Раздел Методы исследования личности
Фиксация данных наблюдения
В том случае, когда полевое наблюдение является длительным по времени и нестандартизованным по форме, традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений.
Дневник наблюдений представляет собой специальные записи наблюдателем фактов из жизни наблюдаемого лица, отвечающие ряду особых требований. Всякое наблюдаемое явление должно быть зафиксировано в нем по возможности в том виде, в каком оно существовало как нечто реальное. Записи наблюдений должны выполнять функцию фиксирующего средства, сохранять. В противном случае они превращаются в записи впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя по поводу каких-то увиденных им, но не отраженных в дневнике явлений. Такое нередко встречается в дневниках, существующих в психологической литературе. Приведем пример из "Дневника матери" Н.И. Галкиной и М.П. Стахорской.
"10 мая. Вначале Максик не обращал внимания на то, что запрещено. Делал, что хотел. Меня это очень волновало. Я не смогла понять, в чем причина. Но постепенно все вошло в норму"[5].
Приведенная запись не дает ни одного факта в его реальном виде, а является лишь рассуждениями по поводу фактов. С точки зрения А.П. Болтунова, опытного наблюдателя можно уподобить "художнику, отбрасывающему при изображении явлений из доступных восприятию признаков все несущественное и фиксирующему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом условии гарантировано правильное понимание описываемого наблюдателем факта проведения"[6].
На основе изучения большого числа записей М.Я. Басовым было предложено различать три главных способа словесной фиксации поведения: истолковательная запись, обобщающе-описательная запись, фотографическая запись.
Процедура исследования
Отработка данного задания включает в себя два занятия с интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.
1. Ha первом занятии студенты знакомятся с содержанием поставленной перед ними задачи – составить «поведенческий портрет» человека (своего товарища по группе), то есть дать настолько точное и подробное описание его поведения, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с тем, кто является объектом наблюдения. Следует подчеркнуть, что в портрете должны быть полностью исключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа "слегка косит левым глазом" или "чаще всего одета в розовую кофточку".
В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения, при котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколько человек, а сам испытуемый, в свою очередь, выступает в роли наблюдателя по отношению к кому-то другому*.
Для этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому становится известен только собственный объект наблюдения; каждый наблюдатель не имеет сведений относительно того, за кем наблюдают другие, а также не является ли он сам объектом наблюдения.
На первом занятии студенты должны составить первые "поведенческие портреты" своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением.
Указания к этому описанию:
а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.;
б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;
в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы решения жизненных задач и т.п.);
г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека.
Учитывая то обстоятельство, что поведенческие портреты будут зачитываться и обсуждаться на занятиях, следует отказаться в описаниях от попыток "проникнуть во внутренний мир", которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат в группе.
2. В течение двух недель до второго занятия студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления "портрета". Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует скрыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, чтобы наблюдение не искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным.
Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями.
Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй "портрет" испытуемого.
3. На втором занятии происходит проверка дневников наблюдений и анализ составленных описаний поведения.
При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются разные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизованном типе наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).
Отработка задания завершается письменным отчетом.
Оформление отчета
Отчет о задании строится по следующему плану:
1. Введение. Кратко описываются задачи работы.
2. Методика. Излагаются способы сбора материала для составления "портрета", порядок наблюдений за испытуемым и фиксации данных в дневнике.
3. Результаты. Приводятся первый и второй "портреты", а также еще один "поведенческий портрет" того же испытуемого, но составленный другим наблюдателем.
4. Обсуждение результатов. Перечисляются и классифицируются типы признаков, использованных в "портретах". Анализируются различия между первым и вторым "портретами" и их возможные причины. Проводится сравнительный анализ двух "портретов" одного и того же человека, предложенных двумя различными наблюдателями, одним из которых является автор отчета. Отдельно рассматриваются типы признаков, вызвавшие разногласия у этих наблюдателей, и возможные их причины. Обсуждаются особенности методики полевого нестандартизованного наблюдения, допущенные ошибки, возможные способы улучшения качества данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли испытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому.
5. Выводы. Кратко формулируются выводы, полученные при обсуждении результатов, а также ответы на вопросы, сформулированные в качестве задач работы.
Введение
В психологии были предприняты попытки выделения специфических школьных трудностей. Часто они обозначаются как школьная дезадаптация. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы, Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зрения, путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.
