Тема 1: Понятие налогов и их система, функции, принципы. Источники налогового права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Калининградский филиал

 

 НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Методические рекомендации

Для студентов, обучающихся

по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

(программа подготовки бакалавров)

Калининград 2018

 

Налоговое право: Методические рекомендации. /Авт.-сост. Гусев В.А. - г. Калининград: МФЮА, 2018 – 74 с.

Методические рекомендации учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. N 464 и учебного плана дисциплины по направлению подготовки «Юриспруденция».

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин протокол №____ « «__________________ 2018 г.

  © Гусев В.А., 2018 © Кафедра гражданско-правовых  дисциплин, 2018 © Калининградский филиал МФЮА, 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Пояснительная записка …………………………………………………………..…4

2.Тематический план…………………………………………………………..……...7

3.Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………….….8

4.Вопросы к экзамену……………….…….…………………………………………43

5.Словарь терминов (глоссарий)……………………………………………………44

6.Литература.……..………………………………………………………………......50

 

Пояснительная записка

Программа дисциплины составлена на основе действующего обновленного законодательства РФ, Налогового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов. Получение студентами глубоких знаний в области арбитражного процесса, а также смежных с ним дисциплин является необходимым условием формирования квалифицированного корпуса юристов.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

       знать:

· сущность, содержание и особенности институтов и понятий налогового права, их правовое регулирование по действующему законодательству РФ;

      уметь:

· проводить анализ налоговых норм, применять их в практической деятельности;

· составлять проекты основных документов.

    Цель дисциплины:

формирование знаний в области налогового права, а также выработка умений по применению налогового законодательства РФ в последующей профессиональной деятельности юристов.

  Задачи дисциплины:

  1. Освоение сущности, содержания и особенностей институтов и понятий налогового права, их правовое регулирование по действующему законодательству РФ;
  2. Проведение анализа налоговых норм, применение их в практической деятельности;
  3. Приобретение навыков в составлении проектов основных процессуальных документов.

Среди новых явлений в современной России наблюдается бур­ное развитие налогового права. Активно формируется норматив­но-правовая основа регулирования налоговых отношений, резко возрос интерес к налоговому праву со стороны органов государст­венной власти и местного самоуправления, предпринимателей и рядовых граждан. Эти внешние признаки обусловлены глубин­ными преобразованиями, происходящими в нашей стране.

Налоги — это динамичный инструмент финансово-правовой политики, являющийся основой пополнения бюджетов всех уровней. В России налоговая система претерпевает постоянные изменения, обусловленные становлением рынка. На рубеже но­вого тысячелетия стала очевидной необходимость укрепления финансовой и налоговой дисциплины, появилась (как никогда раньше) потребность в нормах права, направленных на регули­рование отношений между государством и налогоплательщика­ми, обеспечивающих эффективность функционирования нало­гового законодательства.

Нало­говое законодательство России содержит основные экономиче­ские и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогообложения, поэтому систем­ный курс налогового права особенно важен.

Настоящий материал подготовлен в соответствии с обяза­тельными требованиями профессионального высшего образования и методическими требования­ми. Вопросы, изложен­ные в данной программе, соответствуют учебной программе по курсу «Налоговое право».

Нормативной базой являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, иные федеральные нормативные право­вые акты, финансово-правовые нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Изучение этого курса в высших юридических учебных заве­дениях предполагает необходимость знания не только важней­ших актов налогового законодательства, но и теоретических ос­нов налогового права как самостоятельной дисциплины в рос­сийском правовом образовании. При этом следует иметь в виду, что к теоретическому обоснованию налогово-правовых принци­пов и институтов предъявляются повышенные требования в связи с развитием налогообложения как одного из признаков государства, формы государственного управления и доходного важнейшего источника бюджетов всех уровней.

Дисциплина "Налоговое право" предусматривает формирование у студентов систематизированных знаний налоговой правовой теории, правовых норм налогового законодательства и особенностей их применения в современных условиях экономики и ставит целью раскрыть технику организации налогообложения в Российской Федерации.

