Подписной индекс в каталоге Роспечати - 47583
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Техническая поддержка - MARK PRINT&PUBLISHER
Формат 60х90/16.-Бумага офсетная Гарнитура Таймс. Объем 24,5 п.л. Тираж 990 экз. Заказ № 218б|
Отпечатано с готового оригинал-макета в Коломенской межрайонной типографии.                               I
140400 г. Коломна МО ул. 3 Интернационала, 2А. Тел. (8-261) 2-21-16, факс (8-261) 2-82-87


ВВЕДЕНИЕ                                                        
Историки будущего будут повествовать о рубеже второго и
третьего тысячелетий не просто как о хронологическом факте. Они
отметят много знаменательных событий, пришедшихся на конец XX
века - первые десятилетия века XXI. Они будут говорить о падении
мирового социализма и окончании полувековой «холодной войны», о
переходе большого числа стран к демократии, формированию в них
свободного рынка и открытого общества, о новом витке глобализации
экономики, информационного пространства и вместе с тем об укреп­
лении общечеловеческих ценностей, движения за права и свободы
человека и о борьбе мирового сообщества с международным терро­
ризмом. Историки идей не преминут при этом указать, что в стороне
от главных событий, занимавших массовое сознание, именно в это
время начали пробиваться первые ростки того феномена, который
вначале (на Западе) назывался секулярным и (в России) светским гу­
манизмом, а потом, став образом жизни всякого нормального челове­
ка, получил название просто гуманизма.

Революция сознания, совершенная этой культурной программой, была самой тихой из всех тех переворотов в жизни людей, которых было так немало на пути человеческой цивилизации. Мирный и даже незаметный ход этой величайшей мировоззренческой революции был обусловлен многими внутренними и внешними обстоятельствами.

Во-первых, в самой гуманистической идее заложен принцип вне­партийности, который запрещает использовать это мировоззрение для борьбы за власть в обществе, а также задействовать приемы внуше­ния и пропаганды в ходе гуманистического просвещения. С самого начала первые гуманисты отказались от методов, характерных для религиозной проповеди и партийно-политической агитации, предпо­лагающих пиар-технологии, гипноз и манипуляции сознанием. Ибо сочли их морально и психологически неприемлемыми и даже оскор­бительными для всякого свободного и уважающего себя человека.

Во-вторых, гуманистические учителя и просветители неукосни­тельно держались принципа свободного выбора и критического ис­следования, в том числе (даже, пожалуй, в первую очередь) по отно­шению к теории и практике самого гуманизма.

В-третьих, начиная с азов, люди усваивали то положение, что гу­манизм - это такая ориентированная на науку, открытая и вероятно-


ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                                 ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА

 


стная система знания, которая исключает всякий фанатизм и догма­тизм, любые претензии на абсолютную истину и непогрешимость.

Вместе с тем гуманисты применили к своим убеждениям считаю­щиеся традиционно научными принципы критичности и так называе­мого фаллибилизма. Последний звучал необычно и весьма учено, но означал лишь простое допущение того, что, как и любое знание, гу­манизм подвержен заблуждениям и что декларацией этого принципа он выражает готовность не только признавать и исправлять ошибки, но при необходимости даже пересмотреть собственные основы.  Но главная причина того, что постепенно большинство людей ста­ли, в итоге, сознательно практиковать идеи гуманизма, состояла в том, что это мировоззрение ничего не изобретало и ни к чему не при-зывало. Самое большее - оно указывало на уже существующие принципы и ценности, которые фактически были общепризнанными и которые надо было только прояснять, развивать и укреплять.

Эти общечеловеческие нравственные, гражданско-правовые, по­знавательные, эстетические, экологические, ноосферные и др. ценно­сти гуманизм выявлял, систематизировал, объяснял, но не придумы­вал и, конечно же, никому не навязывал.

