Вопрос 1. Понятие «железный век». Основные стадии и закономерности освоения железа. Смена бронзового века железным: хронология и география процесса. 3
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Археология

(Раннее железо)

 

Создано группой «Конспект МАСТЕР»

 

Оглавление

Вопрос 1. Понятие «железный век». Основные стадии и закономерности освоения железа. Смена бронзового века железным: хронология и география процесса. 3

Вопрос2. Ранний железный век Западной и Средней Европы: Гальштатская культурно-историческая общность. 9

Вопрос 3. Ранний железный век Западной и Средней Европы: Латенская культурно-историческая общность. 16

Вопрос 4. Скифо-сибирская культурно-историческая область (общая характеристика). Скифская археологическая культура и культуры скифского облика                                                                                                                                               в северопричерноморской степи, лесостепи и на Северном Кавказе. 26

Вопрос 5. Скифо-сибирская культурно-историческая область (общая характеристика).«Савроматская» археологическая культура и культуры сако-массагетского круга. Искусство. 35

Вопрос 6. Скифо-сибирская культурно-историческая область (общая характеристика). Пазырыкская, уюкская и тагарская археологические культуры. 39

Вопрос 7. Сарматская эпоха (основные новшества) и сарматская культура. 48

Вопрос 8. Культура хунну Забайкалья и Монголии. 51

Вопрос 9. Таштыкская культура Минусинской котловины. 53

Вопрос 10. Культуры лесной зоны Евразии в раннем железном веке: дьяковская культура и ананьинская культурно-историческая общность. 55

Вопрос 11. Культура античных государств Северного Причерноморья (общая хронология, основные памятники, архитектура поселений и погребений по археологическим данным). 58

Вопрос 12. Культура античных государств Северного Причерноморья (общая хронология, основные памятники, экономика, материальная культура, искусство, религия по данным археологии). 65

 



Ранний железный век

Вопрос 1. Понятие «железный век». Основные стадии и закономерности освоения железа. Смена бронзового века железным: хронология и география процесса.

Эпоха железа — третья их технологических макроэпох в истории человечества. Продолжается ЖВ до сих пор. Эту эпоху можно разделить на ранний и поздний ЖВ. Термином «ранний железный век» принято обозначать первую стадию эпохи железа (рубеж II - I тыс. до н.э. — середина I тыс. до н.э. — падение Рима). Для разных регионов разные хронологические вариации.

*Гесиод: золотой — серебряный — медный — век героев — железный век, современный автору.

В древности термину «железный век» изначально сопутствовала эсхатологически-трагическая трактовка.

Лукреций в первой половине I веке до н.э. в поэме «О природе вещей» обосновал качественно новую, исключительно производственно-технологическую характеристику исторических эпох, в том числе и эпохи железа. Эта концепция и легла в основу системы трех веков, созданной датским археологом Томпсоном (1836).

Возникла проблема хронологических рамок эпохи железа и ее внутреннего деления. О.Монтелиус отметил, что отсчет начала железного века для каждого региона следует вести с момента преобладания железа и сплавов на его основе (в первую очередь, это сталь) над другими материалами в качестве сырья для оружия и орудий труда.

Его позиция нашла археологические подтверждения:

– сначала железо использовалось как редкое сырье для украшений (иногда в сочетании с золотом),

– все более частое использование железа для производства орудий труда и оружия

 

Показателем наступления ЖВ в истории каждого конкретного региона является использование железа рудной природы для изготовления орудий труда и оружия и широкое распространения железной металлургии и кузнечного дела.

 

Еще в энеолите и БВ люди иногда использовали железо для производства украшений и простейших орудий труда. Первые опыты работы с железом, как и с медью, самородным. Первое самородное железо — метеоритное (метеорит Гоба (Намибия) 60 тонн — самый большой метеорит) (к выработке железа из руд человечество пришло гораздо позднее). Характерная черта метеоритного железа — большое содержание никеля, что обеспечивало его большую хрупкость. Метеорит Вилламет (США). Именно по количеству содержания никеля могли определить, какой вид железа это был. Кроме того, изделия из метеоритного железа не содержат каких либо шлаковых включений.

