ПОЛНОМОЧИЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОМИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ОБЛАСТЕЙ

 

Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и комитетов ГК областей закреплены в статье 14 Закона  о КГК, в соответствии с которой данные органы правомочны:

1. запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и граждан необходимую информацию, включая первичные и сводные статистические данные (информацию) органов государственной статистики;

2. запрашивать и получать от Национального банка Республики Беларусь, иных банков, небанковских кредитно-финансовых организаций необходимую для проведения контрольных мероприятий отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию;

3.  проводить проверки, осуществлять мониторинг и иные контрольные мероприятия;

4.  привлекать к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов;

5. выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения решения (предписания, постановления);

6. направлять материалы проверок государственным органам, иным организациям и индивидуальным предпринимателям для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;

7. вести административный процесс;

8. готовить в установленном порядке документы о возможности (невозможности) освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административной ответственности;

9. участвовать в проверках данных о кандидатах на должности руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, другой информации, а также проверять декларации о доходах и имуществе;

10.давать заключения о соответствии руководителей и других работников государственных органов, иных организаций занимаемым должностям;

11.в случае выявления нарушения законодательства вносить государственным органам, иным организациям предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности их работников, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

12.информировать Президента Республики Беларусь о невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в решениях Президента Республики Беларусь;

13.осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Тема № 20

«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ»

 

1. Понятие местного управления и самоуправления. Порядок формирования органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

2. Основные принципы местного управления и самоуправления.

3. Система и компетенция органов местного управления и самоуправления.

4. Основные формы работы органов местного управления и самоуправления.

5. Правовые акты, принимаемые органами управления и самоуправления.

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11февраля 2000 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 25.– 2 / 145; 2010. – № 5. – 2/1649; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 27.11.2013. – 2/2070.

3. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с изм. и доп.)  // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 17. – 2/1660; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 23.01.2014. – 2/2128.

4. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 7 июля 1997 г. с изм. и доп.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 463; Нац. реестр правовых актов  Респ. Беларусь. – 2000. – № 100. – 2/203; 2006. – № 166. – 2/1263.

5. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136;  2011. − № 83. – 2/1852.

6. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «О Национальном собрании Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 172. – 2/1467; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 27.11.2013. – 2/2070.

7. Закон Республики  Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (с изм. и доп.)  // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1521; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 16.01.2014. – 2/2122.

8. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 41. – 1/5393.

9. Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2  «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.– 2007. – № 2. – 1/8173.

10. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 146. – 1/8668.

11. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 3. – 1/12259.

12. Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 1999 г. № 32 « О медицинском обследовании и освидетельствовании руководящих работников государственных органов, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 7. – 1/41; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 30.01.2014. – 1/14788.

13. Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. № 577 «О некоторых мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственных органов» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 106. – 1/1748; 2012. – № 8. – 1/ 13247.

14. Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» (с изм. и доп.)  // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 120.– 1/5712; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 30.11.2013. – 1/14649.

15. Указ Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 66 «О некоторых вопросах местного управления и самоуправления» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 25. – 1/12365; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 29.05.2013. – 1/14286.

16. Европейская хартия местного самоуправления // Народный депутат. − 1993.− № 11; Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи. −  1995. − № 6. − С. 89 − 98.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.

3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.

4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев.  – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.

 

Дополнительная

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. − М., 1997.

2. Барабашев, Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства.  − М., 1971.

3. Баранчиков, В.А. Муниципальные органы Великобритании. − М., 1990.

4. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. − Минск, 1999.

5. Демичев, Д.М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь //Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2007. − С. 132–230.

6. Демичев, Д.М. Деятельность местных Советов депутатов по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы: По матер. Респ. Беларусь // Государство и право.  − 1994. −  № 11. −  С. 12 − 20.

7. Демичев, Д.М. Органы местного управления и самоуправления в механизме обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду в условиях радиоактивного загрязнения территорий // Чернобыльская катастрофа: государственно-правовые проблемы преодоления последствий. Монография.  − Минск: Экоинформ, 1997.  − С. 175  − 222.

8. Демичев, Д.М. Органы местного управления и самоуправления в механизме обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду в условиях радиоактивного загрязнения территорий // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 5.  − Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2005. − С. 368 – 392.

9. Демичев, Д.М. Местные представительные и испол­нительные органы в минимизации по­следствий Чернобыльской катаст­рофы // Аграрное и земельное право (Москва). – 2011. – № 5(77). – С. 98 – 108.

10. Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы 27 марта 2003 г. // Рэспублiка. − 2003. − 29 марта. − С. 1 − 7.

11. Лукашенко, А.Г. Сильная экономика и честная власть – фундамент независимости страны и процветания нации. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию // Советская Белоруссия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1 – 8.

12. Местное самоуправление в зарубежных странах (Информационный обзор).  − М., 1994.

13. Остром, В. Демократия и самоуправление // Государство и право.  − 1994. −  № 4. − С. 124 − 129.

14. Реформы местного самоуправления в странах Западной Европы. Сборник.  − М., 1993.

15. Тимофеев, Н.С. Коммунальное право ФРГ.  − М., 1982.

16. Фадеев, В.И. Муниципальное право России.  − М., 1994.

17. Харлоф, Э. Местные органы власти в Европе. − М., 1992.

 

                                                   

20.1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Определение современного понятия местного управления и самоуправления в Республике Беларусь дано в статьях 1 и 2 Закона от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя Республики Беларусь и одной из форм осуществления власти народа; это –  форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

В соответствии со статьей 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Кроме того, Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» установлено, что местное самоуправление осуществляется через инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (статья 118) и Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (статья 10) Советы избираются гражданами соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 119 Конституции Республики Беларусь руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются  в должности соответствующими местными Советами депутатов.

Более детально порядок назначения на должности и освобождения от должностей председателей областного, городских, районных, сельских, поселковых исполкомов и других членов местных исполнительных и распорядительных органов регулируется Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 22 февраля 2011 г. № 66 «О некоторых вопросах местного управления и самоуправления».

 

20.2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 3 Закона  Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»  местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

1. законность;

2. социальная справедливость;

3. защита прав и законных интересов граждан;

4. сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

5. единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

6. взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

7. разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

8. выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

9. гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

10. ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

11. обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

12. самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и другими законодательными актами.

 

20.3.СИСТЕМА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Правовые основы местного управления и самоуправления регулируются разделом V Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Систему органов местного управления составляет совокупность государственных органов, осуществляющих государственно-управленческую деятельность на местном уровне. Система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Система органов местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления – коллегиальные и единоличные.

Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

В Республике Беларусь устанавливаются 3 территориальных уровня Советов:

1. первичный;

2. базовый;

3. областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения) и районные Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет депутатов обладает правами базового и областного Советов.

Согласно статье 120 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

Компетенция органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией Республики Беларусь и Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

В силу статьи 121 Конституции Республики Беларусь к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

1. утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

2. установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов;

3. определение в пределах, установленных законодательством, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4. назначение местных референдумов.

 

20.4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Основными формами работы органов местного управления   являются заседания исполнительного комитета. Они созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее 2/3 членов от установленного состава исполнительного комитета. 

Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее 2/3 членов от установленного состава местной администрации.

Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. 

Основной формой деятельности местного Совета депутатов является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Сессии Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению – его заместителем. Сессия Совета может быть также созвана:

1. президиумом Совета;

2. по инициативе не менее чем одной трети депутатов, председателя соответствующего исполнительного комитета, а также избирателей, проживающих на данной территории, в количестве не менее 10% их списочного состава;

3. по требованию Президента Республики Беларусь, вышестоящего Совета в случаях нарушения Советом законодательства, ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан.

Исключительно на сессиях Совета рассматриваются и решаются следующие вопросы:

§ утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;

§ установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов;

§ определение в пределах, установленных законодательством, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

§ назначение местных референдумов;

§ признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;

§ избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;

§ утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;

§ заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, других органов, образуемых или избираемых Советом, избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц, отчетов и информации председателя исполнительного комитета;

§ решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

§ принятие решений о выпуске местных займов;

§ иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета законодательством Республики Беларусь.

20.5. ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ  И  САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Согласно статье 122 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства и в пределах своих полномочий принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.   

Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Решения местной администрации также принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации.

По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов. В случае, предусмотренном пунктом 2 части второй статьи 27 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (о самороспуске Совета), решение принимается не менее чем 2/3 голосов от числа избранных депутатов.

Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Не соответствующие законодательству решения местных Советов депутатов отменяются вышестоящими представительными органами.

 Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы  граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

 


[1] Система права − строение национального права, заключающееся в разделении единых, внутренне согласованных норм на о пределенные части, называемые отраслями и институтами права; совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данного государства.

[2] Баглай, М.В., Габричидзе,  Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА.М, 1996. – С.75 – 76.

[3] О ктроирова ть  (от фр. оctryer) – даровать.

