Конспект лекций
«Ценообразование в рыночной экономике»
Оглавление
Конспект лекций и тексты для чтения «Ценообразование в рыночной экономике». 1
Оглавление. 1
Конспект лекций. 4
1.1. Сущность и функции цен. 5
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов. 7
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка. 10
2.2. Эластичность спроса по цене. 10
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. 12
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары.. 12
2.4. Эластичность спроса по доходам.. 13
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен. 14
Классификация методов изучения поведения покупателей. 14
Методы изучения поведения покупателей. 14
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках. 14
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей. 16
4.1. Виды цен. 16
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара. 17
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации. 18
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне. 19
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени. 21
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен. 22
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования. 23
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен. 25
О Департаменте цен и закупок Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002 г. N 287) 27
1. Общие положения. 28
2. Задачи Департамента. 28
3. Функции Департамента. 28
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации. 31
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе. 35
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования. 43
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ. 43
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара. 43
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен. 46
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат. 48
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров 48
9.1. Сущность затратного ценообразования. 49
9.2. Калькулирование по полным затратам.. 51
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам.. 52
Сравнительный анализ калькулирования по полным и по сокращенным затратам.. 53
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения. 54
Последовательность процедур определения экономической ценности и цены товара. 54
10.2. Методы параметрического ценообразования. 55
11.1. Сущность и виды торгов. 58
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения. 60
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы.. 61
Информационно-логическая схема разработки стратегии ценообразования. 62
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования. 62
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования. 64
12.4. Географические стратегии ценообразования. 65
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования. 66
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения. 66
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования. 68
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения 69
Методы ценообразования. 70
Параметрическое ценообразование. 70
Виды цен. 70
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров. 71
15.1. Состав и особенности сферы услуг. 71
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг. 72
Виды цен в сфере услуг. 73
Сущность и функции цен
Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями.
В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:
Некоторые авторы выделяют более широкий перечень функций цен.
Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. Кроме того, цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт, валовый региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.д.). Цена также участвует в расчете таких показателей как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.
Цена может существенно отклоняться от издержек. Особенностью современной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, престижным товарам, учет в цене имиджа фирмы.
Налоговый кодекс дает право контролировать налоговым органам правильность цен при товарообменных операциях (часть 1, ст. 40).
Регулирующая функция или функция сбалансирования спроса и предложения – через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.
В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится минимизировать затраты на производство продукции (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов).
Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают:
На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействие цен может проявляться через:
Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.
Способы перераспределения доходов с помощью цены:
Пример. Цены на топливо и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по народному хозяйству, а закупочные цены в сельском хозяйстве – более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольной власти и перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.
Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопление отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.
Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.
В заключение вопроса следует отметить, что, во-первых, цена экономическая категория, существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:
Основные признаки рынка свободной конкуренции:
В области ценообразования на рынке свободной конкуренции:
К организациям, работающим на рынке свободной конкуренции можно отнести организации розничной торговли, не имеющие устоявшегося фирменного знака и торгующие однородным стандартным товаром, не имеющие собственного бренда (овощи, фрукты, сахар, текстиль, строительные и лесоматериалы).
Для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции характерна адаптивная политика цен. Доля каждого продавца на рынке настолько мала, что его индивидуальное поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен. Для каждого продавца цена, образующаяся на рынке, является данностью. Оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж.
В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен ресурсов, природно-климатических факторов и т.п. может на него повлиять.
Анализ ценообразования на рынке свободной конкуренции позволяет сделать вывод, что на рынке каждого товара должна быть единая цена. Но зачастую это утверждение противоречит действительности. В чем причина? Единая цена возможно только в том случае, когда у продавцов и покупателей есть полная информация о конъюнктуре. Это требование выполняется на высокоорганизованных рынках, например, при биржевой торговле сырьевыми товарами, ценными бумагами, валютой, обеспеченной необходимыми средствами связи. При несоблюдении данного требования возможно наличие нескольких различных цен.
Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют при продаже дифференцированных товаров на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Основные черты рынка монополистической конкуренции:
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар, ограниченной наличием конкурентных заменителей товаров других предприятий, представленных на рынке. Так как продукция взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов.
Олигополия – рыночная структура, при которой большая выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика и оказывает влияние на рынок собственными действиями.
Основные черты олигополии:
Олигополия является преобладающим типом рынка для промышленно развитых стран.
В России примерами олигополии являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.
Монополия – тип рыночной структуры, для которой характерно:
Причины появления барьеров на олигопольном и монопольном рынке:
Фирма монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает. Цены на его товар ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка. Монополист должен учитывать возможность переключения спроса покупателей на товары неполные заменители. В связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность часто регулируется государством.
Эластичность спроса по цене
По значению коэффициента эластичности товары обычно делят на 4 группы:
Например, в экономически развитых странах считается, что снижение тарифа на страховые услуги на 10% ведет к увеличению состава клиентов и расширению объема страхования на 30% (Зубец А.Н. Страховой маркетинг. М.: Анкил, 1998). Следовательно, коэффициент эластичности спроса от цены страховых услуг равен трем. Высокая эластичность страховых услуг позволяет рассчитывать на рост дохода при снижении размера тарифа.
Для количественной оценки степени эластичности различных товаров могут быть использованы общие, дуговые и точечные коэффициенты эластичности.
Общий коэффициент эластичности является средним для товара на всей кривой спроса. Он позволяет сравнить различные товары между собой.
(1) |
где KЭ – коэффициент эластичности спроса по цене;
Δq – процентное изменение спроса;
Δp – процентное изменение цены.
Уравнение показывает, что эластичность спроса от цены равна изменению количества, вызванному единичным изменением цены, помноженному на отношение цены к количеству. Но по мере движения вниз по кривой спроса оба составляющих меняются, следовательно, эластичность спроса одного и того же товара будет различна при разных начальных уровнях цены. Поэтому более точную оценку дают дуговые и точечные коэффициенты эластичности.
