МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М.В. ЛОМОНОСОВА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
*
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ
*
РОССИЙСКОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
И.М. БОРЗЕНКО, В.А. КУВАКИН, А.А. КУДИШИНА
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА
Рекомендовано отделением философии, политологии и религиоведения
Учебно-методического объединения университетов России
в качестве учебного пособия для студентов
Высших учебных заведений
Рецензенты: кафедра этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
кафедра зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
МОСКВА-2002
ББК 86.7
Б-82
Игорь Михайлович Борзенко, Валерий Александрович Кувакин, Анна Алексеевна Кудишина Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова.- М.: Российское гуманистическое общество, - 2002 г. - 350 с.
Что такое человек? Каковы условия его самоопределения, самореализации и совершенствования? Что такое гуманизм? Что он предлагает и защищает? Какова его роль в жизни человека и общества? Какие ценности он провозгла шает и почему они так остро необходимы для России в нынешний переходный
Период ее истории?
На эти и другие вопросы, касающиеся морального и интеллектуального здоровья личности и общества, даются ответы в этой книге - первом в нашей стране учебном пособии по гуманистическому мировоззрению и основам реалистического отношения к действительности.
Компьютерный набор - И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина
Оригинал-макет - А.Ю. Алексеев © Борзенко И.М. - Раздел 3 - 2002 © Кувакин В.А. - Раздел 2 - 2002 ) Кудишина А.А. - Разделы 1,4- 2002
Библиотека журнала «Здравый смысл»
* * *
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ: Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов
Журнал зарегистрирован в Госкомпечати РФ 19 декабря 1997 г. Рег. № 016921
Главный редактор: Валерий Кувакин. Зам. главного редактора: Александр Круглов.
Редакционная коллегия: Гарри Абелев, Милий Грецкий, Гиви Гивишвили.
Редакционный совет: Сергей Капица, физик, вице-президент РАЕН; Владимир Миронов, философ, МГУ; Виталий Гинзбург, физик, академик РАН; Пол Куртц, председатель Совета по секулярному гуманизму (США); X. Джеймс Бёркс, антрополог (Канисиус колледж, США); Эдуард Кругляков, физик, академик РАН; Джим Хэррик, писатель, редактор Интернейшенл Хьюманист Ньюс; Давид Заридзе, д.м н., РОНЦ РАМН; Тимоти Мэдиган, член Совета по секулярному гуманизму.
E-mail: V.KUVAKIN@MTU-NET.RU
Страницы РГО в ИНТЕРНЕТЕ: < http:// log. philos . msu . ru / rhs / index. htm > < http:// www. communards. org/ histomat / rhs / index. htm > http:// www. humanism. al. ru
Истоки гуманистических идей
В современной философии и культурологии нет однозначного понимания слова «гуманизм». Чаще всего под гуманизмом понимают комплекс идей, связанных с признанием человека высшей ценностью, с защитой его фундаментальных прав и свобод, утверждением его творческого и созидательного предназначения в мире. О гуманизме в узком смысле говорят, характеризуя эпоху Возрождения. Вновь открыв для себя античное наследие, люди в то время стали приходить к сознанию, что человек не только «раб божий», но обладает и собственной ценностью. Мерой гуманизма при таком его понимании все более становилась мера свободы человека, его самостоятельности перед лицом как естественных стихий, так и перед ликом божества. Характерной чертой западноевропейского гуманизма является освоение и отстаивание все больших и больших человеческих возможностей, все большей и большей свободы человека перед лицом природы, богов и государства.
Мировоззрение деятелей Возрождения обычно обозначают как гуманистическое, поскольку в центре их внимания был человек. Именно тогда гуманизм стали идентифицировать как идейное течение, мировоззрение и образ жизни, а гуманистами впервые стали называть любителей и ценителей античной культуры, собирателей старинных рукописей и образцов искусства.
