Код
Определение
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
2. Место дисциплины в структуре ОП
Цикл (раздел) ОП, к которому относится данная дисциплина: | Дисциплина «Эконометрика» является базовой дисциплиной учебного плана подготовки бакалавров направления 38.03.01 «Экономика». |
Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частям ОП (дисциплинами, практиками): | Изучение дисциплины «Эконометрика» базируется на знаниях, полученных студентами ранее при прохождении таких дисциплин, как: «Экономика предприятий (организаций)», , «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Математика и информатика», «Статистика», «Основы финансово-экономических вычислений». Также изучение дисциплины «Эконометрика» тесно связано с дисциплинами: «Статистика», «Основы финансово-экономических вычислений», «Анализ хозяйственной деятельности». |
Компетенции, сформированные у обучающихся до начала изучения дисциплины: | ОК-1, ОК-2 |
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины: | Готовность работать с использованием электронных средств обучения для поиска, обработки и систематизации информации, уметь организовывать свою познавательную деятельность, участвовать в исследовательской работе, использовать электронные средства обучения для поиска, обработки и систематизации информации. |
Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: | Освоение дисциплины «Эконометрика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Финансово-экономические методы моделирования» и прохождения итоговой аттестации. |
3. Структура, содержание, объем (трудоёмкость) дисциплины
Для очной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов; в том числе на контактную работу обучающихся с преподавателем (далее - аудиторная работа по видам) 34 часа, на внеаудиторную самостоятельную работу обучающегося (далее внеаудиторная СРС) 110 часов, форма контроля – экзамен - 36 часов.
Таблица 3.1
№ п/п | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) | Семестр
| Неделя | Аудиторная работа по видам | Внеаудиторная СРС | Образовательные технологии | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лек | Лаб. | Пр. | |||||||
1 | Парная линейная регрессия. Особенности прогнозирования и оценки точности прогноза. | 4 | 25-26 | 2 | - | 2 | 22 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
2 | Нелинейные регрессионные зависимости. Виды нелинейных регрессий, построение моделей, оценка моделей на значимость. | 4 | 27-30 | 4 | - | 4 | 26 | Проблемная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
3 | Построение моделей множественной регрессии и оценка их адекватности. Пошаговая процедура отбора факторов по t- критерию значимости коэффициентов множественной регрессии и F-критерию включения | 4 | 31-34 | 4 | - | 4 | 26 | Лекция-дискуссия Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
4 | Линейные регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Построение моделей, проверка значимости, интерпретация результатов. | 4 | 35-38 | 4 | - | 4 | 26 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
5 | Временные ряды. Тренд и его анализ. Автокорреляция уровней временного ряда. | 4 | 39-41 | 4 | - | 2 | 10 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач Контрольная работа |
ИТОГО: | 17 | 18 | - | 16 | 110 |
| |||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен -36 часов |
|
3.2. Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов; в том числе на контактную работу обучающихся с преподавателем (далее - аудиторная работа по видам) 12 часов, на внеаудиторную самостоятельную работу обучающегося (далее внеаудиторная СРС) 159 часов, форма контроля – экзамен - 9 часов.
Таблица 3.2
№ п/п | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) | Курс
| Аудиторная работа по видам | Внеаудиторная СРС | Образовательные технологии | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лек | Лаб. | Пр. | ||||||
1 | Парная линейная регрессия. Особенности прогнозирования и оценки точности прогноза. | 2 | 2 | - | 2 | 22 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
2 | Нелинейные регрессионные зависимости. Виды нелинейных регрессий, построение моделей, оценка моделей на значимость. | 2 | 2 | - | 2 | 40 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
3 | Построение моделей множественной регрессии и оценка их адекватности. Пошаговая процедура отбора факторов по t- критерию значимости коэффициентов множественной регрессии и F-критерию включения | 2 | 2 | - | 2 | 22 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
4 | Линейные регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Построение моделей, проверка значимости, интерпретация результатов. | 2 | - | - | - | 30 | Решение задач | Представление результатов решения задач |
5 | Временные ряды. Тренд и его анализ. Автокорреляция уровней временного ряда. | 2 | - | - | - | 45 | Решение задач | Представление результатов решения задач Итоговая контрольная работа |
ИТОГО: | 6 | - | 6 | 159 |
| |||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен – 9 часов |
|
4. Программа и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Очная форма обучения