Дуговой коэффициент эластичности (средний на интервале) позволяет оценить как изменяется спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговой коэффициент эластичности, рассчитанный по приращениям.
(2) |
(3) |
где p1 – начальный уровень цены;
p2 – конечный уровень цены;
q1 – начальный уровень объема спроса;
q2 – конечный уровень объема спроса.
Точечный коэффициент эластичности рассчитывается как предельная форма выражения дугового коэффициента эластичности.
Таблица 1
Тип оцениваемых параметров
Виды цен
Многообразие цен и оснований для их классификации позволяет на практике объединять их в различные группы. Некоторые из наиболее часто используемых классификаций приведены в таблице.
Таблица 3
Основание для классификации | Виды цен |
1. Стадия товародвижения (характер обслуживаемого оборота) | 1.1. Оптовые (отпускные) 1.2. Закупа 1.3. Розничные |
2. Государственное воздействие | 2.1. Свободные 2.2. Регулируемые |
3. Вид товара | 3.1. Цены товаров или услуг 3.2. Тарифы 3.3. Курсы валют или ценных бумаг |
4. Способ установления, фиксации | 4.1. Твердые 4.2. Подвижные 4.3. Скользящие |
5. Способ получения информации об уровне цены | 5.1. Публикуемые 5.2. Расчетные |
6. Фактор времени | 6.1. Текущие 6.2. Сопоставимые 6.3. Средние |
7. Вид рынка | 7.1. Цены товарных аукционов 7.2. Биржевые котировки 7.3. Цены торгов |
8. Территория действия | 8.1. Мировые 8.2. Единые по стране 8.3. Региональные (поясные, зональные, местные) 8.4. Трансфертные |
О Департаменте цен и закупок Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002 г. N 287)
Общие положения
1.1. Департамент цен и закупок (далее – Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее – Министерство). Сокращенное название Департамента – ДЦЗ.
1.2. Департамент руководствуется в своей работе Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, Положением о Министерстве, приказами, распоряжениями, инструкциями и указаниями руководства Министерства, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Задачи Департамента
2.1. Разработка предложений о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогноз динамики цен и индексов-дефляторов, участие в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов).
2.2. Координация работ по конкурсному размещению заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и контроль за проведением конкурсов.
2.3. Осуществление систематического анализа процессов ценообразования в отраслях экономики, мониторинга цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
2.4. Систематизация соответствующей базы данных по ценам (тарифам), а также справочным ценам по биржевым экспортным и импортным товарам.
Функции Департамента
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:
3.1. Подготавливает прогноз показателей динамики цен и индексов-дефляторов на соответствующий период по отраслям экономики и в непроизводственной сфере; проводит анализ последствий принимаемых решений по изменению параметров ценовой политики.
3.2. Подготавливает предложения по государственному регулированию естественных монополий в части вопросов ценообразования.
3.3. Подготавливает предложения по утверждению оптовых цен на нефтяной (попутный) газ и сжиженный газ для бытовых нужд.
3.4. Подготавливает предложения по утверждению регулируемых минимальных цен на этиловый спирт из пищевого сырья, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
3.5. Подготавливает предложения по установлению ставок сборов за услуги ледокольного флота на трассе Северного морского пути.
3.6. Участвует в разработке прейскурантов цен на драгоценные камни, осуществляет анализ динамики мировых цен на драгоценные камни.
3.7. Организует работу по обеспечению государственного регулирования и регистрации цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, в том числе продукцию, предназначенную для поставок на экспорт; осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за установлением и применением этих цен осуществляет урегулирование вопросов ценообразования, возникающих между организациями-изготовителями продукции и государственным заказчиком.
3.8. Принимает участие в разработке государственного оборонного заказа в части вопросов ценообразования.
3.9. Подготавливает предложения по участию в осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в части вопросов ценообразования.
3.10. Участвует в установленном порядке в проведении комплекса организационных мероприятий по мобилизационной подготовке.
3.11. Участвует в подготовке предложений по осуществлению государственного регулирования цен на лекарственные средства, а также предложений о согласовании отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
3.12. Участвует в подготовке предложений по установлению минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.
3.13. Участвует в подготовке предложений по установлению цен при проведении закупочных и товарных интервенций на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, а также подготавливает предложения по установлению ориентировочных цен на сельскохозяйственную продукцию для определения размера авансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и для учета при заключении договоров на предоставление товарного кредита.
3.14. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию налоговой и таможенно-тарифной политики.
3.15. Участвует в установленном порядке в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов).
3.16. Прогнозирует цены (тарифы) на важнейшие виды продукции, товаров и услуг.
3.17. Проводит анализ ценовой ситуации в Российской Федерации, факторов, влияющих на уровень инфляции и динамику цен в отдельных отраслях экономики и на потребительском рынке; подготавливает годовой, ежеквартальные и ежемесячные разделы "Инфляция" в доклад о состоянии экономики.
3.18. Проводит систематический анализ процессов ценообразования в отраслях экономики, осуществляет мониторинг цен, изучает опыт других государств в области ценообразования, подготавливает предложения по совершенствованию ценообразования.
3.19. Проводит анализ соотношений мировых и внутренних цен на важнейшие виды продукции.
3.20. Систематизирует постоянно соответствующую базу данных по ценам (тарифам) на товары, работы, услуги, а также справочным ценам по биржевым экспортным и импортным товарам.
3.21. Участвует в подготовке предложений по развитию экономического сотрудничества Российской Федерации с государствами – участниками Содружества Независимых Государств в части вопросов ценообразования.
3.22. Участвует в подготовке предложений по разработке проектов программ и планов действий Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны в части вопросов ценообразования.
3.23. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию форм и методов государственной статистики по вопросам ценообразования.