Однако, как отмечалось выше, идеи гуманизма имеют гораздо более древнюю историю. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости - неотъемлемая часть древних мифов, устных сказаний и самых первых философских систем. Так, например, сам термин «гуманистический» был заимствован у римского общественного деятеля и философа Цицерона, который назвал гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей.
Рассмотрим детальнее становление гуманистических взглядов, как они отразились в культуре и философии народов мира.
Арабский гуманизм
Классическая арабская мусульманская философия (калам, фальсафа, суфизм) получила развитие с VIII по XIV века на территории Арабского халифата. Ее особенностью является бережное отношение к античной традиции и дальнейшее развитие средиземноморской культуры в рамках гуманистической парадигмы. Здесь, на Востоке, был очень высок авторитет Платона, почетный титул первого Учителя принадлежал Аристотелю, вообще греко-римское наследие рассматривалось как исток и неотъемлемая часть арабской культуры.
Аль Фараби (870 - 950) - мыслитель широчайших интересов. Он занимался философией и логикой, этикой и политикой, астрономией и музыкой. Его образованность и ученость снискали ему славу Второго - после Аристотеля - Учителя. Ему принадлежат свыше 150 научных и философских трактатов. Некоторые из них (сохранились лишь во фрагментах): «О том, что должно предшествовать изучению философии», «О происхождении философии», «Об изменчивых вещах», «О значении слова «интеллект»», «Жемчужина мудрости», «О классификации наук», «Указание пути к счастью» и др.
Аль Фараби связывал достижение человеком счастья с добром. Он полагал, что людям как представителям рода людского надлежит поддерживать между собою мир, а их объединяющим началом служит человечность. Аль Фараби придерживался мнения о нейтральности природы человека, учил, что изначально человек не может быть наделен ни добродетелью, ни пороком, подобно тому, как от рождения он не может быть ткачом или писцом. Все нравственные качества - прекрасные и безобразные - приобретаются и развиваются человеком по его воле. Однако только разум делает человека человеком. Сила в сочетании с хорошим нравом являются главным, по его мнению, человеческим достоинством.
Абу-лъ-Касим Фирдоуси (ок. 934 - 1020/26 гг.) - творец эпопеи «Шах-наме», знаменитый иранский поэт, которого за глубину и обширность познаний величали «хаким» - мудрец, ученый. Его можно назвать основоположником философии судьбы, - тема рока, фатума, небесного предначертания в жизни человека необычайно сильна в его творчестве: «Любого из живых судьба находит», «И в счастье и в беде
24 25
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА
- одна судьба, / Безумна с высшим судией борьба». Но, несмотря на то, что «все решено заранее, никому не обойти, что суждено ему» -«мир удивителен», и более всего достойны удивленья душа и плоть человека. Задачей мудреца является выработка правильных суждений, прежде всего, адекватного понимания человека. Фирдоуси призывает людей быть справедливыми и щедрыми, но в первую очередь разумными, ибо разум - краса всего живого, основа бытия: «От разума - печаль и наслажденье, / От разума - величье и паденье».
Творчество Фирдоуси - яркий образец развития античного мироощущения: величия и трагизма человеческой жизни в борьбе с силами рока.
Омар Хайям (1048 - 1131 гг.) - иранский мыслитель-
энциклопедист: философ, поэт, астроном, математик. Его основные
философские сочинения: «Трактат о бытии и долженствовании»,
«Свет разума о предмете всеобщей науки», «Трактат о существова
нии», «Книга по требованию (Обо всем сущем)». Однако Омар Хайям
больше всего известен своими рубай - афористическими четверости
шиями философского содержания. Его творчество обнаруживает мно
го сходства и даже родства с формулировками Сократа («Много лет
размышлял я над жизнью земной./ Непонятного нет для меня под лу
ной. / Мне известно, что мне ничего не известно! - / Вот последняя
правда, открытая мной!») и Эпикуром («Нежным женским лицом и
зеленой травой / Буду я наслаждаться, покуда живой»). С Эпикуром
поэта роднят не только гедонистические мотивы, но и размышления о
смерти и тот аргумент против страха перед нею, что смерть не дана
человеку в качестве предмета познания:
Заглянуть за опущенный занавес тьмы
Неспособны бессильные наши умы.