№ п/п | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), осваиваемое обучающимся в ходе самостоятельной работы | Семестр | Неделя | Виды СРС и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
Учебные задания для самостоятельной работы | Учебно-методическое обеспечение СРС | |||||
Аудиторная СРС | Внеаудиторная СРС | |||||
1 | Парная линейная регрессия. Особенности прогнозирования и оценки точности прогноза. | 4 | 25-26 | Решение задач | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала, составление аналитических таблиц, диаграмм для систематизации учебного материала. Подготовка семинарским занятиям, контрольной работе. Представление результатов по самостоятельному решению задач | 1, 3, 7, 14, 15, 16 |
2 | Нелинейные регрессионные зависимости. Виды нелинейных регрессий, построение моделей, оценка моделей на значимость. | 4 | 27-30 | Решение задач | 1, 2, 3, 14, 15, 16 | |
3 | Построение моделей множественной регрессии и оценка их адекватности. Пошаговая процедура отбора факторов по t- критерию значимости коэффициентов множественной регрессии и F-критерию включения | 4 | 31-34 | Решение задач | 2, 5, 6, 11, 14, 15, 16 | |
4 | Линейные регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Построение моделей, проверка значимости, интерпретация результатов. | 4 | 35-38 | Решение задач | 4, 7, 8, 12, 14, 15, 16 | |
5 | Временные ряды. Тренд и его анализ. Автокорреляция уровней временного ряда. | 4 | 39-41 | Решение задач Контрольная работа | 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16 |
Заочная форма обучения
№ п/п | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), осваиваемое обучающимся в ходе самостоятельной работы | Курс | Виды СРС и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
Учебные задания для самостоятельной работы | Учебно-методическое обеспечение СРС | ||||
Аудиторная СРС | Внеаудиторная СРС | ||||
1 | Парная линейная регрессия. Особенности прогнозирования и оценки точности прогноза. | 2 | решение задач | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Подготовка к опросу. Подготовка к решению задач | 1, 3, 7, 14, 15, 16 |
2 | Нелинейные регрессионные зависимости. Виды нелинейных регрессий, построение моделей, оценка моделей на значимость. | 2 | решение задач | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Подготовка к опросу. Подготовка к решению задач | 1, 2, 3, 14, 15, 16 |
3 | Построение моделей множественной регрессии и оценка их адекватности. Пошаговая процедура отбора факторов по t- критерию значимости коэффициентов множественной регрессии и F-критерию включения | 2 | решение задач | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Подготовка к опросу. Подготовка к решению задач | 2, 5, 6, 11, 14, 15, 16 |
4 | Линейные регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Построение моделей, проверка значимости, интерпретация результатов. | 2 | - | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Самостоятельное решение задач. | 4, 7, 8, 12, 14, 15, 16 |
5 | Временные ряды. Тренд и его анализ. Автокорреляция уровней временного ряда. | 2 | - | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Самостоятельное решение задач. Итоговая контрольная работа | 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16 |
5. Рекомендации по реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
5.1. Наличие соответствующих условий реализации дисциплины
Для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании письменного заявления дисциплина реализуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальных особенностей); обеспечивается соблюдение следующих общих требований: использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего такому обучающемуся необходимую техническую помощь, обеспечение доступа в здания и помещения, где проходит учебный процесс, другие условия, без которых невозможно или затруднено обучение по дисциплине.
5.2.Обеспечение соблюдения общих требований
При реализации дисциплины на основании письменного заявления обеспечивается обучающегося соблюдение следующих общих требований: проведение занятий для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся; присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего(их) обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей на основании письменного заявления; пользование необходимыми обучающимся техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе дисциплины
«Эконометрика»
Рассмотрено на Учебно-методическом совете,
протокол № 5 от «27» июня 2018 г
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1. Перечень компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы ПК-4, ОПК-2, этапы формирования данных компетенций в процессе освоения ОП представлены в Паспорте компетенций.
2. Показатели и критерии оценивания компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины, описание шкал оценивания представлены в Паспорте компетенций, а также в таблице 1.
Таблица 1
|
Шкала оценивания
Показатели
Критерии
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
3.1. Типовые контрольные задания для оценки уровня сформированности каждого результата обучения по дисциплине, в том числе уровня освоения компетенции представлены в таблице 2.