Особое внимание гуманизм уделял вопросам метода, тем инст­ рументам, пользуясь которыми человек мог бы всего лучше научить­ ся познавать себя, самоопределяться и самосовершенствоваться, делать разумный выбор, отличать в жизни реальное от виртуального, настоящее от фальшивого, добро от зла, истину ото лжи.

Нельзя утверждать, чтобы составляющие искусство жизни методы, которым обучал гуманизм, были абсолютно эффективны. Но ведь он никогда и не предлагал окончательных рецептов. Напротив, он под­черкивал, как делает это и сегодня, что последнее слово, выбор - это дело человека, дело его свободы, ответственности, разума и риска.

Методологический характер гуманизма, его демократичность, тер­пимость и внутренняя свобода дали человеку способ и меру, позво­ляющие ему жить личными предпочтениями и идеалами, наполнять свой внутренний мир конкретным индивидуальным содержанием без страха войти в конфликт с собственными принципами.

Впрочем, у гуманистов всегда было несколько типов противников. В основном это люди мистического склада характера, которым претят здравый смысл и.рациональные подходы к жизни и которые в поис­ках высших ценностей устремляются за границы нашего мира.

Более редкая порода людей (их можно назвать анархистами или протестантами) с подозрением относится к гуманизму именно на том


основании, что его идеям присуща значительная степень надежности. Их тревожит особенно то, что гуманизм не так-то легко опрокинуть какими-то альтернативными положениями.

Понять этих людей несложно. Они говорят: чем обоснованней ка­жется человеку та или иная доктрина, тем больше склонен он на нее полагаться в жизни. Но при этом, добавляют они, тем опаснее может оказаться возможная ошибка. Too good to believe, - говорят англичане. (Слишком хорошо, чтобы в это можно было поверить.) И в этом суждении есть некоторая доля здравого смысла, скептицизма и даже духа неистребимой и непокорной человеческой свободы. Вместе с тем гуманисты предостерегают: такая позиция граничит с нигилиз­мом и атрофией воли к позитивному выбору.

Так или иначе, идейные противники гуманизма, существование которых вполне естественно в свободном и демократическом общест­ве (покуда законы ими соблюдаются), составляют незначительное меньшинство. Гуманистами молчаливо считают себя практически все граждане едва ли не всякой страны и мирового сообщества. И в этом - то главное, что дает человечеству надежду гармонизировать соци­альные отношения, обеспечить их богатство и многообразие, доста­точную степень стабильности, согласия и динамизма всех форм об­щественной жизни, а индивиду - максимум материальных и духов­ных возможностей для труда, творчества, отдыха и совершенствова­ния.

* * *

Да, так будут (почему бы и не предположить?) говорить о гума­
низме будущие историки. Хотя я, автор этого предисловия, в этом
все-таки сомневаюсь. Не потому, что считаю гуманизм недостойным
столь блестящего будущего. Просто оно вообще трудно предсказуе­
мо, ибо история - это в значительной степени самопроизвольный и
исключительно творческий процесс. В моменте своего настоящего,
когда она созидается на наших глазах, здесь и теперь, мы не можем
не видеть, что она складывается, как минимум, из четырех компонен­
тов. С одной стороны, из того, что уже существует и что подчиняется
объективным социальным и природным законам; с другой - из того,
что вносят в ее ход наш разум, знания и подтвержденный жизнью
опыт; с третьей - из свободы человека, его воли, желаний, эмоций и
страстей, даже из его невольных заблуждений или заведомой лжи; с
четвертой - из случайностей, некоторые из которых могут оказывать
на историю очень большое влияние.