Значительное место в обучении занимает самостоятельная работа, в ходе которой изучаются проблемные вопросы дисциплины, опираясь на ключевые положения и рекомендации, полученные на лекциях. Текущий контроль знаний студентов проводится во время аудиторных занятий в форме, избранной преподавателем (тестирование, контрольные опросы и др.). 

Видами учебных занятий по изучению дисциплины являются лекции, семинары. Порядок проведения семинарских занятий подробно излагается в соответствующих планах, где содержится расширенный перечень учебной и методической литературы, законодательных и иных нормативных актов, и других документов РФ по каждой теме курса, а также учебные вопросы, рассматриваемые на занятиях.

Содержание и структура учебной дисциплины, состоит из десяти тем, рассчитанных на 44 учебных часа и заканчивается сдачей экзамена.

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Налоговое право» является базовой дисциплиной профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).

Дисциплина «Налоговое право» базируется на знаниях, полученных в рамках курса «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» и других дисциплин профессионального образования.

Дисциплина «Налоговое право» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех юридических дисциплин, входящих в ООП бакалавра юриспруденции.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

4. способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

5. обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

6. имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности:

1. способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

2. в правоприменительной деятельности:

3. способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

4. способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

5. способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

6. способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

7. способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

1. готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

2. способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

3. способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

4. в экспертно-консультационной деятельности:

5. способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

6. способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

7. способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).


2.Тематический план

п/п

Наименование

темы дисциплины

Трудоёмкость в часах

Место проведения

Используемые техн. средства.

Мультимедиа и др.

Всего часов

Контактная работа

 

СР

Общая Л С ПЗ ЗИФ
    1. Общая часть Тема 1: Понятие налогов и их система, функции, принципы       12         4     2     2           8 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
2. Тема 2. Участники налоговых правоотношений и их правовой статус 14 4 2 2     10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
3. Тема 3. Исполнение налоговой обязанности по уплате налогов и сборов 18 6 2 2 2   12 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
4. Тема 4. Понятие, формы и виды налогового контроля 14 4 2 2       10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
5. Тема 5: Налоговая ответственность: понятие, функции,     принципы и стадии   14 4 2 2     10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
6. Тема 6: Налоговые, административные и уголовные правонарушения, и их характеристика 16 6 2 2 2   10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
  7. Особенная часть Тема 7: Федеральные налоги и   сборы        22   6   4   2       16 К.405. Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
8. Тема 8: Региональные и местные налоги и  сборы 18 4 2 2     14 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
9. Тема 9: Специальные налоговые режимы   16 6 2 2 2   10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации

Итого семестр:

144 44 20 18 6 100

Промежуточная аттестация


Экзамен 7 семестр ( 4 з.е.)

Всего:

144 44 20 18 6 100

3.Методические рекомендации по изучению дисциплины

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Налоговые преступления.

Особенная часть

Глава 22. Акцизы

Глава 25.2. Водный налог

Акциз

Акциз является федеральным косвенным налогом, который урегулирован гл. 22 НК РФ, действующей с 1 января 2001 г. Ранее акциз уплачивался на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах", который ныне утратил силу. При этом, гл. 22 НК РФ обозначена, как "Акцизы", хотя речь в ней идет, очевидно, об одном налоге - акцизе.

Само слово "акциз" (англ. - excise), предположительно, происходит от латинского excidere - отсекать, отрезать; так как благодаря налогу часть товара как бы отсекается, что могло исполняться и буквально относительно некоторых товаров при господстве натуральных налогов.

Согласно п. 1 ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации; индивидуальные предприниматели; а также лица, признаваемые налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Объект налогообложения акцизом, наиболее часто возникающий в деятельности налогоплательщиков данного налога, предусмотрен в подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ: реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (т.е. применительно к "внутреннему" акцизу). В целях исчисления акциза передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров. Другой важнейший объект налогообложения, как и в НДС, - ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ), что соответствует "таможенному" акцизу.

