Тема: Конституционные принципы избирательного права

1 Гражданин Волков подданный Великобритании, 18 лет прибыв на территорию РФ обратился в избирательную комиссию для участия в референдуме, на что ему было отказано. Правомерны ли действия комиссии?

2 Гражданин К. постоянно проживал на территории Чеченской Республики. В сентябре 1994 года был вынужден покинуть место своего постоянного проживания и переехать в Ставропольский край, где в декабре 1994 года был признан вынужденным переселенцем в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-I «О вынужденных переселенцах». 14 декабря 1997 года состоялись выборы депутатов в Государственную Думу Ставропольского края. Гражданин К. не был включен в списки избирателей. Проанализируйте Определение Верховного Суда РФ от 16апреля 1998 года № 26-Г98-2 по делу о заявлении Арапиева Х.О., Закон Ставропольского края «О выборах депутатов ГосударственнойДумы Ставропольского края» от 1 октября 1997 года №26, от 27 июля 2006 года № 68, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 12 июня 2002 года, ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 года №68 и ответьте на следующие вопросы: Имеют ли право вынужденные переселенцы принимать участие в выборах федерального, регионального и местного уровней по месту своего постоянного проживания? В чем отличие правового статуса вынужденного переселенца и беженца в сфере реализации избирательных прав граждан?

3 В декабре 2006 года гражданин М. был привлечен к уголовной ответственности по статье 168 УК РФ в виде лишения свободы на срок 6 месяцев. 2 декабря 2007 года на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ пятого созыва был включен в список кандидатов от партии ЛДПР. Проанализируйте ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 12 июня 2002 года, ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 года №68 и ответьте на следующие вопросы: Какие ограничения пассивного избирательного права предусмотрены действующим избирательным законодательством? Может ли гражданин М. быть включен в федеральный список кандидатов?

 4 Проанализируете принципы избирательного права, закрепленные в пункте 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статье25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статье 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статье 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. и определите, насколько конституционно-правовые принципы российского избирательного права соответствуют международно-правовым стандартам. Каковы гарантии их реализации в РФ?

Раздел 2.

Тема:Разновидности избирательных систем в Российской Федерации

1. На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2 декабря 2007 года приняло участие 67668151 млн. человек. За политические партии «Аграрная Россия» проголосовало 1600234 избирателей, «Гражданская сила» - 733604, «Демократическая партия России» - 89780, «Коммунистическая партия РФ» - 8046886, «Союз правых сил» - 669444, «Партия социальной справедливости» - 154083, «Либерально-демократическая партия России» - 5660823, «Справедливая Россия» -комиссий муниципальны5383639,    «Патриоты России» -   615417, «Единая Россия» -    44714241,«Яблоко» - 1108985. Проанализируйте ФЗ «О выборах депутатовГосударственной Думы ФС РФ» от 18 мая 2005 года №51-ФЗ и определите, какое количество депутатских мандатов получит каждая из политических партий?

2. В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проходят по пропорциональной избирательной системе. Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Проанализируйте федеральные законы: от 18 мая 2005 года №51-ФЗ в ред. от 23 февраля 2011 г. №17-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», от 6 октября 1999 № 184-ФЗ в ред. от 28 декабря 2010 г. №406-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2000 года №4 и ответьте на вопрос: какая из избирательных систем вбольшей степени обеспечивает реализацию принципа равного избирательного права?

 3. Избирательное законодательство проводит различие между участием в выборах и участием в голосовании. Участие в выборах фиксируется подписью избирателя при получении избирательного бюллетеня, а участие в голосовании определяется актом голосования, т.е. фактом наличия бюллетеня в ящике для голосования. Число принявших участие в голосовании может быть равно числу принявших участие в выборах или меньше его, так как после получения избирательного бюллетеня избиратель может и не опустить его в ящик для голосования. Изучите Определение Верховного Суда РФ от 18 февраля 2002 года (дело № 80 – Г02-2), Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 года №17 и ответьте на вопрос: может ли действие по отказу в голосованииквалифицироваться как голосование «против всех»? Может ли отказ от графы «против всех» рассматриваться как нарушение избирательных прав граждан?

