Уровни и способы прямого регулирования цен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все цены по степени вмешательства государство в их формирование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством.

Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться следующими способами:

  • установление фиксированных цен – означает продажу товаров всем покупателям по единой цене. Например, тарифообразование на железнодорожном транспорте;
  • установление предельных цен.

Государство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России – на алкогольную продукцию, в Японии – на рис), а также жестко фиксировать размер цены (предотвращая ценовую конкуренцию).

Например, Постановлением правительства РФ от 7.12.1998 г. "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии потребляемой населением" было установлено введение предельных уровней тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением РФ, и определен их минимальный и максимальный уровень. При этом минимальный уровень определен в размере 50% фактической стоимости энергии, а максимальный в размере полной стоимости. Для малоимущих слоев населения отпуск разрешено производить по тарифам ниже минимального уровня (в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления электороэнергии).

При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела.

  • установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок;
  • предельных коэффициентов изменения цен;
  • предельных уровней рентабельности.

Способ получил широкое распространение в России, но практически не используется в мировой практике, т.к. не заинтересовывает предприятия в сокращении издержек.

  • декларирование повышения цен.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

К продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относятся:

  • газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами Российского акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
  • электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • продукция оборонного назначения;
  • алмазное сырье, драгоценные камни;
  • протезно-ортопедические изделия;
  • перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  • перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  • погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;
  • отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
  • спирт этиловый;

Органами исполнительной власти субъектов федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции:

  • газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
  • газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
  • электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
  • топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  • перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
  • оплата населением жилья и коммунальных услуг;
  • услуги систем водоснабжения и канализации;
  • торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на следующие виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций:

  • наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
  • перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
  • услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях, а также некоторые другие виды услуг.

Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

В Алтайском крае в соответствии с названным выше Указом Президента и Постановлением Правительства администрацией края утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров и услуг, на которые регулирование цен осуществляется администрацией края, а также перечень продукции, на которую государственное регулирование цен осуществляют органы местного самоуправления городов и районов края.

О Департаменте цен и закупок Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002 г. N 287)

  1. Общие положения
  2. Задачи Департамента
  3. Функции Департамента
  4. Права и обязанности Департамента
  5. Права и обязанности руководителя Департамента
  6. Заключительные положения

Общие положения

1.1. Департамент цен и закупок (далее – Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее – Министерство). Сокращенное название Департамента – ДЦЗ.

1.2. Департамент руководствуется в своей работе Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, Положением о Министерстве, приказами, распоряжениями, инструкциями и указаниями руководства Министерства, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Задачи Департамента

2.1. Разработка предложений о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогноз динамики цен и индексов-дефляторов, участие в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов).

2.2. Координация работ по конкурсному размещению заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и контроль за проведением конкурсов.

2.3. Осуществление систематического анализа процессов ценообразования в отраслях экономики, мониторинга цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

2.4. Систематизация соответствующей базы данных по ценам (тарифам), а также справочным ценам по биржевым экспортным и импортным товарам.

Функции Департамента

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

3.1. Подготавливает прогноз показателей динамики цен и индексов-дефляторов на соответствующий период по отраслям экономики и в непроизводственной сфере; проводит анализ последствий принимаемых решений по изменению параметров ценовой политики.

3.2. Подготавливает предложения по государственному регулированию естественных монополий в части вопросов ценообразования.

3.3. Подготавливает предложения по утверждению оптовых цен на нефтяной (попутный) газ и сжиженный газ для бытовых нужд.

3.4. Подготавливает предложения по утверждению регулируемых минимальных цен на этиловый спирт из пищевого сырья, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

3.5. Подготавливает предложения по установлению ставок сборов за услуги ледокольного флота на трассе Северного морского пути.

3.6. Участвует в разработке прейскурантов цен на драгоценные камни, осуществляет анализ динамики мировых цен на драгоценные камни.

3.7. Организует работу по обеспечению государственного регулирования и регистрации цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, в том числе продукцию, предназначенную для поставок на экспорт; осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за установлением и применением этих цен осуществляет урегулирование вопросов ценообразования, возникающих между организациями-изготовителями продукции и государственным заказчиком.

3.8. Принимает участие в разработке государственного оборонного заказа в части вопросов ценообразования.

3.9. Подготавливает предложения по участию в осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в части вопросов ценообразования.

3.10. Участвует в установленном порядке в проведении комплекса организационных мероприятий по мобилизационной подготовке.

3.11. Участвует в подготовке предложений по осуществлению государственного регулирования цен на лекарственные средства, а также предложений о согласовании отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

3.12. Участвует в подготовке предложений по установлению минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

3.13. Участвует в подготовке предложений по установлению цен при проведении закупочных и товарных интервенций на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, а также подготавливает предложения по установлению ориентировочных цен на сельскохозяйственную продукцию для определения размера авансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и для учета при заключении договоров на предоставление товарного кредита.