Но возможно использовали и земельное железо — т. н. теллурическое  (его появление, преимущественно в базальтовых скалах, объясняется взаимодействием оксидов железа с органическими минералами).

 

Долгое время исследователи считали, что метеоритное железо не подвергается горячей ковке. Но это не так.

Сначала метаоритное сырье обрабатывалось преимущественно ххолодной ковкой — по аналогии с камнем. Но некоторые изделия были получены в результате применения горячей ковки.

То, что рудное железо и метеоритное — это один и тот же материал осознали довольно поздно.

*Наиболее ранние железные изделия датируются еще VI тыс. до н.э. (погребения энеолитической культуры Самарра в Северном Ираке). Значительно более количество изделий метеоритной природы относится к БВ.

Наиболее знамениты:

– древнеегипетские бусы (конец IV — начало III тыс. до н.э. из Герца и Медумы)

– кинжал с рукоятью, обложенной золотом, из царского могильника Ура в Шумере (середина III тыс. до н.э.)

– булава из Трои I (2600-2400 гг. до н.э.)


Этникон «скифы».

В понимании античных и раннесредневековых авторов имеет три принципиально различных смысла.

 

1) Узкий, конкретно-этнополитический: группа близкородственных народов, живущих в рамках политического единства на юге Восточной Европы (этнографическая карта Скифии по данным Геродота).

2) Широкий, в двух версиях:

* обобщенно-этнический: ряд народов, удаленных друг от друга, но объединенных общим происхождением (скифы от Фракии до Индии у Диодора Сицилийского (I век до н.э.), также сам Геродот, который иногда отождествяет термины «скифы» и «саки»).

* обобщенно-культурный: ряд народов, близких по хозяйству, культуре, территории и т. д., независимо от происхождения. У истоков этой традиции стоял Гекатей Милетский (конец VI – начало V в. до н.э.) (у него, например, меланхлены Европы, и исседоны Азии равно считаются «народом скифским», наряду с некими миркетами, исепами, эдами в Европе и намами в Азии).

3) Предельно обобщенный, обозначающий не только кочевников евразийских степей, но иногда также полуоседлые о оседлые народы. 

 

!Археология рассматривает узкий смысл и 2-ю версию широкого смысла!

2 гипотезы происхождения скиф.культуры :

- скифская культура появилась в Сев. Причерноморье в результате миграции скифов из Центральной Азии

- скиф.культура- косвенное последствие второй волны экспансии носителей срубной культуры из Нижнего Поволжья в Северное Причерноморье(в конце II - начале I тыс до н.э)

События скифской истории:

- миграция скифов в Сев. Причерноморье и вытеснение ими киммерийцев

- грабительные походы скифов через Кавказ в Перед. Азию в VII в до н.э и столкновение их с Урарту, Мидией,Ассирией

- временное господство скифов в этом регионе, закончившееся гибелью скифской верхушки и прекращении постоянного скифского присутствия в Передней Азии

- неудачный завоевательный поход персидского царя Дария 1 в Северном Причерноморье против скифов в конце VI в до н.э

- частичная или полная консолидация всех скифских племен во второй трети IV в до н.э под главенством царя Атея в рамках единого гос-ва

- столкновение скифов с македонцами,приведшие,в частности, к поражению и гибели Атея в битве с Филиппом Македонским в 339 году до н.э и ,напротив, к поражению и гибели Зопириона, полководца А. Македонского в 331/330 г до н.э

- вытеснение и частичное истребление скифов сарматами в. III в. до н.э

 

 

· Основные памятники скифской культуры — погребения и погребально-поминальные комплексы.


- большинство курганов - земляные, высота кургана зависит от социального положения подгребенного.

- прямоугольные или квадратные ямы с деревянными перекрытием; иногда хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах или каменных склепах

- могильные ямы иногда перекрываются древесно-камышовыми конструкциями шатрового типа

- курганная насыпь могла окружаться каменной стено, рвом

- развивается ритуал жертвоприношения

- господствует трупоположение (поза: на спине, вытянутое положение; реже с подогнутыми ногами. Головой на запад).

