Институциональные основы системы экономической безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация системы экономической безопасности требует четкой организационной структуры и распределения функций и полномочий различных органов вертикали и горизонтали го­сударственной власти.

Общее руководство системой обеспечения национальной без­опасности осуществляет Президент Республики Беларусь, кото­рый реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безо­пасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь наделен следующими пол­номочиями:

• формировать и руководить деятельностью Совета безопас­ности Республики Беларусь;

• определять стратегии внутренней и внешней безопаснос­ти, меры по обеспечению социально-политической и экономи­ческой стабильности в обществе; организовывать деятельность по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности;

• контролировать и координировать деятельность государ­ственных органов по обеспечению безопасности;

• издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обя­зательную силу на всей территории Республики Беларусь; обес­печивать их исполнение.

Основной функцией Национального собрания Республики Беларусь является разработка системы правового регулирова­ния отношений в сфере безопасности, принятие соответствую­щих законов.

Совет Министров Республики Беларусь руководит систе­мой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безо­пасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направ­ления внутренней и внешней политики; организует и контро­лирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению экономической безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления.

Координирует деятельность всех субъектов страны по обес­печению национальной, в том числе экономической, безопас­ности Совет безопасности Республики Беларусь, председате­лем которого является Президент Республики Беларусь. Госу­дарственным секретарем Совета безопасности является помощ­ник Президента Республики Беларусь по национальной безо­пасности. В состав Совета входят: Премьер-министр Республи­ки Беларусь, председатели Совета Республики и Палаты пред­ставителей Национального собрания Республики Беларусь, Гла­ва Администрации Президента Республики Беларусь, предсе­датель Комитета государственного контроля, Генеральный про­курор, председатель Правления Национального банка, минис­тры: внутренних дел, иностранных дел, обороны, по чрезвы­чайным ситуациям, финансов; председатели Комитета государ­ственной безопасности, Государственного комитета погранич­ных войск; начальник генерального штаба Вооруженных сил Республики Беларусь — первый заместитель министра обороны.

Совет безопасности Республики Беларусь осуществляет под­готовку решений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечает перед ним за организацию деятельности по защите жизненно важных национальных ин­тересов страны от внешних и внутренних угроз.

При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Пре­зидента создана Межведомственная комиссия по безопаснос­ти в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов Республики Бела­русь

83. Функции государственных органов в системе обеспечения безопасности.

Устойчивое развитие нац. эк. явл. основополагающим условием сохранения гос. суверенитета каждой страны. Эк. как основа любого гос-ва и его общ.-полит. системы опреде­ляет уровень жизни насел., нац. безопасность и обороноспособность страны.Особое внимание эк. безопасности страны уделяется в Программе соц.-эк. развития РБ на 2006-2010 г, где выделен специ­альный раздел «Обеспечение эк.безопасности и укрепление обороноспособности страны». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению эк. бе­зопасности в ее важнейших сферах.Указом Президента РБ в 2001 г. утверж­дена Концепция нац. безопасности РБ, кот. содержит методологические основы построе­ния системы обеспечения нац безопасности бел. гос-ва.Составные части нац. безопасности - безопас­ность в полит., эк., военной, экологичес­кой, информационной и гуманитарной сферах.Важн. состав. частью общей системы нац. безопасности явл. эк. безопасность, кот. затрагивает практически все стороны жизни гос-ва, общества, экономики. Осн.задачами обеспечения нац безопасности в РБ:определение внешних и внутренних угроз нац. без.;выявление факторов, обусловливающих угрозу нац. безопасности;разработка и реализация мер по предупреждению и ней­трализации внутренних и внешних угроз;достижение сбалансированности полит.интере­сов граждан и гос-ва, поддержка обществом внутренней и внешней политики гос-ва;обеспечение суверенитета и территориальной целостнос­ти страны, безопасности ее приграничного пространства;динамичное и устойчивое развитие экономики и повыше­ние уровня жизни населения, последовательная реализация со­циально ориентированной модели эк. развития;равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со все­ми гос. мира;создание благоприятных условий для интеграции бел. экономики в мировую эк. систему;сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рационачьное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей ны­нешнего и будущего поколений;преодоление последствий катастрофы на Черн. АЭС и др. негативных воздействий на биосферу и среду обитания человека;совершенствование гос. системы предупреж­дения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;эффективное использование нац.информаци­онных ресурсов, постоянное их совершенствование;поддержание на необходимом уровне оборонного потен­циала гос-ва;обеспечение личной безопасности человека и граждани­на, соблюдение его конституционных прав и свобод;совершенствование законодательства и системы госу­дарственной власти, укрепление правопорядка, сохранение соц.-полит. стабильности общества.Осн. факторами, создающими угрозу национальной безопасности РБ в эк сфере:недостаточная конкурентоспособность нац. экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей пром, высокой энерго- и материалоем­костью, низким качеством продукции и высокими издержками птва;изношенность произв. мощностей;недостаточно эффективная система внедрения результа­тов исследований и разработок в пром.; малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;ухудшение финансового состояния субъектов хозяйство­вания, дефицит оборотных средств;высокий уровень монополизации эк., несовер­шенство эк. механизмов гос. регу­лирования естественных и организационных монополий.Для обеспечения нац. безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с др. гос-ми, сохранение и укрепление существу­ющих систем междунар. и региональной безопасности.РБ была разра­ботана и в 1997 г. одобрена (НСУР) страны на период до 2010 г. В 2004 г. завершена разработка и утверждена Пра­вительством НСУР РБ до 2020. Переход к устойчивому развитию предполагает: обеспече­ние динамичного эк. роста, стабильной соц. полит. ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий

Дата: 2018-11-18, просмотров: 233.