ФОТОРЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
Учебная программа
По специальности 071 301
«Народное художественное творчество»
Специализация «Кино-, видеотворчество», «Фототворчество»
Квалификация «Художественный руководитель любительской студии
Кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель»
Г. Кемерово
2009
Утверждена на заседании кафедры фотовидеотворчества
19.11.09, протокол №3.
Фоторецензирование: Учебная программа по специальности 071031 «Народное художественное творчество», специализации «Фотовидеотворчество»/ Сост. Гулик В.Л.- Кемерово.: Кемеровск. гос. университет культуры и искусств, -2009. – 9 с.
Составитель:
доцент
Гулик В.Л.
Пояснительная записка
Фоторецензирование является одним из важнейших предметов обучения будущего режиссера фотовидеостудии. Этот курс является третьей основной частью фотоведческих дисциплин наряду с историей и эстетикой фотографии.
Будущие художественные руководители фотостудий должны уметь объективно и грамотно раскрывать авторский замысел фоторабот.
Таким образом, целью программы является формирование и развитие у студентов эстетических, художественных и нравственных критериев оценки фотоискусства на примере отдельных фоторабот и жанров фотографии.
Исходя из этого, основные задачи курса заключаются:
- в выработке умения чётко раскрывать авторский замысел снимков, их идею и содержание;
- в приобретении профессиональных навыков искусствоведческого анализа фотопроизведений в различных жанрах, а также фотопроцесса в целом.
Курс «Фоторецензирование» рассчитан на 64 часа и рассчитан на два семестра (8,9).
Структура курса такова, что лекционными являются лишь первые занятия в начале каждого семестра ( по 2 часа ).
На первой лекции обращается внимание на теоретические основы анализа фотоснимков, определяются общие принципы рецензирования фотографий на основе выявления авторского замысла и степени его реализации путём применения выразительных и изобразительных средств и определённой композиционной схеме, основанной на световом, линейном, тональном решении снимка и его колорите.
Учитывая то, что каждый из фотографических жанров обладает собственным набором выразительных средств, выявляется специфика анализа снимков в различных жанрах.
Особое внимание обращается на зависимость формы от идеи и содержания снимка, а также на то, что культура и рецензента и автора состоит в знании истории фотографии с её знаковыми находками, сделанными выдающимися мастерами прошлого.
В содержании лекции девятого семестра обращается внимание на необходимость знания специфики каждого из предложенных многокадровых жанров: фоторепортажа, серии, фотоочерка. Оценивается правильность следования кадров в соответствии с авторским замыслом (фотоочерк), логикой развития события (фоторепортаж), а также общее композиционное построение конструкции: чередование крупности планов, гармонизация сочетания снимков по направлению движения в кадре, тональному решению и колориту отдельных кадров.
Таким образом, из содержания лекций становится понятным, что в курсе «фоторецензирование» рассматриваются те же вопросы, что и в курсах цикла «фотомастерство», «история фотографии», «эстетика фотографии», однако на новом качественном уровне.
Практические занятия (60 часов) являются основными для данной дисциплины. Они посвящены устным рецензиям на работы студентов и мастеров фотографии, обсуждению и анализу этих работ. Кроме этого, студенты выполняют контрольные задания – письменные рецензии на предложенные, или выбранные ими самостоятельно фотоснимки.
Тематика и очерёдность выполнения рецензий устанавливается по принципу постепенного усложнения заданий.
По итогам выполнения этих контрольных заданий в 8 семестре студентам выставляется зачет.
В 9 семестре работа строится по такому же принципу, как и в восьмом, с той лишь разницей, что студент выполняет три контрольных задания по каждому из жанров (фоторепортаж, фотоочерк и фотосерия) соответственно. Зачет студентам выставляется по итогам выполнения вышеперечисленных контрольных заданий.
