Предмет, задачи и место в жизни общества и личности физической культуры 5
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет, задачи и место в жизни общества и личности физической культуры 5

История возникновения физической культуры и спорта                                      7

Физическая культура и спорт в Первобытном обществе                                      10

Физическая культура в Древнем Риме                                                                           11

Физическая культура в Древней Греции.                                                                     12

Олимпийские игры в античности                                                                                    16

Олимпийские игры в Древней Греции                                                                          19

Особенности развития физической культуры и спорта в странах западной Европы после буржуазной революции 17-18 в.                                                                               22

Развитие международного олимпийского движения                                            26

Основные понятия теории физической культуры и спорта и их взаимосвязь. 29

Физическая культура как общественное явление, ее формы и функции.   31

Цель и задачи физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки.                                                                                                                                  33

Средства физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их воспитательные возможности                                                                                        34

14. Понятие, содержание и форма физического упражнения.                              36

Техника физического упражнения и ее признаки.                                              38

Классификация физических упражнений.                                                              39

Классификация методов физического воспитания.                                            40

Методы строго регламентированного упражнения                                             43

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании 44

Методы обеспечения наглядности в физическом воспитании                      47

Классификация принципов в системе физического воспитания                  49

Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитания                                                                                                                                                             51

Основы формирования двигательного навыка                                                      53

Структура процесса обучения и особенности его этапов                                    55

Основы теории и методики обучения двигательным действиям                    56

Классификация форм занятий в физическом воспитании                              56

Характеристика урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями                                                                                                                             56

Планирование в физическом воспитании                                                               58

Виды силовых способностей и задачи по их воспитанию                                59

Средства и методы воспитания силы                                                                          61

Методики воспитания силовых способностей.                                                       61

32. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей                                                                                                                                63

Скоростные способности и задачи по их воспитанию                                        63

Средства и методы воспитания скоростных способностей                              64

Методики воспитания скоростных способностей                                                64

36. Контрольные упражнения (теста) для определения уровня развития скоростных способностей                                                                                                                                65

Характеристика выносливости и задачи ее развития                                         66

Средства и методы воспитания выносливости                                                       67

Методики воспитания выносливости                                                                        68

40. Контрольные упражнения (теста) для определения уровня развития выносливости                                                                                                                              69

Гибкость и задачи ее воспитания                                                                                 70

Средства и методы воспитания гибкости                                                                 70

Методики воспитания гибкости                                                                                   70

44. Контрольные упражнения (теста) для определения уровня развития гибкости                                                                                                                                                             72

45. Контрольные упражнения (теста) для определения уровня развития гибкости                                                                                                                                                             72

Координационные способности и задачи их развития                                      73

Средства и методы развития координационных способностей                      74

Методика совершенствования точности движений                                             75

49. Контрольные упражнения (теста) для определения уровня развития координационных способностей                                                                                        76

Педагогический контроль и учет в физическом воспитании                          77

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста(3-6(7)лет) 78

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста(6(7)-10лет). 79

Физическое воспитание детей среднего школьного возраста(11-15 лет)    82

Физическое воспитание детей старшего школьного возраста в 6-18)         84

Физическое воспитание обучающихся с ослабленным здоровьем               87

56. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений                                                                     88

Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте                                  89

Физическое воспитание студенческой молодежи                                                 91

Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности          92

60. Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений                                                                                                                                   93

61. Профессионально-прикладная физическая подготовка                                  94

Основные понятия, относящиеся к спорту, и классификация видов спорта 96

Сущность и функции спорта. Основные направления спортивного движения в современном мире                                                                                                                     97

Содержание и особенности соревновательной деятельности                      100

Спортивная тренировка в экстремальных условиях в условиях холодного климата                                                                                                                                                           125

79. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура              125

80. Построение тренировки в больших циклах(макро циклах) подготовки 126

Выводы

1. В первобытном обществе возникли зачатки физического воспитания, физической культуры, физических упражнений, в дальнейшем получившие развитие в человеческом обществе.

2. Физическая культура позволила первобытным людям не только выжить, но и стать конкурентоспособными.

3. Физические упражнения в эпоху первобытного строя начали постепенно отделяться от трудовых навыков.

4. Ценности ФК принадлежали всему обществу: любой из его членов мог заниматься физическими упражнениями, а обучение подрастающего поколения осуществлялось всеми членами общества.



Основные понятия теории физической культуры и спорта и их взаимосвязь.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие:

  1. «физическое воспитание»;
  2. «физическая подготовка»;
  3. «физическое развитие»;
  4. «физическое совершенство»;
  5. «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Физ.воспитание имеем своим содержанием:

Физическое образование Процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний.

Воспитание физических качеств Целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированных функциональных нагрузок.