3.24. Участвует в подготовке предложений по вопросам ценообразования при разработке проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
3.25. Обеспечивает проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, и информации ограниченного доступа.
3.26. Организует работу по анализу положения дел с реализацией в Российской Федерации системы конкурсного размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования (государственных заказчиков) по организации и проведению конкурсов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд (далее – конкурсы), подготавливает для представления в Правительство Российской Федерации ежеквартальные доклады по указанным вопросам.
3.27. Осуществляет методическое руководство работой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по размещению заказов на поставки продукции для государственных нужд.
3.28. Организует проведение выборочных проверок соблюдения организаторами конкурсов установленных в конкурсной документации требований к участникам конкурсов на основании протоколов их проведения, представляемых в Министерство организаторами конкурсов после подведения их итогов.
3.29. Обобщает опыт организации и проведения конкурсов, анализирует данные федерального государственного статистического наблюдения и отчетной информации государственных заказчиков о проведенных конкурсах, оценивает эффективность конкурсов, обеспечивает государственных заказчиков необходимой информацией.
3.30. Обобщает практику применения законодательства по вопросам закупок и поставок продукции для государственных нужд, разрабатывает предложения по его совершенствованию и развитию, вносит их на рассмотрение руководства Министерства, осуществляет учет соответствующих правовых актов рекомендаций.
3.31. Участвует в пределах своей компетенции в реализации президентских и федеральных целевых программ, в которых Министерство является государственным заказчиком.
3.32. Координирует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов государственных заказчиков по организации и проведению конкурсов.
3.33. Согласовывает проведение закрытых и двухэтапных (открытых и закрытых) конкурсов и размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд у единственного источника (поставщика).
3.34. Формирует и постоянно ведет сводный банк данных о государственных заказчиках, осуществляющих размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд путем проведения конкурсов.
3.35. Участвует в выпуске бюллетеня "Конкурсные Торги" по вопросам организации и проведения конкурсов.
3.36. Организует и координирует разработки государственными заказчиками прогнозов объемов закупок продукции для государственных нужд.
3.37. На основе материалов, представляемых государственными заказчиками, разрабатывает прогнозы объемов закупок продукции для государственных нужд в составе государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.
3.38. Участвует в работе по взаимодействию с международными организациями и иностранными учреждениями по вопросам, связанным с развитием и функционированием системы государственных закупок.
3.39. Участвует в формировании заказа на проведение на конкурсной основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, прикладных экономических исследований научно-исследовательскими организациями, в том числе находящимися в ведении Министерства; обеспечивает контроль за целевым использованием выделенных ассигнований и осуществляет оценку результатов выполненных работ.
3.40. Организует и ведет закрепленные за Департаментом информационные базы данных в Интегрированной информационно-вычислительной системе Министерства.
3.41. Обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководства Министерства; осуществляет учет соответствующих правовых актов и рекомендаций.
3.42. По вопросам, входящим в его компетенцию. Департамент подготавливает в установленном порядке проекты законодательных и других нормативных правовых актов, разрабатывает методические материалы и рекомендации.
3.43. Осуществляет другие функции в соответствии с правовыми актами Министерства.
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Гражданское законодательство уделяет большое внимание вопросам ценообразования, но регулирует в общих чертах порядок установления цен в договоре, не касается вопросов уровня цены, представляя субъектам ценообразования значительную свободу действий.
Взаимосвязь налогов и цен
Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий в воспроизводственном процессе. Если цена отражает стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налог – часть этой стоимости, один из элементов ее перераспределения. По сути, налог является одной из основных частей цены, величина которой зависит от законодательно установленных норм и правил перераспределения составных частей валового общественного продукта.
Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), в отнесении на финансовый результат налогоплательщика. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.
Но налог – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.
Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией "рыночной цены" реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым, создавая этот рынок.
Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.
Пример.
Непосредственное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 25% от уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными предприятиями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет, например 18%, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.
Косвенное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 70% от уставного капитала. В свою очередь Предприятие Б владеет акциями ОАО Предприятия С в размере 30% от уставного капитала. В этом случае предприятия А и С являются взаимозависимыми лицами (доля участия 21% = 70 • 30 / 100). Все сделки, совершаемые между предприятиями А и С, контролируются налоговыми органами.
Товарообменные (бартерные) операции – это операции, совершаемые на основе договоров мены и товарообмена.
Договор мены регулируется гл. 31 Гражданского кодекса РФ. Понятие "договор товарообмена" не установлено ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Указанная операция сложилась на практике и стала своеобразным обычаем делового оборота. Товарообменные операции осуществляются на основании одного договора и не предполагают осуществления между сторонами расчетов. В отличие от договоров мены в договоре на совершение товарообменных операций не указывается точное количество обмениваемого имущества, а цены на это имущество не являются равными. Как правило, на практике предприятия в рамках договора товарообмена уславливаются осуществлять встречные поставки собственной продукции в течение продолжительного периода времени. В связи с этим не считаются товарообменными операциями поставки товаров в рамках договора купли-продажи, поставки, даже если расчеты по ним происходят по взаимозачету, векселями, уступкой права требования и другими подобными способами.
Внешнеторговые сделки – это сделки, заключаемые в процессе осуществления внешнеторговой деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13.10.95 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп.) под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Самым распространенным видом внешнеторговых сделок являются экспортные договоры. Под экспортом в соответствии с вышеназванным Законом понимается вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. При этом к экспорту товаров приравнивается отдельные коммерческие операции без вывоза товара с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу. Следовательно, если российская организация заключит с иностранным партнером договор поставки сырья, согласно которому товар за границу не вывозится, а предназначается для переработки на территории РФ с последующим вывозом готовой продукции, то указанная сделка также является внешнеторговой, в связи с чем цена по ней может быть проверена налоговыми органами.
Пример.