- местами- кремация (северопричерноморская лесостепная зона)

- царские курганы 4 в до н.э

- известны 1000 захоронений

- захоронения встречаются и в курганах предыдущих культур

- наличие погребального инвентаря

- древнейшие захоронения- VII в до н.э

 

Примеры курганов:

- Большой Краснознаменский курган, Ставрополье (рядом - храм огня с жертвенником посередине,квадрат в квадрате)

- Новопавловск(Ставрополье): земляной курган, под дерном- каменный панцирь( т.е после сооружения курган был перекрыт камнем)

- Новозаведенное: сложное камышовое сооружение

- Чертомлык: катакомба с 4-мя камерами; царская могила(вместе с царем хоронились еще 6 человек => жертвоприношения)

!В могилы часто укладывались лошади,повозки, колесницы.!

- Куль-Оба(Крым): отличается от скифских курганов — располагается в рамках Пантикопейского некрополя; склеп 4 на 4 метра, греческая арх-ра+скифская погребальная культура.

 

· Поселения.

- в связи с постепенным оседанием племен появляются городища

- типы жилищ: кибитки, юрты, полуземлянки(каркасные жилища, обмазанные глиной)

Каменское городище(степь): протостолица скифов - овальные и четырехугольные землянки и наземные домам глинобитным очагом, стены домов из вертикально врытых бревен

Бельское городище(лесостепь): 4.400 Га, на р.Воркскле, мощное фортификационное сооружение+ров

 

· Ведущие элементы материальной культуры.

- конское снаряжение (псалии, оголовные ремни, удила, украшения)

 

- наступательное вооружение: широкое распространение лука и стрел;сигмавидный лук, колчаны(дариды), втульчатые наконечники из бронзы или кости; мечи(акинаки),копье,топорики,клевцы.

- античные и чешуйчатые шлемы

- защитное вооружение: панцири

- искусство: мелкая пластика - гипертрофированные элементы, мотив свернувшегося в кольцо хищника; магическое назначение искусства; элементы солярного культа,анимизма. Самое популярное изображение — олень и хищник,свернувшийся в кольцо.

 


· Одежда.

- штаны и куртки; длинные платья-накидки,расшитые золотом (у богатых); головные убора — конусы (усеченные)

- украшения: височные подвески, гребни, зеркала из бронзы, пикторали

· Керамика

- нет гончарного круга

- формы керамики: кубышки, чаши т т.д

- грубое оформление ( орнамент: вдавление или налепы; геометрические грубые узоры)

· Изделия из бронзы.

- бронзовые котлы

- зеркала

- оружие


 

* Хозяйство и орудия труда.

 

Основа скифской экономики в степях Северного Причерноморья — скотоводство — изначально исключительно — кочевое, со временем местами сменившееся полукочевым.

У скифов Нижнего Поднепровья зарождается земледелие, игравшее здесь исключительно подсобную, в основном фуражную роль. Разводили ячмень и просо, землю обрабатывали костяными лопаточками и мотыгами с железными наконечниками, урожай собирали железными серпами, использовали каменные зернотерки.

Начало эпохи железа в Восточной Европе связано именно с развитием киммерийской и скифской культур.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в ямных и шахтных горнах. Обнаружены остатки кузнечного дела.

Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников.

На высоком уровне была обработка кости и рога, служивший преимущественно для изготовления орудий труд и элементов конского снаряжения. Широко распространено кожевенное дело. Сырье для прядения и ткачества — овечья шерсть, лен, конопля.

· Изобразительное искусство.

Особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.


Прикладное зооморфное искусство — локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля — одного из элементов «скифской триады». Это художественное направление на всей территории культурно-исторической области (от Дуная до Южной Сибири) характеризуется едиными чертами:

- унифицированный набор образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) в строго определенных позах и композициях.

- Этому направлению свойственны специфические приемы стилизации — акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях).

