Проблема адаптации и/или внутреннего протеста против социальной несправедливости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

для современной России характерны следующие основные типы людей: 1) те, кто сумел получить выгоды от ситуации «переходного периода» («авантюристы»); 2) те, кто никаких особых выгод не получил и постепенно начинает чувствовать себя обманутым (кому не удалось реализовать идею «личностной продажности», хотя они и мечтали об этом); 3) те люди, которые сумели и успеха добиться в основном деле своей жизни, и совесть свою сохранить (в каком-то смысле это достойный идеал для самоопределяющейся личности); 4) те люди, которые с самого начала отвергли идею продажи своей совести и которые, в большинстве случаев, были высмеяны своими близкими и знакомыми как «белые вороны», как «лентяи», как «совки», как «лохи» и т. п. Для самоопределяющегося человека важно научиться ориентироваться в конкретных ситуациях не столько для того, чтобы ловко подстраиваться под существующую (и часто меняющуюся) конъюнктуру «рынка личностей», сколько для того, чтобы не растерять в этой круговерти свое человеческое достоинство.

Проблема обвинения человеком «плохой» эпохи как вариант самооправдания (психологической защиты) «человека-неудачника».

рассматриваем самоопределяющегося человека как субъекта построения своего счастья, то это предполагает, что он готов взять на себя ответственность и риск. Если же он всю ответственность перекладывает на «время», на «эпоху» в которую ему посчастливилось жить (пусть это даже «эпоха продажности»), то он перестает быть «субъектом культуры» и превращается в обычный «культурный материал». Творческий человек в любую эпоху сталкивается с необходимостью специально утверждать свое право на самобытность. «Самый опасный враг для истины и для свободы — это сплоченное большинство» (Г. Ибсен). И все-таки в любую эпоху можно стать личностью. риск быть непонятым, а также добровольное ущемление себя в определенных благах и выгодах более спокойного существования — это и есть плата за свою самостоятельность и творчество.

«Рыночная личность» как психологическая реальность (по Э. Фромму)

отношения обмена возникли почти одновременно с возникновением общения, где обмен товарами или деньгами — лишь одна из разновидностей того, что называют «человеческими отношениями». Но коль скоро зарабатывание денег, рыночная ориентация становится главной общественной (и даже религиозной) ценностью, то получается, что сами по себе деньги перекрывают любую другую святыню. Из этого логически следует, что в каких-то ситуациях могут быть измерены в деньгах и личность, и совесть, и достоинство... Сам факт распространенности в цивилизованном обществе вопроса «Сколько ты стоишь?» — это реальность, с которой приходится считаться, если мы действительно хотим понять специфику данной культурно-исторической ситуации, а также понять, что движет большинством людей в их стремлении к счастью. Полноценная («неотчужденная») личность находит в деятельности личностный смысл для себя, она как бы слитна с деятельностью, что позволяет ей выступать субъектом по отношению к своей работе и ко всей жизни. Неполноценная личность с «отчужденным характером» выполняет свою работу скорее по необходимости, она и ее деятельность разъединены, «отчуждены друг от друга». «изменчивость установок» у личности с «рыночной ориентацией» «составляет единственное перманентное свойство такой ориентации». «Личность-пустота», описанная Э. Фроммом, способна на определенные достижения и даже на поступки, но она не способна на главное, что определяет полноценного человека, — она не способна на постоянное нравственное напряжение, не способна на «длящийся поступок», который и обеспечивает длительную внутреннюю работу с ценностями и смыслами, личностный рост и «самостроительство».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 194.