Таблица 2
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы | |||
Знать | Уметь | Владеть навыками и (или) иметь опыт | Компетенция |
этапы и принципы проведения эконометрических исследований; | проводить эконометрические исследования; строить эконометрические модели; | анализировать эконометрические модели; обосновывать и содержательно интерпретировать полученные результаты; | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4) |
методы сбора данных, необходимых для решения профессиональных задач | анализировать данные, необходимые для решения профессиональных задач | обрабатывать данные и интерпретировать полученные в результате анализа показатели | способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2) |
Процедура оценивания | |||
Опрос | Решение задач | Контрольная работа (итоговая контрольная работа) | Экзамен |
Типовые контрольные задания | |||
Подготовить ответы на вопросы и задания по темам семинаров. Представлены в Приложении к РП– пункт 3.2.1. | Представить решение практической задачи; объяснить знаниевые компоненты, этапы и результаты осуществления действий и операций по теме работы. Тематика задач представлена в Приложении к РП – пункт 3.2.3. | Контрольная работа (итоговая контрольная работа) представлена в Приложении к РП – пункт 3.2.2. | Вопросы для экзамена представлены в Приложении к РП – пункт 3.2.4. |
3.2. Типовые контрольные задания для проведения промежуточной аттестации (экзамен)
3.2.1. Используя материалы лекций и учебной литературы, подготовьте ответы на вопросы
Типовая контрольная работа
Часть Б. Задания на соответствие
1. y = a + bx | А. парная нелинейная регрессия |
2. y = a+b1x+b2x2 | Б. парная линейная регрессия |
3. y = abx | В. множественная регрессия |
1. Положительная корреляция | А. корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой переменной |
2. Отрицательная корреляция | Б. корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с увеличением другой переменной. |
1. значение коэффициента корреляции близко к 1 | А. это означает наличие слабой связи между переменными |
2. значение коэффициента корреляции близко к 0 | Б. это означает наличие сильной связи между переменными. |
1. коэффициент корреляции | А. показывает, какая доля дисперсии результативного признака объясняется влиянием независимых переменных. |
2. коэффициент детерминации | Б. показывает тесноту статистической взаимосвязи двух или нескольких случайных величин |
1. У | А. случайные отклонения |
2. Х | Б. параметры регрессии |
3. а, b | В. объясняющая переменная |
4. ɛ | Г. объясняемая переменная |
1. автокорреляция уровней временного ряда | А. последовательность коэффициентов автокорреляции первого, второго и т.д. порядков |
2. коэффициент автокорреляции уровней временного ряда | Б. график зависимости значений автокорреляционной функции от величины лага |
3. автокорреляционная функция | В. корреляционная зависимость между последовательными уровнями ряда |
4. коррелограмма | Г. коэффициент линейной корреляции между последовательными уровнями |
1. Критерий Стьюдента | А. показывает статистическую значимость модели в целом на основе совокупной достоверности всех ее коэффициентов |
2. Критерий Фишера | Б. значимости отдельных коэффициентов регрессии и значимости коэффициента корреляции. |
1. | А. внутренне линейная эконометрическая модель |
2. | Б. внутренне нелинейная эконометрическая модель |
1. Экзогенная переменная | А. это независимая переменная или фактор-Х. |
2. Эндогенная переменная | Б. это зависимая переменная, которые обозначаются через у |
1. Линейная регрессия | А. регрессия с двумя и более факторными переменными. |
2. Множественная регрессия | Б. это связь (регрессия), которая представлена уравнением прямой линии |
Часть В. Решите задачи
, .
Изучая зависимость расходов 20 покупателей y по личному располагаемому доходу x и времени t, получен коэффициент корреляции 0,9. Рассчитайте критерий Фишера. Ответ округлите до сотых.
Часть Б. Задания на соответствие
1. y = a + bx | А. парная нелинейная регрессия |
2. y = a+b1x+b2x2 | Б. парная линейная регрессия |
3. y = abx | В. множественная регрессия |
1. Положительная корреляция | А. корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой переменной |
2. Отрицательная корреляция | Б. корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с увеличением другой переменной. |
1. значение коэффициента корреляции близко к 1 | А. это означает наличие слабой связи между переменными |
2. значение коэффициента корреляции близко к 0 | Б. это означает наличие сильной связи между переменными. |
1. коэффициент корреляции | А. показывает, какая доля дисперсии результативного признака объясняется влиянием независимых переменных. |
2. коэффициент детерминации | Б. показывает тесноту статистической взаимосвязи двух или нескольких случайных величин |
1. У | А. случайные отклонения |
2. Х | Б. параметры регрессии |
3. а, b | В. объясняющая переменная |
4. ɛ | Г. объясняемая переменная |
Часть В. Решите задачу
Имеются данные по 10 фермерским хозяйствам области:
N п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Урожайность зерновых, ц/га | 17 | 13 | 19 | 22 | 26 | 21 | 23 | 16 | 24 | 15 |
Внесено удобрений на 1 га посева, кг | 3,9 | 2,4 | 5,1 | 5,9 | 7,3 | 5,7 | 6,9 | 3,4 | 7,0 | 3,0 |
Типовые задачи.