ВВЕДЕНИЕ

 


 


Итак, никто и ничто не гарантирует нам гуманистического буду­щего. Пути и возможности сил зла или мировых катаклизмов до кон­ца неисповедимы, хотя гуманистический прогноз в целом оптимисти­чен, наполнен мужеством и верой в прогресс, в торжество разума, добра и справедливости. Наконец, сам гуманизм как динамическое мировоззрение, основанное на науке, здравом смысле и общечелове­ческих принципах жизни может пересмотреть свои основы в свете новых открытий и вызовов человеку. Конечно же, бесчеловечность никогда не станет предпочтительней человечности. И однако этот пересмотр может оказаться столь радикальным, что на месте гума­низма в его нынешнем виде возникнет какое-то иное учение о чело­веке и принципах его отношений к самому себе, к другим, обществу и

природе.

Так что, хотя мечтать и не вредно, загадывать не будем. Лучше по­
смотрим, что мы имеем на сегодня из того, что называется гуманиз­-
мом.                              

* * *

 

;« Учебник, который вы держите в руках, действительно, первый учебник по гуманизму. Во введении не место объяснять (это долгая и непростая история), почему их не было раньше, важнее изложить, в чем его особенность и зачем нужен такой предмет, - зачем знать, что

такое гуманизм.

Общая особенность гуманизма как учебной дисциплины состоит в том, что, с одной стороны, он опирается на систему современных на­учных знаний, с другой - содержит в себе, хотя и в минимальной сте­пени, оценочные суждения, которые предлагаются учащимся не толь­ко для изучения, но и для руководства в жизни, т.е. в качестве норм личного морального, гражданского и экологического поведения.

Отсюда следует и вторая его особенность, точнее цель - стимули­ровать у личности вкус к свободе и ответственности, желание и ре­шимость жить полнокровной и плодотворной жизнью. Гуманизм не требует от человека быть гуманистом. Человек не обязан быть идей­ ным гуманистом, но он может им быть. Вместе с тем, человек мо­рально обязан быть порядочным человеком, - быть гуманистом, так сказать, практически, - и как гражданин он должен соблюдать кон­ституцию своей страны и нормы текущего законодательства.

Учебник по гуманизму предлагает свое понимание того, как мож­но стать морально здоровым и достойным гражданином. Гуманисту не нужно лицемерить, лгать или давать человеку несбыточные обе-


щания, потому что он старается видеть жизнь такой, какая она есть, и поступать наилучшим в данных обстоятельствах образом. Гуманисту чуждо всякое насилие человека над собой, другими или природой.

Гармонии свободы и ответственности, разума и творческого вооб­ражения, личного и общественного интереса - вот чего ищет совре­менный гуманист, человек критического мышления и общечеловече­ского морального сознания, человек мужества, заботы, уважения и любви к людям.

 

 Несколько замечаний технического характера. Прежде всего, хо­чется обратить внимание читателей на экспериментальный характер этого учебного пособия. Действительно, приступая к его написанию, авторы не имели перед собой сколько-нибудь подходящего по пред­мету и содержанию образца и потому были поставлены перед необ­ходимостью быть первопроходцами в этой области. Специфической была трудность с написанием исторического введения, ведь гуманиз­мом пронизана вся мировая культура, и сколько-нибудь детальный обзор гуманистической основы истории человечества потребовал бы сотен, если не тысяч страниц. Поэтому пришлось дать описание лишь общей траектории гуманистической мысли, опустив при этом многие имена и идеи, особенно относящиеся к XX веку. Мы исходили из того предположения, что в курсах истории мировой культуры, истории философии и гражданской истории студенты могут почерпнуть мно­гое из того, о чем у нас не было возможности сказать в первом разде­ле книги.

Любое творчество, любое научное исследование проходит в опре­деленной культурной и социальной атмосфере. Наш случай - не ис­ключение. Подготовленная нами книга рождалась в атмосфере, преж­де всего, Российского гуманистического общества (РГО), возникшего в 1995 году. Все эти годы мы теоретически и практически погружа­лись в суть идей гуманизма, занимаясь и самообразованием и соци­альной работой, связанной с деятельностью РГО. Точкой поворота стал для нас Гражданский форум, состоявшийся в Москве в ноябре 2001 года. Наше участие в нем, встречи и беседы с высшими предста­вителями власти, особенно значимые дискуссии с участием руково­дства Министерства образования убедили нас в исключительной ак­туальности проблемы гуманизации образования как важнейшей со­ставляющей моральной, мировоззренческой реконструкции России. В этом контексте встал практический вопрос о введении основ совре-


 

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА                                                                                                                                    ВВЕДЕНИЕ

 


менного гуманизма в учебные программы всей системы народного образования. Наше соответствующее предложение было принято на Форуме и передано в Министерство образования.

