Физическая культура как общественное явление, ее формы и функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физической культуре как органическому виду культуры общества присущи три категории функций:

● общекультурные,

● специфические,

● частные.

К общекультурным функциям можно отнести:

● общеобразовательную,

● воспитательную,

● нормативную,

● преобразовательную,

● познавательную,

● ценностную,

● ориентационную,

● коммуникативную и многие другие культурные функции.

При этом основная функция культуры вообще заключается в формировании ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивного развития человека и общества. Специфические функции физической культуры можно свести в следующие группы:

● образование надприродной телесности, общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств, формирование и совершенствование двигательных навыков; противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; создание основы для здорового образа жизни и т.п.;

● физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины;

● удовлетворение потребности людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени;

● раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека. Частные функции – это функции компонентов физической культуры. Общими принципами, на которых основывается современная система физической культуры, являются:

● принцип всестороннего гармоничного развития личности; 

● принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью;

● принцип оздоровительной направленности.

В настоящее время существует четыре вида физической культуры:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования и улучшения основных двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

● развитие, функционирование, совершенствование физических качеств;

● формирование двигательных умений и навыков;

● укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности и условий внешней среды;

● формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид физической культуры, направленный на развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний, необходимых людям в их труде. Существование данного вида физической культуры обусловлено наличием огромного числа различных специальностей (свыше 40 000), каждая из которых предъявляет свои специфические требования к работникам, а, зачастую, ещё и оказывает на них неблагоприятное воздействие. Как следствие возникает необходимость специальной физической подготовки людей к конкретной профессиональной деятельности.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид физической культуры, предполагающий целенаправленное использование физических упражнений для укрепления, сохранения, восстановления здоровья людей.

Оздоровительная физическая культура (ОФК) включает два направления:

● ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения. Занятия физической рекреацией не связаны с большой физической нагрузкой и волевыми усилиями, однако они создают хорошее настроение, самочувствие, восстанавливают умственную и физическую работоспособность.

● ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид физической культуры, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к физическим и социальным условиям окружающей среды путём использования комплекса эффективных средств двигательной реабилитации. От двигательной реабилитации АФК отличается, во-первых, целевой установкой на привлечение к занятиям физической культурой по возможности большего количества участников, во-вторых, значительным объемом спортивных игр и рекреативных мероприятий.

Таким образом, на законодательном уровне определено существование четырёх видов физической культуры.

Спорт рассматривается как отдельное социальное явление:

СПОРТ – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним. 

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 813.