Остановимся подробнее на методе Стотта. Адаптация этого метода для использования в Советском Союзе была проведена психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева.
В основе методики Стотта, направленной на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. Методика получила название «Карты наблюдений» (КН). Важно отметить, что психолог может как сам проводить такое наблюдение, так и использовать опыт наблюдения, знание ребенка педагогом. Опора на опыт учителей, воспитателей, классных руководителей – людей, в течение длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, является в работе психолога чрезвычайно существенной. Обычно богатством этого опыта педагог пользуется интуитивно, и передача его другому (например, новому педагогу или школьному психологу) оказывается достаточно сложной задачей. Карта наблюдений Стотта облегчает такую возможность.
По мнению Стотта, наблюдателю необходимо предоставить готовые образцы, чтобы избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов и получить такие материалы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понятны и не содержали никаких готовых выводов. Поэтому при составлении КН были соблюдены следующие требования:
– выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка;
– группировка этих фрагментов в определенные синдромы, т.е. их классификация;
– определение взаимоотношений между этими фрагментами.
В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбираются умозрительно, а берутся из жизни. КН включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.
В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.
Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.
В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение и краткий ключ, который в ходе практического использования целесообразно не включать в текст методики, а иметь отдельно, применяя только в процессе обработки.
На регистрационном бланке подчеркиваются те фрагменты поведения, которые характерны для данного ребенка. Заполняется КН педагогом или воспитателем, вообще человеком, хорошо знающим ребенка. Однако интерпретация данных и постановка диагноза школьной дезадаптации требуют специальной психологической подготовки, поэтому должны осуществляться самим школьным психологом. Следует отметить, что субъективное представление педагога о ребенке может не совпадать с диагнозом, который ставит психолог на основе заполненной этим педагогом КН. Опыт применения КН показывает, что обычно представление педагога и диагноз психолога не противоречат друг другу, но использование КН позволяет снять излишний субъективизм, оценочность педагогической характеристики и дает более детальную, объективную картину особенностей развития личности и поведения.
Структура заполненной КН может быть различной. Во-первых, может быть подчеркнуто большое число фрагментов поведения, относящихся лишь к нескольким синдромам. Во-вторых, большое число подчеркнутых фрагментов может быть и при отсутствии какого-либо доминирующего синдрома. В-третьих, можно встретить относительно небольшое количество подчеркнутых фрагментов, но таких, которые свидетельствуют о тяжелых нарушениях поведения. Наконец, в-четвертых, наблюдаются изолированные подчеркнутые фрагменты. Анализ структуры КН, доминирующих синдромов (в случае их наличия), особенностей подчеркнутых фрагментов поведения позволяет понять природу и проявления дезадаптации школьника и наметить пути коррекции.
Особого внимания заслуживает вопрос о возможности измерения степени дезадаптации. По мнению Стотта, использование какого-либо «коэффициента дезадаптации», получаемого в результате суммирования отдельных фрагментов поведения, может быть весьма ограниченным прежде всего потому, что эти фрагменты неоднородны. Вместе с тем и сам Стотт, и другие исследователи применяли этот коэффициент для определенных целей.
Приведем некоторые данные об использовании КН, содержащиеся в исследовании В.А. Мурзенко, поскольку они, отражая некоторые особенности отечественной выборки (исследование проводилось в V–VIII классах средних школ Ленинграда), могут служить для практического психолога ориентировочными критериями.
По данным В.А. Мурзенко, «коэффициент дезадаптации» основной части выборки составляет от 6 до 25 баллов, у 20,8% выборки «коэффициент дезадаптации» превышает 25 баллов, что свидетельствует, по мнению автора, о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации – такие дети стоят уже на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога. В отношении 5,5%. учащихся можно скорее говорить о ситуативных реакциях, чем об устойчивых личностных обусловленностях.
Анализ структур заполненных КН показал, что типичной является структура, при которой выделяется доминирующий синдром, иногда – группа синдромов. Выделены следующие частоты распределения доминирующих синдромов: V. «Враждебность по отношению к взрослому» – 34,4%; VII. «Недостаток социальной нормативности» – 22,2%; III. «Уход в себя» – 12,5%; II. «Депрессия» – 11,1%; VIII. «Конфликтность в отношениях со сверстниками» – 11,1%, I. «Недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям» – 8,3%.
