Профилактические мероприятия в целях устранения ГЛПС осуществляются по СП 3.1.7.2614 -10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом». Согласно документу мероприятия по профилактике ГЛПС организуют:
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:
- благоустройство территорий населенных пунктов, парков, скверов, кладбищ, оздоровительных учреждений, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) и площадей за территориями (на расстоянии не менее 50 метров);
- приведение лесных массивов в черте населенных пунктов или примыкающих к ним территориях в лесопарковое состояние;
- проведение инвентаризации ветхих строений в пригородных зонах и решение вопросов об их сносе;
- ликвидацию самопроизвольных свалок, очистку от мусора, сухостоя, густого подлеска лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам, садово-огородным кооперативам, оздоровительным учреждениям;
- организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенных пунктов, лесопарковых зон (парков, скверов), кладбищ, оздоровительных учреждений (в т.ч. баз отдыха), сельскохозяйственных объектов, мест массового отдыха и пребывания населения;
- профилактические дератизационные мероприятия против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной;
- проведение работ по обеспечению грызунонепроницаемости общественных и жилых зданий и проведение в них дератизационных мероприятий;
- проведение дератизации на объектах сельского хозяйства на территориях, эндемичных по ГЛПС, в планово-систематическом режиме;
- проведение сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь-декабрь), особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, а также санитарную очистку и дератизацию (весной и осенью) в садово-огородных кооперативах;
- организацию работы по гигиеническому воспитанию населения в средствах массовой информации о мерах профилактики ГЛПС, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и обеспечения индивидуальными средствами защиты.
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и лечебно-профилактических организаций осуществляют:
- выявление, диагностику, своевременную госпитализацию и лечение больных ГЛПС;
- регистрацию, учет и статистическое наблюдение случаев заболевания ГЛПС;
-информирование органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о случаях заболеваний ГЛПС в установленные сроки;
- подготовку медицинских работников по вопросам эпидемиологии, клиники, лабораторной диагностики и профилактики ГЛПС;
- работу по гигиеническому обучению населения о мерах профилактики ГЛПС в средствах массовой информации.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, руководители садового-огородных кооперативов обеспечивают:
- благоустройство территорий организации, участков и прилегающих территорий;
- организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на принадлежащей им территории, обеспечение грызунонепроницаемости зданий и построек;
- проведение профилактических дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной;
Руководители организаций и учреждений, имеющих летние оздоровительные учреждения, расположенных в зоне природных очагов ГЛПС, перед их открытием обязаны обеспечить:
- проведение эпизоотологического обследования территории учреждения для определения численности и зараженности мышевидных грызунов хантавирусом;
- расчистку лесных массивов от мусора, валежника, сухостоя, густого подлеска в радиусе 500-метровой зоны вокруг учреждения, приведение указанной территории в лесопарковое состояние;
- грызунонепроницаемость хозяйственных построек и жилых помещений;
- проведение мероприятий по истреблению мышевидных грызунов на территории учреждения и в постройках;
- организацию барьерной дератизации 500-метровой зоны с раскладыванием отравленных приманок;
- проведение камерной обработки постельного белья и влажной дезинфекции помещений.
Перед закрытием летних оздоровительных учреждений на зиму обеспечить консервацию всех помещений с применением длительно действующих отравленных приманок.
Гигиеническое воспитание населения является одним из методов профилактики ГЛПС. Гигиеническое воспитание населения включает в себя: представление населению подробной информации о ГЛПС, основных симптомах заболевания и мерах профилактики с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведением индивидуальной беседы с пациентом и т.д [6,11].
Выводы.
1) Территория риска – ландшафтно-климатическая подзона южной тайги.
2) Резервуаром Hantavirus в природе являются мелкие млекопитающие. Высокая численность рыжей полевки, главного переносчика возбудителя ГЛПС, а также интенсивная циркуляция Hantavirus среди данного вида являются факторами риска, поддерживающими природные очаги ГЛПС в Пермском крае.
3) Заболеваемость в Перми и Пермском крае имеет тенденцию к росту, заболеваемость в Пермском крае достоверно выше, чем в Перми.
4) На Западной территории Пермского края территориями риска являются Частинский район и город Краснокамск.
5) Внутригодовая динамика заболеваемости ГЛПС в Пермском крае имеет выраженный сезонный подъем в летне-осенние-зимние месяцы. Рост показателя начинается с июня. Пик заболеваемости в октябре-ноябре.
6) Группой риска являются мужчины трудоспособного возраста.
7) По району инфицирования заболеваемость распространена неравномерно. Это связано с отдыхом населения вне города, особенно в летнее-осенний период. Основным местом заражения населения на Западной территории Пермского края в 2017 году является Частинский район.
8) На Западной территории Пермского края преимущественно бытовой эпидемиологический тип заболеваемости.
9) Механизм заражения преимущественно аэрогенный с воздушно-пылевым путем передачи.
10) Население Западной территории Пермского края не имеют достаточную осведомленность по поводу заболеваемости ГЛПС.
Список литературы
1) Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Пермском крае в 2015 году»: Государственный доклад.— П.: Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», 2016. — 269 с
2) Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Пермском крае в 2016 году»: Государственный доклад.— П.: Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», 2017. — 266 с
3) Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году»: Государственный доклад.– М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017.–220 с
4) Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году»: Государственный доклад.– М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018.–268 с
5) Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Пермском крае в 2017 году»: Государственный доклад.— П.: Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», 2018. — 271 с
Дата: 2018-09-13, просмотров: 223.