Вопрос 51. Русская историческая наука за рубежом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Процесс осмысления научного творчества историков-эмигрантов начался в 20-е годы XX столетия. Это были отклики на текущие публикации, как правило, посвященные недавним событиям. Когда стало ясно, что эмиграция продлится неопределенное время, были предприняты меры по систематизации научной продукции. По мере накопления историографического материала и успехов в библиографическом деле появляются обобщающие статьи. В этот же период начинается изучение деятельности профессиональных организаций историков. Первые историографические статьи, рецензии показывают, что эмигранты рассматривали историческую науку русского зарубежья как продолжение дореволюционного научного процесса и как часть исторической науки России. Значительный интерес представляет то, что Гапанович одним из первых увидел преемственность советской и дореволюционной историографии. Таким образом, в изучении эмигрантской историографии в 20-30-е годы условно можно выделить три направления: первое исследует творчество не только изгнанников, но и труды советских историков, представляя российскую науку как цельное, но изолированное от мировой историографии, явление. Второе рассматривает творчество научной пореволюционной эмиграции как замкнутую систему, позволяющую «сохранить и приумножить» русскую культуру. Третье направление представляет российскую историческую науку как часть мирового научного процесса, но при этом исчезает проблема специфики российской пореволюционной историографии. В 20-е годы в советских журналах, особенно библиографических разделах, регулярно давались материалы из жизни эмиграции, в том числе и научной[10]. Эмигранты широко использовали сборники документов, издававшиеся в СССР. Первые статьи и рецензии, посвященные эмиграции, рассматривали, прежде всего, литературу мемуарного и публицистического характера, которая не могла не быть аполитичной . С рубежа 20–30-х годов историкам-эмигрантам стали отказывать в правдивости, возросла обличительная направленность советской историографии[12], недоступной стала литература русского зарубежья. Борьба с инакомыслием в науке становится нормой, закладывается историографическая традиция анализа взглядов эмигрантов-историков как доказательства «кризиса буржуазной науки», понимаемого как регресс в познании[13]. Эмигрантские работы рассматривались как статичные, а статьи, посвященные новейшей истории, характеризовались как защита интересов свергнутых классов. Новое видение истории советскими марксистами не предполагало историографической преемственности[14]. Творчество историков в эмиграции характеризовалось как «полный распад»[15]. К этому времени сформировалось новое молодое поколение исследователей[16], был установлен жесткий контроль над научными структурами и учебными учреждениями. С другой стороны, политика большевистской власти еще более подпитывала непримиримость эмигрантов, придавала нравственный смысл их деятельности.

Вопрос 52. Евразийство.

ЕВРАЗИЙСТВО - геополитическое и социальнофилософское учениеи интеллектуальное движение, сформировавшееся в 20-30х 20 в. в среде российской эмиграции исохраняющее высокий идейнополитический потенциал на рубеже 20-21 вв. Основателями и ведущимиидеологами движения Е. выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, Вернадский, Н.С. Трубецкой и др. П РоссияЕвразия характеризуется нетолько общностью исторических судеб населяющих ее народов и их родственны х культур, но и несомненнымединым экономико-политическим будущим. Опираясь на социологическогеографические выводы Ключевского, Данилевского, С. Соловьева, теоретики Е. акцентировали не только актуальностьпротивопоставления России Евразии и Западной Европы, но и подчеркивали потенциальную значимостьосновополагающих традиционной и модернизированной триад российской ментальности: «православие - самодержавие - народность», «централизация - дисциплина-самопожертвование». Прекратив свое существование вовторой половине 30х ввиду явного утопизма идей трансформации сталинского режима в СССР в«евразийском духе», идеология и мировоззрение Е. приобретают особую актуальность на рубеже 20-21 вв. В контексте философии истории и теории этногенеза значимую роль в процессах возрождения идей Е. в конце20 ст. сыграло творчество Гумилева, работы которого аккумулировали обширный исторический, этнографический материал и подходы «психологии народов» применительно к единому евразийскомупространству. Одновременно, реальные геополитические процессы в «Евразии» конца 20 в. (распад СССР иСФРЮ, крушение системы социалистического лагеря, идеологическая и военнополитическая экспансияЗапада) результировались в резком повышении общественного интереса к идеалам.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 563.