В ст. 193 НК РФ установлены ставки акциза . Ставки акциза могут быть подразделены на три группы:

- твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), например, на 2015 г.: для алкогольной продукции (с объемной долей этилового спирта свыше 9%) - 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах; для игристых вин (шампанских) - 25 руб. за 1 литр; для сигар - 128 руб. за 1 шт.; для автомобильного бензина класса "3" - 7300 руб. за тонну; для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 150 л.с. - 365 руб. за 1 л.с.

- адвалорные (в процентах от стоимости) налоговые ставки: в настоящее время не установлены;

- комбинированные (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах от стоимости) налоговые ставки, например, на 2015 г. для сигарет и папирос: 960 руб. за 1000 штук + 11% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1330 руб. за 1000 штук.

Налоговая база (ст. 187 НК РФ) в общем случае исчисляется:

- как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

- как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, без учета акциза, НДС - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки (не используется в силу отсутствия в настоящее время адвалорных ставок);

- как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

Акциз, как следует из общей нормы (п. 1 ст. 52 НК РФ), исчисляется только налогоплательщиками.

Налоговым периодом по акцизу является календарный месяц (ст. 192 НК РФ).

Общий срок уплаты акциза - за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 204 НК РФ).

Налоговая декларация по акцизу в общем случае подлежит представлению не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 204 НК РФ).

 

Водный налог

Водный налог является федеральным прямым (ресурсным) налогом, предусмотренным гл. 25.2 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации 1995 г. (ВК РФ 1995 г.), действовавшим до 1 января 2007 г., нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями данного Водного кодекса; а пользование подземными водными объектами - на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона о недрах. Таким образом, плательщиками водного налога до 1 января 2007 г. являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

Соответственно, в силу п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Объектом налогообложения водным налогом в силу п. 1 ст. 333.9 НК РФ признаются четыре вида пользования водными объектами (водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

В п. 2 данной статьи приведен перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения (в том числе забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты).

Исходя из ст. 333.10 НК РФ, налоговая база по водному налогу исчисляется по различным правилам в зависимости от вида водопользования:

1) при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;

2) при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговый кодекс РФ в ст. 333.12 предусматривает различные налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида водопользования, вида водного объекта (поверхностный или подземный), соблюдения разрешенного (предельно допустимого) водоотбора, а также территории, где оно осуществляется.

Примеры налоговых ставок:

1) при заборе воды из поверхностных водных объектов водопользования в Волго-Вятском экономическом районе из бассейна реки Волга - 282 руб. за 1 тыс. куб. м воды; в Восточно-Сибирском экономическом районе из бассейна озера Байкал - 576 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Если же забор воды в данных примерах производится из подземных водных объектов, то ставки налога составят 336 руб. и 678 руб. за 1 тыс. куб. м воды соответственно. При заборе воды из Балтийского моря ставка налога составит 8,28 руб. за 1 тыс. куб. м морской воды.

2) при использовании акватории поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, в Волго-Вятском экономическом районе - 29,04 тыс. руб. в год за 1 кв. км используемой акватории;

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики в бассейне реки Волга - 9,84 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии; в бассейне реки Северная Двина - 8,76 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии; в бассейне реки Дон - 9,72 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии;

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях в бассейне реки Нева - 1656 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.

Исчисляется водный налог только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 333.13 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Срок уплаты водного налога - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговая декларация по водному налогу должна быть представлена не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

 

Государственная пошлина

Государственная пошлина - федеральный сбор, урегулированный гл. 25.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г.

Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. В целях настоящей главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица (ст. 333.17 НК РФ). При этом указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;

2) выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, ВС РФ, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины.

Соответственно, государственную пошлину необходимо уплачивать:

- при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды;

- при обращении в КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

- при обращении за совершением нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

- за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Ставки государственной пошлины установлены различными способами для разных юридически значимых действий и их особенностей; не исключен дифференцированный подход в зависимости от вида плательщика.

Обычно ставка пошлины установлена в твердой сумме.

