– Латенская культура очень хорошо известна по поселениям, их много в данной культуре, сначала они небольшие, но становились все больше и больше. Доходили в конце до сотни гектаров!
– Oppidum – основа инфраструктуры ( иногда так называют все городища Латена).
– Городища латена: если они строили наверху — ограждались полностью, если на обрывах — ограждалась напольная часть. Очень мощная фортификация («галльская стена» — как Цезарь называл ее) очень прочная!
Городища (крупнейшие): Бибракте (площадь, окруженная укреплениями, составляет135 га) и Алезия (97 га) во Франции, Манхинг (380 га) в Германии, Градиште (140 га) и Завист (175 га) в Чехии.
Первоначально укреплениями служили земляные валы или, как в гальштатскую эпоху, деревянно-каменные стены с вертикальными бревнами-опорами снаружи.
– Жилища прямоугольные и круглые в плане, треугольные, наземные или слегка углубленные.
– Болотные городища: деревянные конструкции, деревянный пол , чтобы не утонуть в болотах.
– Свайные городища — дома на сваях сооружались (обнаружены главным образом в Британии)
– Погребальные памятники (курганные и бескурганные захоронение). Знают и трупоположение, и кремацию, которая производилась на стороне, с последующим помещением праха в урну. НО! Доля курганных сооружений сокращается, курганная традиция постепенно уходит в прошлое. Все выше и выше традиция кремации. Инвентарь погребения достаточно богат (вещи часто намеренно испорчены, изломаны в ритуальных целях). Это оружие, украшение, посуда. Также входили отдельные части вепря, реже — целая туша этого животного, иногда части туш других копытных.
Четко выделяются захоронения воинов, знатных всадников, а также женщин, принадлежавших к аристократическому кругу. Для раннего и среднего периода латенской общности характерны аристократические погребения с трупоположением на двухколесных боевых колесницах. Порой знатность подчеркивалась созданием кольцевидного или четырехугольного рва вокруг могилы.
– Двигались они не только на 4-х колесных повозках, но и 2-х колесных повозках. Часто вместо псалий использовать начинают кольца защечные.
– ОРУЖИЕ В ОСНОВНОМ ЖЕЛЕЗНОЕ! Длинные мечи (удлиняются по ходу развития латенской культуры) и становятся более рубящими (сглаживается лезвие), копья с вырезами, шлемы разнообразные (есть и шлемы, которые закрывают уши), щиты (овальные, реже круглые — были деревянными с железным умбоном — центральным накладным выступом на внешней стороне, предназначенным главным образом для дополнительной защиты руки, державшей рукоять щита с тыльной стороны).
– Орудия: в основном железные и стальные. Это длинные проушные топоры, тесла, пилы, серпы, косы, а также сошники и плужные лемехи, использование которых помогало кельтам осваивать хотя и плодородные, но тяжелые в обработке почвы. Известны также пружинные ножницы, сверла со спиралеобразной нарезкой, рапшилии, напильники, молотки, клещи и т. д.
– Основа хозяйства — плужное земледелие (овес). Высокое развитие черной металлургии. Металлография указывает на овладение навыками кузнечной сварки и цементации. Развивалась и цветная металлургия. Интенсивная торговля и влияние античной цивилизации привели к появлению кельтского монетного дела. Первые монеты (золотые, серебряные, бронзовые) — III в. до н.э. Первоначально это подражания македонско-греческой монете (статерам Филиппа II Македонского и его сына Александра III Великого). Затем началось подажание римской монете. Появилась и самобытная кельтская монета — с изображением кабана, воина, свернувшегося дракона, хищника, торквеса.
– Одежда и украшения латенской общности реконструируются на базе вещественных и письменных данных. Мужчины: штаны, боевые кожаные куртки, матерчатые рубахи, иногда хитоны и плащи, женщины: платья и плащи. Хар-ный элемент женской одежды — пояс с бронзовыми цепями с эмалевыми вставками. Множество всяких бронзовых, железных и золотых украшений.
– Керамика: большинство сосудов производилось на гончарном круге.
– Нет обособленного изобразительного искусства, нет высокоразвитой архитектуры, но есть великолепное прикладное искусство и монументальная скульптура. Особый латенский стиль формируется на базе позднегальштатских традиций и под влиянием гречесских и этрусских мотивов. Для этого стиля характерен:
· тонко разработанный орнамент с растительными, зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами;
· основа орнамента — развитие классических мотивов, как собственно античных, так и переработанных античностью поздневосточных (цветок лотоса, пальметта, человеческое лицо, мифический антропозооморфный персонаж).
· Орнаментальные приемы — рельеф, гравировка по металлу, инкрустация кораллами.
Скульптура: монументальная каменная, менее масштабная металлическая. Это полнофигурные и головные портреты героев, антропоморфных и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.
– Религиозные представления реконструируются по письменным данным и по раскопкам. Святилища — деревянные, реже каменные храмы на возвышениях, квадратные, круглые или прямоугольные в плане, с идолами посередине. Были священные места, огражденные забором, рвом, отмеченные деревом или столбом и маркируемые множеством дарственных предметов. Были человеческие жертвоприношения, о чем свидетельствуют стрелы с изображением мертвых мужских голов. Пантеон кельтов реконструируется в основном по данным Цезаря и других древних авторов, но представлен и археологическими материалами. Солярный культ (свидетельства — множество соответствующих символов, таких как круги, колеса, спирали и др.). Возможно с пережитками тотемизма следует связать популярность у кельтов дикого кабана (вепря), отображенного в скульптуре на монетах, на клеймах, а также присутствующего в погребальном ритуале.
В зону влияния латенской культурно-исторической общности входили многие археологические культуры, которые принято именовать латенизированными. Их объединяет господство обряда кремации на стороне с последующим захоронением в яме без кургана на больших кладбищах — «полях погребений», значительное присутствиелатенских форм в оружии и украшениях и преобладание в керамическом комплексе одних культур — блестящих сосудов с гладкими черными стенками, других культур — сосудов со специально ошершавленной поверхностью.
Латенское влияние не ограничивается пределами Западной и Средней Европы: в частности, одной из ярких латенизированных культур является восточноевропейская зарубинецкая культура на территории Верхнего Поднепровья и правобережного Среднего Поднепровья.
Вопрос 4. Скифо-сибирская культурно-историческая область (общая характеристика). Скифская археологическая культура и культуры скифского облика в северопричерноморской степи, лесостепи и на Северном Кавказе.
В конце II тыс. до н.э. и в первые века I тыс. до н.э., в переходную эпоху от бронзового века к железному, в степной полосе Евразии от Нижнего Придунавья до Монголии идет процесс постепенного усиления засушливости. В результате господствовавшая здесь ранее скотоводческо-земледельческая система хозяйствования, предполагавшая сочетание оседлости с ограниченной мобильностью населения, эволюционизирует в качественно новую систему экстенсивного кочевого скотоводства. Этот ХКТ предполагает разведение лошадей, мелкого, крупного рогатого скота, жизнь в переносных шатрах или кибитках, возможность масштабных перемещений.
Скифская эпоха (получила свое название по названию народа, который на самом деле проживал на западной территории этой общности). Включает в себя ряд культур. VII – III вв. до н.э.
– скифская культура (Северное Причерноморье, северный Кавказ)
– савроматская культура (степная зона от Уральско-Тобольское междуречье)
– культура сако-массагетского круга (Приаралье, Семиречье, Памир, Центральный и Восточный Казахстан)
– пазырыкская культура (Горный Алтай)
– уюкская культура ( Тува и близлежайшие территории)
– тагарская культура (Обь-Енисейское междуречье)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 469.