В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик реализовывал идентичные товары по разным ценам:
500 единиц товаров – по цене 300 руб.;
100 единиц товаров – по цене 400 руб.;
200 единиц товаров – по цене 250 руб.
Определим уровень применяемых налогоплательщиком цен (среднюю цену реализации товаров):
Отклонение на 20 процентов от уровня цен составляет 60 руб. (300 руб. х 20% : 100%).
При реализации товаров за 300 руб. отклонений от уровня цен не было.
Поэтому эта сделка не может быть проверена налоговым органом.
При реализации товаров за 250 руб. отклонения от уровня цен не превысили 20 процентов:
300 руб. - 250 руб. = 50 руб.;
50 руб. < 60 руб.
Поскольку отклонение от уровня применяемых цен не превысило 20 процентов, цена сделки не может быть проверена налоговым органом.
При реализации товаров за 400 руб. отклонения от уровня цен превысили 20 процентов:
400 руб. - 300 руб. = 100 руб.;
100 руб. > 60 руб.
Так как цена по данной сделке отклоняется от уровня применяемых цен более чем на 20 процентов, налоговый орган вправе проверить цены, применяемые по этой сделке.
В ходе проверки было установлено, что рыночная цена на идентичные товары в проверяемом периоде не менялась и составила 500 руб.
В результате были доначислены налоги, исчисление которых зависит от цены реализации:
На сумму недоплаченных налогов начислены также пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ доначисление налогов, исходя из рыночных цен, является прерогативой налогового органа. Это значит, что налогоплательщик самостоятельно не корректирует налоговую базу по рыночным ценам.
Нормы статьи 40 Налогового кодекса РФ, определяющие порядок пересчета цен для целей налогообложения, установлены для налогового органа, а не для организации-налогоплательщика. Поэтому организация исчисляет налог по ценам, указанным в договоре.
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Согласно пункту 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товара, согласно данному документу, считается ближайшая по отношению к покупателю (продавцу) территория Российской Федерации или за ее пределами, на которой покупатель может реально и без значительных дополнительных затрат приобрести товар.
В Налоговом Кодексе не конкретизируются возможности использования тех или иных границ рынка и особенности расчетов при выборе в качестве базы для сравнения мировых цен. Однако в принятых ранее "Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен" (ГКАП РФ, 21 апреля 1994 г., № ВБ/2053) говорилось, что при выборе в качестве базы для сравнения цены на мировом рынке, конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара. Если цена на внутреннем рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. При этом должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины и т.д. В случае несогласия с трактовкой налоговым органом границ рынка на конкретную продукцию предприятие должно доказать, что покупатели либо не имеют реального доступа на этот рынок, либо приобретение товара на данном рынке вызовет значительные дополнительные затраты покупателя, связанные с транспортировкой и страхованием товара.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми. Так как и идентичные и однородные товары не являются абсолютной копией оцениваемого товара, их цена может быть использована только в качестве базы для расчета конкурентной цены.
Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. Корректировка базовой цены на несопоставимость условий может потребоваться при отличиях в объеме поставляемых товаров, в сроках исполнения обязательств, в наличие дополнительного сервисного обслуживания, в сроках гарантии, постоянстве взаимосвязей (программы преданных клиентов), в учете в цене транспортных или иных расходов.
При определении и признании рыночной цены используются официальные источники информации. На территории Алтайского края официальным органом (источником), определяющим рыночные цены товаров (продукции) считается Главное управление экономики и инвестиций администрации края.
Самым сложным для практического применения данного основания является порядок определения непродолжительного периода времени. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает такого понятия. Непродолжительный период времени в целях осуществления контроля за ценами должен определяться исходя из определенного периода (30 дней, 90 дней, 180 дней и т.д.). При этом определение непродолжительности периода времени должно зависеть от состояния экономики в стране. Чем стабильнее экономика, тем дольше данный период.
Для состояния сегодняшней экономической ситуации наиболее оптимальным будет определение непродолжительного периода времени исходя из 30 дней. Данное положение не является нормативным, а предлагается по аналогии с действовавшими ранее нормами налогового законодательства. Так, по налогу на прибыль и НДС существовало положение, согласно которому при обмене продукции выручка в целях налогообложения определялась по средней цене реализации, рассчитанной за 30 дней.
На соответствующем рынке товаров (работ, услуг) может и не быть сделок по идентичным или однородным товарам (работам, услугам). В этом случае, а также при невозможности определения рыночных цен ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах для их определения используется метод цены последующей реализации.
При этом рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
Пример
В ходе выездной проверки было установлено, что в проверяемом периоде вся произведенная продукция была продана зависимому обществу. Поскольку сделки осуществлялись взаимозависимыми лицами, налоговым органом были предприняты меры по контролю за применяемыми ценами.
Возможность определения рыночных цен на реализованную продукцию отсутствовала. В связи с этим для определения рыночной цены налоговым органом применен метод последующей реализации товаров.
Было установлено, что преобладающее общество реализовывало продукцию зависимому по цене 20000 руб. (без учета НДС). Зависимое общество перепродавало приобретенную продукцию уже за 40 000 руб. (без учета НДС). Расходы по реализации товара покупателям составили у зависимого общества 10000 руб. По данным, полученным из управления статистики, средний уровень применяемой наценки по идентичным товарам составляет 15 процентов от продажной цены.
Исчисленная по методу последующей реализации рыночная цена продукции составила:
40 000 руб. - 10 000 руб. - (40 000 руб. х 15% : 100%) = 24 000 руб.
Переоценить по ней результаты сделок между преобладающим и зависимым обществом и принять решение о доначислении налога, а также пеней за его несвоевременную уплату.
При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
Следует обратить внимание на то, что подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты.
Пример.
При осуществлении внешнеэкономических сделок на условиях CIF продавец обязан за свой счет произвести страхование реализуемых товаров. Затраты, понесенные на их страхование, включаются в себестоимость в пределах 1 процента от объема реализуемой продукции. Если затраты на страхование превысили этот объем, то они в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, не включаются.
