Европейский гуманизм эпохи Возрождения ( XIV - XVI вв.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дух Возрождения рождался из сложного симбиоза античной и христианской культур, и оно составило одну из наиболее впечатляю­щих страниц истории европейской культуры. Возрождение (франц. -Renaissance, Ренессанс) началось раньше всего в Италии (в 30-е годы


XIV века), а затем получило свое распространение по всей Европе и достигло даже Византийской империи.

Гуманисты выразили требование исторической ситуации: рожде­ние человека активного, предприимчивого, инициативного, способно­го самостоятельно выковать свою судьбу, не полагаясь на провидение Господа. Человек обучался науке жить по своему собственному разу­мению. По меткому выражению Н. Бердяева, человек был «отпущен на свободу». Отныне, в обстановке острой конкуренции, человек мог добиться успеха только благодаря своим личным качествам: смелости и осторожности, деловой хватке и расчетливости, разносторонним знаниям и широкому кругозору, гибкости и дипломатичности. Темп жизни ускоряется, резко меняется сама оценка времени: «Время - до­рого стоящая вещь...». Уважение внушают те люди, которые достиг­ли высокого социального престижа и накопили богатство благодаря личным качествам, активной деятельности: «Человек рожден не для того, чтобы прожить свою жизнь во сне, а для действия... Все мудрые люди согласны с тем, что человеческая природа предназначена для деятельности, что человек поистине мера всех вещей». Трудно пред­ставить, что эти слова принадлежат богатому дельцу, а не ученому-философу. Стремление к образованию и учености становится делом престижа.

Все отмеченные выше изменения общественного сознания способ­ствовали более прочному воцарению человека на земле и, соответст­венно, изменению человеческой системы ценностей.

Творцами новой картины мира, системы этических ценностей, ко­торая представляла собой полное переосмысление средневекового мировоззрения, системы, которая легла в основу ренессансной фило­софии, науки и искусства, были гуманисты. В центре внимания всех деятелей Возрождения стал человек. Традиционному для средневеко­вья подчинению человека трансцендентному (потустороннему) гума­нисты противопоставили убеждение, что он является высшей ценно­стью, находится в центре мира. Так, например, Джаноццо Манетти (XV век) в трактате «О превосходстве и достоинстве человека» раз­вивает идею равенства человека и Бога: «Итак, с самого начала Бог, видимо, посчитал столь достойное и выдающееся свое творение на­столько ценным, что сделал человека прекраснейшим, благородней­шим, мудрейшим, сильнейшим и, наконец, могущественнейшим». Благодаря «выдающейся исключительной остроте человеческого ра­зума... мир и его красоты, первоначально созданные всемогущим Бо-


28                                                                                                                                                                                                                                                                                                             29

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА                                                                                                                                ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА

 


гом... были сделаны ими (людьми) значительно более прекрасными и изящными и с гораздо большим вкусом».

Идеи духовной свободы, выбора собственного жизненного пути и самовыражения породили сознание высшей ценности отдельного че­ловека, - ценности не менее важной, чем общественные. В эту эпоху на первый план выступает личность. «Идеальным человеком» при­знавался человек сильный, талантливый и всесторонне развитый, способный стать творцом самого себя и своей судьбы. Идеальный человек - это универсальный человек, мыслитель-энциклопедист. Возможности человеческого разума представлялись гуманистам бес­предельными, так как разум человеческий подобен божественному, а сам человек является смертным богом: «...Человек, словно некий смертный Бог, рожден для двух вещей - для познания и действия, как лошадь для бега, бык для пахоты, собака для выслеживания». Ведь именно человек овладел даром речи, создал письменность, орудия, искусства, науки, способен преобразовать природу. И в этом творче­ском отношении к действительности, в умении улучшать и завершать созданный Богом мир человек, действительно, равен Богу. Называя человека «смертным Богом», «скорее божественным, чем человече­ским существом», Манетти стремится убедить читателей в его совер­шенствах и безграничных возможностях. (Другие гуманисты делали акцент на моральных качествах человека, которые, как и заложенные изначально природой способности, необходимо развивать с помощью образования. Но в любом случае речь шла о высоком предназначении человека.)