В данном искусстве отразились культ солнца и огня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). В основе звериного стиля, вероятно, присутствовали и более древние тотемические и магические представления, специфические для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира. Отсюда разнообразие предпочтений в выборе животных. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

Отличительная черта скифской культуры — наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенного для установки на вершине кургана (известно более 160 таких изваяний).

· Религиозно-мифологические представления.

Реконструируются по древнегреческим письменным данным — в первую очередь по свидетельствам Геродота, который воспроизвел некоторые мифологические предания скифов и описал скифский пантеон, практику жертвоприношений и ритуал гадания. Также используются параллели в древнеиранских и древнеиндийских священных текстах. Археологические материалы позволяют говорить о культе предков и героев, солнца и огня, змееногой хтонической богини, возможно, о пережитках тотемизма.

 

Гибель «Великой Скифии» и исчезновение скифской археологической культуры в начале III в. до н.э. вызваны, очевидно, были истребительской экспансией сарматов с востока в Северное Причерноморье.

Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась т. н. позднескифская археологическая культура конца III в. до н.э. - рубежа III - IV вв. н.э., которая отличалась от предшествующей в первую очередь полным отсутствием «скифской триады».

 

 


 

Вопрос 5.  Скифо-сибирская культурно-историческая область (общая характеристика).«Савроматская» археологическая культура и культуры сако-массагетского круга. Искусство.

"Савроматская" культура.

Термин "савроматская культура" ирадиционо применяют к кочевническим памятникам скифского облика.

Хронология : 7-6 – 4. вв до н.э. После уступила место сарматской культуре, возникшей в ее недрах.

Ареал : междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий, степи Приуралья. Восточная Европа.

Хозяйство : кочевое скотоводство со стабильными маршрутами, "зимниками" и "летниками".Соответственно культура известна в основном по погребениям, сходство которых и стало основным критерием выделения "савроматской" культуры.

Этноним античные источники применяли для всех групп ираноязычных европеоидных кочевников данного ареала, объединенных сходной материальной культурой. Савроматы – кочевники скифского облика. Сами савроматы – западная часть «савроматской» культуры.

Памятники : погребения в курганах с земляной насыпью. Трупоположение на спине (руки на поясе, на животе) в ямах (с «заплечниками» - выступами-упорами для перекрытия), ориентация чаще на запад, реже на восток или а юг. Известны катакомбные погребения (Южное Приуралье) и подбойные могилы. Ямы могли перекрывать настилом, содержать деревянные клетки.

Инвентарь погребений : мужской – мечи, стелы, уздечный набор, копья. Женские – мечи, украшения, зеркала, ритуальные ложечки, каменные блюда. Орудия труда: пряслица, железные ножи, костные проколки и т.д. Напутственная пища (обезглавленный баран). Сожжение надмогильных сооружений, разведение надмогильных кострищ, засыпание горящими углями, подсыпка охра, мела, кристаллов.


Пазырыкская культура

 

Датировка: VI-III вв. до н.э.

Ареал: Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана.

Пазырыкская культура является продолжением и развитием местных памятников переходной от бронзового века к железному (т.н. майэмирского типа), датируемых VIII-началом VI в. до н.э.

Для майэмирской эпохи характерно возникновение произведений искусства скифо-сибирского звериного стиля, а также постепенное перерастание вооружения и конского снаряжения предскифских типов в вооружение и конского снаряжение соответствующие «скифской триаде».

 

Погребения пазырыкской культуры:

- малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд, образуя меридиальные и широтные цепочки родовых могильников

- курганы имеют каменную (реже – каменно-земляную) насыпь, перекрывающую могильную яму с установленным в нее срубом или каменным ящиком

- простейший мужской инвентарь – оружие, женский – нож и зеркало; у тех и других встречаются сосуды и кости барана; треть погребений сопровождались захоронениями лошадей (чаще всего лошадь укладывали в могилу к мужчине)

- встречаются богатейшие родовые кладбища царского масштаба – Пазырыкские, Башадарские, Туэктинские и др. курганные группы. Это курганы высотой 2-4 м, диаметром 50 м и более. Благодаря уникальному явлению – образованию под насыпями линзы вечной мерзлоты вследствие природных условий и антропогенных факторов все органические материалы в этих могилах остались в сохранности. Основа погребения – квадратная яма со стороной 7 м, глубиной – от 4 до 7 м. В южной части сооружался деревянный сруб, чаще имевший двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты.    