В то же время эти затраты обусловлены необходимостью исполнения договора и были учтены сторонами при определении цены.
Рыночная цена реализуемых товаров не может быть сформирована затратным методом без их участия. Поэтому затраты на страхование товаров учитываются при определении их рыночной цены даже в том случае, если они не включаются в себестоимость для целей налогообложения.
Налогоплательщик вправе также по своему желанию своевременно сделать спецрасчет. Заинтересованность налогоплательщика самостоятельно осуществить специальный расчет вызвана тем, что в противном случае с него впоследствии будут взысканы пени. Это не только позволит ему избежать необходимости уплаты пени, но и обосновать собственную позицию по многим вопросам, которые в настоящее время неоднозначно трактуются статьей 40 Налогового кодекса РФ.
Все вышеперечисленное подтверждает вывод о необходимости иметь в организации высоко квалифицированных специалистов по ценообразованию и более пристального внимания к информационно-методическому обеспечению работы служб маркетинга и ценообразования.
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
Изменение факторов производства в долгосрочном и краткосрочном периодах. Затраты переменные, постоянные, полупостоянные. Понятие возвратных и невозвратных затрат, частично возвратные затраты.
Пример.
Торговая фирма продает в настоящее время 1000 пакетов молока по цене 20 рублей за пакет, переменные издержки на 1 пакет составили 15 руб. Менеджер по продажам предлагает снизить цену на 10%. В каком случае следует принять данное предложение?
Точка отсчета – уровень показателей фирмы, который принимается в качестве ориентира при анализе управленческих, в нашем случае ценовых решений.
В данном примере точка отсчета характеризуется следующими показателями:
Логично поставить в качестве нижнего порога для принятия данного решения условие неизменности прибыли по сравнению с базовым периодом, т.е.
(p0 - b0)g0 = (p1 - b1)g1
В количественном выражении мы будем иметь
(20 - 15) • 1000 = (18 - 15) • g1
В результате решения уравнения получим g1 = 1667
1667 - 1000 = 667
667 / 1000 • 100 = 66,7%
Следовательно, при снижение цены на 10% прибыль фирмы сохранится на прежнем уровне в том случае, если объем продаж увеличится на 66,7%. В условиях конкурентного рынка такое увеличение объема продаж достаточно проблематично.
Данный пример позволяет убедиться, что ценовая политика, связанная со снижением цены таит в себе опасность резкого падения финансовых показателей и неадекватности реакции рынка на попытки разного рода товарной интервенции.
Формула расчета безубыточности решений по изменению цен:
(12) |
Задание. По данным рассмотренного примера самостоятельно рассчитайте точку безубыточности решений по снижению цен на 5%, 15%, 20%.
Из приведенных выше формул можно увидеть, что при одинаковых изменениях цен потребуется разное изменение объемов продаж при различной структуре затрат. Чем ниже доля переменных затрат в цене товара, тем меньшего прироста объема продаж потребует снижение цен. Чем выше доля переменных затрат в цене товара, тем более проблематичным становится снижение цены, т.к. требует значительно большего роста объема продаж для компенсации потери прибыли.
Задание. По данным рассмотренного примера самостоятельно рассчитайте точку безубыточности решений по снижению цены на 10% при переменных затратах составляющих 10 руб., 18 руб. Подтверждают ли результаты Ваших расчетов вывод о влиянии структуры затрат на точку безубыточности решений по снижению цен?
Решению вопроса о повышении цены также должен предшествовать анализ безубыточности, ведь в результате повышения цен часть покупателей может отказаться от покупки данного товара, что приведет к уменьшению прибыли. Поэтому следует получить ответ на вопрос "На сколько максимально могут снизиться объемы продаж фирмы, чтобы прибыль предприятия не уменьшилась по сравнению с точкой отсчета?"
Аналогичные примеры.
Показатели
Изделия
Итого
Расчеты по совокупным издержкам могут привести к ошибочным выводам о выгодности отдельных изделий, о возможном уровне цен на изделия, о присутствии изделия в портфеле заказов.
Таблица 6
Пример решения о выгодности производства изделия
Показатели | A | B | Итого |
Рыночная цена, руб. | 13000 | 13000 | |
Объем продаж, единиц | 100 | 100 | 200 |
Переменные затраты на выпуск, руб. | 500000 | 1000000 | |
Постоянные затраты, руб. | 500000 | 500000 | |
Совокупные издержки | 1000000 | 1500000 | 2500000 |
Выручка, руб. | 1300000 | 1300000 | 2600000 |
Прибыль | 300000 | -200000 | 100000 |
Логично по результатам анализа принять решение о снятии изделия В с производства, но в этом случае уменьшится прибыль предприятия в целом 1300000 - 1500000 = -200000.
Показатели
Изделия
Расчет нижней границы цены необходим для принятия решения о приеме или отклонении добавочных заказов, об остановке или продолжении производства, об участии в конкурсах на получение контрактов. Для фирмы с неполной загрузкой производственных мощностей приемлем заказ по цене, покрывающей переменные и часть постоянных затрат.
Ограничение в применении калькулирования по сокращенным затратам:
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
Методики рыночного (ценностного) ценообразования основаны на предположении, что, во-первых, все покупатели обладают полной информацией обо всех товарах аналогичного назначения, присутствующих на рынке, во-вторых, все покупатели являются экономическими людьми, т.е. всегда принимают решения рационально, сопоставляя информацию о цене товара и значении его основных параметров. Данные предположения действительны в реальной практике при продаже товаров производственно-технического назначения, также при продаже дорогостоящих потребительских товаров и услуг. В первом случае функцию информационного обеспечения и принятия ценовых решений выполняет соответствующая служба предприятия (отдел снабжения, коммерческая служба, отдел комплектования и т.п.), во втором – покупатель самостоятельно.