Манетти способствовал формированию идеала человека - всесто­ронне развитого, гармонично сочетающего духовное и физическое совершенство. В целом европейские гуманисты понимали человека как существо, наделенное глубинным желанием быть лучше, быть значительнее, способным использовать любую жизненную ситуацию как возможность роста и развития. Так постепенно средневековый дуализм души и тела сменяется гармонией между ними. Человек, гармонично сочетающий внешнее и внутреннее, обладает, по мнению гуманистов, действительными доблестями и добродетелями - вирту (мудрость). Вирту - это излюбленный гуманистами термин, под кото­рым они подразумевали мощь интеллекта, высокую нравственность, неукротимый дух, готовность преодолевать все препятствия на жиз­ненном пути.

Леон Батиста Альберты (1404 - 1472) - знаменитый философ, теоретик искусства, живописец, математик. Он утверждал, что чело-


век «явился на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а для того, чтобы стремиться к славным и великим делам; этим он для себя (самого) достигнет как совершенной добродетели, так и плодов счастья». Именно такая цель жизни - достижение сча­стья - в противовес средневековому представлению о греховности всех естественных радостей человека и необходимости подавлять их - почиталась гуманистами как единственно достойная. Непременной частью культуры Возрождения становится наслаждение земным бы­тием во всем его многообразии (установка эвдемонизма). Жадность до жизни, стремление вобрать в себя как можно больше ощущений порождает небывалое разнообразие и широту тем и сюжетов, откры­тых теперь для искусства и философии. Так, средствами науки и ис­кусства всесторонне познавалась природа человека - добрая и нрав­ственная.

Но такое представление сложилось не сразу. Многие, как, напри­мер Петрарка и Колюччо Салютати, были серьезно склонны говорить об «испорченной природе Адама». Преодоление таких воззрений - одна из заслуг Альберти. Кроме того, Альберта существенно переос­мыслил такие категории, как «труд» и «время». Созидательный труд рассматривается им не как кара за первородный грех, а важнейшее средство обрести желаемое, добиться совершенства, «стать чем-то большим, чем мы являемся». Мысль о самосовершенствовании при помощи труда - излюбленная у Альберти, он постоянно к ней воз­вращается: «И мы, подобно судну, которому следует не гнить в гава­ни, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели». Активная деятельность во имя своего и общего блага - такова жизненная цель человека. Время, по мысли гу­маниста, также дорого и значимо для самосовершенствования, как и труд: «Кто умеет пользоваться временем, является господином всего, что он пожелает». Человеку принадлежит три вещи - душа, тело и время: «Это вещь драгоценнейшая! Она в большей мере принадлежит мне, чем эти руки и глаза...». Из праздности, утверждает Альберти, рождается пустота и бесславие. Праздный человек в своей лени не приносит никакой пользы ни себе, ни своим близким, ни родине. Среди людей достойных он ценится ниже, чем самый ничтожный пень. Восхваление разума - еще один мотив творчества Альберти, как и многих других гуманистов: «В человеческую душу природа зало­жила некие искры, способные осветить ум лучами разума. Ты не най­дешь никого, кому не доставляло бы удовольствие прекрасное, кто не испытывал бы страстного тяготения к добру». Именно благодаря ра-


30                                                                                                                                                                                                                                                                                     31

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА                                                                                                                               ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА

 


 


зуму возвышается человек над прочими смертными созданиями, ибо разум делает его сопричастным не только земному, но и небесному. Не существует пределов тому, чем может быть человек. Науки, ис­кусства, нравственность - таковы плоды разума; обладая им, человек уподобляется Богу. Альберти призывает людей дерзать, на многое отваживаться: «Человек рожден, чтобы... познать истинную перво­причину вещей». Разум даст ему возможность быть свободным в рамках законов природы. В то же время разум порождает в человеке чувство ответственности перед собой и перед обществом. Проблему фортуны, удачи, Альберти решает в полном соответствии со своим пониманием сущности и предназначения человека. Он - творец своей судьбы, а если она к нему неблагосклонна, ей следует оказать сопро­тивление. В трактате «О семье» Альберти наиболее четко выражает эту мысль: «Я вижу, что многие, попадая по собственной глупости в неблагоприятные обстоятельства, жалуются на судьбу и приписыва­ют свои невзгоды колебаниям ее волнующихся вод, в которые сами по недомыслию бросились». Он советует побеждать фортуну терпе­нием, несправедливость людей - добродетелью, а к обстоятельствам и временам применяться разумно и мудро.

Важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению либеральных идей, становлению правовых систем. Политические воззрения гума­нистов были основаны на вере в могущество отдельной личности, ее способности установить справедливые общественные порядки. Поли­тические трактаты гуманистов положили основание политике как ис­кусству и науке управления. Борьба гуманистов против сословных различий, за приоритет индивидуальных достоинств личности, пред­ставляет собой первую попытку обоснования политического равенст­ва.

Марсшио Фиччино (1433 - 1499) склонен рассуждать о человеке и его особом месте в мире. Человек занимает срединное положение между божественным и материальным. Его душа наделена способно­стью к познанию, которое беспредельно раздвигает границы сущест­вования человека в истории: «Можно сказать, что человек прожил столько тысячелетий, сколько он охватил посредством своего знания истории».

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, не­зависимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они выступают против всякой цензуры, особенно цензуры церков-

 


ной. Гуманизм создал самостоятельную и свободную, независимую от богословия науку.

Человеком необыкновенных способностей, оставившим неизгла­димый след в истории гуманистической мысли, был Пико дета Ми­рандола (1463 - 1494). Это был один из самых блестящих гуманистов пятнадцатого столетия. В «Речи о достоинстве человека» он сумел предельно ярко выразить идею величия человека, обосновать свою главную мысль: человек, возрастая до космических масштабов, упо­добляется Богу. Создав мир, Бог сотворил человека и, поставив его в центр мира, сказал: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мас­тер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь». Человек, таким образом, был понят не только как замысел Бога, но и как во­площение свободы, творчества и самосозидания.

В XV веке гуманизм выходит за пределы Италии и становится об­щеевропейским явлением. В Германии идеи гуманизма становятся известны с середины XV века. Выдающимся представителем гумани­стической литературы был Иоганн Рейхлин (1455 - 1522), стремив­шийся обнаружить и воспеть божественное в самом человеке. Феликс Геммерлин (1398 - 1460), Григорий фон Геймбург (1410 - 1472) и Ни­ колай Кузанский (1401 - 1464) оказали очень сильное влияние на раз­витие духовной жизни Германии, положив начало здравому и могу­чему умственному движению, сделав гуманизм господствующей ду­ховной силой.

Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - писатель-гуманист поздне­го Возрождения, голландец по происхождению, жил в Германии, Англии, Франции, считал себя принадлежащим всему «христианско­му миру». Он является автором знаменитой «Похвалы глупости», по­эмы, в которой едко высмеивает людские пороки своего времени -невежество, ханжество, лицемерие, склонность к насилию и фана­тизм.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени - Линакр , Колет. Развитие гуманистических идей в сфере социальной филосо­фии связано с именем Томаса Мора (1478 - 1535), автора «Утопии». Огромную роль в развитии гуманистического мировоззрения в Анг­лии сыграло творчество величайшего драматурга и поэта Вильяма Шекспира (1564 - 1616). Своеобразие и многосторонность шекспи­ровского гуманизма, его подход к человеку как к существу, соткан­ному из развивающихся, динамических противоречий, позволяют ха-


32                                                                                                                                                                                                                                                                                 33

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА                                                                                                                          ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА

 

 


 


растеризовать Шекспира как глубоко самобытного, гениального мыс­лителя, занимающего почетное место среди философов Ренессанса,

Во Франции гуманистическое движение стало распространяться . лишь в начале XVI века. Здесь важнейшими стали темы величия че­ловеческого разума и антиклерикальные мотивы. Мишель Энкейм де Монтень (1533 - 1592) - автор одной из самых мудрых книг мировой литературы - «Опыты». Следуя идеалам стоицизма и вдохновляясь примером Сократа, Монтень учит человека терпеть невзгоды, пре­возмогать страдания, преодолевать страх перед смертью. Согласно Монтеню, человек, не способный управлять даже собой, жаждет управлять Вселенной. Это обнаруживает его суетность и тщеславие. Только честно относясь к самому себе, он может достойно выполнить свое человеческое предназначение. Не отрицая бытия Бога, Монтень считал невозможным познать Бога слабым человеческим умом и от­рицал теологию как ложную науку, закабаляющую разум человека. Так на первый план его рассуждений постепенно выходят идеи скеп­тицизма и рационализма. «Философствовать - значит сомневаться», - эти слова М. Монтеня могут считаться эстафетой, переданной Возро­ждением скептикам и рационалистам Нового времени.












Дата: 2018-11-18, просмотров: 194.