В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую мумифицированное тело одного человека или двух (мужчины и женщины), рядом с саркофагом помещались ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались погребальные повозки и принесенные в жертву кони. Столбы, стоявшие вдоль северной и южной стен сруба подпирали балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь.

К памятникам пазырыкской культуры относится погребение знатной женщины в кургане №1 могильника Ак-Алаха (раскопки 1993 г.) и мужчины в кургане №3 могильника Верх-Кальджин (раскопки 1995г.). Эти мумии покрыты татуировками, как и мумии Пазырыкских курганов №2 и 5.

 

Поселения не выявлены. Предположительно, жилищами на зимниках служили деревянные дома, по подобию которых сделаны срубы в могилах, а летом люди жили в берестяных юртах, повозках и в войлочных жилищах.

 

Курганы пазырыкской культуры содержали изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шелка, бронзы, железа, золота и других материалов. Часть из них была произведена на месте, часть – импортирована из Китая, Ирана.

В комплекс пазырыкской одежды входили:

у женщин – длинный войлочный кафтан с длинными рукавами, хлопчатобумажная или шелковая рубаха, цилиндрическая тканевая юбка, войлочные чулки; головной убор – парики с войлочными «султанами», с аппликациями либо полушаровидные шапочки из лошадиной шкуры и др.

у мужчин – сходный, но не столь длинный, кафтан либо короткая куртка или шуба из шкур овцы или соболя, тканая рубаха; и мужчины, и женщины носили кожаные и тканые штаны; головной убор – войлочные башлыки шлемовидных и полушаровидных форм с навершиями в форме башенок или птичьих голов

Обувью тем и другим служили кожаные декорированные сапоги.

 

Специфичность скифской триады в пазырыкской культуре – особо широкое распространение здесь бронзовых и позднее железных однокольчатых удил, а также У-образных бронзовых трехдырчатых псалиев с окончаниями в виде голов грифонов, фантастических птиц, волчьих и кошачьих хищников. Кроме того, местному звериному стилю присуще разнообразие симметричных многофигурных композиций, вариативность по, в которых представлены животные. Своеобразны типы керамических сосудов: это лепные кувшины с высоким горлом, которые могли украшаться спиралевидными налепами или кожаными зооморфными аппликациями.

 

Уюкская культура в Туве

 

Тува – центральноазиатская территория, состоящая из чередующихся степных котловин и горных хребтов и ограниченная с севера и востока Саянами, а с юга – монгольскими степями. Продолжаются споры о том, существовала ли в Туве единая археологическая культура предскифскоскифского времени или в рамки тех же эпох укладываются две последовательные культуры. Сторонники первой гипотезы именуют эту единую культуру уюкской.

Датировка: VIII (VII?) – III вв. до н.э.

Ареал: Тува, Восточный Алтай, Северо-Западная Монголия.

 

Погребения: погребенные лежат на боку под курганами в деревянных срубах, либо в каменных ящиках, либо в простых грунтовых ямах.

 

Ярчайшие памятники – массовые захоронения людей и лошадей в курганах Аржан-1 и Аржан-2 в долине реки Уюк отрогах Западного Саяна.