В тот момент, когда с глаз упадает завеса,
В прах бесплотный, в ничто превращаемся мы.
Мотивы бренности, недолговечности и хрупкости человеческого существования сочетаются у Хайяма с мотивом тщеты, суетности устремлений человека. Поэтому высшая ценность жизни - это текущий миг существования:
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дней сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей, - будь счастлив теперь!
Нравственные требования к человеку отличаются у Хайяма удиви
тельной реалистичностью, конкретностью, личностной ориентиро-
ванностью и человечностью. Его этические воззрения совершенно
лишены пафоса грандиозных и сверхчеловеческих задач:
Чем за общее счастье без толку страдать,
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе добротой привязать,
Чем от пут человечество освобождать. В понимании частной жизни Хайям - сторонник общечеловеческих ценностей: добра, любви, свободы, внутренней независимости, дружбы. Сквозь иллюзорность бытия он призывает увидеть истинное предназначение и величие человека - быть самим собою, несмотря ни на что («Если ты никому не слуга, не хозяин, / Счастлив ты и воистину духом высок»). По мнению поэта, единственным островком смысла в мире абсурда может явиться лишь сам человек. И поэтому подлинное предназначение человека состоит в его внутреннем самосовершенствовании:
1 - Нищим дервишем ставши - достигнешь высот.
Сердце в кровь изодравши - достигнешь высот.
Прочь пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши, достигнешь высот! Человек, по Хайяму, должен искать опору в самом себе, в своем личном достоинстве. Он должен стоически относиться к жизненным испытаниям, понимать, что они являются ступенями преодоления собственной слабости («Страданья нужны для души и ума»). Душевные силы человека неиссякаемы и поэтому он является смыслом и венцом бытия:
Светоч мысли, сосуд сострадания - мы.
Средоточие высшего разума - мы. '
Изреченье на этом божественном перстне, *
На бесценном кольце мироздания - мы.
Главной ценностью для Хайяма является человек. Он является единственным творцом своей собственной жизни. Он порождает и все то, что принято называть двойственностью и противоречивостью
жизни:
«Ад и рай - в небесах», - утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай - не круги во дворце мирозданья, Ад и рай - это две половины души. Поэт весьма реалистически оценивает достоинства и изъяны, присущие природе человека. Он видит человека не добрым и не злым, но многоликим и противоречивым:
26 27
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА
Мы источник веселья - и скорби рудник.
Мы вместилище скверны - и скорби рудник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик.
Омар Хайям может быть с полным основанием причислен к выдающимся мыслителям-гуманистам. Его творчество — удивительно ранний аналог философских исканий Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Г. Державина, Ф. Достоевского с их глубоким и трагическим переживанием величия и ничтожества человека.
Гянджави Низами (1140 - 1209) - азербайджанский поэт и мыслитель, автор поэм, составивших «Пятерицу»: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме». Тема человека и его судьбы представлена достаточно широко в творчестве Низами. В отличие от Фирдоуси, полагавшего, что рок преследует человека, Низами считает, что ответственность за свою жизнь человек несет сам:
Вино ль виновато, что пьет человек? Ты сделал поступок - при чем тут твой век? Нет, век не брани за свои же дела - Ни мне, ни тебе им не сделано зла!
В своей личной и социальной жизни человек должен руководствоваться ценностями высшего порядка. Таковы у Низами честность, порядочность, совестливость, справедливость («То, в чем нет справедливости, твой не умножит доход, / То, в чем нет правосудья, как ветер тебя унесет»). Смиренье и жизнь в духе - первые доблести человека. Низами с горечью констатировал враждебность мира к личности, а также упадок человеческих нравов («Где ж теперь человечность? Уже ль удалилась навек? / Человека любого страшится любой человек»). Может показаться, что Низами подвержен унынию и смятению духа. Однако это не так. Его поэзия окрашена в стоические тона. Совет, данный поэтом правителю, может стать жизненным девизом для любого из смертных: «Стань Человеком в помыслах, в делах - / Потом мечтай об ангельских крылах!» Этот призыв можно рассматривать как девиз арабской гуманистической мысли.