Тема 1.
Тема 2.
1. Найти уравнение степенной регрессии y = axb.
2. Привести уравнение к линейному виду.
3. Найти нелинейный коэффициент парной корреляции и с доверительной вероятностью p = 0,9 проверить его значимость.
4. Найти линейный коэффициент парной корреляции и с доверительной вероятностью p = 0,9 проверить его значимость. Интерпретировать полученные данные.
5. Найти уравнение регрессии вида y=ax2+bx+c.
6. Найти нелинейный коэффициент парной корреляции
7. Проверить с доверительной вероятностью p=0,95 значимость коэффициента корреляции. Интерпретировать полученные данные.
Тема 3 .
1. В соответствии с методом наименьших квадратов найти уравнение множественной регрессии.
2. Найти парные коэффициенты корреляции.
3. Найти множественный коэффициент корреляции.
4. Найти скорректированный коэффициент множественной детерминации.
5. С помощью F-критерия Фишера оценить статистическую надежность уравнения регрессии и коэффициента корреляции.
6. С помощью частных F-критериев Фишера оценить целесообразность включения в уравнение множественной регрессии факторов.
7. Осуществить отбор факторов, составить уравнение парной линейной регрессии. Интерпретировать полученные данные.
Тема 4.
1. Найти уравнение парной регрессии Y на Х и оценить его значимость;
2. Введя фиктивную переменную, найти уравнение множественной регрессии по всем объясняющим переменным;
3. Проследить за изменением скорректированного коэффициента детерминации при переходе от парной к множественной регрессии;
4. Оценить на уровне значимости 0.05 значимость различия между свободными членами уравнений, получаемых из общего уравнения множественной регрессии Y для каждой области. Интерпретировать полученные данные.
Тема 5.
1. Найти коэффициенты автокорреляции со смещением на 1, 2, 3, 4 месяца.
2. Проверить найденные коэффициенты на значимость при уровне значимости 0,05.
3. Построить коррелограмму.
4. Построить модель тенденции временного ряда. Интерпретировать полученные данные.
3.2.4 Типовые вопросы для подготовки к экзамену
1. Этапы построения эконометрических моделей
2. Парная линейная регрессия
3. Метод наименьших квадратов
4. Коэффициент парной линейной корреляции
5. Парная нелинейная регрессия. Оценка параметров
6. Оценка существенности (значимости) параметров уравнения регрессии
7. Интервалы прогноза по линейному уравнению регрессии. Построение доверительных интервалов
8. Нелинейная регрессия. Виды нелинейных уравнений парной регрессии
9. Множественная регрессия. Отбор факторов при построении множественной регрессии
10. Матрица парных коэффициентов корреляции.
11. Коллинеарность. Мультиколлинеарность
12. Оценка параметров уравнения множественной регрессии
13. Уравнение множественной регрессии в стандартизованном масштабе. Оценка коэффициентов Bi
14. Переход от уравнения множественной регрессии в натуральном масштабе к уравнению в стандартизованном масштабе и обратно
15. Частные уравнения регрессии
16. Множественная корреляция
17. Частные коэффициенты корреляции
18. Оценка надежности результатов множественной регрессии и корреляции. Частный Fxi
19. Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии
20. Система одновременных уравнений. Структурная и приведенная форма модели
21. Временные ряды.
