Коммуникация приматов и появления речи у гоминид
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия. Термин коммуникация происходит от латинского communico – делаю общим, связываю, общаюсь. В этологии под коммуникацией животных понимают процессы взаимодействия между особями, связанные с передачей информации от одной особи к другой. Элементы коммуникации у животных обычно представляют собой ритуализованные, видотипичные, генетически фиксированные сигналы. По поведению одной особи мы можем предсказать поведение другой. В отличие от других животных у обезьян выражена тенденция деритуализации процесса коммуникации. Иными словами, происходит освобождение от жестких стереотипов, процесс коммуникации у обезьян, особенно человекообразных, становится вариабельным, пластичным и менее детерминирован генетически. Следует различать понятия коммуникация, язык, общение.

В зависимости от каналов связи выделяют четыре формы коммуникации: обонятельную (ольфакторную), визуальную, тактильную и акустическую.

Обонятельная коммуникация связана с маркированием территории и других особей секретом специфических кожных желез, с обнюхиванием разных участков тела

Визуальные формы общения, среди них выделяют мимику, позы, жесты. У всех обезьян в визуальной коммуникации преобладает мимика, особенно она распространена среди человекообразных обезьян. Позы более примитивный компонент визуальной коммуникации, чем мимика. Они связаны главным образом с установлением системы доминирования, подчинения. Жесты – филогенетически новая форма коммуникации по сравнению с мимикой, они выполняются в различных контекстах поведения.

Тактильные формы общения. Под тактильными элементами мы понимаем контакты особей, производящиеся передними конечностями, головой, туловищем и др. частями тела. К дружелюбному контексту поведения относится груминг.

Акустическая коммуникация. Акустические системы коммуникации представляют собой сигнализацию при помощи голосового аппарата, где каждый звук имеет свое значение, влияет на изменение поведения животного, которому он адресован. Посредством акустической коммуникации у приматов осуществляется внутри- и межгрупповое распределение в пространстве, предупреждение об опасности, регуляция взаимоотношений между полами, поддержание контакта между особями. Имеются предположения, что приматы с помощью звуков выражают не только свое мотивационное состояние, но и передают сведения об окружающих предметах или событиях.

Наиболее подробно изучена акустическая сигнализация шимпанзе. Ученые постоянно проводят параллель с человеком, пытаясь понять, почему высокоразвитые существа не используют голосовую сигнализацию для переноса понятийной информации. Л.А. Фирсов выделяет у шимпанзе пищевые, ориентировочные, контактные, игровые и другие сигналы. Считают, что шимпанзе узнают друг друга по голосу. Шимпанзе осознанно применяют звуковые сигналы. Если низшие обезьяны чаще используют акустические сигналы в агрессивном контексте поведения, то человекообразные обезьяны основное разнообразие звуков используют в дружелюбном поведении, у них описан даже смех. По аналогии можно предположить, что в дружелюбном контексте поведения речь развивалась у древнейших гоминид, первых представителей рода Homo.

Этологический механизм происхождения речи.

Несколько этапов предшествовали возникновению речи у гоминид.

Первый этап соответствует уровню развития системы коммуникации у низших узконосых и некоторых широконосых обезьян. Основная функция коммуникации на первом этапе – предотвращение и торможение агрессии.

Второй этап соответствует уровню развития системы коммуникации у человекообразных обезьян Старого Света (шимпанзе, гориллы, орангутанга). В комплексах коммуникации звуки связаны с мимикой и позой, в меньшей степени с жестами, а роль тактильной и ольфакторной коммуникации снижается. На этом этапе коммуникация служит важным механизмом повышения социабельности сородичей – членов группы, поэтому визуальные и акустические системы развиваются преимущественно в дружелюбном контексте поведения. Для комплексов коммуникации характерно усиление связи элементов в рамках визуального канала, а также сохранение взаимосвязи визуального и акустического каналов. На этом этапе эволюции системы коммуникации в филогенезе приматов сложились две приоритетные формы общения – довербальная (визуальная) и акустическая.

На третьем этапе у австралопитековых и человека умелого, вероятно происходило дальнейшее развитие предпосылок возникновения речи. Все большее значение в общении приобретали прогрессивные визуальные элементы- жесты, которые могли нести звуковую нагрузку; возможно, в этот период стали использоваться высшие категории жестов – указательные и изобразительные. Далее, у гоминид расширилось общение с помощью новых разнообразных контактных звуков, По мнению Ф. Кликса, это происходило путем имитационного научения. По всей видимости, акустические сигналы у автралопитековых и человека умелого развивались в комплексе с довербальной системой.