Достаточно редко гл. 25.3 НК РФ устанавливается процентная ставка государственной пошлины. Так, за право вывоза предметов коллекционирования по палеонтологии ставка государственной пошлины установлена как 10% стоимости вывозимых культурных ценностей (подп. 34 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Чаще ставка государственной пошлины устанавливается комбинированным способом. Налоговый кодекс РФ предусматривает ситуации, в которых государственная пошлина не уплачивается - в ст. 333.35 установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.18 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (п. 3). По общему правилу пошлина уплачивается до начала совершения в отношении плательщика юридически значимого действия. Например, пошлина подлежит уплате при обращении в КС РФ, ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы (подп. 1 п. 1).

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК РФ. Правила данной статьи являются специальными нормами по отношению к ст. 78, 79 НК РФ.

 

Региональные налоги

Глава 28. Транспортный налог

Глава 29. Налог на игорный бизнес

Глава 30. Налог на имущество организаций

Местные налоги и сборы

Глава 31. Земельный налог

Глава 33. Торговый сбор

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным прямым (поимущественным) налогом. Он предусмотрен гл. 28 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ.

Кроме того, региональные органы власти вправе не устанавливать для налогоплательщиков - организаций отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ), имеют возможность устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств.

Налогоплательщиками транспортного налога, на основании ст. 357 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, хотя и подлежат регистрации, НК РФ предусматривает в п. 2 ст. 358 (в том числе весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.; транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом).

Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; как валовая вместимость в регистровых тоннах; как единица транспортного средства).

Предельные налоговые ставки (возможные к снижению на региональном уровне) следуют из ст. 361 НК РФ.

Исчисляется транспортный налог (п. 1, 2 ст. 52, п. 1 ст. 362 НК РФ):

- налогоплательщиками-организациями: самостоятельно;

- налоговыми органами: для налогоплательщиков - физических лиц, с заблаговременным направлением плательщику налогового уведомления.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ).

Налоговая декларация по транспортному налогу представляется только организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ).

 

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес является региональным прямым (на предполагаемый доход) налогом, предусмотренным гл. 29 НК РФ, действующей с 1 января 2004 г.

Региональные органы власти при регламентации налога на игорный бизнес в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ могут определить ставку налога в пределах, установленных НК РФ. Иные элементы данного налога, в том числе объект, база, период, сроки уплаты, регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ).

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

Объектами налогообложения согласно п. 1 ст. 366 НК РФ являются:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) процессинговый центр тотализатора;

4) процессинговый центр букмекерской конторы;

5) пункт приема ставок тотализатора;

6) пункт приема ставок букмекерской конторы.

НК РФ в п. 2 ст. 366 предусматривает обязательную инициативную регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и постановку на учет самих налогоплательщиков в налоговом органе по месту установки (нахождения) объектов. Санкции за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса установлены в ст. 129.2 НК РФ.

Налоговая база (ст. 367 НК РФ) по каждому из объектов налогообложения предусмотрена, как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Предельные ставки налога установлены в пункте 1 ст. 369 НК РФ:

- за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 руб.;

- за один игровой автомат - от 1500 до 7500 руб.;

- за один процессинговый центр тотализатора - от 25 000 до 125 000 руб.;

- за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 руб.;

- за один пункт приема ставок тотализатора - от 5000 до 7000 руб.;

- за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 5000 до 7000 руб.

Исчисляется налог на игорный бизнес только налогоплательщиками (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 370 НК РФ).

Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц (ст. 368 НК РФ).

Срок уплаты налога на игорный бизнес - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 371, п. 2 ст. 370 НК РФ).

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес представляется налогоплательщиком не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).

 

Местные налоги

1.Земельный налог

Земельный налог является местным прямым (поимущественным) налогом. Он урегулирован гл. 31 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г.