22. Автокорреляция во временных рядах
23. Построение линейного тренда
4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины
Шкалы оценивания
Шкала оценки устного ответа (опрос)
Оценка | Описание |
«5» | правильно, всесторонне в полном объеме излагает знания: дает определения, раскрывает содержание понятий, верно использует терминологию; знает организацию и методику реализации профессиональной деятельности; демонстрирует всестороннее и полное понимание смысла изученного материала |
«4» | правильно, в полном объеме излагает знания: дает определения, раскрывает содержание понятий, верно использует терминологию; знает организацию и методику реализации профессиональной деятельности; демонстрирует понимание смысла изученного материала; допускает малозначительные ошибки |
«3» | правильно излагает базовые знания: дает определения, раскрывает содержание понятий, верно использует терминологию; знает базовый порядок организации и методику реализации профессиональной деятельности; демонстрирует понимание основного смысла изученного материала |
«2» | содержание знаниевого компонента не раскрыто; допускает значительные ошибки в изложении теоретического основ, организации и методологии профессиональной деятельности; не дает ответы на вопросы, в том числе вспомогательные |
Шкала оценки выполненной задачи
Оценка | Описание |
«5» | Обучающийся глубоко и прочно освоил материал выполненной задачи, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с полученными данными, свободно справляется с типовыми вопросами по теме практической задачи, причем не затрудняется с ответом при возможном видоизменении заданий. |
«4» | Обучающийся твердо знает материал выполненной задачи, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на типовые вопросы, правильно применяет теоретические положения при постановке задания по практической работе, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, но затрудняется с ответом при видоизменении заданий, при обосновании полученных данных возникают незначительные затруднения в использовании изученного материала. |
«3» | Обучающийся имеет фрагментарные знания по материалам задачи, но не усвоил основные детали деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении представленного материала. |
«2» | Обучающийся не владеет материалом по теме задачи |
Шкала оценки выполнения контрольной работы
Оценка | Описание |
«5» | Демонстрирует полное понимание поставленных вопросов. Представленный ответ по вопросам контрольной работы отличается оригинальностью и логичностью изложения |
«4» | Демонстрирует значительное понимание сути поставленных вопросов. Поставленные контрольные вопросы раскрыты в достаточном объеме, но присутствуют несущественные неточности |
«3» | Демонстрирует частичное понимание сути поставленных вопросов. Поставленные контрольные вопросы в целом раскрыты, но присутствуют значительные неточности в формулировке требуемых определений |
«2» | Ответы на поставленные вопросы не получены |
Шкала оценки устного ответа на экзамене по данной дисциплине
Оценка | Описание |
«5» | Обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. |
«4» | Обучающийся твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, но затрудняется с ответом при видоизменении заданий, при обосновании принятого решения возникают незначительные затруднения в использовании изученного материала. |
«3» | Обучающийся имеет фрагментарные знания основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ. |
«2» | Ответы на поставленные вопросы не получены |
Код
Определение
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
2. Место дисциплины в структуре ОП
Цикл (раздел) ОП, к которому относится данная дисциплина: | Дисциплина «Эконометрика» является базовой дисциплиной учебного плана подготовки бакалавров направления 38.03.01 «Экономика». |
Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частям ОП (дисциплинами, практиками): | Изучение дисциплины «Эконометрика» базируется на знаниях, полученных студентами ранее при прохождении таких дисциплин, как: «Экономика предприятий (организаций)», , «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Математика и информатика», «Статистика», «Основы финансово-экономических вычислений». Также изучение дисциплины «Эконометрика» тесно связано с дисциплинами: «Статистика», «Основы финансово-экономических вычислений», «Анализ хозяйственной деятельности». |
Компетенции, сформированные у обучающихся до начала изучения дисциплины: | ОК-1, ОК-2 |
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины: | Готовность работать с использованием электронных средств обучения для поиска, обработки и систематизации информации, уметь организовывать свою познавательную деятельность, участвовать в исследовательской работе, использовать электронные средства обучения для поиска, обработки и систематизации информации. |
Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: | Освоение дисциплины «Эконометрика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Финансово-экономические методы моделирования» и прохождения итоговой аттестации. |
3. Структура, содержание, объем (трудоёмкость) дисциплины
Для очной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов; в том числе на контактную работу обучающихся с преподавателем (далее - аудиторная работа по видам) 34 часа, на внеаудиторную самостоятельную работу обучающегося (далее внеаудиторная СРС) 110 часов, форма контроля – экзамен - 36 часов.
Таблица 3.1
№ п/п | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) | Семестр
| Неделя | Аудиторная работа по видам | Внеаудиторная СРС | Образовательные технологии | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лек | Лаб. | Пр. | |||||||
1 | Парная линейная регрессия. Особенности прогнозирования и оценки точности прогноза. | 4 | 25-26 | 2 | - | 2 | 22 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
2 | Нелинейные регрессионные зависимости. Виды нелинейных регрессий, построение моделей, оценка моделей на значимость. | 4 | 27-30 | 4 | - | 4 | 26 | Проблемная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
3 | Построение моделей множественной регрессии и оценка их адекватности. Пошаговая процедура отбора факторов по t- критерию значимости коэффициентов множественной регрессии и F-критерию включения | 4 | 31-34 | 4 | - | 4 | 26 | Лекция-дискуссия Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
4 | Линейные регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Построение моделей, проверка значимости, интерпретация результатов. | 4 | 35-38 | 4 | - | 4 | 26 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
5 | Временные ряды. Тренд и его анализ. Автокорреляция уровней временного ряда. | 4 | 39-41 | 4 | - | 2 | 10 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач Контрольная работа |
ИТОГО: | 17 | 18 | - | 16 | 110 |
| |||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен -36 часов |
|
3.2. Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов; в том числе на контактную работу обучающихся с преподавателем (далее - аудиторная работа по видам) 12 часов, на внеаудиторную самостоятельную работу обучающегося (далее внеаудиторная СРС) 159 часов, форма контроля – экзамен - 9 часов.