1. Аржан-1 – более раннее погребение. Дата с учетом разноречивых типологических и радиоуглеродных показателей колеблется в рамках IX – VII вв. до н.э. Под каменной насыпью находилось наземное деревянное сооружение из 70 камер-клетей. Некоторые камеры дополнительно разделены на секции. Центр конструкции образован двумя вставленными друг в друга квадратными камерами, внутренняя из которых представляла собой настоящий сруб и содержала мужское и женское захоронения «царя» и «царицы» в долбленых гробах-колодах, тогда как внешняя – захоронения 8 знатных человек и 6 лошадей с уздечным набором для верховой езды. За пределами центральной конструкции 12 камер и несколько межкамерных помещений также содержали погребения людей и верховых лошадей. В остальных камерах захоронения не производились. Так под насыпью кургана Аржан-1 были погребены 17 человек и более 160 лошадей. Большинство лошадей, видимо, были приношением «царю» от зависимых племен. Вся конструкция перекрыта сплошным бревенчатым потолком, по периметру построена наклонная бревенчатая стена-откос. Первоначально вся деревянная конструкция представляла собой плоский усеченный конус. Насыпь была укреплена стеной-крепидой. На расстоянии 15-30 м насыпь была частично окружена каменными кругами.

Курган разграблен в древности. Сохранились остатки меховой (собольей) и шерстяной одежды, украшения из золота и камня, бронзовые навершия, кинжалы и боевой чекан из бронзы, бронзовые и костяные наконечники стрел, элементы конского снаряжения (удила, псалии, уздечные ремни и их украшения) из бронзы, золота серебра, кости, рога, дерева, кожи, в т.ч. орнаментированные в скифо-сибирском зверином стиле. В том же стили выполнены изображения на обломке «оленного камня», обнаруженного в насыпи. Ряд уздечных принадлежностей и наконечники стрел находят аналогии в предскифских и раннескифских памятниках Восточной Европы, другие предметы вооружения и узды, а также мотивы звериного стиля характерны для культур Саяно-Алтая начала скифской эпохи.

2. Курган Аржан-2 был сооружен примерно через 150 лет после Аржана-1. Насыпь кургана каменная, местами использовалась глина. Насыпь была окружена мощной стеной из горизонтально уложенных камней и оградой из вертикальных плит. В стене был оставлен проход, в этом месте плиты стены покрыты зооморфными изображениями. Под насыпью обнаружены захоронения 18 человек в 12 могильных ямах. Основным было богатое парное захоронение «царя» и «царицы». Они лежали в прямоугольной яме, в погребальной камере в виде двойного сруба, перекрытого двойным накатом бревен. Одежда и обувь «царя» и «царицы» были обшиты золотыми бляшками и золотым бисером, головные уборы были украшены золотыми пластинами. Украшения: серьги, подвески, бусы из золота, бирюзы, пирита и янтаря, золотая массивная гривна (у мужчины). Предметы вооружения из железа: акинаки (у мужчины), ножи (у женщины), отдельно висел парадный кожаный пояс с золотыми обоймами, к которому крепились боевой чекан-клевец и плеть, а также горит, состоявший из кожаного колчана на деревянной основе со стрелами с железными наконечниками и кожаного футляра для лука. Поверхность горита была украшена злотыми бляшками. Бляшки и золотой орнамент на предметах вооружения выполнен в скифо-сибирском зверином стиле. Перед лицами покойных лежали бронзовые зеркала. В погребении найдены сосуды из камня, бронзы, золота, дерева, кожи. Стены и пол сруба были покрыты войлочными коврами. Кроме того, под насыпью найдено специальное захоронение 14 лошадей, а также обособленные клады, содержащие предметы вооружения и конское снаряжение.

Погребальный комплекс Аржан-2 включал помимо самого кургана расположенные поблизости кольцевые каменные оградки, в рамках которых обнаружены пережженные кости животных, и каменные башни (до 1 м), с которыми найдены кости лошадей.

 

 

 

 

 

Тагарская культура

Датировка: VII(VIII?) – начало III вв. до н.э.

Ареал: Минусинская и Кузнецкая котловины, т.е. степная и лесостепная зона бассейна среднего Енисея и частично Обь-Енисейского междуречья.

 

Этой культуре полностью присуща скифская триада, но есть ряд две важные особенности по сравнению с другими культурами скифо-сибирской КИО.