Налогоплательщиками земельного налога согласно п. 1 ст. 388 НК РФ в общем случае признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ,

1. на праве собственности,

2. праве постоянного (бессрочного) пользования

3. праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения в силу п. 1 ст. 389 НК РФ - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

При рассмотрении объекта налогообложения как юридического факта, объект налогообложения земельным налогом - факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

Налоговый кодекс РФ в п. 2 ст. 389 предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Кроме того, ст. 395 НК РФ предусматривает федеральные налоговые льготы. Так, освобождаются от налогообложения организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.

Предельные налоговые ставки установлены в п. 1 ст. 394 НК РФ:

- 0,3% - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- 1,5% - в отношении прочих земельных участков.

Кадастровую стоимость конкретного земельного участка можно узнать на публичной кадастровой карте. Предварительный расчет налога можно выполнить с помощью сайта ФНС России.

Исчисляется земельный налог:

- организациями - самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 396 НК РФ);

- налоговыми органами - для физических лиц, с заблаговременным направлением налогового уведомления плательщику (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 396 НК РФ).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ). Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Для физических лиц налоговая декларация в рассматриваемом налоге не предусмотрена, как и для иных налогов, исчисляемых налоговыми органами.

 

Торговый сбор

Торговый сбор является местным прямым (на предполагаемый доход) налогом (несмотря на название), урегулированным гл. 33 НК РФ, которая действует с 1 января 2015 г.

В соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК РФ).

Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

То, что торговый сбор в действительности представляет собой налог, дополнительно подтверждается в п. 2 ст. 411 НК РФ: от уплаты торгового сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Объектом обложения торговым сбором согласно п. 1 ст. 412 НК РФ признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В ст. 413 НК РФ предусмотрено, что сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли. К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

К торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Каких-либо федеральных налоговых льгот по торговому сбору в НК РФ не предусмотрено.

Налоговая база для торгового сбора в НК РФ прямо не регламентируется, что, по всей видимости, является одним из элементов "маскировки" налога под сбор. Указанное обстоятельство, однако, не означает, что налоговой базы (в ее нормативном понимании, следующими из ст. 53 НК РФ) в торговом сборе не имеется.

Предельные налоговые ставки регламентированы в ст. 415 НК РФ. Первое общее ограничение следует из п. 1 ст. 415 НК РФ: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

Исчисляется торговый сбор только самим плательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 417 НК РФ).

Налоговым периодом по торговому сбору является квартал (ст. 414 НК РФ), обозначен в НК РФ, как "период обложения".

Срок уплаты торгового сбора по итогам налогового периода - не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Налоговая декларация по торговому сбору (как, впрочем, и расчет сбора) не предусмотрена, в силу очевидного отсутствия необходимости в ней. Вся важная для налогового органа информация есть в уведомлении плательщика о постановке на учет, либо в информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган - п. 1 ст. 416 НК РФ, т.е. по существу имеет место "однократная" налоговая декларация.

 

Вопросы к экзамену

Общая часть

1. Развитие налогообложения в России. Развитие учений о налогообложении

2. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

3. Соотношение налогов и иных обязательных платежей

4. Функции налогов. Виды налогов и способы их классификации  

5. Понятие системы налогов и сборов. Принципы построения системы налогов и сборов

6. предмет и методы правового регулирования

7. Система налогового права. Налоговое право в системе российского права

8. Общая характеристика источников налогового права

9. Понятие норм налогового права и их особенности. Виды норм налогового права

10. Виды налоговых правоотношений. Объекты налоговых правоотношений  

11. Понятие и классификация субъектов налогового права и их правовой статус

12. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности 

13. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения

14. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов или пени  

15. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени 

16. Понятие и значение налогового контроля. Формы и виды налогового контроля  

17. Налоговые проверки.

18. Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

19. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах.

20. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах

21. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений. Классификация составов налоговых правонарушений

22. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ

23. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 18 НК РФ

24. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки) 

25. Налоговые преступления

26. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах  

27. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения  

28. Санкции в налоговом праве

29. Право на обжалование. Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков  

Особенная часть

30. Общая характеристика федеральных налогов и сборов

31. Налог на добавленную стоимость;

32. Акцизы;

33. Налог на доходы физических лиц;

34. Налог на прибыль организаций;

35. Налог на добычу полезных ископаемых;

36. Водный налог;

37. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

38. Государственная пошлина.