Отличительной же особенностью физического воспитания является то. что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

ОФП направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

● СФП — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональнътх свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе ния, механизмов терморегуляции и др.
  3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения. Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда. Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются [3]:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованности т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.



Игровой метод

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются:

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм

 

Соревновательный метод

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурноспортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.



Неурочные формы занятий

В массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий.

2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);

3) отсутствие или невыраженность структуры построения заня тия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физ культурные минутки и т.п.;

4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.)- Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-peaбилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, тур походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п.

Основные характерные черты этих занятий:

● умеренность нагрузки без кумулятивного утомления;

● отсутствие жесткой регламентации;

● свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены. В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.

 

Планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения). Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть). Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

Требования к планированию в физическом воспитании

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирова ние только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогресси- рования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

 

 Основными документами планирования в физическом воспитании являются:

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефиз!гческой и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: I) уроки физической культуры; 2) физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физическая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Учебные программы имеют следующую типовую структуру; 1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физ)тческой подготовленности и развития учащихся и др. Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного — в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра).

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.

Основные средства

  1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
  2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
    1. упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);
    2. упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
    3. упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
    4. ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
  3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).
  4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.
  5. Статические упражнения в изометрическом режиме {изометрические упражнения):
    1. в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания., поддержания, противодействия и т.п.);
    2. в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

 

Дополнительные средства

  1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).
  2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и; т.п.). 3
  3. Упражнения с противодействием партнера.

Методы:

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: I) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

Оздоровительные задачи

 

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

 

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

 

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

 

Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма опти мальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

 

Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на ос нове принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

 

Основные понятия, относящиеся к спорту, и классификация видов спорта

СПОРТ – это собственно соревновательная деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Олимпийская квалификация

Наиболее распространённые виды спорта включены в программу летних и зимних Олимпийских игр. Поэтому в теории спорта в основном используются «Олимпийская классификация видов спорта». Эта классификация основана на учете основных закономерностей соревновательной и тренировочной деятельности в различных видах спорта, а также довольно - таки схожей спецификой нескольких видов спорта. В этой классификации виды спорта подразделяются на шесть групп.

1 группа - циклические виды спорта (беговые дисциплины легкой атлетики, плавание, гребля, велоспорт, лыжный, конькобежный спорт и т. д.)

2 группа - скоростно-силовые виды спорта (легкоатлетические виды спорта, метание, спринтерские номера программы в различных видах спорта).

3 группа - сложнокоординационные виды спорта (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.).

4 группа - единоборства (все виды борьбы и бокса).

5 группа - спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол и т. д.).

6 группа - многоборья (лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье и т. д.).

Функции

  1. Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
  2. Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения [4]. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений
  3. К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
  4. Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость».
  5. Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством.
  6. Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.
  7. Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
  8. Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Виды соревнований

1. Контрольные соревнования - проводятся с целью контроля за уровнем подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технико-тактического совершенства, выявляются сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности.

С учетом результата контрольных соревнований разрабатывается программа последующей подготовки, предусматривается устранение выявленных недостатков.

Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные контрольные соревнования. Программа их может существенно отличатся от программы отборочных или главных соревнований, и может быть составлена с учетом необходимости контроля за уровнем отдельных сторон подготовленности.

2. Подготовительные соревнованияосновной целью их является адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы. Отработка рациональных тактических решений в разнообразных ситуациях соревновательной деятельности, приобретения соревновательного опыта, совершенствования специфических физических качеств.

3. Отборные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место или выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав участников главных соревнований.

4. Подводящие соревнования. В этих соревнованиях отрабатывается модель соревновательной деятельности, которую спортсмен предполагает реализовать в главных соревнованиях. Необходимость отработки различных вариантов соревновательной борьбы (в единоборствах, спортивных играх) предусматривает подбор соперников, с которыми можно в наилучшей мере подготовить тот или иной вариант технико-тактических действий. Подводящие соревнования следует проводить в условиях максимально приближенных к условиям главных соревнований.

5. Главные соревнования. В них спортсмен ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей. Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места.

 

 

Содержание и особенности соревновательной деятельности

Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:

● определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;

● объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;

● внесения своевременных коррекций в планы подготовки;

● повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;

● моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.

Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на организм спортсмена. Это связано и с ее экстремальными двигательными режимами (максимальная скорость движений и действий; проявление максимальной силы, выносливости; координационная сложность действий с элементами риска и др.), и с нервно-эмоциональными напряжениями, стрессовыми воздействиями, связанными с социальным статусом соревнований, их престижностью и др.

Поэтому в последние годы изучению закономерностей соревновательной деятельности стало уделяться значительно большее внимание.

Соревновательная деятельность спортсмена имеет фазовый характер.

Фазовая структура соревновательной деятельности спортсмена.

Первая фаза - предстартовая - состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки, которая часто значительно различается с тренировочной.

