Достаточно ли данный фоторепортаж концептуален и аналитичен.

6. Насколько ярка стилевая форма подачи как отдельных снимков, так и фоторепортажа в целом.

Студенту необходимо также оценить, имеет ли данный фоторепортаж познавательную и эстетическую ценность.

В заключение задания дается полная рецензия на один из снимков фоторепортажа.

Объем контрольного задания – не менее 1,5страниц машинописного текста

Задание №8

Рецензирование фотосерий

В данном задании вначале определяется тематический характер фотосерии. Далее выясняется, чем объединены отдельные кадры в анализируемой фотосерии (сюжетным ходом, композиционным приемом и т.д.).

Необходимо также проанализировать художественные и информативные достоинства каждого из кадров фотосерии и определить степень их равноценности.

В заключение оценивается общая компоновка, порядок следования снимков в фотосерии и гармоничность сочетания их друг с другом.

Так же, как и в задании №1, дается полная рецензия на один из снимков фотосерии.

Объем контрольного задания – не менее 1,5 страниц машинописного текста

Задание №9

Рецензирование фотоочерка

Выполнение данного задания начинается с определения разновидности фотоочнрка: портретный, путевой или проблемный.

Далее исследуется, на какой основе строится фотоочерк:

-на основе ли жесткой сюжетной структуры, или

-на основе главного «стержневого» кадра, объединяющего вокруг себя мозаику «второстепенных кадров», либо

-на основе ассоциативных связей, возникших между разными по творческому решению кадрами, или, наконец,

-на основе сочетания кадров сегодняшнего дня с ретроспективными.

Оценивается также общественная значимость «биографии» факта, события или человека и глубина проникновения автора в отснятый и предложенный материал.

Анализируется наличие не только информативных, но и художественных достоинств снимков, составляющих фотоочерк.

В заключение дается полная рецензия на главный «стержневой» кадр фотоочерка.

Объем контрольного задания – не менее 1,5 страниц машинописного текста.

 

Перечень ключевых слов

Акцент на главном Интерпретация
Алгоритм Классификация
Анализ  формы Композиция  уравновешенная
Артефакт Композиция  ассиметричная
Асимметрия Контрапункт
Взаимосвязи Контраст световой и цветовой
Восприятие Контраст фигуры и фона
Восприятия процесс Контур композиционный
Выразительные  средства Концепция
Гармония  части и целого Линии "золотого сечения"
Гештальты Манера
Единица изобразительная Мгновение  решающее
Единство композиционное Моделирование
Идея Модель визуальная
Изобразительные средства Образ типический
Иллюзия чувственная Объект сюжетно-важный
Объектов иерархия Самовыражение  творческое
Оверлеппинг фигур Симметрия
Оценка  визуальная Содержание
Перспектива воздушная Средства  композиции
Перспектива линейная Стиль
Плоскость  кадра Тема
Поле  визуальное Точки "золотого сечения"
Поле  изобразительное Форма
Поляризация  композиции Фотография  художественная
Прием экспрессии Характеристики психологические
Прозрачности эффект Центр  сюжетно-композиционный
Равновесие Черты типические
Реальность  физическая Элементы изобразительные
Ритм Элементы композиции

 

 

Основная литература

М., 2007.

Вартанов А. Фотография. Документ и образ. М., Планета. 1983

ФОТОРЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

 

Учебная программа

По специальности 071 301

«Народное художественное творчество»

 

Специализация «Кино-, видеотворчество», «Фототворчество»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.