Двор первосвященника Каиафы
Мф. 26, 1-5: Заговор и решение Иудеев.
Пророчество о ложном обвинении Спасителя:
Пс. 40, 6-8: “Враги мои говорят обо мне злое: “когда он умрет и погибнет имя его?” И если приходит кто видеть меня, говорит ложь: сердце его слагает в себе неправду, и он выйдя вон, толкует. Все, ненавидящие меня, шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло”.
Среда 5 апреля
Вифания, дом [516] Симона прокаженного
сМк. 14, 3-9: Помазание Иисуса грешницей.
Иерусалим
Мф. 26, 14-16: Решение Иуды Искариотского о предательстве. Плата[517] за предательство.
Пророчество о предательстве от друга:
Пс. 54, 13-14: “Ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой”.
Четверг 6 апреля
Вифания и Иерусалим
Лк. 22, 7-13: Приготовление Пасхи.
Последняя Пасха[518]
Четверг 6 апреля, вечер
Иерусалим
Сионская Горница
Краткая историческая справка - гора Сион:
Боговдохновенный царь-пророк Давид святую гору Сион ублажал многими похвалами. Он наименовал ее горою Божиею, домом Божиим, жилищем Бога: “Пойте Господеви, живущему в Сионе” (Пс. 9, 12); “Гора Сион сия, в нейже вселился еси” (73, 2); “Явится Бог богов в Сионе. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий” (86, 2-4); “Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми” (98, 2); “Надеющиися на Господа, яко гора Сион” (124, 1); “Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе” (131, 13); “Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю” (133, 3).
Хотя Сион имел великое значение в Ветхом Завете, но слава его Новозаветная несравненно превосходнейшая. О славе этой Дух Святый прорек устами Исаии и Михея: “Будет в последняя дни гора Господня, и дом Божий на верхе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней все языци, и пойдут языцы мнози, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему” (Ис. 2, 2. 3; Мих. 4, 1-3).
По воскресении Своем Господь утешил учеников, явившись им в Сионской горнице, при заключенных дверях, и преподал им благодать Духа Святаго: “Сущу же позде, в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани, страха ради иудейска, прииде Иисус, и ста посреде, и глагола им: мир вам! И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Возрадовавшася убо ученицы, видевше Господа. Рече же им Иисус паки: мир вам! Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глаголя им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся” (Иоан, 20, 19-23). Здесь же вторично является Господь ученикам, дабы уверить Апостола Фому в Воскресении Своем (Ин. 2, 26-28).
Святая Церковь изображает славу и великое значение Сиона в домостроительстве Божием о спасении нашем в сих песнопениях: “Радуйся Сионе святый, мати церквей, Божие жилище. Обыдите люди Сион и обымите его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых. От Сиона бо изыде закон: языкоогнеобразная Духа благодать”. И иными многими похвалами ублажает Церковь святую гору сию.
Близ Сиона есть еще армянский мужской монастырь, имеющий до 700 келий. Соборный храм сего монастыря посвящен имени Апостола Иакова Алфеева; в левой стороне храма находится открытый престол, под коим указывают означенное мраморною плитою место мученической кончины святого Апостола.
К стене, окружающей дом Каиафы, к западной его стороне прилегает кладбище христиан всех исповеданий; на греческом кладбище погребают и русских богомольцев, скончавшихся в Иерусалиме. Надо заметить, что туземные христиане, по восточному обычаю, хоронятся без гробов; одни только наши соотечественники не следуют сему обыкновению. В начале XX столетия к числу зданий Сионских прибавился дом англо-прусской миссии, с садом и протестантским кладбищем.
Краткая историческая справка - Сионская Горница:
В Иерусалиме строение, находящееся над местом погребения царя и пророка Давида, называемым Эль-Неби-Дауд, уже в IV столетии христиане считали местонахождением Сионской горницы, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками. Это место находится на южной стороне Сионской горы, на самом высоком месте, находится в настоящее время группа зданий, и между ними еврейская синагога - “Неби Дауд” (гроб Давида). В этих зданиях указывают место той Евангельской горницы, где Господь наш Иисус Христос праздновал в последний раз с учениками Своими обрядную иудейскую пасху, и, совершив Тайную Вечерю, установил на ней святейшее таинство евхаристии, умыв пред этим ноги Своим ученикам.
