Дьяковская культура датируется в пределах VI в. до н.э. – IV/V вв. н.э. Ареал: Волго-Окское междуречье и Верхнее Поволжье.
Население культуры изначально было финно-угорским, а затем на эту территорию продвигаются балтские племена. Т.о. восточный регион дьяковской культуры – преобладание финно-угорского элемента, западный – значителен балтский компонент. + на финальной стадии в контакт с создателями культуры, очевидно, вступили славяне.
Поселения: дьяковская культура почти исключительно известна только по ним. Известны около 500 селищ и городищ. Основную информацию о дьяковской культуре несут более двухсот городищ, кот. чаще всего занимают естественно укреплённые места (мысы у слияние рек, между оврагами итд). Площадь городищ невелика, но заселены они достаточно плотно. Самые известные – Дьяково у сёл Дьяково и Коломенское (ныне в черте Москвы), Троицкое под Можайском, Щербинское под Подольском, Настасьино под Коломной итд. Их оборонительная система постоянно совершенствовалась – вначале вал (иногда с частоколом по гребню) и ров, затем 2-3 вала, местами использовалась система жилых стен, формируемая многокамерными жилищами, размещёнными по периметру поселения и служащими дополнительными укреплениями. Жилища: преимущественно прямоугольные наземные многокомнатные срубные и плетнево-столбовые дома, со временем сменившиеся однокомнатными.
Погребения: известны только на среднем и позднем этапах дьяковской культуры. Это «домики мёртвых» - срубы, содержащие сосуды с остатками кремации, произведённой на стороне.
Хозяйство: земледельческо-скотоводческий уклад при существенно роли рыболовства и охоты. Найдены серпы, мотыги и зёрна проса, льна, пшеницы и ячменя (свидетельства земледелия); многочисленные кости свиней, коров лошадей (скотоводство); кости пушных и иных зверей (охота); тигли – ёмкости для нагрева металлов, льячки – ковшики для разливания металла, крицы – куски железа с примесями (металлургия). В совершенстве была развита костяная индустрия, но её роль уменьшается на рубеже эр. С рубежа эр распространяются местные железные наконечники стрел с двумя шиповидными выступами в основании пера, с черешком для крепления к древку. Начиная с 2-3 вв н.э. – железные мотыги, косы, клещи, проушные топоры и кельты, шилья, рыболовные крючки. Из бронзы – браслеты, подвески и бляхи.
Керамика: на ранних стадиях дьяковской культуры господство сетчатой («текстильной») керамики, более редки сосуды с рогожной поверхностью, созданные с помощью гребенчатого штампа, имитирующего ткань. Ещё реже со штрихованной поверхностью. В конце 2 в. до н.э. на первый план выходит гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте, богато орнаментированная по краю венчика и по верхней части стенок. Есть и чернолощёные сосуды. В основном горшки – приземистые и вытянутые баночной формы + миниатюрные сосудики.
Грузики: появились с рубежа эр, назначение доподлинно неизвестно. Представляли собой изделия из глины или кости в форме гриба непременно с вертикальным каналом и насечкой
по краю основания. Возможно, рыболовные грузила, ткацкие грузики, мера веса, пуговицы. пряслица, крышки жировых ламп, культовые предметы
Ананьинская культурно-историческая общность датируется в пределах IX/VIII – IV/III вв. до н.э. Со временем перерастает в пьяноборскую (пьяноборско-глядёновскую) кио. Ареал: к востоку от дьяковской культуры в бассейне Камы до её впадения в Волгу (средневолжские территории и северо-восток Европы). Ананьинская кио существенно отличается от других лесных культур гораздо большим количеством бронзы и железа уже в ранний период. Культуры: собственно ананьинская, акозинская, постмаклашеевская. Население: финно-угорское.
Хозяйство: животноводство (свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади, овцы). Земледелие играло подсобную роль. Широко практиковалась охота, а также рыболовство.
Поселения: занимали естественно укреплённые места, известны и городища, и селища, и временные стоянки. Распространена оборонительная система, состоящая из рва и вала, на кот. могла стоять бревенчатая стена. Иногда валы обкладывали известняковыми плитами. Жилища - в основном наземные срубные или каркасно-столбовые дома. известны длинные дома, разделённые на жилые отсеки с очагом в каждом.
Могильники: бескурганные по берегам рек. Крупнейшие – Ананьинский, Старший Ахмыловский идр. Могилы размещаются рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, орудия труда, украшения, керамика. Изредка стены могильных ям обкладывали каменными плитами или же сооружали в ямах каменные ящики. Над могилами могли насыпаться небольшие земляные холмики, устанавливаться столбы и даже небольшие срубы-жилища – своеобразные наземные дома для погребённых. Иногда над могилами или в межмогильном пространстве устанавливали псевдоантропоморфные столбы с изображением оружия и геометрических знаков, позднее – изваяния в виде человеческих фигур в полный рост с оружием.
Погребальный обряд: трупоположение в ямах (чаще на спине в вытянутом положении), значительно реже трупосожжение на стороне с последующим размещение праха в ямах или «домиках мёртвых». Известны и кенотафы - символические могилы без костяка.
Жертвенные места: как самостоятельные, так и в пределах могильников и поселений. Представляют собой участки с массой пережженных костей животных и предметов обихода. Иногда золой жертвенного костра засыпали дно могилы и самого погребённого.
Материальная культура: особое мастерство ананьинцев в чёрной и цветной металлургии – многочисленные бронзовые кельты и наконечники копий с отверстием в нижней части пера или с рифлением по перу, мечи и кинжалы (бронзовые, биметаллические), железные акинаки (короткие железные мечи) местного производства, боевые ножи с горбатой спинкой и вогнутым или прямым лезвием, костяные, бронзовые и железные наконечники стрел. Оружие и некоторые др. изделия порой украшены орнаментом в местном зверином стиле.
Керамика: кругло- и плоскодонные лепные сосуды, декорированные вдавлениями кручёного шнура и гребенчатого штампа, а на западе (на границе с дьяковской культурой) – сосуды с «текстильным» орнаментом.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 364.