Вторая фаза - собственно состязание - включает в себя построенную модель технико-тактических действий, сам процесс спортивного соперничества и коррекцию отдельных элементов соревновательной деятельности в процессе состязания.

Третья фаза - последействие - включает в себя фазу ближнего восстановления (заключительная физическая нагрузка низкой интенсивности, часто называется "заминкой"), анализ проведенного соревнования и дальнего восстановления с возможным выходом в фазу суперкомпенсации (состояния более высокого, чем до старта).

Спортсмен в процессе соревновательной деятельности должен иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения.

 

 

Прогнозирование в спорте

Спортивное прогнозирование— это научное предвидение перспектив развития спорта на основе знания объективных законов и диалектиче­ского анализа действительного его состояния.

Объект спортивного прогнозирования — изучение соотношения сил между странами на олимпийских играх, которое является системо­образующим фактором, объединяющим все его элементы.

Задачами спортивного прогнозирования являются: установление целей выступления команды (спортсмена) на олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России; изыскание оптимальных путей и средств их достижения; определение ресурсов, необходимых для до­стижения поставленных целей.

К принципам спортивного прогнозирования относятся: опора на социально-экономические цели; системность; непрерывность и обрат­ная связь; пропорциональность и оптимальность; реальность и объек­тивность; выделение ведущего звена; специфичность; аналогичность.

Классификация спортивного прогнозирования может быть: по приро­де объекта — спортивной; масштабности — глобальной; трудности — сложной; степени детерминированности — схоластической; характеру развития во времени — дискретной; степени информационной обе­спеченности — с полным и неполным обеспечением количественной информацией. '

Прогнозы в спорте бывают: краткосрочные — 2—12 месяцев; сред­несрочные — 2—4 года; долгосрочные — 4—8 лет. Критериями вре­менных диапазонов являются: достижение звания мастера спорта и мастера спорта международного класса начинающими спортсме­нами; календарь ответственных соревнований и время проведения олимпийских игр; цикличность спортивной подготовки; время пре­бывания высококлассного спортсмена в сборных командах страны, спортивного клуба.

Прогнозирование включает в себя следующие стадии: ретроспек­цию, диагноз и проспекцию. На первой стадии происходит форми­рование описания объекта прогноза в прошлом, окончательное уточ­нение задачи прогнозирования; на второй стадии разрабатывается модель объекта прогноза и выбираются методы прогнозирования; на третьей стадии решаются задачи получения результатов прогноза на основании ретроспекции и диагноза. На стадии проспекции можно выделить следующие основные этапы: расчет прогнозируемых пара­метров на заданном времени упреждения; стыковка и синтез отдель­ных прогнозов в соответствии с принятыми правилами; верификация прогноза и установление степени его достоверности.

В спортивном прогнозировании наряду с применением общих на­учных методов разрабатываются частные научные методы и специфи­ческие. Как правило, применяются следующие группы методов: экс­пертные оценки, экстраполяция, математическое моделирование.

Моделирование в спорте

Моделирование спортивной деятельности – это процесс мысленного созидания («проигрывания») будущей деятельности в предполагаемых условиях. «Проигрывание» – это род эксперимента, который осуществляется в целой цепи умственных действий. Важно, что мысленное выполнение действий – это всегда идеомоторная тренировка. Действуя в уме, спортсмен всегда представляет себе необходимые движения. Как известно, двигательные представления основываются на воспроизведении в коре головного мозга многообразных временных связей, внешний эффект которых проявляется в двигательных, вегетативных и других реакциях, соответственно тем из них, которые возникают при практическом выполнении воображаемых действий. Кроме того, моделирование деятельности в значительной мере расширяет возможность познавать ее. С помощью модельного эксперимента создается дополнительная возможность получить наиболее полную характеристику не только о самом объекте познания, но и о методах (вариантах) более рационального ответного действия.

Специфика моделирования заключается в том, что между субъектом (спортсменом) и объектом (изучаемой ситуацией) стоит промежуточное звено – модель.

Метод моделирования, как элемент научного познания, представляет собой воспроизведение формы или некоторых свойств предметов (явлений) с целью их изучения или повторения (воспроизведения). Применение моделирования способствует развитию и формированию у спортсменов логического мышления, т.е. умения рассуждать, сопоставив данные предлагаемой к решению ситуации, найти необходимый вариант рационального решения. Теоретические и практические модели укрепляют психическую устойчивость к влиянию эмоциональных факторов, так как в ходе таких занятий перед спортсменами дважды возникает проблемная ситуация: первый раз – при теоретическом изучении материала, второй – при практическом воспроизведении модели в реальных условиях.

Преимущества моделирования заключаются и в том, что от занимающихся требуется максимум внутренней мыслительной активности, что интенсифицирует у них процессы развития интеллектуальных способностей.

