Рынок и отношения собственности. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. Отношения присвоения —отчуждения, возникающие при торговле между многими независимыми собственниками, требуют четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не имеет права полновластно распоряжать-
ся средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия как самостоятельные субъекты хозяйствования несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на общество. Кроме того, рыночная и огосударствленная экономика базируются на разных стимулах и мотивах деятельности. В первом случае движущим мотивом являются экономические интересы субъектов, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. Во втором собственность функционирует через административное принуждение приказными методами.
Отсюда следует, что переход от сложившейся в социалистических странах командно-административной экономики к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, а для этого необходимо провести разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий. Необходимость этих мер состоит и в том, что проблема финансирования из бюджета ряда отраслей и огромного количества предприятий является исключительно острой и в конечном итоге ложится на плечи всего населения.
Сущность разгосударствления. Под разгосударствлением понимается передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, замена вертикальных связей между министерствами, другими органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями.
Разгосударствление предполагает изменение экономической роли и функций государства, сокращение сферы государственной регламентации общественного производства, переход от преимущественно неэкономических к экономическим методам регулирования экономики.
Разгосударствление проводится с целью преодоления монополии государства, устранения существующего в условиях административно-командной системы отчуждения работника от средств и результатов производства и превращения его в реального собственника, создания и развития конкурентных рыночных отношений, преобразования трудовых отношений путем введения разных форм собственности и возможности выбора сферы применения своеготруда вместо безальтернативного государственного найма на работу.
Разгосударствление включает в себя следующие основные направления: сокращение доли госсектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий; уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет; коммерциализацию государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности; ликвидацию государственной монополии внешней торговли; переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию рынков товаров, труда и капиталов.
Содержание приватизации. Смена собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам называется приватизацией. В западной экономической теории термин "приватизация" определяется как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права управления ею.
Приватизация — не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, изыскания средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса
Приватизация — процесс, противоположный национализации, которая проводится с целью превращения частной собственности в государственную. Наиболее масштабной национализация была в СССР, где была национализирована подавляющая часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных странах проводится реприватизация — возврат национализированной собственности прежним владельцам.
Есть два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества, второй — в его продаже. У обоих подходов есть свои достоинства и недостатки. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, созда-
ют предпосылки для применения первого варианта. К недостаткам его относят неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов — по регионам, что создает различные стартовые условия для трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не превращает работника в хозяина.
Достоинством приватизации через распродажу имущества являются быстрое пополнение госбюджета и ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения, недостатком — нехватка средств у населения. Поэтому чаще всего в странах СНГ сочетаются платная и бесплатная приватизация. Часть стоимости выкупаемого имущества передается населению бесплатно путем наделения их чеками "Жилье" и "Имущество", используемыми соответственно для выкупа жилья или имущества государственных предприятий. Количество чеков зависит от трудового стажа, возраста, состава семьи, других факторов.
Мировой опыт приватизации. Начало приватизации было положено в Великобритании правительством М.Тэтчер. Причина заключалась в затруднительном финансовом положении государственных предприятий в периоды циклических кризисов 70-х и 80-х гг. В западных странах используют несколько способов приватизации. Первый, самый распространенный, заключается в продаже акций предприятия всем желающим, второй — в продаже частному лицу или компании доли капитала предприятия. Третий способ связан с продажей акций работникам данного предприятия. Широкое распространение получила распродажа дочерних предприятий, принадлежащих государственному головному предприятию.
Приватизация привела к значительному сокращению государственного сектора экономики. Так, в странах, где влияние государства наиболее значительное (Италия, Франция, Португалия), вклад государственных предприятий в экономику составляет от 18 до 24 %. В Великобритании этот показатель равен 8 %.
В результате приватизации создаются в основном смешанные государственно-частные предприятия. Происходят изменения в механизме финансирования предприятий. Если государственные предприятия в качестве источников финансирования используют резервы государственных банков, налоговые поступления, то после приватизации они переходят на активы частных банков, средства зарубежных инвесторов, частные инвестиции.Сейчас в Западной Европе наблюдается замедление темпов приватизации. Это объясняется тем, что программа приватизации в основном выполнена.
Приватизация в странах СНГ. Она основывается на ряде принципов. Прежде всего идет сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Применяется разнообразие методов, форм и процедур приватизации. Приватизируемое имущество различается между собой по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам. Поэтому методы и способы приватизации не могут быть одинаковы для всех. В процессе приватизации осуществляется разделение функций собственности и управления. Собственник (владелец) контрольного пакета акций после завершения приватизации нанимает руководителя, который подотчетен собственнику, и при приватизации обеспечивается предоставление надежных социальных гарантий членам трудовых коллективов, предприятия которых приватизируются. Члены трудовых коллективов, например, могут приобретать имущество своего предприятия дешевле его оценочной стоимости. Должен быть постоянный контроль за проведением приватизации со стороны государства, а также должны соблюдаться постепенность и поэтапность ее проведения.
Одним из острых дискуссионных вопросов является приватизация земли. Одна из главных причин, побуждающих государство отходить от монопольного владения землей, — неэффективность использования и ухудшение состояния сельскохозяйственных земель. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако решение проблемы собственности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к установлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна.
Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм государственной собственности, начался процесс формирования многоукладной экономики, основаный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования. Приватизация приводится разными масштабами и темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе)., зачастую они опережали подготовленность к ней народного хозяйства и населения; и значительно более
медленными в Беларуси и некоторых других странах СНГ. Сейчас во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределением собственности. На очереди второй этап — создание условий для повышения конкурентной способности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока инвестиций. Для этого необходимо: создание соответствующей законодательной базы, увязка программы приватизации с программой структурной перестройки экономики, формирование полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, становление финансово-промышленных групп.
Глава 4
Дата: 2018-12-21, просмотров: 233.