Экономическая ценность товара – цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров плюс ценность для него тех свойств данного товара, которые отличают оцениваемый товар от товара альтернативы.
Последовательность процедур определения экономической ценности и цены товара
Этап 1. Определение цены товара, который покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных альтернатив, т.е. товара выступающего аналогом при расчете цены оцениваемого товара. Данная процедура не составляет труда в розничной торговле, но определенные сложности могут возникнуть при анализе цен на продукцию производственно-технического назначения, т.к. фактические цены сделок могут существенно отличаться от прейскурантных.
Этап 2. Определение всех параметров, отличающих оцениваемый товар от альтернативного товара и количественная оценка отличий в значении параметров. Рекомендуется проанализировать следующие параметры:
На данном этапе должна быть дана оценка конкурентоспособности товара по качеству, т.е. оценены положительные и отрицательные отличия.
Этап 3. Оценка ценности для покупателя различий в параметрах оцениваемого товара и товара альтернативы. Необходимость данного этапа определяется тем, что для покупателя выгодность от изменения различных параметров будет различной. В результате выполнения совокупности работ данного этапа специалист по ценообразованию должен ответить на вопросы: "Готов ли покупатель платить больше за улучшение параметров товара и на сколько? Привлечет ли покупателя снижение цены товара более низкого качества? Насколько должна быть снижена цена товара с худшими свойствами, чтобы покупатель согласился купить данный товар?" Способы получения ответа на данные вопросы определяют разнообразие методов ценностного ценообразования.
Этап 4. Расчет экономической ценности товара. Осуществляется суммированием цены товара альтернативы и полученных на предыдущем этапе оценок ценности отличий.
Этап 5. Расчет цены товара. Экономическая ценность является ориентиром для установления цены товара, которая в зависимости от избранной стратегии может быть выше или ниже экономической ценности.
10.2. Методы параметрического ценообразования
Основу параметрических методов ценообразования составляют формализованные количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Параметрический ряд – это совокупность продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или близкое функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем основного потребительского свойства.
Условия применения параметрических методов ценообразования:
Сфера применения параметрических методов ценообразования:
Преимущество данных методов по сравнению с методами затратного ценообразования состоит в том, что полученная на основе таких исследований цена в большей мере отражает складывающиеся на рынке условия формирования цен, чем калькуляция.
Состав параметрических методов ценообразования:
Все разновидности параметрических методов анализа и определения затрат и цен основаны на обработке статистических данных в пределах однородных групп продукции.
Метод удельных показателей
Удельная цена – это частное от деления цены на значение основного качественного параметра по каждому изделию данного параметрического ряда.
(20) |
где Pуд – удельная цена на единицу основного параметра в рублях;
Pi – цена единицы изделия в рублях;
Qi – количественный уровень основного параметра i-го изделия.
Тогда цена нового изделия может быть определена как
Pн = Pуд • Qi | (21) |
Обычно цена, рассчитанная по данной формуле, служит верхним уровнем цены, т.к. принимая решение о цене нового товара, фирма стремится выиграть борьбу за рынок у конкурентов в результате относительного снижения цены на единицу главного параметра новой продукции по сравнению с базовой, то есть
(22) |
где Qб , Qн – соответственно, значение основного параметра базового и нового изделия.
Соотношение между удельной ценой нового товара и товара аналога может быть количественно определено как коэффициент торможения. Коэффициент торможения – понижающий коэффициент, используемый фирмой, чтобы сделать приобретение нового товара более выгодным, чем приобретение товара аналога. Величина коэффициента выбирается фирмой с учетом следующих факторов:
Рассмотренная модель метода удельного ценообразования может быть применена только в случае явного доминирования значения одного параметра над остальными и неизменности остальных параметров (либо их равенстве для сравниваемых изделий), т.е. при продажах товаров имеющих несложную конструкцию. Несовершенство данного метода заключается в том, что он не учитывает другие потребительские свойства изделия, игнорирует поведенческие реакции покупателей, спрос и предложение. В практике продажи сложных изделий и услуг следует учитывать, что их оценка их качества представляет собой комплексную характеристику, отражающую значения целого ряда потребительских свойств.
При изменении не только основного, но и второстепенных свойств рекомендуется модифицировать формулу рассмотренную выше:
Pн = Pуд • Qг + D | (23) |
где Pн – цена нового изделия;
Pуд – исходная удельная цена, определенная на единицу главного параметра;
Qг – количественное значение главного параметра нового изделия;
D – доплаты (скидки), отражающие изменение других потребительских свойств нового изделия.
Фактически обе рассмотренные выше формулы отражают не предпочтения покупателей, а только изменение качественных параметров. На практике покупатели могут неоднозначно оценивать важность (необходимость, неотложность, значимость) изменения отдельных параметров. В этом случае более корректные расчеты цены нового изделия можно получить на основе баллового или индексного методов. Индексный метод может быть применен, когда параметра сравниваемых изделий количественно измеримы (скорость вращения, объем, площадь и др.), балловый метод рекомендуется применять, если в системе показателей, характеризующих качество сравниваемых товаров (услуг) присутствуют также характеристики, не измеряемые количественно (престиж, цвет, удобство).
Индексный метод
Pн = Pа • ΣJj • Kвесj | (24) |
где Pн – цена нового товара;
Pа – цена товара-аналога;
Jj – индекс изменения j-го параметра нового изделия по сравнению с товаром-аналогом;
Kвесj – коэффициент весомости j-го параметра.
Для оценки значимости параметров товаров для покупателей и соответственно возможных границ изменения цен могут быть использованы экспертные оценки (метод ранговой корреляции, метод парных сравнений и др.).