В спортивной практике наиболее приемлема классификация моделей на три типа:

● физические вещественные;

● вещественно-математические;

● логико-математические.

К первому типу (физические вещественные) относятся модели, имеющие физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, и сохраняющие, как правило, геометрическое подобие оригиналу, отличающиеся от него лишь размерами и скоростью течения исследуемых явлений и т.п. Например, в гимнастике – создание шарнирных моделей гимнастов.

Ко второму типу относятся модели, имеющие отличную от прототипа физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие одинаковое с оригиналом математическое описание. Сюда следует отнести: модели требований к идеальному спортсмену; моделирование соревновательных условий; применение на тренировках технических средств обучения; разработки новых схем планирования учебно-тренировочного процесса.

К третьему типу относятся модели, конструируемые из знаков. В этих моделях физическая, химическая или биологическая характеристика прототипа и модели уже не играет никакой роли. В моделях третьего типа важны только чисто логические и математические свойства, эти модели абстрактные. В спорте к данному типу относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели: роста спортивных результатов; уровня тренированности; структуры физического (технического) мастерства; степени надежности соревновательной деятельности спортсмена и др.

Для решения задачи по обеспечению моделирования во время спортивных занятий следует выделить ряд положений, которым должны соответствовать модели.

Согласно общепедагогическим принципам, такие модели должны обеспечивать процесс усвоения знаний, умений и навыков, следовательно, необходимо, чтобы они отличались информативностью, доступностью, проблемностью и легко воспринимались обучающимися. Важно, чтобы модели имели такую структуру, которая позволяла бы использовать их при индивидуально-групповом методе обучения, чаще всего применяемом в спортивной практике. Следует учитывать и особенности спортивной деятельности (специальные психолого-педагогические требования и особенности данного вида спорта).

  1. Во-первых, это организация процесса развития и формирования интеллектуальных способностей спортсмена.
  2. Во-вторых, это обеспечение оптимального уровня готовности знаний.
  3. В-третьих, это соответствие моделей психолого-педагогическим принципам моделирования в спорте (для практических и теоретических занятий).

Составляя модели, важно учитывать следующие принципы:

● модели должны соответствовать конкретным ситуациям и объектам, действительно существующим на практике в данном виде спорта;

● модели должны быть понятны, информативны, доступны и проблемны, чтобы вызывать интерес у занимающихся;

● содержание модели должно полностью соответствовать квалификации спортсменов;

● каждая модель или группа моделей должны быть определенным звеном в системе организации спортивной деятельности, связанным по сути со всеми аспектами подготовки спортсменов;

● каждая модель должна содержать в себе известные механизмы рационального решения проблем, включенных в их содержание (следует учитывать, что модель может иметь несколько вариантов решения, оптимальных для разных спортсменов соответственно их индивидуальным особенностям).

86. Планирование спортивной подготовки

Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спорту смена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия. Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.). Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы. Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: I) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель1 многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнегоп цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;' 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы)^ по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дне! соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ> фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;?] 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий

 

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическою последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отведенному времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

 

 

87. Комплексный контроль в спортивной подготовке

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты). Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей: 1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий; 2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях; 3) показатели состояния внешней среды. Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.)- В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты. Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

 

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, к проведению схватки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.

Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.

88. Учет в спортивной подготовке

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спорт ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным (итоговым). Предварительный у ч е т позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки. Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным процессом в ходе одного занятия. Основными документами учета в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета з а н я т и й — один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжительность занятия; его содержание, дозировка тренировочной нагрузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В дневнике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует применяемая система тренировки на здоровье спортсменов. В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-тренировочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результаты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, отчет о тренировке за определенный период времени.

 

Резкое омоложение спорта.

Проблема участия детей в большом спорте неизбежно порождает самые разные оценки. Можно сделать такое предположение: большой спорт, в котором участвуют дети, может оказывать на них как отрицательное, так и положительное влияние.

 

По мнению Э. Майнберга (1995), большой спорт способствует развитию физических качеств и росту спортивного мастерства юного спортсмена, а также приобретению плодотворного в воспитательном отношении опыта: подросток узнает, что для получения максимальных спортивных показателей необходимо приложить огромные усилия, связанные не только с чисто моторной деятельно стью. "Немало переживаний принесет ему также осознание того, что спортивные успехи порой зависят не только от уровня физической подготовки, но и от возможных случайностей. Ему придется учиться переносить поражения, разочарования, неудовлетворенность достигнутым".

 

По мнению ряда исследователей (Л.И. Лубышева, 1997; Э. Майнберг, 1985; O. Grupe, 1987, и др.), для молодого спортсмена спорт является школой характера, школой честной игры, школой эмоций, школой физического и духовного совершенствования, представляя собой своеобразный "полигон", на котором помимо двигательных оттачиваются такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма и солидарности, умение адаптироваться к существующим обстоятельствам, что в конечном счете способствует обогащению жизненного опыта.