Раздел 3

Тема: Система избирательных комиссий в Российской Федерации

Вопросы для обсуждения

1.Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 4 апреля 2003 г. №2/8-4 «О разъяснении порядка прекращения полномочий членов Избирательной комиссии Красноярского края в связи с ее расформированием по решению суда и особенностей формирования нового состава комиссии» были рассмотрены вопросы, связанные с исполнением решения суда о расформировании избирательной комиссии края и формированием нового состава комиссии. Законодательное Собрание Красноярского края обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просило признать указанный правовой акт незаконным и недействующим со дня принятия. Заявитель сослался на то, что оспоренное постановление принято с превышением полномочий Центральной избирательной комиссии РФ и фактически рассматриваемый в постановлении вопрос относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Перечислите полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

 

Опишите порядок формирования (расформирования) избирательных комиссий.

 

Относится ли рассматриваемый вопрос к компетенции органов государственной власти субъектов РФ?

 

СМ: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24, ст. 2253.

 

2 Избирательная комиссия муниципального образования «Черняховский городской округ» является юридическим лицом, действует на постоянной основе, четырехлетний срок ее полномочий исчисляется с 05 января 2011 года. Решением избирательной комиссии Калининградской области полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Черняховский городской округ» и всех 11 ее членов с правом решающего голоса прекращены. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Черняховский городской округ» возложены на Черняховскую территориальную избирательную комиссию».

 

Предусматривается ли законом возможность взаимного возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию? В каких случаях?

 

СМ: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24, ст. 2253.

Раздел 4.

Тема: Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков

1. Дымов М.Н., житель поселка Светлый Светлинского района Оренбургской области, обратился в суд с заявлением о назначении даты выборов главы района, указывая на то, что 9 ноября 2010 года досрочно прекращены полномочия действующего главы района Оренбургской области в связи с его уходом в отставку по собственному желанию. Однако, досрочные выборы главы района не назначены, вместо этого 24 декабря 2010 года Советом народных депутатов района принято решение о внесении изменений в Устав муниципального образования района, в соответствии с которыми глава района избирается депутатами Совета из своего состава, 12 января 2011 года Совет народных депутатов принял решение о самороспуске, а 14 марта 2011 года на выборах сформирован новый состав Совета, который избрал из своего состава нового главу района.

 

Противоречит ли внесение изменений в Устав района и последующие действия Совета по избранию главы района требованиям ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.3 ст. 6 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»?

 

Какое решение должен принять суд?

 

Опишите порядок назначения муниципальных выборов и круг органов, уполномоченных назначать выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

2. Постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 21 августа 2009 года № 8/22 «О разъяснениях о порядке включения в список избирателей некоторых категорий граждан» утверждены «Разъяснения о порядке включения в список избирателей некоторых категорий граждан». Группа граждан обратились к Избирательной комиссии Ставропольского края, Территориальной избирательной комиссии города Ставрополя о признании незаконными пунктов 2, 3, 5 и 6 указанного постановления.

 

Пунктами 3 и 5 установлено, что не участвуют в выборах органов местного самоуправления студенты и аспиранты, если они зарегистрированы не в г. Ставрополе по месту пребывания, а по месту жительства за пределами г.Ставрополя.

 

Пунктом 6 постановления установлено, что участие в выборах органов местного самоуправления военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в военных частях, военных организациях, и учреждениях, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования возможно только в том случае, ни до призыва этих служащих на военную службу их место жительства находилось на территории г. Ставрополя.

 

Пунктом 2 положения лишаются участия в выборах в органы местного самоуправления военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту, а также члены их семей, прибывшие на новое место военной

службы военнослужащих, которые до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, что ограничивает их избирательное право.