 

Гипотезы возникновения речи основаны либо на приоритете звуковых сигналов (Бунак, Фирсов, Плотников), либо жестовой коммуникации (Hewes). С. Уошберн предпринимает попытку синтеза этих двух основных гипотез на основе связи жеста с акустическим сигналом. Вероятно, у ранних гоминид жесты действия и указательные жесты несли основную смысловую нагрузку, а акустические сигналы дополняли их. Мы предполагаем, что этологический механизм возникновение звуковой речи в дальнейшей эволюции человека заложен в системе коммуникации как комплекс довербальных и акустических элементов, дополненный тактильными и ольфакторными формами коммуникации. Поскольку в антропогенезе шло усложнение орудийной деятельности, то наступил неизбежный конфликт между двумя функциями руки – коммуникационной и манипуляционной. Мимика вступили в конфликт с артикуляцией и мешала развитию дифференцированного вокала. Нам представляется, что следствием этого была перестройка системы коммуникации, заключающаяся в инверсии двух приоритетных каналов связи: основная смысловая нагрузка переходила к акустическому каналу и на его основе складывалась вербальная коммуникация. А довербальная система трансформировалась в невербальную, продолжавшую нести определенную долю смысловой нагрузки и дополнявшую вербальную систему, а кроме того, служившую маркером социального статуса, эмоционального и психического состояния особи. Следовательно, речевая комммуникация в антропогенезе сформировалась на основе сложного единства всех каналов связи – комплексов коммуникации, при усилении элементов визуального (невербального) и акустического каналов. Наши предположения подтверждают мнение Л.С. Выготского, что речь возникла на основе развитой психической деятельности, на основе мышления, а также на определенном уровне развития социальности и коммуникации особей.

Органы речи.

Периферические органы речи.

 

1. Низкое расположение гортани. Большое расстояние расстояние между входом в гортань и носоглотку увеличивает ток воздуха через ротовую полость и создает условия для образования ротовых резонаторов.

2 .Голосовые связки у человека короче, чем у шимпанзе, но более плотные. Колебательные движения связок охватывают их толщу более равномерно. Голос приобретает мелодические качества.

3. Голосовые связки образуют заслонки в полости гортани и замедляют движение воздуха при вдохе и выдохе, обеспечивают более полное смыкание колосовой щели при произнесении звуков и большую дифференцированность звуков. Для смыкания и размыкания голосовых связок у человека требуется участие нервных регуляторов, т.е. необходимо установление связи между движением голосовых связок и умственными представлениями.

4. Внутренняя порция мышц щитовидно-черпаловидного хряща образует голосовой мускул, изменяющий напряжение связок, что позволяет производить разные по высоте тона звуки.

5. Разнообразие речевых звуков возникает благодаря движениям языка и губ, разбивающих ротовую полость на резонаторные участки.

6. Для фонетики наибольшее значение приобретают мышцы языка. Длинна языка увеличивается и корневая часть его образует изгиб и лежит не в ротовой полости, а в глотке.

7.Мягкое небо у человека укорочено и имеет выступ (язычек). Движение мягкого неба выключает носовой путь воздушной струи и дают возможность получать чистые ротовые звуки.


Исследователи (В.В. Бунак, А. Леруа-Гуран) связывают специфическое строение гортани с прямохождением. Изменяется посадка головы, нижняя челюсть становится менее массивной. Уменьшение жевательной мускулатуры и массивности челюсти делают возможными быстрое движение челюсти при произнесение звуков. Образование подбородочной кости также способствует ускорению движения нижней челюсти. Меняется и характер дыхания, что также важно для развития речи. Но главное в развитии речи – это появление специфически человеческих зон речи.

Не только прямохождение, но и весь образ жизни гоминид – использование рук в манипулировании, всеядность, охота, координированные действия, развитие социальности приводили к развитию мозга и появлению речи.

Центральный аппарат речи. В нижней лобной доле находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей. Он получил название зоныБрока и является зоной речедвигательных органов – моторики речи. В верхне-заднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи. Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. У большинства людей речь контролируется левым полушарием.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 887.