Балловый метод
Суть метода состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку конкурентоспособности изделия по качественным параметрам. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла, изделия-аналога определяется ориентировочная цена нового изделия. Цена на новое изделие, по которому оцениваемые параметры не равнозначны для потребителя, исчисляется по формуле:
Pн = ΣБн j • pб | (25) |
где Pн – цена нового изделия;
m – количество оцениваемых параметров;
Бн j – балловая оценка j-го параметра нового изделия;
pб – средняя оценка одного балла изделия-эталона.
Средняя оценка ( pб ) балла определяется по формуле
(26) |
где Pа – цена товара-аналога;
Баj – балловая оценка j-го параметра товара-аналога.
Количество показателей, оцениваемых баллами должно быть ограниченным и в то же время достаточно полно характеризовать потребительское качество изделий. Ограничение числа оцениваемых показателей связано с тем, что при большом количестве показателей относительно меньший удельный вес занимает каждый из них и в результате занижается значимость улучшения каждого конкретного показателя. Изделие может быть хорошо оценено по общей сумме баллов, даже если оно имеет очень низкий уровень качества какого-либо конкретного наиболее важного показателя.
Балловый метод применяется при обосновании цен на продукцию часовой, радиотехнической, оптико-механической промышленности, на парфюмерно-косметические изделия, вина, животные масла, сыры и др. В отличие от индексного метода балловый позволяет сравнить качественные показатели (дизайн, страна изготовитель, цвет).
Метод структурной аналогии
По однотипной продукции на основе статистического материала определяется структура ее совокупных затрат, то есть находится удельный вес материальных затрат и заработной платы в полных затратах. Затем каким-либо методом (например, методом удельных показателей) определяются абсолютные величины материальных затрат или заработной платы по новому изделию. Зная абсолютную величину того или иного вида затрат по новому изделию и его удельный вес в структуре совокупных затрат по аналогичной группе продукции можно рассчитать ориентировочные затраты нового изделия:
Агрегатный метод
Метод заключается в суммировании затрат или цен отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов (деталей). Этот метод применяется, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов (узлов, комплектующих изделий), цены которых известны, а совокупная цена или совокупные затраты продукции исчисляются как сумма затрат (цен) отдельных конструктивных элементов или определяются путем суммирования (вычитания) цен или затрат добавляемых или сменяемых элементов (узлов, комплектующих изделий).
Сущность и виды торгов
Торги (тендер) – отбор поставщиков продукции или услуг производственного назначения с помощью формализованной процедуры аукционного типа. Такие процедуры способны обеспечить получение необходимого результата при минимальном расходовании финансовых средств.
Сфера применения торгов:
Государство в лице его различных органов является крупнейшим покупателем продукции и услуг. Закупки государства оказывают существенное воздействие на динамику и структуру экономики.
В большинстве стран (США, Японии, Франции, Италии, Нидерландах и др.) закупочная политика регулируется специальным законодательством, а в других – ведомственными инструкциями.
Государство может осуществлять закупки в двух формах: заказы и прямые покупки товаров и услуг на рынке. По заказам разрабатываются и производятся изделия, которые в массовом порядке не выпускаются. На основе прямых закупок приобретаются товары и услуги уже имеющиеся на рынке. В последнее десятилетие наметилась тенденция к расширению государством прямых рыночных закупок, т.к. с их помощью удается приобретать товары по более низким ценам и более высокого качества.
Виды цен
По источнику информации – публикуемые (на серийно выпускаемую продукцию) и расчетные (на уникальную продукцию)
Расчетные цены. При продаже технически сложных изделий цены формируются при непосредственном контакте продавца и покупателя (без посредника). В цену могут включаться самые разные составляющие – надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис.
По форме отражения в контракте – фиксированные, подвижные и скользящие. Широко применяются скользящие цены на продукцию с длительными сроками изготовления.
По степени участия государства – регулируемые и свободные. Государственное воздействие на уровень цен осуществляется косвенно (протекционистская таможенная политика).
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Структура рынка потребительских товаров:
Особенности формирования спроса на нормальные товары и товары низшей категории.
Стратегия и тактика ценообразования, наиболее часто используемые на рынке товаров потребительского назначения.
Виды цен в сфере услуг
Логика ценообразования на набор услуг – комплекс благ должен стоить для покупателя меньше, чем при покупке каждого из благ в отдельности. Набор услуг может быть неразбиваемым, если входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности (обычно используется фирмами предлагающими уникальную услугу в сочетании с традиционными), разбиваемым, если услуги можно приобрести как по отдельности так и в комплекте, причем цена комплекта ниже, чем сумма услуг при изолированном их приобретении).
Стратегии ценообразования:
Конспект лекций
«Ценообразование в рыночной экономике»
Оглавление
Конспект лекций и тексты для чтения «Ценообразование в рыночной экономике». 1
Оглавление. 1
Конспект лекций. 4
1.1. Сущность и функции цен. 5
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов. 7
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка. 10
2.2. Эластичность спроса по цене. 10
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. 12
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары.. 12
2.4. Эластичность спроса по доходам.. 13
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен. 14
Классификация методов изучения поведения покупателей. 14
Методы изучения поведения покупателей. 14
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках. 14
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей. 16
4.1. Виды цен. 16
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара. 17
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации. 18
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне. 19
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени. 21
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен. 22
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования. 23
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен. 25
О Департаменте цен и закупок Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002 г. N 287) 27
1. Общие положения. 28
2. Задачи Департамента. 28
3. Функции Департамента. 28
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации. 31
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе. 35
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования. 43
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ. 43
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара. 43
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен. 46
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат. 48
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров 48
9.1. Сущность затратного ценообразования. 49
9.2. Калькулирование по полным затратам.. 51
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам.. 52
Сравнительный анализ калькулирования по полным и по сокращенным затратам.. 53
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения. 54
Последовательность процедур определения экономической ценности и цены товара. 54
10.2. Методы параметрического ценообразования. 55
11.1. Сущность и виды торгов. 58
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения. 60
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы.. 61
Информационно-логическая схема разработки стратегии ценообразования. 62
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования. 62
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования. 64
12.4. Географические стратегии ценообразования. 65
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования. 66
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения. 66
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования. 68
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения 69
Методы ценообразования. 70
Параметрическое ценообразование. 70
Виды цен. 70
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров. 71
15.1. Состав и особенности сферы услуг. 71
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг. 72
Виды цен в сфере услуг. 73
Сущность и функции цен
Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями.