 

Не противоречит ли Постановление избирательной комиссии г. Ставрополя федеральному законодательству?

 

Включаются ли указанные категории лиц в списки избирателей на муниципальных выборах?

3 Фридрих В Л. счел незаконным Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 31 июля 2007 г. «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов и схемы территорий региональных групп республиканских списков кандидатов для проведения выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики четвертого созыва» в части утверждения схемы одномандатных округов на территории г. Воткинска. Дело в том, что территория одномандатного избирательного округа № 22 разделена водоемом (Боткинский пруд), в результате чего округ состоит из двух не граничащих между собой территорий. Кроме того, орган государственной власти республики не опубликовал графическое изображение одномандатного избирательного округа № 22. В связи с вышеуказанным Фридрих В.Л.счел нарушенным его право быть избранным в орган государственной власти Удмуртской Республики, поскольку затруднено проведение агитации среди жителей округа, разделенного водоемом, а он намерен был по данному избирательному округу баллотироваться в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики. Отсутствие же графического изображения избирательного округа № 22 не давало ему возможности определить границы округа.

 

Имелось ли нарушение избирательных прав Фридриха В.Л.? Перечислите правила образования избирательных округов.

Раздел 5.

Тема: Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов

1. Избирательное объединение «Родник» при выдвижении кандидата Петрова Р. в избирательную комиссию предоставило письменное уведомление о выдвижение кандидата, решение и протокол съезда.

 

Избирательная комиссия отказала в приятии документов. Правомерно лидействие избирательной комиссии?

 

2. Гражданин Сулейманов Р. в порядке самовыдвижения начал подготовку к выборам Президента РФ, и в связи с этим создал группу избирателей 350 человек, а также через 45 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ обратился в Центральную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме

 

о регистрации группы избирателей.

 

Как должна в данном случае поступить Центральная избирательная комиссия? Дайте правовой анализ изложенной ситуации.

 

3. Постановлением территориальной избирательной комиссии Саратовского района от 3 сентября 2009г. № 1/п извещен кандидат Семенов П.П. о выявленных нарушениях в оформлении документов, предоставленных для регистрации. Поскольку, Семенов П.П. баллотировался кандидатом от Саратовского областного отделения партии «Родник», в то время как на самом деле Семенов П.П. был выдвинут Саратовским районным отделением партии «Родник».

 

Правомерны ли действия ТИК?

 

Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002г. № 10-П по делу о конституционности положений п. 1 ст. 64, п.11 ст. 32, п.8 и 9 ст. 35, п.2 и 3 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

 Раздел 6.

Тема: Предвыборная агитация

2. К.В.В. обратился в Свердловский областной суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты К.А.М., ссылаясь на то, что 08.02.2008 был выпущен печатный агитационный материал (буклет) "Голосуй за себя" в количестве 10 000 экземпляров, оплаченный из средствизбирательного фонда кандидата в депутаты К. А.М., в котором на последней (4-й) странице материала воспроизведено в части литературное произведение Л. Филатова "Сказка для театра по мотивам русского фольклора "Про Федота стрельца, удалого молодца", являющееся объектом авторского права. Воспроизведение данного произведения и распространение его К.А.М. осуществлена без согласия правообладателя и заключения авторского договора, что свидетельствует о допущенном данным кандидатом нарушении. Договор с обладателем исключительного права на литературное произведение Л. Филатова "Про Федота стрельца, удалого молодца" отсутствует.

 

Какое решение должен принять суд?

