1. Часто отсутствует в школе.
2. Не бывает в школе по нескольку дней.
3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.
4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
5. Неряшлив, грязнуля.
6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.
7. Значительно некрасивее других детей.
XIII . УР– умственное развитие.
1. Сильно отстает в учебе.
2. «Туп» для своего возраста.
3. Совершенно не умеет читать.
4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.
5. Совершенно не понимает математики.
6. Другие дети относятся к нему, как к дурачку.
7. Попросту глуп.
XIV . СР – сексуальное развитие.
1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.
2. Задержки полового развития.
3. Проявляет извращенные наклонности.
XV . Б – болезни и органические нарушения.
1. Неправильное дыхание.
2. Частые простуды.
3. Частые кровотечения из носа.
4. Дышит через рот.
5. Склонность к ушным заболеваниям.
6. Склонность к кожным заболеваниям.
7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
8. Частые головные боли.
9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
10. Болезненные, покрасневшие веки.
11. Очень холодные руки.
12. Косоглазие.
13. Плохая координация движений.
14. Неестественные позы.
XVI . Ф – физические дефекты.
1. Плохое зрение.
2. Слабый слух.
3. Слишком маленький рост.
4. Чрезмерная полнота.
5. Другие ненормальные особенности телосложения.
Контрольные вопросы:
1. Что такое школьная дезадаптация?
2. Каковы принципы построения карты Стотта?
3. Как могут использоваться результаты, полученные с помощью наблюдения по карте Стотта?
F Основные (базовые) термины и понятия
· Наблюдение
· Виды наблюдения
· Полевое наблюдение
· Включенное наблюдение
· Невключенное наблюдение
· Единица наблюдения
· Форма записи наблюдения
· Симптомокомлексы по карте Стотта
F Вопросы для повторения и самопроверки
1. В чем заключается метод наблюдения? В чем отличие научного наблюдения от житейского?
2. Что включает в себя невербальные характеристики поведения?
3. Принцип построения карты Стотта.
F Темы рефератов и/или курсовых работ
1. Виды наблюдения.
2. Дневник, как метод исследования личности.
3. Применение метода наблюдения в изучении школьной дезадаптации.
F Литература
Основная литература:
1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1997.
2. Маклаков А.Г. Общая психология, СПб.: Питер, 2002.
3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
Дополнительная литература:
1. Анастази Л. Психологическое тестирование. – М. , 1982.
2. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми. Избр. Психол. произведения. М., Педагогика, 1975.
3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности, СПб.: Питер, 2001.
4. Шванцара Й. и коллектив. Диагностика психического развития. «Авиценум», Прага, 1971.
* Печатается по: Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Ч. 2. Метод. указания / Под ред. М.Б. Михалевской. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. – 57 с.
[1] Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. М., 1982. Кн.2. С.228.
[2] Цит. по: Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1974. С.70–71.
[3] Как известно, общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека и нередко включается в качестве невербального средства в коммуникативные процессы. Причем значимость такого средства в общении очень велика.
[4] Цит. по: Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, А.А. Благонадежиной. М., 1972. С. 231-233.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Басов М.Я. Цит. соч. С. 129.
[8] Басов М.Я. Цит. соч. С. 141.
* Возможно проведение наблюдения за испытуемым одним студентом. В этом случае не проводится сравнительный анализ двух «портретов» одного человека, предложенных двумя наблюдателями.
* Рабочая книга школьного психолога/И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 1991.–303 с.: ил.– (Психол. наука–школе). С. 162–169, 176–178.
* Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. С. 57–71.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 400.