  1. Ее создатели – не только кочевые скотоводы, но и оседлые кочевники с пастушеским или отгонным скотоводством, с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и овец. О земледелии свидетельствуют: многочисленные находки крупных бронзовых серпов с отверстием для привязывания ремня и бронзовых мотыг-кельтов, а также оросительные каналы, иногда прорубленные в скальной породе.
  2. В зоне тагарской культуры (по крайней мере до V в. до н.э.) известно мало железных изделий. Причина – высокий уровень местного бронзолитейного дела, расцветший в условиях обилия сырья, как следствие – богатой традиции предшествующей карасукской культуры. Известны тысячи тагарских бронзовых вещей, в т.ч. украшенных в скифо-сибирском зверином стиле. Обнаружены керамические и медные двустворчатые литейные формы, практиковалось литье по восковой модели.

Поселения – селища на естественных террасах, а также постоянно заселенные города и города-убежища с валом и рвом. Жилища – глубокие землянки и полуземлянки, реже наземные дома. Их стены строились из глины и камня, но были и деревянные срубные конструкции – бревенчатые рубленые прямоугольные дома с четырехскатными крышами. На наличие последних указывают петрографические изображения таких срубов, относящиеся к концу тагарской эпохи (Боярская писаница).

 

Погребения специфичны.

- земляные курганы, окруженные прямоугольными оградками из врытых на ребро массивных плит, с вертикально установленными камнями по углам

- на ранних стадиях курганы одиночны, позднее по 10-20 курганов в могильнике

- более ранние могилы представляют собой каменные ящики с одиночными погребениями, более поздние – срубы, ямы с бревенчатыми накатами, часто с коллективными трупоположениями – родовыми усыпальницами (до 100 и более человек в одной могиле)

- покойные лежат на спине, вытянуты

- в могилах иногда сохраняются остатки одежды – шерстяные ткани и кожа

- мужчины погребены с оружием (лук, стрелы, кинжал типа акинака, боевой чекан); женщины – с зеркалами, бусами, шильями; в позднее время в могилы кладут уменьшенные модели вещей; и к мужчиным, и к женщинам помещали характерные бронзовые ножи с отверстием на рукоятк, лепные керамические сосуды баночной формы с жидкой пищей и в качестве той же напутственной пищи – части крупного рогатого скота, реже – части лошади или овцы; также в могилах встречаются разнообразные топоры-кельты

* Интересный памятник – группа из 14 курганов в урочище Салбык, среди которых основным был курган Большой Салбыкский IV в. до н.э. – один из крупнейших в мире

 

Тагарская культура постепенно сменяется таштыкской. Связанной с новой эпохой, пришедшей на смену скифской. Остальные культуры скифо-сибиского мира в степях Евразии также резко или плавно уступают место сообществам с качественно новым материальным комплексом.

 

 


 

Вопрос 7. Сарматская эпоха (основные новшества) и сарматская культура.

 

III в. до н.э. – IV в н.э. – следующий после скифского период ран.ж.века в степях Евразии.

       В зап.части степей (Приуралье, Поволжье, затем и Сев.Причерноморье) господствуют сарматы – ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам. В вост. части степей (Прибайкалье, степи Сибири, Казахстана, Ср.Азии) в кон. I тыс. до н.э. – нач. I тыс. н.э.) – изменения, связанные с расширением политического и культурного влияния народов – хунну (сюнну), часть которых позднее вошла в гуннский полиэтнический массив.

       Переход от скифской к сарматской эпохе ознаменован переменами в материал.культуре и искусстве:

1. Совершенствуются формы вооружения: мечи-акинаки скифского типа вытесняются длинными всадническими мечами с иной рукоятью; вместо бронзовых втульчатых наконечников стрел приходят массивные железные наконечники с черешковым креплением к древку; вместо короткого сигмовидного лука скифского типа – более длинный дуговидный лук («гуннского типа»).

 

2. Развивается конское снаряжение: взамен стержневидных псалиев чаще начинают употреблять крупные кольца; совершенсвуется седло (становится более жестким).

 

3. На смену скифо-сибирскому звериному стилю приходит новое прикладное анималистическое искусство, более орнаментальное, главное отличие – украшаемые объекты служили фоном, а не композиционной основой изображений.


Сарматская культура.