Таблица 3.2
№ п/п | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) | Курс
| Аудиторная работа по видам | Внеаудиторная СРС | Образовательные технологии | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лек | Лаб. | Пр. | ||||||
1 | Парная линейная регрессия. Особенности прогнозирования и оценки точности прогноза. | 2 | 2 | - | 2 | 22 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
2 | Нелинейные регрессионные зависимости. Виды нелинейных регрессий, построение моделей, оценка моделей на значимость. | 2 | 2 | - | 2 | 40 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
3 | Построение моделей множественной регрессии и оценка их адекватности. Пошаговая процедура отбора факторов по t- критерию значимости коэффициентов множественной регрессии и F-критерию включения | 2 | 2 | - | 2 | 22 | Традиционная лекция Решение задач | Устный опрос Представление результатов решения задач |
4 | Линейные регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Построение моделей, проверка значимости, интерпретация результатов. | 2 | - | - | - | 30 | Решение задач | Представление результатов решения задач |
5 | Временные ряды. Тренд и его анализ. Автокорреляция уровней временного ряда. | 2 | - | - | - | 45 | Решение задач | Представление результатов решения задач Итоговая контрольная работа |
ИТОГО: | 6 | - | 6 | 159 |
| |||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен – 9 часов |
|
4. Программа и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Очная форма обучения
№ п/п | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), осваиваемое обучающимся в ходе самостоятельной работы | Семестр | Неделя | Виды СРС и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
Учебные задания для самостоятельной работы | Учебно-методическое обеспечение СРС | |||||
Аудиторная СРС | Внеаудиторная СРС | |||||
1 | Парная линейная регрессия. Особенности прогнозирования и оценки точности прогноза. | 4 | 25-26 | Решение задач | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала, составление аналитических таблиц, диаграмм для систематизации учебного материала. Подготовка семинарским занятиям, контрольной работе. Представление результатов по самостоятельному решению задач | 1, 3, 7, 14, 15, 16 |
2 | Нелинейные регрессионные зависимости. Виды нелинейных регрессий, построение моделей, оценка моделей на значимость. | 4 | 27-30 | Решение задач | 1, 2, 3, 14, 15, 16 | |
3 | Построение моделей множественной регрессии и оценка их адекватности. Пошаговая процедура отбора факторов по t- критерию значимости коэффициентов множественной регрессии и F-критерию включения | 4 | 31-34 | Решение задач | 2, 5, 6, 11, 14, 15, 16 | |
4 | Линейные регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Построение моделей, проверка значимости, интерпретация результатов. | 4 | 35-38 | Решение задач | 4, 7, 8, 12, 14, 15, 16 | |
5 | Временные ряды. Тренд и его анализ. Автокорреляция уровней временного ряда. | 4 | 39-41 | Решение задач Контрольная работа | 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16 |
Заочная форма обучения
№ п/п | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), осваиваемое обучающимся в ходе самостоятельной работы | Курс | Виды СРС и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
Учебные задания для самостоятельной работы | Учебно-методическое обеспечение СРС | ||||
Аудиторная СРС | Внеаудиторная СРС | ||||
1 | Парная линейная регрессия. Особенности прогнозирования и оценки точности прогноза. | 2 | решение задач | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Подготовка к опросу. Подготовка к решению задач | 1, 3, 7, 14, 15, 16 |
2 | Нелинейные регрессионные зависимости. Виды нелинейных регрессий, построение моделей, оценка моделей на значимость. | 2 | решение задач | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Подготовка к опросу. Подготовка к решению задач | 1, 2, 3, 14, 15, 16 |
3 | Построение моделей множественной регрессии и оценка их адекватности. Пошаговая процедура отбора факторов по t- критерию значимости коэффициентов множественной регрессии и F-критерию включения | 2 | решение задач | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Подготовка к опросу. Подготовка к решению задач | 2, 5, 6, 11, 14, 15, 16 |
4 | Линейные регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Построение моделей, проверка значимости, интерпретация результатов. | 2 | - | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Самостоятельное решение задач. | 4, 7, 8, 12, 14, 15, 16 |
5 | Временные ряды. Тренд и его анализ. Автокорреляция уровней временного ряда. | 2 | - | Изучение литературы по теме, работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet, анализ учебного материала. Самостоятельное решение задач. Итоговая контрольная работа | 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16 |
5. Рекомендации по реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
5.1. Наличие соответствующих условий реализации дисциплины
Для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании письменного заявления дисциплина реализуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальных особенностей); обеспечивается соблюдение следующих общих требований: использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего такому обучающемуся необходимую техническую помощь, обеспечение доступа в здания и помещения, где проходит учебный процесс, другие условия, без которых невозможно или затруднено обучение по дисциплине.