Вечеря уготована была Апостолами, по указанию Самого Господа, в горнице одного из жителей Сионских. Некоторые предполагают, что это был Заведей, отец Апостолов Иоанна и Иакова; но несомненно то, что это был один из любящих Господа, а потому и удостоенный столь высокой чести.
Священное сие событие Святая Церковь изображает в сих трогательных песнопениях: “Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо, препоясуется лентием и преклоняет колена рабом омыти ноги, глаголя: не приидох бо да послужат Ми, но послужити и положити душу Мою избавление за мир. Аще убо вы друзи Мои есте, Мне подражайте: хотяй первый быти, да будет последний, владыка - яко служитель. Пребудите во Мне да гроздь принесете: Аз бо есмь лоза животная”.
На Сионе в древности построена была небольшая церковь, на развалинах того дома, в котором совершена была Тайная Вечеря. Эта-то самая церковь, уцелевшая от разорения Иерусалима, наименована: “первою церковью и матерью всех церквей”. Святая царица Елена возобновила и распространила ее: она делилась, по свидетельству святого Кирилла Иерусалимского, на две части - верхнюю и нижнюю; но впоследствии храм этот был разрушен до основания, и на развалинах его, сперва одним из королей сицилийских воздвигнута была латинская церковь; а потом на месте оной был монастырь францискан, до 1559 года обладавших Сионскою святынею. В 1559 году турки, по повелению султана, отняли у латинян святыню Сиона, под тем предлогом, что там находятся гробы Давида и Соломона, царей Иудейских, почитаемых турками, и с тех пор до настоящего времени турки владеют этим священным местом.
Не смотря на то, что храм Сионский был в продолжении многих веков неоднократно разрушаем и снова возобновляем, сохранилось и поныне разделение его на две части - верхнюю и нижнюю. Нижняя часть состоит из двух комнат: первую комнату называют местом умовения ног, а вторую местом явления Господа ученикам Своим. Небольшая лестница ведет из нижних покоев в верхние, где тоже две комнаты равной величины. В первой, именуемой место Тайной Вечери, две мраморные колонны, поддерживающие своды. В верхней части сводов находится изображение Агнца”, вероятно в воспоминание Божественного Агнца, преподанного Апостолам на Тайной Вечери. Другую комнату верхнего этажа называют место сошествия Святого Духа на Апостолов.
А. С. Норов имел случай посетить это место и говорит, что оно в большом уважении у турок: они читают на гробнице царе-пророка псалмы, переведенные на арабский язык. Гробница Давида, пишет он, находится в небольшой, грубо оштукатуренной комнате; к стенам коей приделаны каменные прилавки; а у передней стены в углублении стоит довольно большой саркофаг, покрытый шелковой пеленою зеленого цвета, который называется гробом царя Давида. Но очень сомнительно, чтобы это был гроб святого царе-пророка, ибо устройство его несходно с обычаями иудеев. Впрочем, основываясь на свидетельстве Пророка Неемии, можем думать, что во всяком случае гроб Давидов находится в недрах Сиона (“Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, - он же чинил стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых.” - 3, 15-16).
Ин. 13, 1-20: Умовение ног своим ученикам.
Лк. 22, 14-18; 24-27: Братская трапеза.
Мф. 26, 20-25: Изобличение Иуды Искариота.
Мф. 26, 26-29: Установление Нового Завета.
Ин. 13, 21-30: Указание на предательство в момент установления Нового Завета. Уход Иуды[519].
Лк. 22, 24-27: Спор о том, кто есть больший.
Пророчество об избиении любящими:
Зах. 13, 6: “Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня”.
Лк. 22, 28-30: Завещание о совершении Евхаристии[520].
Ин. 13, 31-33: Час прославления близок.
Ин. 13, 34-35: Новая Заповедь Любви.
Ин. 13, 36-38: Предсказание об отречении Петра.
Прощальная беседа с учениками (Ин. 14-16):
Ин. 14, 1-11: “Я есть путь и истина и жизнь”.