МИРОВОЗЗРЕНИЯ V 133
4.1. Является ли гуманизм философской системой? 133
4.2. Гуманизм и этика 134
4.3. Гуманизм и право 136
4.4. Гуманизм и наука 137
4.5. Гуманизм и идеология 138
4.6. Гуманизм и политика 144
4.7. Гуманизм и религия 147
Вопросы для самоконтроля 150
Глава пятая. ГУМАНИЗМ КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ 151
5.1. Что такое ценность? 151
5.2. Ценности человеческой жизни 154
5.2.1. Жизнь как ценность 155
5.2.2. Смысл жизни 160
5.2.3. Ценности на границах жизни 163
5.2.4. Любовь 167
5.2.5. Семья, рождение и воспитание детей 170
5.2.6. Свобода 171
5.2.7. Уединенность ( ., - 174
5.2.8. Участие и труд 175
5.2.9. Отдых 178
5.2.10. Творчество 179
5.3. Социальные ценности 181
5.3.1. Общество 181
5.3.2. Народ и государство 187
5.4. Политические ценности 188
5.4.1. Ценностные элементы политических сознаний 188
5.4.2. Патриотизм и космополитизм. Национальная
и международная безопасность 196
5.4.3. Мир и международное сотрудничество 201
5.5. Юридические ценности 202
5.6. Нравственные ценности 206
5.6.1. Принципы и основы этики человечности 206
5.6.2. Совершенствование и совершению 210
214 222 228 231 232 238 243 248 255 257 257 262 266 272 276 278 281 282 282 285 286 287 290 292 293 295 297 297 298 300 303 303 |
388 ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА
5.7. Ценности познания
|
5.8. Эстетические ценности
Вопросы для самоконтроля
Глава шестая. КВАЗИЦЕННОСТИ
6.1. Паранормальное
6.2. Квазинаука и лженаука
|
6.3. Аксиологические границы религии
6.4. Вера, человечность и гуманизм Вопросы для самоконтроля
Главаседьмая. АНТИЦЕННОСТИ
7.1. Жадность, паразитизм, подозрительность, враждебность, агрессивность
7.2. Насилие, убийство, терроризм, война и геноцид
7.3. Биоцид и экоцид, осквернение и разрушение среды обитания
7.4. Обман, дезинформация, внушение, манипулирование
7.5. Наркомания, алкоголизм, порнография
7.6. Вредные привычки
Вопросы для самоконтроля
Глава восьмая. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
8.1. Идея прав человека
8.2. Право на жизнь
8.3. Зашита жизни и сохранение здоровья
8.4. Эвтаназия и проблема самоубийства
8.5. Экономические права
8.6. Свободы человека
8.7. Частная жизнь
8.8. Свобода в сфере культуры
8.9. Основные гражданские права
8.10. Право на участие в общественной жизни и управлении
8.11. Репродуктивные свободы »т«
8.12. Права человека в системе «человек - универсум»
Вопросы для самоконтроля
Литература
389
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ГУМАНИЗМ И БУДУЩЕЕ
Глава первая. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СЕГОДНЯ 307
1.1. Почему это нас касается? 307
1.2. Что происходит в мире? 308
1.3. Современная глобальная ситуация 314
Глава вторая. НООСФЕРНЫЙ ГУМАНИЗМ 319
2.1. Предпосылки 319
2.2. Суть дела 322
2.3. Перспективы 327
Литература 329
Вопросы для самоконтроля 330
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Глава первая. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М.В. ЛОМОНОСОВА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
*
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ
*
РОССИЙСКОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Дата: 2018-11-18, просмотров: 226.