 

Однако пребывание в системе большого спорта может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на юного спортсмена.

 

Многие виды спорта стали "молодеть", причем это обусловлено и феноменальными способностями молодых спортсменов, и запредельной интенсификацией подготовки (продолжительность тренировочных занятий некоторых юных спортсменов доходит до 5 - 8 ч интенсивного труда в день), психологической "накачкой", биологическими видами стимулирования, способами и формами материального соблазна, которые дают возможность "выжимать" результаты.

 

Уровень спортивных достижений в современном спорте требует все большей специализированной адаптации юного спортсмена и "оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья" .

 

Ряд авторов настроены категорически против участия детей в большом спорте, утверждая, что это ведет к потере здоровья, истощению резервов организма юных спортсменов, снижает эстетическую привлекательность спорта.

 

Еще в прошлом веке П.Ф. Лесгафт писал, что "спорт с соревнованием не должны быть допущены ни в школьном, ни в семейном воспитании ребенка" и "в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися", считая, что спорт воспитывает в ребенке злобу и агрессивность.

 

Спустя столетие А.Г. Егоров (1994), развивая идеи П.Ф. Лесгафта, утверждает, что спортизация физического воспитания усугубляет проблемы нравственного порядка. "Бесспорно, что для сферы спорта, где господствует "дух соревнования и соперничества", характерно значительное расхождение существующих там этических норм с общекультурными. Удары в лицо в боксе или подножка на футбольном поле оправданны с точки зрения достижения высокого результата или интересов команды, страны. В то же время они вступают в явное противоречие с общечеловеческой нравственностью… Дети, усвоив некритически, через механизмы подражания, узкопрофессиональные нормы спорта, начинают затем переносить их на всю сферу человеческой жизнедеятельности". Другими словами, бить по лицу и делать подножки уже не на спортивных площадках, а дома и на улице.

 

Конечно, в этих высказываниях кроется опасность перегибания палки. Невозможно (да и нецелесообразно) запретить заниматься спортом несовершеннолетним, тем более что желание проявить и проверить себя естественно для подростков, а оптимально подобранные физические нагрузки способствуют повышению уровня здоровья юных спортсменов. Вместе с тем, во-первых, необходимо помнить, что ранняя специализация, целевое устремление юных спортсменов к большим объемам и интенсивности могут привести (и приводят) к тому, что для юношеского спорта окажутся актуальными проблемы взрослых турниров - спортивные травмы, болезни, использование допинга и т.д. Во-вторых, для юных спортсменов, занимающихся в режимах интенсивной спортивной подготовки, необходима эффективная служба реабилитации и контроля за их состоянием.

 

Профессионализация спорта.

Профессионалом считается спортсмен, для которого спорт является основным видом трудовой деятельности. А сам профессиональный спорт представлен в современном обществе как разновидность бизнеса, важная часть зрелищной индустрии, одна из наиболее утонченных форм коммерции, вид предпринимательской деятельности, цель которой - получение прибыли от продажи зрелища спортивной борьбы.

 

В последнее десятилетие в России активно развивается профессиональный спорт, расширяется практика заключения спортсменами контрактов для работы в зарубежных клубах.

 

Профессионализация спорта - неизбежный объективный процесс, способствующий повышению результативности, техничности, эстетичности и зрелищности спорта. Кроме того, поставив спорт на новую организационно-экономическую основу и создав хозрасчетные клубы, государство может приобретать дополнительный источник финансовых поступлений в бюджет страны.

 

При этом Л.П. Матвеев (1999) указывает на необходимость разделять "профессионально-ком мерческий" и "профессионально-супердостиженческий " спорт, так как первый подчиняется закономерностям получения финансовой прибыли, являясь отраслью бизнеса, а второй развивается по законам собственно спортивной деятельности, при этом доходы представителей второй группы могут достигать заработков профессионалов и даже превосходить их.

 

В целом профессиональный спорт представляет не меньшие возможности для творчества, чем любое профессиональное искусство: он обязывает постоянно заботиться о совершенствовании, о стабильности результатов, о конкурентос пособности.

 

Однако, характеризуя динамику развития профессионального спорта в России и за рубежом, многие авторы отмечают, что в связи с профессио нализацией спорт утрачивает свою гуманистичес кую функцию и роль в обществе.

 

По мнению М.М. Богенa (1996), спортсмен, принимающий в качестве смысла и цели победу и рекорд, осознанно приносит в жертву свое здоровье: тренер использует программы, обеспечивающие высокие достижения за счет сверхвысоких нагрузок; руководители поощряют тренировки и спортсменов в их деятельности, направленной на достижение победы; потеря здоровья -ущерб личности спортсмена - принимается как необходимая жертва. "Профессионализированный спорт - социальное бедствие, поскольку его продукт - не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и потерявшие здоровье люди", - заключает М.М. Боген.