Опыт использования КН в работе отечественных и зарубежных психологов позволяет рекомендовать ее в качестве важного инструмента для диагностики трудностей адаптации ребенка в школе. Очевидное достоинство метода состоит в том, что соответствующая информация о ребенке может быть получена как от учителя, имеющего возможность в течение длительного времени наблюдать за поведением ученика в самых различных ситуациях (для определенных целей может быть полезно сравнение КН, заполненных на одного ребенка разными педагогами), так и от школьного психолога в том случае, если он имел возможность достаточно долго наблюдать за ребенком. Особый интерес представляет совместная работа педагога и школьного психолога по заполнению КН. Такая совместная работа позволяет найти им общий язык как при постановке «диагноза», так и при составлении коррекционных, развивающих программ.
Неоднократное заполнение КН, фиксирующее разные этапы работы с тем или иным учеником (или с группой учащихся), может дать объективные показатели эффективности проводимой воспитательной или психокоррекционной работы. Как известно, проблема определения эффективности деятельности школьной психологической службы в настоящее время стоит довольно остро, и одной из причин этого является как раз отсутствие необходимых объективных способов определения наличия или отсутствия позитивных сдвигов в поведении и особенностях личности детей в ходе работы с ними.
Безусловно, самым важным является то, на что непосредственно направлена КН, а именно тонкая диагностика тех психических нарушений, которые характерны для того или иного конкретного ребенка. Это позволяет оценить КН как важный инструмент для реализации индивидуального подхода к учащимся.
Чрезвычайно важным аспектом применения КН является ее «обучающий эффект», так как программированное наблюдение, которое можно проводить, опираясь в качестве ориентиров на систему выделенных в КН симптомов или фрагментов поведения, тренирует эту способность у самого наблюдателя, что может быть полезно как для школьного психолога, так и для педагога, воспитателя. Вместе с тем отметим еще раз, что содержательная интерпретация материалов, получаемых с помощью КН, может проводиться только специалистом-психологом. Это объясняется тем, что психологическая интерпретация полученных результатов с необходимостью включает рассмотрение их в целостном контексте психологических представлений о строении личности и закономерностях ее возрастного развития.
Процедура исследования*
Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I–XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие – «–». Эти данные заносятся в специальную таблицу (см. табл. 1).
Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «–».
Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «–» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие – 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 2).
В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в таблице 3, которая построена следующим образом:
1. Суммируются все баллы по каждому СК из таблицы 2.
2. Затем каждая из возможных сырых сумм оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100%.
Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для практических нужд.
С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) для каждого СК разбили на пять интервалов. Интервал от 0 до 20% говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V.HB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающиеся неприятными для взрослого действиями.
Интервал от 80 % до 100 % подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений.
Интервалы от 20 % до 40 %, от 40 % до 60 %, от 60 % до 80 % соответственно говорят о заметной выраженности, сильной выраженности, очень сильной выраженности качества.
Содержание симптомокомплексов
КН Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников: первый – те ученики, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружения (техперсонала, педагогов и других детей), так называемые «трудные»; второй – те, которым в школе трудно, но окружающим они не доставляют неприятностей.
Выявляемые особенности (внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами, следующие:
I. НД – недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям. СК положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые достижения стоят ребенку огромных усилий.
II. О – ослабленность (астения).
Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости», В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а следовательно, о его невозможности проявления активности.
III. Уход в себя.
Самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
IV. ТВ – тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны. Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК выражает тревожную надежду, стремления, попытки ученика к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми.
V. НВ – неприятие взрослых.
Проявление различных форм неприятия взрослых: от избегания учителя, подозрительности к нему до неконтролируемой привычки враждебности.
VI. ТД – тревога за принятие детьми.
Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его дети и представляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции, что и СК ТВ, но в отношении сверстников.
VII. А – асоциальность.
Недостаток социальной нормативности. Под этим термином не понимаются проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82 % и более) такое может иметь место. Слабая выраженность СК А (14 % и менее) может быть и в случае, если нравственные отношения ученика выше, чем предъявляемые ему школой моральные требования (что, конечно, не обязательно, но встречается).
VIII . КД – конфликтность с детьми.
Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ и КД может говорить о попытках установления или сохранения хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти», когда проявления плохого еще чередуются с проявлениями хорошего.