5.2.Обеспечение соблюдения общих требований
При реализации дисциплины на основании письменного заявления обеспечивается обучающегося соблюдение следующих общих требований: проведение занятий для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся; присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего(их) обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей на основании письменного заявления; пользование необходимыми обучающимся техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
Доведение до сведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в доступной для них форме
Все локальные нормативные акты АГТУ по вопросам реализации дисциплины по данной доводятся до сведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в доступной для них форме.
5.4. Реализация увеличения продолжительности прохождения промежуточной аттестации по отношению к установленной продолжительности для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Продолжительность прохождения промежуточной аттестации по отношению к установленной продолжительности увеличивается по письменному заявлению обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; продолжительность экзамена и (или) зачета, проводимого в письменной форме увеличивается не менее чем на 0,5 часа; продолжительность подготовки обучающегося к ответу на экзамене и (или) зачете, проводимом в устной форме, – не менее чем на 0,5 часа; продолжительность ответа обучающегося при устном ответе увеличивается не более чем на 0,5 часа.
6. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине представлен в Приложении 1 к рабочей программе.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Балдин, К.В. Эконометрика: учебное пособие / К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, М.М. Соколов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 254 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00702-7; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114533.
2. Герасимов, А.Н. Эконометрика: продвинутый уровень : учебное пособие / А.Н. Герасимов, Е.И. Громов, Ю.С. Скрипниченко ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2016. - 272 с. : ил. - Библиогр.: с. 260-261. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=484978.
3. Эконометрика : учебник / К.В. Балдин, В.Н. Башлыков, Н.А. Брызгалов и др. ; под ред. В.Б. Уткина. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 562 с. : ил. - Библиогр.: с. 473-477. - ISBN 978-5-394-02145-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452991.
б) дополнительная литература:
4. Комарова, Е.С. Парный регрессионный анализ: учебное пособие / Е.С. Комарова. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 59 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4493-5; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278250.
5. Методы и модели эконометрики / О.И. Бантикова, В.И. Васянина, Ю.А. Жемчужникова и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации ; под ред. А.Г. Реннер. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2015. - Ч. 2. Эконометрика пространственных данных. - 435 с.: табл., ил. - Библиогр.: с. 403-405. - ISBN 978-5-7410-1260-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364841.
6. Мхитарян, В.С. Эконометрика: учебно-практическое пособие / В.С. Мхитарян, М.Ю. Архипова, В.П. Сиротин. - М.: Евразийский открытый институт, 2012. - 221 с. - ISBN 978-5-374-00053-5; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90911.
7. Новиков, А.И. Эконометрика : учебное пособие / А.И. Новиков. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 224 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр.: с. 222. - ISBN 978-5-394-01683-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454089.
8. Путко, Б.А. Эконометрика: учебник / Б.А. Путко, Н.Ш. Кремер ; под ред. Н.Ш. Кремера. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 329 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-01720-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118251.
9. Тимофеев, В.С. Эконометрика: учебник / В.С. Тимофеев, А.В. Фаддеенков, В.Ю. Щеколдин. - Новосибирск:НГТУ, 2014. - 345 с. : табл., граф., схем., ил. - (Учебники НГТУ). - Библиогр.: с. 306-312. - ISBN 978-5-7782-1222-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436285.
10. Шиловская, Н.А. Эконометрика: учебное пособие / Н.А. Шиловская ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. - Архангельск: САФУ, 2013. - 239 с. : схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-261-00743-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436404.
11. Эконометрика : практикум / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» ; сост. В.А. Молодых, А.А. Рубежной и др. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 157 с. : ил. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458941 .