 

В профессиональном спорте принцип олимпийского спорта "Fair play" ("Честная игра") утрачивает значение, уступая принципу "Победа любой ценой" (запугивание противника, агрессивность, мошенничество, жестокое психологическое давление на соперника вне соревнования и в процессе соревнования).

 

 

Кризис олимпизма.

Первым признаком кризиса олимпийского спорта является его коммерциализация, когда олимпийское движение начинает представлять собой "синтез спортивного шоу-бизнеса, технологии рекламы и публичной политики".

 

Олимпийский спорт дистанцируется от массового (ординарного) спорта: бурный рост спортивных достижений в мире не согласуется с достижениями в физической подготовленности остальной части населения. При этом олимпийский спорт отвлекает на себя гигантские суммы бюджета. Так, например, содержание только одной команды супер-лиги по хоккею обходится в 5 млн долларов из госбюджета России.

 

Вместе с тем, по экспертным оценкам, расходы на душу населения на физическую культуру в 1998 г. составили 7,0 рублей, что в 30 раз (!) меньше, чем в 1990 г. Вместе с тем из-за финансовых затруднений значительно сократилось количество спортивных школ. Охват массовым спортом детей и подростков 6 - 15 лет составляет менее 10%, спортом высших достижений - 0,22% от населения 16 - 25-летнего возраста. Вместе с тем критическое положение сложилось в студенчес ком спорте: под предлогом "экономической нецелесообразности предприятия отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов".

 

В олимпизме стали наблюдаться такие антигуманистические явления, как необъективность судей, шовинизм, субъективность и недружествен ность болельщиков, нарушение здоровья спортсменов в результате сверхвысоких тренировочных нагрузок.

 

Непременными атрибутами современного олимпийского движения стали допинги (последняя Олимпиада в Сиднее не стала исключением). Допинговая фальсификация результатов разрушает здоровье спортсменов, способствует тому, что результат спортивной деятельности определяется достижениями химии и фармакологии, а не самого спортсмена.

 

Однако в ходе дискуссий излагается и противоположное суждение об олимпийском движении: олимпизм базируется на таких общечеловеческих ценностях, как физическое и духовное совершенствование, активная и полнокровная человеческая жизнь, дух соперничества, уважения, присуща ему и миротворческая функция.

 

6. Возникновение новых видов спорта (фристайл, шорт-трек, бодибилдинг, спортивная аэробика, синхронное плавание, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и др.) и привлечение в сферу спорта новых соревновательных проявлений.

 

Это может быть обусловлено потребностями в новых зрелищно привлекательных видах соревнований или в усовершенствовании существующих комплексных видов соревнований. Формирование некоторых видов спорта стало возможным благодаря модернизации ранее сложившихся его видов, взаимодействию спорта с другими отраслями культуры (спортивные танцы, художественная гимнастика), взаимному влиянию и взаимному обогащению разных видов спорта, научно-техническому прогрессу.

 

Современный спорт многогранен, дифференцирован, и это позволяет удовлетворять самые разнообразные потребности личности и общества в области спорта. Однако он обладает противоречи выми свойствами, что порождает двойственное к нему отношение. Одни оценивают спорт как источник здоровья, трудоспособности, "кузницу" характера человека, показатель границ человеческих возможностей. Другие отмечают негативное воздействие спорта на физическое здоровье и личностные качества занимающихся. Подобные расхождения во мнениях определяются тем, с каких позиций рассматривается это явление.

 

Позитивность или негативность влияния спорта на личность и общество зависит не столько от самого спорта, сколько от целесообразности использования различных направлений и форм спортивной деятельности в конкретных условиях его культивирования, от социально-экономическо го уровня общества, от конкретной системы нравственного воспитания, сопутствующей спортивной деятельности, и в какой-то степени от того, с каких сторон и с какими комментариями он подается средствами массовой информации.

90. Характеристика и основные правила малораспространненого олимпийского вида спорта (бобслей, скелетон, керлинг, фристайл, шорт-трек, сноубординг)

Бобслей

Бобслей – зимний олимпийский вид спорта, суть которого заключается в скоростном спуске на управляемых санях (бобах) по ледяному желобу.

 

В начале трассы команда должна максимально разогнать боб, держась за него рукой. Когда достигается максимальная скорость разгона, вся команда должна быстро вскочить в боб и занять в нем свои места.

Допускается меняться местами в бобе во время движения. Отсчёт времени начинается с того момента, как только сани пересекут луч хронометра. Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов.

В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, побеждает команда с минимальным временем по итогам четырех заездов.

В бобслее запрещено:

● выступать без шлемов;

● иметь на шлемах несогласованную рекламу;

● нагревать полозья в бобе.