2 Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 03.03.2007 "О нарушениях региональным отделением политической партии "Справедливая Россия" в Ставропольском крае требований статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признана недостоверной размещенная в выпущенных агитационных и информационных материалах "Вернем справедливость в повседневную жизнь", "Справедливая Россия - справедливый край", "Вместе с Президентом" информация о том, что "11 марта 2007 года состояться выборы губернатора". Данным постановлением поручено главам городских округов и муниципальных районов, председателям окружных избирательных комиссий обеспечить снятие не позднее 5 марта 2007 года указанных агитационных материалов, имеющих в тексте слова "11 марта 2007 года состояться выборы Губернатора". В п. 3 постановления содержится просьба к прокуратуре Ставропольского края и ГУВД Ставропольского края обеспечить надзор за исполнением избирательного законодательства и охрану правопорядка при процедуре снятия незаконных агитационных материалов. Избирательная комиссия Ставропольского края принятие оспариваемого постановления мотивировало тем, что избирательное объединение не относится к определенному п. 1 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ кругу субъектов права информирования избирателей по вопросам выборов, информация является недостоверной, поэтому агитационные материалы не отвечают требованиям п.п. 2, 5, 7 ст. 45, ст. 46, п. 6 ст. 56 Федерального закона N 67-ФЗ. Основанием для принятия данного постановления послужили жалобы со стороны граждан.

 

Избирательное объединение Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Ставропольском крае обратилось в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления указав, что оно противоречит избирательному законодательству, так как указанные агитационные материалы не являются в силу статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" информированием избирателей. В соответствии с пунктом 4 статьи 48 данного Федерального закона избирательное объединение самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Поскольку указанный закон не содержит такого полномочия избирательной комиссии, как признания недостоверной информации в отношении агитационных материалов избирательного объединения, участвующего в выборах, поэтому оспариваемое постановление создает препятствие к осуществлению избирательным объединением его избирательных прав, предусмотренных федеральным законодательством.

Кроме того, в п. 2 оспариваемого постановления избирательной комиссии Ставропольского края главам городских округов и муниципальных районов, председателям окружных избирательных комиссий дается поручение обеспечить снятие не позднее 5 марта 2007 года спорных агитационных материалов избирательного объединения регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Ставропольском крае, между тем такими полномочиями избирательной комиссии не обладает.Какое решение примет суд?

 3.Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Центрального округа города Курска от 23 декабря 2003 года, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, гражданин В.Б. Бочков в соответствии со статьей 5.12 КоАП Российской Федерации был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Признаки состава правонарушения, предусмотренного указанной статьей, суды усмотрели в том, что в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в октябре-ноябре 2003 года В.Б. Бочков составил, подготовил для печати и передал индивидуальному предпринимателю для изготовления тиражом 500 экземпляров агитационный материал с призывом к избирателям голосовать против всех кандидатов, а именно листовку "Против всех - правильный выбор", а затем распространил тираж без предоставления экземпляра (копии) либо фотографии листовки в избирательную комиссию; при этом В.Б. Бочков, не будучи кандидатом в депутаты, в нарушение пункта 7 статьи 63 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" оплатил изготовление агитационного материала из собственных денежных средств.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, оставивший без удовлетворения надзорную жалобу на вынесенные по данному делу судебные решения, при оценке действий В.Б. Бочкова как неправомерных сослался также на пункт 5 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который предусматривает оплату расходов по проведению предвыборной агитации исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке.

В жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, поданной в Конституционный Суд Российской Федерации в защиту конституционных прав гражданина В.Б. Бочкова, оспаривается конституционность указанных законоположений, как запрещающих гражданину предвыборную агитацию против всех кандидатов без предварительной оплаты расходов на ее проведение за счет средств соответствующих избирательных фондов, и находящихся в системной связи с ними положений статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливающих исчерпывающий перечень субъектов, управомоченных создавать избирательные фонды, - как не называющих в их числе граждан.

 

По мнению заявителя, оспариваемое регулирование фактически исключает возможность осуществления гражданами конституционного права свободно производить и распространять информацию любым законным способом в форме предвыборной агитации, имеющей целью побудить избирателей к голосованию против всех кандидатов, и тем самым противоречит статьям 29 (части 1 и 4) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации

Изучите постановление Конституционного суда РФ по данному делу, особые мнения судей к нему и дайте правовой анализ.

 

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П

"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005 г. № 47, ст. 4968.

Раздел 7.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 138.