Тематический план курса
«Фоторецензирование»
Наименование тем курса
| Всего часов
| В том числе | ||||
Лекции | Семин | Практ. | Индив | СРС | ||
1.1.Оценка авторского замысла и степень его реализации | 2 | 8 | 6 | |||
1.2.Анализ композиционного решения снимка | 10 | 10 | ||||
1.3. Полная рецензия на фотографии различных жанров | 10 | 10 | ||||
1.4. Анализ фоторепортажа | 2 | 10 | 10 | |||
1.5. Рецензирование фотосессий | 10 | 10 | ||||
1.6. Рецензирование фотоочерка | 10 | 10 | ||||
Итого: | 118 | 4 | 58 | 56 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ
Задание №1
Задание №2
Задания №3, 4, 5, 6
Задание №7
Анализ фоторепортажа
При рецензировании многокадрового фоторепортажа студентом обязательно должны быть отмечены следующие моменты:
1.Ответил ли автор на три главных вопроса: что? где? когда?
2.Насколько данный фоторепортаж публицистичен и документален.
3.Попал ли автор фоторепортажа в «ритм событий».
4.Насколько явственен эффект присутствия автора в качестве очевидца или участника событий.
5.Достаточно ли данный фоторепортаж концептуален и аналитичен.
6. Насколько ярка стилевая форма подачи как отдельных снимков, так и фоторепортажа в целом.
Студенту необходимо также оценить, имеет ли данный фоторепортаж познавательную и эстетическую ценность.
В заключение задания дается полная рецензия на один из снимков фоторепортажа.
Объем контрольного задания – не менее 1,5страниц машинописного текста
Задание №8
Рецензирование фотосерий
В данном задании вначале определяется тематический характер фотосерии. Далее выясняется, чем объединены отдельные кадры в анализируемой фотосерии (сюжетным ходом, композиционным приемом и т.д.).
Необходимо также проанализировать художественные и информативные достоинства каждого из кадров фотосерии и определить степень их равноценности.
В заключение оценивается общая компоновка, порядок следования снимков в фотосерии и гармоничность сочетания их друг с другом.
Так же, как и в задании №1, дается полная рецензия на один из снимков фотосерии.
Объем контрольного задания – не менее 1,5 страниц машинописного текста
Задание №9
Рецензирование фотоочерка
Выполнение данного задания начинается с определения разновидности фотоочнрка: портретный, путевой или проблемный.
Далее исследуется, на какой основе строится фотоочерк:
-на основе ли жесткой сюжетной структуры, или
-на основе главного «стержневого» кадра, объединяющего вокруг себя мозаику «второстепенных кадров», либо
-на основе ассоциативных связей, возникших между разными по творческому решению кадрами, или, наконец,
-на основе сочетания кадров сегодняшнего дня с ретроспективными.
Оценивается также общественная значимость «биографии» факта, события или человека и глубина проникновения автора в отснятый и предложенный материал.
Анализируется наличие не только информативных, но и художественных достоинств снимков, составляющих фотоочерк.
В заключение дается полная рецензия на главный «стержневой» кадр фотоочерка.
Объем контрольного задания – не менее 1,5 страниц машинописного текста.
Перечень ключевых слов
Акцент на главном | Интерпретация |
Алгоритм | Классификация |
Анализ формы | Композиция уравновешенная |
Артефакт | Композиция ассиметричная |
Асимметрия | Контрапункт |
Взаимосвязи | Контраст световой и цветовой |
Восприятие | Контраст фигуры и фона |
Восприятия процесс | Контур композиционный |
Выразительные средства | Концепция |
Гармония части и целого | Линии "золотого сечения" |
Гештальты | Манера |
Единица изобразительная | Мгновение решающее |
Единство композиционное | Моделирование |
Идея | Модель визуальная |
Изобразительные средства | Образ типический |
Иллюзия чувственная | Объект сюжетно-важный |
Объектов иерархия | Самовыражение творческое |
Оверлеппинг фигур | Симметрия |
Оценка визуальная | Содержание |
Перспектива воздушная | Средства композиции |
Перспектива линейная | Стиль |
Плоскость кадра | Тема |
Поле визуальное | Точки "золотого сечения" |
Поле изобразительное | Форма |
Поляризация композиции | Фотография художественная |
Прием экспрессии | Характеристики психологические |
Прозрачности эффект | Центр сюжетно-композиционный |
Равновесие | Черты типические |
Реальность физическая | Элементы изобразительные |
Ритм | Элементы композиции |
Основная литература
М., 2007.
Вартанов А. Фотография. Документ и образ. М., Планета. 1983
ФОТОРЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
Учебная программа
По специальности 071 301
«Народное художественное творчество»
Специализация «Кино-, видеотворчество», «Фототворчество»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.