IX : И – неусидчивость или неугомонность.
Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышления, избегание долговременных усилий,
X . ЭН – эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость.
Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности речи, в тревожности, склонности к слезам и т.д.
XI . НС – невротические симптомы.
Включают признаки невроза: преимущественно невроза навязчивых состояний – частое моргание, кусание ногтей, сосание пальцев и т.п.; отчасти невроза страха – «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно.
СК, связанные с конституцией и типом нервной системы – О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У, – имеют важное значение для понимания личности учащегося.
XII . С – среда.
Содержит несколько внешних признаков – сигналов того, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего это касается семейного круга.
XIII . УР – умственное развитие.
Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечатления, производимого уровнем умственного развития ребенка («просто глупый»).
XIV . СР – сексуальное развитие.
Фиксирует даваемую учителем общую оценку темпов и направленности полового развития.
XV . Б – болезни.
Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание у ребенка, но конечно, не позволяет поставить точный диагноз.
XVI . Ф – физические дефекты.
Обращает внимание на ненормальность телосложения, слабое зрение и слух.
Чтобы интерпретация числовой выраженности была адекватной, необходимо: 1) анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения; 2) привлечь дополнительные данные об ученике, которые нужно получить от учителя в беседе или из составленной учителем характеристики.
Таблица 14.1
Ключ для перевода в баллы
Образцы поведения | СК | |||||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | |
НД | О | У | ТВ | НВ | ТД | А | КД | Н | ЭН | НС | С | УР | СР | Б | Ф | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
8 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |||||
9 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||
10 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||
11 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||||
12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |||||||
13 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||
15 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
17 | 2 | 2 | ||||||||||||||
18 | 2 | 2 | ||||||||||||||
19 | 2 | 2 | ||||||||||||||
20 | 2 | 2 | ||||||||||||||
21 | 2 | |||||||||||||||
22 | 2 | |||||||||||||||
23 | 2 | |||||||||||||||
24 | 2 |
Карта наблюдений
I . НД – недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 – менее явные симптомы; от 12 до 17 – симптомы явного нарушения.
1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
2. Плачет, когда ему делают замечания.
3. Иногда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если об этом попросят.
4. Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли» например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).
5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
6. Лжет из боязни.
7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.
8. Никогда не приносит учителю цветы или другие подарки, хотя его товарищи часто это делают.
9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденные им вещи, хотя его товарищи часто это делают.
10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
I1. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.
13. Слишком застенчив, чтобы просить о чем-то (например, о помощи).
14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
15. Легко устраняется от активного участия в игре.
16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.
II . О – ослабленность (астения). В более легкой форме (симптомы 1–6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9–20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома О обычно сопутствуют выраженные синдромы ТВ и НВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.
1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.
2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.
3. Ведет себя по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.
4. В играх иногда активен, иногда апатичен.
5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.
6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.
7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
8. Рассерженный, «впадает в бешенство».
9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.
10. Для ручной работы не хватает физических сил.
11. Вял, безынициативен (в классе).
12. Апатичен, пассивен, невнимателен.
13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.
14. Движения замедленны.
15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и следовательно, ни к кому не обращается за помощью).
16. Взгляд «тупой» и равнодушный.
17. Всегда ленив и апатичен в играх.
18. Часто мечтает наяву.
19. Говорит невыразительно, бормочет.
20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.
III . У – уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.
2. Не реагирует на приветствия.
3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
4. Избегает разговоров («замкнут в себе»).
5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий («живет в другом мире»).
6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
7. Не проявляет интереса к коллективным играм.
8. Избегает других людей.
9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.
10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).
11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.
12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.
13. Ведет себя подобно «настороженному животному».
IV . ТВ – тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1–6 – ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7–10 – старается обратить на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11–16 – проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.
1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т.п.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.
9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
11. Добивается симпатии учителя, приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.
12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).
13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
14. Хочет заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.
16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.
V . НВ – Неприятие взрослых. Симптомы 1–4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5–9 – относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10–17 – открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18–24 – полная, неуправляемая, привычная враждебность.
1. Переменчив в настроениях.
2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении.
3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.
4. Часто бывает в плохом настроении.
5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.
6. Когда о чем-то просит учителя, бывает иногда очень сердечным, иногда – равнодушным.
7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.
8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.
9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.