3.14. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию налоговой и таможенно-тарифной политики.

3.15. Участвует в установленном порядке в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов).

3.16. Прогнозирует цены (тарифы) на важнейшие виды продукции, товаров и услуг.

3.17. Проводит анализ ценовой ситуации в Российской Федерации, факторов, влияющих на уровень инфляции и динамику цен в отдельных отраслях экономики и на потребительском рынке; подготавливает годовой, ежеквартальные и ежемесячные разделы "Инфляция" в доклад о состоянии экономики.

3.18. Проводит систематический анализ процессов ценообразования в отраслях экономики, осуществляет мониторинг цен, изучает опыт других государств в области ценообразования, подготавливает предложения по совершенствованию ценообразования.

3.19. Проводит анализ соотношений мировых и внутренних цен на важнейшие виды продукции.

3.20. Систематизирует постоянно соответствующую базу данных по ценам (тарифам) на товары, работы, услуги, а также справочным ценам по биржевым экспортным и импортным товарам.

3.21. Участвует в подготовке предложений по развитию экономического сотрудничества Российской Федерации с государствами – участниками Содружества Независимых Государств в части вопросов ценообразования.

3.22. Участвует в подготовке предложений по разработке проектов программ и планов действий Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны в части вопросов ценообразования.

3.23. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию форм и методов государственной статистики по вопросам ценообразования.

3.24. Участвует в подготовке предложений по вопросам ценообразования при разработке проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

3.25. Обеспечивает проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, и информации ограниченного доступа.

3.26. Организует работу по анализу положения дел с реализацией в Российской Федерации системы конкурсного размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования (государственных заказчиков) по организации и проведению конкурсов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд (далее – конкурсы), подготавливает для представления в Правительство Российской Федерации ежеквартальные доклады по указанным вопросам.

3.27. Осуществляет методическое руководство работой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по размещению заказов на поставки продукции для государственных нужд.

3.28. Организует проведение выборочных проверок соблюдения организаторами конкурсов установленных в конкурсной документации требований к участникам конкурсов на основании протоколов их проведения, представляемых в Министерство организаторами конкурсов после подведения их итогов.

3.29. Обобщает опыт организации и проведения конкурсов, анализирует данные федерального государственного статистического наблюдения и отчетной информации государственных заказчиков о проведенных конкурсах, оценивает эффективность конкурсов, обеспечивает государственных заказчиков необходимой информацией.

3.30. Обобщает практику применения законодательства по вопросам закупок и поставок продукции для государственных нужд, разрабатывает предложения по его совершенствованию и развитию, вносит их на рассмотрение руководства Министерства, осуществляет учет соответствующих правовых актов рекомендаций.

3.31. Участвует в пределах своей компетенции в реализации президентских и федеральных целевых программ, в которых Министерство является государственным заказчиком.

3.32. Координирует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов государственных заказчиков по организации и проведению конкурсов.

3.33. Согласовывает проведение закрытых и двухэтапных (открытых и закрытых) конкурсов и размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд у единственного источника (поставщика).

3.34. Формирует и постоянно ведет сводный банк данных о государственных заказчиках, осуществляющих размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд путем проведения конкурсов.

3.35. Участвует в выпуске бюллетеня "Конкурсные Торги" по вопросам организации и проведения конкурсов.

3.36. Организует и координирует разработки государственными заказчиками прогнозов объемов закупок продукции для государственных нужд.

3.37. На основе материалов, представляемых государственными заказчиками, разрабатывает прогнозы объемов закупок продукции для государственных нужд в составе государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.

3.38. Участвует в работе по взаимодействию с международными организациями и иностранными учреждениями по вопросам, связанным с развитием и функционированием системы государственных закупок.

3.39. Участвует в формировании заказа на проведение на конкурсной основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, прикладных экономических исследований научно-исследовательскими организациями, в том числе находящимися в ведении Министерства; обеспечивает контроль за целевым использованием выделенных ассигнований и осуществляет оценку результатов выполненных работ.

3.40. Организует и ведет закрепленные за Департаментом информационные базы данных в Интегрированной информационно-вычислительной системе Министерства.

3.41. Обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководства Министерства; осуществляет учет соответствующих правовых актов и рекомендаций.

3.42. По вопросам, входящим в его компетенцию. Департамент подготавливает в установленном порядке проекты законодательных и других нормативных правовых актов, разрабатывает методические материалы и рекомендации.

3.43. Осуществляет другие функции в соответствии с правовыми актами Министерства.

Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации

6_1.1. Определение цены при заключении договора

6_1.2. Изменение цены после заключения договора

6_1.3. Цена в отдельных видах договоров

Гражданское законодательство уделяет большое внимание вопросам ценообразования, но регулирует в общих чертах порядок установления цен в договоре, не касается вопросов уровня цены, представляя субъектам ценообразования значительную свободу действий.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.