12. Эконометрика для бакалавров : учебник / В.Н. Афанасьев, Т.В. Леушина, Т.В. Лебедева, А.П. Цыпин ; Министерство образования и науки Российской Федерации ; под ред. В.Н. Афанасьева. - Издание третье, переработанное и дополненное. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - 434 с. : схем., табл. - Библиогр.: с. 406-412. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330491.
13. Яковлев, В.П. Эконометрика : учебник / В.П. Яковлев. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 384 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02532-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453368.
в) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
15. Экономический словарь: https://gufo.me/dict/economics_dict
г) методические указания для обучающихся по освоению практики
16. Методические указания для практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине эконометрика для студентов очной и заочной форм обучения направления 38.03.01 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций» размещены на образовательном портале университета по адресу www.portal.astu.org
д) Доступ к современным профессиональным базам данных (в том числе международным реферативным базам данных научных изданий) и информационным справочным системам
Наименование электронного ресурса | Адрес сайта |
1 | 2 |
Web-ресурс «Научная библиотека АГТУ» | http://library.astu.org/ |
ЭБС «Университетская библиотека on-line» | http://www.biblioclub.ru |
ЭБС Юрайт | https://www.biblio-online.ru |
Национальная электронная библиотека | http://нэб.рф/ |
Электронная библиотека ИД «Гребенников» Периодические издания | http://grebennikon.ru |
ЭБС elibrary (периодические издания) | http://elibrary.ru (елайбрери.ру) |
Справочно-правовая база «Консультант Плюс» | Локальная сеть АГТУ |
Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» | Локальная сеть АГТУ |
Перечень лицензионного программного обеспечения
Наименование программного обеспечения | Назначение |
Adobe Reader | Программа для просмотра электронных документов |
Foxit Reader | Программа для просмотра электронных документов |
Google Chrome | Браузер |
Kaspersky Antivirus | Средство антивирусной защиты |
Moodle | Образовательный портал ФГБОУ ВО «АГТУ» |
Open Office | Программное обеспечение для работы с электронными документами |
7-zip | Архиватор |
iSpring Presenter 7 | Программа для создания презентаций |
Антиплагиат | Система автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников |
Сведения об обновлении программного обеспечения представлены в локальной сети АГТУ по адресу \\172.20.20.20\Soft\Список Лицензий.pdf
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы бакалавриата предусмотрены оборудованные кабинеты и аудитории:
- аудитория для проведения лекционных и практических занятий 6.303, оборудованная набором учебной мебели, набором презентационной техники (компьютер, проектор, экран);
- аудитория для проведения практических занятий, для текущего контроля и промежуточной аттестации, для проведения групповых и индивидуальных консультаций 6.304, оборудованная набором учебной мебели и набором презентационной техники (компьютер, телевизор).
- аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций 6.302 – аудитория, оборудованная набором учебной мебели.
- аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации, аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций 6.401, оборудованная набором учебной мебели, набором презентационной техники (компьютер, проектор, экран).
Для самостоятельной работы студентов также используются читальные залы библиотеки (г.104), оборудованные компьютерами с выходом в сеть Интернет и обеспечивающие обучающихся доступом к электронно-библиотечным системам, электронной информационно-образовательной среде университета, профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Реализация программы бакалавриата обеспечивается наличием в организации библиотеки, в том числе электронной, обеспечивающей обучающимся доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам:
- залы научной библиотеки ФГБОУ ВО «АГТУ» - 4 корп., 2 корп., гл. корп. (читальный зал научной литературы и электронный читальный зал), 6 корп., 8 корп. Залы обеспечены компьютерами с доступом к сети Интернет, электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде Университета.
Библиотечный фонд укомплектован изданиями учебной, учебно-методической, научной и иной литературы, включая периодические издания, соответствующими рабочим программам дисциплин и практик (издания представлены в электронно-библиотечной системе организации с обеспечением каждому обучающемуся индивидуального неограниченного доступа к указанной системе посредством сети «Интернет»).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОП ВО по направлению 38.03.01 «Экономика».
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе дисциплины
«Эконометрика»
Рассмотрено на Учебно-методическом совете,
протокол № 5 от «27» июня 2018 г
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1. Перечень компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы ПК-4, ОПК-2, этапы формирования данных компетенций в процессе освоения ОП представлены в Паспорте компетенций.
2. Показатели и критерии оценивания компетенций, формируемых в ходе освоения данной дисциплины, описание шкал оценивания представлены в Паспорте компетенций, а также в таблице 1.
Таблица 1
|
Шкала оценивания
Дата: 2018-12-21, просмотров: 477.