10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что умышленно плохо выполняет работу.
11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).
12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.
13. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений.
14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.
15. Негативно относится к замечаниям.
16. Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.
17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.
18. Всегда на что претендует и считает, что несправедливо наказан.
19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья.
20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.
21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).
22. Охотнее всего дружит с так называемыми подозрительными типами.
23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.
24. Ведет себя непристойно.
VI . ТД – тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие его другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
1. «Играет героя», особенно, когда ему делают замечания.
2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.
3. Склонен «прикидываться дурачком».
4. Слишком смел (рискует без надобности).
5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.
6. Любит быть в центре внимания.
7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.
8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.
9. Хвастает перед другими детьми.
10. Паясничает (строит из себя шута).
11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
12. Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки).
13. Со страстью портит общественное имущество.
14. Дурацкие выходки в группе сверстников.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
VII . А – недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1–5 – отсутствие стараний понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5–9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10–16 – отсутствие моральной щепетильности в мелочах, 16 – считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются в его дела, не имея на это права.
1. Не заинтересован в учебе.
2. Работает в школе тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.
3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.
4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.
6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых.
8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.
9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
10. Списывает домашние задания.
11. Берет чужие книги без разрешения.
12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
15. Не может смотреть прямо в глаза другому.
16. Скрытен и недоверчив.
VIII . КД – Конфликтность с детьми (от ревнивого соперничества до открытой враждебности).
1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
3. Надоедает другим детям, пристает к ним.
4. Ссорится, обижает других детей.
5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
8. Пристает к более слабым детям.
9. Другие дети его не любят или даже не терпят.
10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и др.).
IX . Н – неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
1. Очень неряшлив.
2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.
3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
4. В играх совершенно не владеет собой.
5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.
6. Неровный, безответственный в ручном труде.
7. Нестарателен в школьных занятиях.
8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточен.
10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.
11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.
X . ЭН–эмоциональное напряжение. Симптомы 1–5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6–7 – о серьезных страхах, 8–9 – о прогулах и непунктуальности.
1. Играет с игрушками, слишком детскими для его возраста.
2. Любит игры, но быстро теряет к ним интерес.
3. Слишком инфантилен в речи.
4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.
6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).
8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
9. Часто опаздывает.
10. Уходит с отдельных уроков.
11. Неорганизован, разболтай, несобран.
12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.
XI . НС – невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка, они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения,
1. Заикается, запинается, «трудно вытянуть из него слово».
2. Говорит беспорядочно.
3. Часто моргает.
4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».
5. Грызет ногти.
6. Ходит подпрыгивая.
7. Сосет палец (старше 10 лет).
F Вопросы для повторения и самопроверки
1. В чем заключается метод наблюдения? В чем отличие научного наблюдения от житейского?
2. Что включает в себя невербальные характеристики поведения?
3. Принцип построения карты Стотта.
F Литература
Основная литература:
1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1997.
2. Маклаков А.Г. Общая психология, СПб.: Питер, 2002.
3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
Дополнительная литература:
1. Анастази Л. Психологическое тестирование. – М. , 1982.
2. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми. Избр. Психол. произведения. М., Педагогика, 1975.
3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности, СПб.: Питер, 2001.
4. Шванцара Й. и коллектив. Диагностика психического развития. «Авиценум», Прага, 1971.
* Печатается по: Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Ч. 2. Метод. указания / Под ред. М.Б. Михалевской. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. – 57 с.
[1] Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. М., 1982. Кн.2. С.228.
[2] Цит. по: Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1974. С.70–71.
[3] Как известно, общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека и нередко включается в качестве невербального средства в коммуникативные процессы. Причем значимость такого средства в общении очень велика.
[4] Цит. по: Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, А.А. Благонадежиной. М., 1972. С. 231-233.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Басов М.Я. Цит. соч. С. 129.
[8] Басов М.Я. Цит. соч. С. 141.
* Возможно проведение наблюдения за испытуемым одним студентом. В этом случае не проводится сравнительный анализ двух «портретов» одного человека, предложенных двумя наблюдателями.
* Рабочая книга школьного психолога/И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 1991.–303 с.: ил.– (Психол. наука–школе). С. 162–169, 176–178.
* Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. С. 57–71.
Раздел Методы исследования личности
Дата: 2018-11-18, просмотров: 433.