[4] Аристотель. Политика. – М., 1965. – Ч.З. – С. 5.

[5] Аристотель (384-322 гг. до н. эры) – древнегреческий философ и ученый. Учился у Платона в Афинах, учитель А. Македонского. Его сочинения охватывают все отрасли знаний того периода.

[6] Ленин, В. И. Полное собрание соч. − Т. 39. − С. 75.

 

[7] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – 2 / 146; 2011. – № 60. – 2/1819.

[8] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 9. – 1 / 65; 2005. – № 196. – 1/7011; 2006. – № 166. – 1/7989.

 

[9] Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. − 1993. − № 2. − Ст.18; Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. − 1999. − № 34−35. − Ст. 518.

 

[10] Церковные братства – форма православных объединений, преимущественно в Речи Посполитой, Западной России. Зародились в начале второго тысячелетия (Новгородская – в 1134 г., Полоцкая – в 1159 г.), сначала как односословные (купецкие, скорнячные), а затем в 16-17 вв. в их деятельности на видное место выступают благотворительные цели: некоторые из них обзаводятся госпиталями и богадельнями. Некоторые братства возникают из желания братчиков получить «душевное избавление и по смерти покой, и память вечную предкам и родителям». Члены таких братств записывали имена свои и родных в братские помянники, назначали особые дни для заупокойных и заздравных литургий и обставляли особыми церемониями похороны умерших своих членов (братства Благовещенское и Николаевское во Львове).

[11] Сестричество форма религиозных объединений верующих граждан (в основном сестер милосердия) для спасения души каждого человека, а также оказание посильной помощи в облегчении телесных страданий больных людей. Среди основных направлений работы сестричеств: духовное окормление подопечных (каждая сестра ведет духовно-просветительскую работу и оказывает душевную и молитвенную помощь своим подопечным); патронаж инвалидов и престарелых на дому (заключается главным образом в духовном окормлении и физическом уходе); психофизическая реабилитация детей-инвалидов; работа в больницах, помощь детям-сиротам, лицам БОМЖ; гуманитарное направление; помощь приходу.

[12] Р елигиозная миссия – религиозное объединение граждан, создаваемое для  распространения  вероучения и привлечения  граждан к религиозной практике.

1 Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный английским писателем и публицистом Дж. Оруэллом (1903-1950 гг.) в романе-антиутопии «1984», вышедшем в 1949 г. Автор изобразил будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью.

[13] Патернализм (лат. paternus – отцовский; pater – отец) – показная благотворительность для создания иллюзии заботы об интересах народа.

[14] Всеобщая Декларация прав человека. Утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. − Том 5. Политические документы. –  М.: Мысль, 1997. – С. 417.

[15] Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Респ. Беларусь. – 1994. – №11. – Ст. 273; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 33. – 1 / 291; 2007. – № 4. – 1/8209; 2011. – № 88. – 1/12735.

 

 

[16] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 15. – 2/1657.

 

[17] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006.  – № 19. – 5/17151; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 17.07.2014. – 5/39125.

 

[18] Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. − 1998. − № 19. − Ст. 214; Нац. реестр правовых     актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 9. – 2/1898.

 

[19] Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. – 2004. – № 32; Регистр. номер Нац. реестра 3/1040.

[20] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 81. – 2/971.

[21] См.: Закон Республики Беларусь от 9 октября 2014 г. «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 14.10.2014. – 2/2191.

 

[22] Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997.–  № 24. – Ст. 463; Нац. реестр правовых актов  Респ. Беларусь. – 2000. – № 100.– 2/203; 2006. – № 166.– 2/1263.

 

[23] Нац. реестр правовых актов  Респ. Беларусь. – 2008. – №  184. – 2/1521.

[24] Нац. реестр правовых актов  Респ. Беларусь. – 2011.– №  1. – 2/12226; 2011. – № 48. – 1/12503.

[25] Вотум (от лат. - воля, желание) – выражение представительным органом доверия или недоверия правительству, отдельному его члену, иному исполнительному органу, должностному лицу исполнительной власти. Выражение такого доверия или недоверия вызывает определенные последствия как для правительства, так и для самого представительного органа.

[26] Нац. реестр правовых актов  Респ.  Беларусь. – 2008. – № 158. – 1/9829.

 

[27] Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 29.11.2013. – 1/14651.

[28] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 119. – 2/1317; 2009. – № 16. – 2/1559.

 

 

[29] Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 162. – 2/1697; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 17.07.2014. – 2/2175.

 

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 74.