 

Трасса для соревнований по бобслею представляет собой ледяной желоб с железобетонным основанием, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы обычно колеблется в пределах 1500-2000 м, на трассе обязательно должно быть 15 виражей с минимальным радиусом 8 м, а перепад высот должен быть от 130 до 150 м.

 

Боб (так называются сани в бобслее) представляет собой сигарообразный кузов для экипажа, который установлен на стальном шасси. Внутри саней для бобслея оборудованы места для сидения экипажа, там же находится руль и рычаг тормоза. У боба имеются две пары полозьев. Неподвижная задняя и подвижная передняя, с его помощью осуществляются манёвры. Между мостами находится тормозная рейка. По количеству мест бобы делятся на двухместные и четырехместные.

 

Длина двухместного боба — 2,7 метра, четырехместного — 3,8 метра Масса двухместного боба не больше 165 кг, четырехместного 230 кг. Суммарный вес экипажа из 2 человек не больше 200 кг, из 4 человек не больше 400 кг. Ширина боба — 0,67 метра. Средняя скорость саней для бобслея — 135 км/ч.

 

Скелетон

Скелетон — вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу головой вперед лицом вниз на санях на двух полозьях. Для управления движением используются шиповки и балансирование телом. Перед стартом скелетонист разбегается (примерно 30 метров), а затем ложится на сани. Скорость на трассе достигает 130 км/ч.

Общий вес спортсмена и саней не должен превышать в мужских соревнованиях 115 кг, в женских — 92. При этом ограничены размеры, минимальный и максимальные вес самих саней. Длина - 91,44 см, ширина - 40,16 см. Вес - не менее 31,75 кг, но не более 52,16 кг.

Соревнования проходят в два дня - по два заезда за день. Результат скелетониста в каждом заезде измеряется с точностью до тысячных долей секунды.

Порядок выхода на старт важен из-за того, что по свежезалитой трассе сани катят быстрее. В первом заезде спорсмены стартуют в зависимости от места в рейтинге международной федерации - лучшие начинают первыми. Во втором - 20 лучших по итогам первого заезда стартуют в обратном порядке, а потом остальные - с 21 по 30. В третьем заезде скелетонисты принимают старт по итогам первого дня. В четвертом - 20 лучших по итогам трех заездов стартуют в обратном порядке.

Побеждает спортсмен, показавший лучший результат по сумме четырех заездов. Если два и более спорсменов покажут абсолютно одинаковый результат, то они делят место.

Спортсмен может быть дисквалифицирован за превышение допустимого веса, в случае повышенной температуры полозьев или задержки старта. Сани всех медалистов подлежат обязательной проверке на соответствие регламенту сразу после финиша.

 

Керлинг

— командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). В каждой команде по четыре игрока.

В игре участвуют две команды по четыре человека: cкип, вице-скип, первый и второй. Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end).

 

В течение одного энда команды по очереди выпускают по восемь камней. При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Другие игроки команды могут с помощью специальных щёток тереть лёд перед камнем, тем самым, слегка подправляя его движение. Такие манипуляции щёткой называются свипованием (англ. sweep — мести, подметать).

 

После того, как разыграны все шестнадцать камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем ближайший к центру камень противника.

 

В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.

 

Свиповать можно не только свои камни, но и камни противника — чтобы добиться их выхода за штрафную заднюю линию игровой зоны. Однако это право спортсмены получают только тогда, когда камень соперника пересекает линию teeline, проходящую через центр «дома», причем свиповать в этой зоне имеет право только один игрок команды.

 

В соответствии с правилами игрок обязан отпустить ручку камня до того, как она пересечёт линию броска, иначе бросок не засчитывается и бита удаляется из игры. Техника броска весьма сложна, и способов, каковыми камень направляется в цель, существует множество. Впрочем, все они делятся на две группы в зависимости от поставленной скипом задачи: вбросить свой камень в «дом» либо вытолкнуть камень соперника. Cтолкновение с битой своей команды запрещено с первого по четвертый камень (то есть по два броска каждой команды). Нарушившая это правило бита также удаляется из игры.

 

Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после десяти эндов, назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.

 

Фристайл

Вид горнолыжного спорта, сочетающего скоростной спуск по бугристой местности, акробатические прыжки с трамплина и фигурное катание на лыжах.

Могул

В этом виде программы спортсмен спускается по бугристуму склону с поворотами. Длина склона — до 300-т метров, крутизна трассы — 27 градусов, а расстояние между буграми составляет три с половиной метра. На трассе также находятся два трамплина, на которых лыжник демонстрирует прыжки. Судьи оценивают технику поворотов, сложность прыжков, а также качество их исполнения. Кроме того, в расчёт берётся время спуска. Очки присуждают семь судей. Пятеро из них оценивают технику (половина итогового результата). Максимальная оценка техники — пять баллов. Самая высокая и самая низкая оценки отбрасываются, остальные три складываются. Двое судей оценивают прыжки (четверть итогового результата). Самая высокая оценка составляет два с половиной балла. К сумме баллов, которые выставили судьи, прибавляется оценка за скорость, которая определятеся при помощи специальной формулы (четверть итогового результата). Соревнования состоят из квалификации и финала, в который попадают 20 человек. На обоих этапах участники состязаются в одном заезде. Побеждает же могулист, набравший наибольшее количество очков в финале.