Хронологические пределы с.к – IV в. до н.э. – IV в. н.э. Ареал – обширная территория степи от Зап.Казахстана и Юж. Приуралья до Сев.-Зап. Причерноморья. Историческое ядро – в Южном Приуралье (начальные черты уже в конце V в. до н.э.). С III-II вв. до н.э. постепенно захватывают всю тер. Сев.Причерноморья, откуда вытеснили основную массу скифов. Некоторые сарматские племена (сираки и аорсы) осуществили вторжение на Сев.Кавказ.

В I в. н.э. в восточной части усиливаются ираноязычные аланы, которые на руб.I-II вв. н.э. подчиняют все ост. Племена сарматского круга. В III в. н.э. – вследствие готской экспансии положен конец доминированию сарматов в Сев.Причерноморье, а после нашествия гуннов во втор.пол. IV в. н.э. сарматская культура исчезла как единое целое.

Стационарные поселения не обнаружены, но на Кубани известны меото-сарматские городища. Погребения многочисленны – это трупоположения под курганами (выс. 1-3 м, диаметр 8-20 м) или изредка в естественных холмах (на Волге). Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, руки-ноги чаще параллельны, ноги лежат ромбом или одна нога согнута в колене. В основном головой на юг, позднее – на север. Лежали на подстилке из органики, реже – на деревянных носилках или в дерев.решетчатых гробах., иногда на ложе, оставшемся от погребальной колесницы (сама колесница в процессе захор. разламывалась, ее детали клали в погребение). Узкие прямоугольные могилы, перекрытые досками и хворостом, стены могли иметь опоры для перекрытия – «заплечики». Типичны могилы с обширными подбоями, известны и катакомбы – в них вход в погребальную камеру закрывали досками или заваливали камнями. В могилы клали символы огня – угольки (или их заменители). Осн.погреб.инвентарь – оружие. Часто в погребение клали переднюю ногу барана, реже кости лошади.

       Вооружение сарматов вначале сходно со скифским и савроматским, со времен модифицировалось, отражая совершенствование конского боя. Втульч.наконечники стрел сменяются железными черешковыми, наконечники и древки копий удлиняются. Появились всаднические мечи – длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска, затем – мечи с кольцевидным навершием, позже – с рукоятью-штырем без металлич.навершия и металлич.перекрестья. Применяется сварка внахлест, шире – цементация. Использовались железные чешуйчатые панцири. В конском снаряж. – сначала железные удила скифского типа и железные псалии – С-видные или прямые стержни с 2-мя отверстиями. Затем желез.удила с доп.кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод. С 3 до 1 вв. н.э. популярны богатые сбруи с серебр.круглыми или полушарными бляхами – фаларами, украш. раст, зооморфными, мифологич. сюжетами.

Керамич.сосуды – без гонч.круга, плоско- и круглодонные. Распространены шаровидные сосуды, позднее – миски и кувшины (среди них есть изг. и на гонч.круге, импортированные). Ряд сосудов в зооморфными ручками. Осн. металлич.сосуды – бронзовые котлы с яйцевид. или шаровид.туловом, с 2-мя вертик.ручками.

Одежда близка к скифской. Сарматская знать исп. фибулы, поясные пряжки; украшение золотыми нашивными бляшками (как и скифы), а также нашивные бусы и бисер. Украшения – браслеты (бронз.,серебр.,зол.,желез), серьги, ожерелья, драгоценные диадемы. Множ-во бронз. зеркал (сначала большие с плоскими ручками, позже – миниатюрные с боковой прямоуг. коротк. ручкой).

Искусство разнообразно. Торевтика (искусство производства рельефных художественных изделий из металла), в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогонутые звери), так и антропоморфные (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В 1 в. до н.э. – 2 в н.э. – полихромный стиль с ярким колоритом: изд. из драгоцен.металла (техника филиграни и зерни), инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью.



Археология

(Раннее железо)

 

Создано группой «Конспект МАСТЕР»

 

Оглавление

Вопрос 1. Понятие «железный век». Основные стадии и закономерности освоения железа. Смена бронзового века железным: хронология и география процесса. 3

Дата: 2018-12-21, просмотров: 729.