Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права; ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:
· основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;
· наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;
· субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;
· для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;
· налоговая ответственность реализуется в процессуальной
форме.
Цели налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают предназначение налоговой ответственности, поэтому тесно связаны с применением налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В механизме правового регулирования налоговых отношений ответственность выполняет:
· юридическую
· социальную функции.
Принципы налоговой ответственности — это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.
*Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).
*Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое деяние означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной НК РФ.
*Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
*Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.
*Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).
Стадии налоговой ответственности — это периоды, отражающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.
Стадии налоговой ответственности:
· возникновение налоговой ответственности;
· конкретизация налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения;
· реализация налоговой ответственности.
В зависимости от возможности устранения (исключения) факта налогового правонарушения обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, классифицируются на две группы.
Исключающие наличие налогового правонарушения.
· отсутствие события налогового правонарушения;
· отсутствие вины лица в его совершении;
· совершение деяния, содержащего признаки налогового деликта, физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста.
Не исключающие наличия налогового правонарушения. К обстоятельствам данной группы относится истечение срока давности, в пределах которого лицо может быть привлечено к налоговой ответственности.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.
· Отсутствие события налогового правонарушения.
· Отсутствие вины.
· Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за налоговый деликт.
По общему правилу срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения лицом налогового деликта.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Перечень таких обстоятельств закреплен ст. 112 НК РФ. В соответствии с названной нормой обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
· совершение деликта вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.
· совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
Данный в ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, поскольку п. 3 названной статьи предоставляет суду право считать в качестве смягчающих и иные обстоятельства.
Право на обжалование. Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.
Объектом обжалования со стороны налогоплательщика могут быть следующие ненормативные акты налоговых органов, обозначенные НК РФ:
· решения о доначислении налога или пени (п. 3 ст. 40);
· решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46);
· инкассовые поручения на перечисление налога в бюджет (п. 2 ст. 46);
· решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64);
· решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 76);
· решения об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 77);
· акты, на основании которых налоговые органы вправе самостоятельно определять сумму налогов, подлежащих уплате по аналогии (п. 3 ст. 91);
· извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101);
· решения руководителей налоговых органов (их заместителей) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 8 ст. 101').
Право на самозащиту. Помимо мер защиты нарушенных прав налогоплательщиков, прямо установленных разд. VII НК РФ, налоговое законодательство предоставляет физическим лицам и организациям. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик может не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.
Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Процедурные нормы, определяющие порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.
Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков. Статья 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 266.