Акробатика

В этом виде программы спортсмены выполняют серию прыжков и сальто, взлетая в воздух с трамлина и приземляясь на склон, покрытый снегом. Участники совершают по две попытки в квалификации и в финале. В разных попытках фристайлисты должны выполнять разные комбинации элементов. Оценивать выступление доверено семи судьям. Пятеро из них выставляют баллы за сложность полёта и технику отрыва от земли, что составляет 70 процентов итогового результата. Остальные двое судей пристально следят за приземлением спортмена (30 процентов). Максимальная оценка за отрыв и полёт составляет семь баллов. Самые высокие и низкие баллы отбразываются, остальные суммируются. За приземление спортсмен может получить до трёх баллов. Победитель определяется по сумме двух попыток в финале.

Ски-кросс

В этом виде программы спортмены проходят дистанцию по трассе с препятствиями в виде различных трамплинов, волн и виражей. В квалификации участники преодолевают 1000 метров дистанции на скорость. Лучшие 32 спортмена развибаются на «четвёрки». По два лучших фристайлиста из каждого квартета продолжают дальнейшее участие, проигравшие — выбывают. Вышедшие в финал и разыгрывают между собой медали.

 

 

Шорт-трек

Шорт-трек (англ. short track) – это олимпийский вид конькобежного спорта, суть которого заключается в максимально быстром прохождении трассы. Он назван так из-за длины трассы, которую необходимо пробежать спортсмену, всего 111,12 метров.

Трасса для шорт-трека располагается на обычном хоккейном поле. Дорожка имеет длину 111,12 метров, радиус поворотов равен 8 метрам, а расстояние между закруглениями 28,85 метров. Движение спортсменов происходит против часовой стрелки (внутренняя граница дорожки находится с левой стороны). Количество спортсменов на старте от 4-х до 8-ми, это зависит от дистанции (от 400 до 5000 м) – чем она короче, тем меньше конькобежцев. Стартовая и финишная линии располагаются под прямым углом к прямой части дорожки. Для регистрации результатов финиша на крупных чемпионатах и первенствах используют электронное оборудование, в остальных случаях допускается ручное хронометрирование.

Правилами запрещается:

● мешать другим спортсменам;

● срезать дистанцию;

● пересекать траекторию более быстрого спортсмена;

● выбрасывать вперёд ногу с отрывом ото льда перед финишной чертой;

● подталкивать товарищей по команде (кроме как во время передачи эстафеты);

● двум и более спортсменам действовать по сговору.

 

За нарушение правил – дисквалификация, как и за повторный фальстарт. В шорт-треке существуют как индивидуальные забеги, так и командные эстафеты.

Сноубординг

Вид спорта — спуск с гор по снежной трассе на специальной доске (сноуборде), сопровождаемый выполнением прыжков и сальто.

Рассмотрим основные дисциплины (виды) сноубординга.

 

Параллельный слалом — являлся олимпийской дисциплиной до 2014 года (исключен в 2015). Два спортсмена спускаются по параллельным трассам с установленными на них флагами синего и красного цветов. Побеждает спортсмен прошедший дистанцию быстрее.

 

Слалом-гигант — олимпийская дисциплина с 2002 года. Сноубордист должен преодолеть трассу размеченную воротами за наименьшее время.

 

Сноуборд-кросс — олимпийская дисциплина с 2006 года. Сноубордист должен спуститься по длинной пологой и широкой трассе, на которой расположены различные препятствия (фигуры рельефа, трамплины).

 

Хафпайп — олимпийская дисциплина с 1998 года. Сноубордист должен выполнять различные трюки на сноуборде во время вылетов с вертикальной части хаф-пайпа (сооружение похожее на половину трубы).

 

Слоупстайл — олимпийская дисциплина с 2014 года. Сноубордист должен пройти трассу с множеством снарядов для выполнения акробатических трюков.

 

Биг-эйр — включен в программу Олимпийских игр 2018 года. Длинный и затяжной прыжок с трамплина, во время которого сноубордист выполняет какой-либо трюк.

 

Квотерпайп — катание на рампе, которая похожа на одну, но большую, половину хафпайпа. Джиббинг — катание на сноуборде в специально оборудованных парках.

 

 

Предмет, задачи и место в жизни общества и личности физической культуры 5

Дата: 2018-11-18, просмотров: 318.