Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В результате тектонических сдвигов в европейской культуре XVI – XVII веков, утверждается новая модель человеческого существования. Важнейшую роль в становлении этой модели сыграли успехи естественных наук, математики и философии (Г.Галилей, Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Ньютон). Вкратце перечислим философско-антропологические принципы, повлиявшие  на становление педагогики Нового Времени (классической педагогики).

· Высшее призвание человека – в свободном познании мира и преобразовании природы в соответствии с высшими принципами и законами. Бог признается в качестве первоначала сущего, но теологическое обоснование познания постепенно уступает место стандартизированным требованиям к исследованию (научная методология). Позднее внутри самого методологического знания выделились уровни: философской методологии (определяющие наиболее общие подходы к процессу познания); общенаучной методологии (в рамках которой определяются общие принципы научного познания), конкретно-научной методологии (методологии отдельных наук) и методологии исследования (совокупность методов, используемых для решения проблемы).

· Научное познание должно опираться на два независимых источника: философские и логические конструкции (теоретическое знание), а также – данные опыта, которые должны быть соответствующим образом описываться, оцениваться и интерпретироваться (эмпирическое знание). При этом, научное знание не является догмой: с развитием науки, факты становятся все информативнее, а теория – все более общей и универсальной.  

· Научное познание должно быть объективным, т.е. его ход и результат соотносятся с изучаемым объектом и не должны зависеть от исповедуемой веры, человеческих пристрастий или индивидуальных особенностей. Этот принцип является общим для естественных наук и педагогики: целью педагогического познания становятся универсальные законы, позволяющие, по выражению Я.А.Коменского, «учить всех всему». Соответственно, человеческая практика осмысливается как применение законов для решения конкретных задач.

· Собственной задачей педагогической практики (до Нового Времени невозможно говорить о дифференциации педагогической теории и практики – и то, и другое существует внутри единого пространства религиозной жизни) становится формирование гармонически развитой человеческой личности. Атрибутами последней являются: развитие природных способностей и склонностей, устойчивое научно-философское мировоззрение, развитые мышление и сознание, эстетическое чувство и физическое совершенство. Вскоре, в эпоху промышленной революции, заимствованный из Античности идеал гармонической личности дополняется  прагматичными представлениями о человеке-деятеле (homo faber), лояльном государственной власти, способном к производительному труду, несению гражданско-правовых обязанностей и ответственности. Внутренняя неоднозначность этой установки приводит к появлению целого спектра понятий. Педагогическими целями становятся: формирование субъектности (т.е. готовности к самостоятельному, ответственному и результативному действию), учет индивидуальных особенностей (под которыми мыслятся специфические свойства и способности), воспитание характера (совершенствование нервно-психической регуляции поведения), развитии личности (активности, социальных качеств и свойств).

Следует отметить, что все перечисленные философско-антропологические предпосылки оптимальны для разработки естественнонаучной теории, однако их применение в науках о человеке (и педагогике, в частности) до сих пор вызывает споры. Иногда,  педагогическая теория рассматривается как более сложный вариант научной теории, что предопределяет меньшую точность выводов, однако предполагается, что в будущем, с развитием теории и практики, педагогика достигнет сравнимой с естественными науками достоверности и прогностичности знания.

Другая точка зрения заключается в том, что специфика педагогики и, в частности, дидактики – не в исследовании сущего, но в определении должного. В этой связи, вопросы о научности педагогики – бессмысленны, а сама педагогика, наряду с юриспруденцией, этикой и эстетикой относится к догматическому знанию. Наконец, наиболее радикальная критика признает в педагогике один из инструментов идеологического господства, управления обществом и человеком.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 207.