Но необходимо было идти дальше. Следующим нашим шагом и стало написание этого учебного пособия, в котором мы постарались обобщить все то, что было наработано за эти годы РГО, его журналом «Здравым смысл», организованными российскими гуманистами меж­дународными конференциями в Москве (1997, 2001), и в Санкт-Петербурге (2000). Большой школой для всех членов РГО были и яв­ляются ежемесячные научные семинары «Современный гуманизм и современная Россия», проводимые с 1995 года на философском фа­культете МГУ, а также опыт работы Московского и Коломенского Центров исследований РГО, входящих в систему международных центров гуманистических исследований (Center for Inquiry International).

Готовя книгу к печати, мы исходили из многих соображений тео­ретического и практического характера. Самым трудным был вопрос времени. Решение о ее написании было принято к концу 2001 г., а завершить всю работу было необходимо в кратчайшие сроки, т.е. к новому, 2002/2003 учебному году. При этом мы были преисполнены не только энтузиазмом, но и чувствами долга и даже тревоги - учеб­ное пособие должно быть не только содержательным и написанным в срок, но и соответствовать духу современного гуманизма, его психо­логии открытости, свободы, творчества, ответственности и конструк­тивности. Теперь вся эта, признаемся, очень напряженная и трудная работа позади и нам хотелось бы, что она была доброжелательно встречена не только научной и педагогической общественностью, но и руководством отечественной системы народного образования. Прежде всего - Министерством образования Российской Федерации, региональными и местными отделами образования, особенно в круп­ных городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатерин­бург, Ростов-на-Дону и других университетских центрах нашей стра­ны. Понять наши тревоги и надежды просто: все сколько-нибудь здравомыслящие и обеспокоенные морально-психологическим со­стоянием общества граждане хорошо осознают, насколько остро сто­ит проблема мировоззренческого вакуума и кризиса ценностей.

Особенно жгучим является вопрос о воспитании молодежи. Нельзя
допустить, чтобы она стала потерянным поколением или оказалась в
рядах правого или левого, профашистского, ультранационалистиче­
ского или религиозного экстремизма.                                         


Идея написания этой книги было одобрена не только членами Рос­сийского гуманистического общества, но и многими учеными - как отечественными, так и зарубежными. Непосредственную помощь в подготовке рукописи и ее публикации оказали и наши зарубежные коллеги из Международного гуманистического и этического союза (IHEU), в частности, члены его руководства Джейн Эйслер и Рой Браун, а также президент Международной академии гуманизма, вы­дающийся гуманист современности Пол Куртц.

Слова особой благодарности мы адресуем А.Г. Круглову, который был не просто редактором. Он счел возможным дополнять текст своими идеями, став тем самым фактически нашим соавтором. Мы также признательны Г.Г. Шевелеву, председателю Петербургского регионального отделения РГО за его критические замечания, выска­занные в ходе обсуждения рукописи.

Как ученые и преподаватели вузов мы надеемся на то, что этот пробный тираж будет содействовать возможно более широкому об­суждению не только идей современного гуманизма, но и решению вопроса о введении курса «Основы современного гуманизма» в школьные и вузовские программы образования. С целью стимуляции этой дискуссии книга рассылается во все библиотеки государствен­ных университетов и педагогических вузов России, информация о ней будет публиковаться в журнале «Здравый смысл». Мы, авторы этого необычного даже для нас самих учебника, приглашаем научную и педагогическую общественность, организации народного образова­ния, общественные организации к обсуждению первого результата нашего «мегапроекта», который можно назвать «За гуманизм и здра­вый смысл в России».