Ин. 14, 12-14: Молитва во имя Господне.
Ин. 14, 15-24: Обетование Духа Святого.
Ин. 14, 25-31: Обетование мира.
Мк. 14, 26: Заключительная песнь[521] и выход из Сионской горницы.
Путь в Гефсиманию
Краткая историческая справка - долина Иосафатова или Царская:
Иосафат - слово еврейское, значит “суд Божий”. Долина, нарицаемая от имени Иосафата - Иосафатовой, по мнению некоторых, признается местом чудес Божиих. Есть также мнение, что в день страшного суда Божиего по долине Иосафатовой потечет огненная река; основанием сему служит пророчество Даниила: “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги” (Дан. 7, 9-10).
Долина Царская, именуемая также юдолию плачевною, постоянно следуя течению Кедрона, проходит мимо обители святого Саввы Освященного до Мертвого моря. При самом входе в долину Царскую, при русле потока Кедронского, видно запустевшее здание: это - колодезь, в котором был скрыт Неемиею священный огонь.
Близ гроба святого пророка Исаии: в долине Иосафатовой, где по преданию произойдет Страшный Суд Божий произойдет, ибо, по пророчеству, здесь: “Да востанут и взыдут вси языци на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест” (Иоиль 3, 12), находится колодезь Иоавов, а в смежности с ним - село Скудельничье, а по еврейски Акель-Дама, или село крови, купленное на те 30 сребренников, за которые продан был сребролюбивым Иудою Спаситель мира; в нем погребали странников. Неподалеку от села Скудельничьего есть греческий монастырь с небольшой церковью во имя святого Онуфрия Великого; в ней, изредка, греческое духовенство совершает Богослужение о упокоении усопших.
Долина эта печальным видом своим располагает к грусти: в ней всюду видна безжизненность; поток Кедрский, протекавший по ней, иссох; горы, окружающие ее, обнажены и покрыты развалинами; скалы составляющие бока ее, изрыты и обожжены; надгробные памятники, которыми она усеяна, многие сокрушены; несколько деревьев, растущих на ней, опалены солнечным зноем; все мертво, печально. Долина эта называется также юдолью смерти, или долиною мертвых: от древнейших времен она была кладбищем; на ней видны тысячи надгробных памятников еврейских; множество поколений легло тут. Между памятниками встречается так называемый гроб Иосафата, и возле него памятник Авессалома, преступного сына Давидова; Авессалом поставил его для прославления своего имени еще при жизни своей: рече бо, яко несть ми сына, на память имени моего: и нарече столп именем своим, и нарече его, рука Авессаломля (2 Цар. 18, 18). Евреи и многие из проходящих мимо сего памятника бросали в пустую его средину камни, говоря: “будь побит камнями, сын непокорный”!
Близ памятника Авессалома находится памятник святого Пророка Захарии, отца святого Иоанна Предтечи. Еще указывают грот, высеченный в скале: в нем, по преданию, укрылись Апостолы, по взятии Учителя их в саду Гефсиманском, и тут же погребен был святой Иаков, брат Божий по плоти, сверженный Иудеями с крова церковного. Отсюда чрез поток Кедрский перекинут мост, по которому, как утверждает предание, въезжал торжественно чрез златые врата в Иерусалим Господь наш Иисус Христос на жребяти осли, при восторженных кликах детей и народа: Осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!
Ин. 15, 1-8: Иисус Христос - истинная виноградная лоза[522].
Ин. 15, 9-17: О пребывании в любви.
Ин. 15, 18 - 16, 4: Ненависть мира к свидетелям Христа.
Ин. 16, 5-11: Пришествие Духа Святого.
Ин. 16, 12-15: Просвещающая сила Духа Святого:
Ин. 16, 16-24: Предсказание о смерти и пришествии Спасителя.
Ин. 16, 25-33: Заключение прощальной беседы: Христос - победитель мира.
Первосвященническая молитва[523] (Ин. 17):
Ин. 17, 1-5: Молитва о прославлении.
Ин. 17, 6-19: Молитва об одиннадцати.
Ин. 17, 20-26: Молитва о Церкви.
Мф. 26, 30-35: Новое предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.