В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:
Некоторые авторы выделяют более широкий перечень функций цен.
Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. Кроме того, цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт, валовый региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.д.). Цена также участвует в расчете таких показателей как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.
Цена может существенно отклоняться от издержек. Особенностью современной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, престижным товарам, учет в цене имиджа фирмы.
Налоговый кодекс дает право контролировать налоговым органам правильность цен при товарообменных операциях (часть 1, ст. 40).
Регулирующая функция или функция сбалансирования спроса и предложения – через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.
В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится минимизировать затраты на производство продукции (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов).
Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают:
На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействие цен может проявляться через:
Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.
Способы перераспределения доходов с помощью цены:
Пример. Цены на топливо и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по народному хозяйству, а закупочные цены в сельском хозяйстве – более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольной власти и перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.
Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопление отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.
Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.
В заключение вопроса следует отметить, что, во-первых, цена экономическая категория, существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:
Основные признаки рынка свободной конкуренции:
В области ценообразования на рынке свободной конкуренции:
К организациям, работающим на рынке свободной конкуренции можно отнести организации розничной торговли, не имеющие устоявшегося фирменного знака и торгующие однородным стандартным товаром, не имеющие собственного бренда (овощи, фрукты, сахар, текстиль, строительные и лесоматериалы).
Для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции характерна адаптивная политика цен. Доля каждого продавца на рынке настолько мала, что его индивидуальное поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен. Для каждого продавца цена, образующаяся на рынке, является данностью. Оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж.
В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен ресурсов, природно-климатических факторов и т.п. может на него повлиять.
Анализ ценообразования на рынке свободной конкуренции позволяет сделать вывод, что на рынке каждого товара должна быть единая цена. Но зачастую это утверждение противоречит действительности. В чем причина? Единая цена возможно только в том случае, когда у продавцов и покупателей есть полная информация о конъюнктуре. Это требование выполняется на высокоорганизованных рынках, например, при биржевой торговле сырьевыми товарами, ценными бумагами, валютой, обеспеченной необходимыми средствами связи. При несоблюдении данного требования возможно наличие нескольких различных цен.
Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют при продаже дифференцированных товаров на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Основные черты рынка монополистической конкуренции:
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар, ограниченной наличием конкурентных заменителей товаров других предприятий, представленных на рынке. Так как продукция взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов.
Олигополия – рыночная структура, при которой большая выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика и оказывает влияние на рынок собственными действиями.
Основные черты олигополии:
Олигополия является преобладающим типом рынка для промышленно развитых стран.
В России примерами олигополии являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.
Монополия – тип рыночной структуры, для которой характерно:
Причины появления барьеров на олигопольном и монопольном рынке:
Фирма монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает. Цены на его товар ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка. Монополист должен учитывать возможность переключения спроса покупателей на товары неполные заменители. В связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность часто регулируется государством.
Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
В математике обычно коэффициент эластичности представляет собой отношение темпов роста зависимой переменной к темпам роста независимой переменной (признака-фактора). Коэффициент эластичности позволяет судить, на сколько процентов изменится зависимая переменная при изменении независимой переменной на 1%. Таким образом, если выявлена причино-следственная зависимость между переменными, можно рассчитать коэффициент эластичности одной из этих переменных по другой.
Причино-следственные зависимости исследуются в корреляционно-регрессионном анализе, при этом корреляция описывает тесноту связи, а регрессия форму связи. В отличие от них, эластичность характеризует зависимость изменений.
Коэффициенты эластичности необходимо учитывать при выборе стратегии и тактики ценообразования, анализе и прогнозировании спроса.
Ценную информацию для принятия решений в области ценообразования несут следующие коэффициенты эластичности:
Эластичность спроса по цене
По значению коэффициента эластичности товары обычно делят на 4 группы:
Например, в экономически развитых странах считается, что снижение тарифа на страховые услуги на 10% ведет к увеличению состава клиентов и расширению объема страхования на 30% (Зубец А.Н. Страховой маркетинг. М.: Анкил, 1998). Следовательно, коэффициент эластичности спроса от цены страховых услуг равен трем. Высокая эластичность страховых услуг позволяет рассчитывать на рост дохода при снижении размера тарифа.
Для количественной оценки степени эластичности различных товаров могут быть использованы общие, дуговые и точечные коэффициенты эластичности.
Общий коэффициент эластичности является средним для товара на всей кривой спроса. Он позволяет сравнить различные товары между собой.
(1) |
где KЭ – коэффициент эластичности спроса по цене;
Δq – процентное изменение спроса;
Δp – процентное изменение цены.
Уравнение показывает, что эластичность спроса от цены равна изменению количества, вызванному единичным изменением цены, помноженному на отношение цены к количеству. Но по мере движения вниз по кривой спроса оба составляющих меняются, следовательно, эластичность спроса одного и того же товара будет различна при разных начальных уровнях цены. Поэтому более точную оценку дают дуговые и точечные коэффициенты эластичности.
Дуговой коэффициент эластичности (средний на интервале) позволяет оценить как изменяется спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговой коэффициент эластичности, рассчитанный по приращениям.
(2) |
(3) |
где p1 – начальный уровень цены;
p2 – конечный уровень цены;
q1 – начальный уровень объема спроса;
q2 – конечный уровень объема спроса.
Точечный коэффициент эластичности рассчитывается как предельная форма выражения дугового коэффициента эластичности.
Таблица 1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 473.