Валерий Кувакин,
профессор М осковского государственного
университета им. М.В. Ломоносова
Президент Российского гуманистического
                                                                                                    общества

 


10                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             11

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА                                                                                                                              ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА

 

 


 


Раздел первый. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА

Гуманность или человечность - одно из основных жизнепроявле-ний человека. Это качество возникало и развивалось на самых ранних этапах человеческой истории, надо полагать, едва ли не вместе с пре­вращением гоминид - в Homo sapiens, стада - в общество. Свидетель­ства его древности сохранили и языки, и памятники искусства; оно получило свое выражение в первых, стихийно слагавшихся правилах морального, социально одобряемого поведения.

Гуманизм как более или менее четкое и систематическое осозна­ние естественных требований гуманности стал формироваться около двух с половиной тысячелетий назад в основных центрах тогдашней цивилизации, с которыми Карл Ясперс ассоциировал понятие осевого времени в своей известной работе «Смысл и назначение истории». Можно с полным основанием утверждать, что гуманизм - дитя осево­го времени мировой культуры, т.е. древних культур Греции, Индии и Китая. Впрочем, сам термин «гуманизм» стал употребителен лишь в эпоху Возрождения.

Древние и впечатляющие традиции гуманизма побуждают нас предварить разговор о теории современного гуманизма кратким очер­ком его истории. Разумеется, этот рассказ не может претендовать на полноту - тем более, что, с нашей точки зрения, ценность любого культурного феномена измеряется, прямо или косвенно, его гумани­стическим потенциалом. Такой рассказ превратился бы в многотом­ное исследование, в своем пределе - во всеобщую историю мировой культуры, изложенную с гуманистических позиций. Цель же настоя­щего исторического введения - дать самое общее представление о динамике этого феномена и его масштабности. В рамках этого разде­ла можно было лишь очень сжато и даже фрагментарно проследить его путь по «звездам» гуманизма, к сожалению, немногим из тех, кто входит в яркое созвездие подвижников духа и человечности.



























































Истоки гуманистических идей

В современной философии и культурологии нет однозначного по­нимания слова «гуманизм». Чаще всего под гуманизмом понимают комплекс идей, связанных с признанием человека высшей ценностью, с защитой его фундаментальных прав и свобод, утверждением его творческого и созидательного предназначения в мире. О гуманизме в узком смысле говорят, характеризуя эпоху Возрождения. Вновь от­крыв для себя античное наследие, люди в то время стали приходить к сознанию, что человек не только «раб божий», но обладает и собст­венной ценностью. Мерой гуманизма при таком его понимании все более становилась мера свободы человека, его самостоятельности пе­ред лицом как естественных стихий, так и перед ликом божества. Ха­рактерной чертой западноевропейского гуманизма является освоение и отстаивание все больших и больших человеческих возможностей, все большей и большей свободы человека перед лицом природы, бо­гов и государства.

Мировоззрение деятелей Возрождения обычно обозначают как гу­манистическое, поскольку в центре их внимания был человек. Имен­но тогда гуманизм стали идентифицировать как идейное течение, ми­ровоззрение и образ жизни, а гуманистами впервые стали называть любителей и ценителей античной культуры, собирателей старинных рукописей и образцов искусства.

Однако, как отмечалось выше, идеи гуманизма имеют гораздо бо­лее древнюю историю. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости - неотъемлемая часть древних мифов, устных сказаний и самых первых философских систем. Так, напри­мер, сам термин «гуманистический» был заимствован у римского об­щественного деятеля и философа Цицерона, который назвал гума­низмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей.

Рассмотрим детальнее становление гуманистических взглядов, как они отразились в культуре и философии народов мира.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 200.