39. Налог на имущество организаций;

40. Налог на игорный бизнес;

41. Транспортный налог.

42. Земельный налог;

43. Налог на имущество физических лиц;

44. Торговый сбор.

45. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

46. Упрощенная система налогообложения;

47. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

48. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

49. Патентная система налогообложения.

50. Страховые взносы

51. Соотношение норм национального и международного налогового права

52. Источники международного налогового права

53. Современная налоговая политика иностранных государств

54. Налоговые системы федеративных государств

55. Налоговые системы унитарных государств

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ 12 декабря 1993 года.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

4. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

7. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Российская газета, № 127, 13.07.2002.

8. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 2017.

9. Налоговый кодекс РФ. М., 2017

10. Гражданский процессуальный. М., 2017

11. Гражданский кодекс РФ. М., 2017.

12. ФКЗ 05.02.2014 № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"

13. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ"О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

14. Федеральный закон от 02 октября 2007г. № 299-ФЗ «Об исполнитель­ном производстве»

15. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоя­тельности (банкротстве)»

16. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

17. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

18. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 № 4-ФЗ // Российская газета, № 9 -10, 14.01.1995.

Судебная практика

19. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса РФ и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)» от 22.06.2009 № 10-П // Российская газета, № 126, 10.07.2009.

20. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Варм» от 17.03.2009 № 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2009.

21. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой» от 13.03.2008 № 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 2008.

22. Определение Конституционного Суда РФ «По жалобе некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Регионсервис» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 93 и пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ» от 06.03.2008 № 449-О-П // Вестник Конституционного Суда РФ, № 5, 2008.

Ресурсы Internet

49. www.rg.ru - сервер «Российской газеты»

50. www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-Плюс).

51. www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства

 

Калининградский филиал

 

 НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Методические рекомендации

Для студентов, обучающихся

по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

(программа подготовки бакалавров)

Калининград 2018

 

Налоговое право: Методические рекомендации. /Авт.-сост. Гусев В.А. - г. Калининград: МФЮА, 2018 – 74 с.

Методические рекомендации учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. N 464 и учебного плана дисциплины по направлению подготовки «Юриспруденция».

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин протокол №____ « «__________________ 2018 г.

  © Гусев В.А., 2018 © Кафедра гражданско-правовых  дисциплин, 2018 © Калининградский филиал МФЮА, 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Пояснительная записка …………………………………………………………..…4

2.Тематический план…………………………………………………………..……...7

3.Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………….….8

4.Вопросы к экзамену……………….…….…………………………………………43

5.Словарь терминов (глоссарий)……………………………………………………44

6.Литература.……..………………………………………………………………......50

 

Пояснительная записка

Программа дисциплины составлена на основе действующего обновленного законодательства РФ, Налогового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов. Получение студентами глубоких знаний в области арбитражного процесса, а также смежных с ним дисциплин является необходимым условием формирования квалифицированного корпуса юристов.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

       знать:

· сущность, содержание и особенности институтов и понятий налогового права, их правовое регулирование по действующему законодательству РФ;

      уметь:

· проводить анализ налоговых норм, применять их в практической деятельности;

· составлять проекты основных документов.

    Цель дисциплины:

формирование знаний в области налогового права, а также выработка умений по применению налогового законодательства РФ в последующей профессиональной деятельности юристов.

  Задачи дисциплины:

  1. Освоение сущности, содержания и особенностей институтов и понятий налогового права, их правовое регулирование по действующему законодательству РФ;
  2. Проведение анализа налоговых норм, применение их в практической деятельности;
  3. Приобретение навыков в составлении проектов основных процессуальных документов.

Среди новых явлений в современной России наблюдается бур­ное развитие налогового права. Активно формируется норматив­но-правовая основа регулирования налоговых отношений, резко возрос интерес к налоговому праву со стороны органов государст­венной власти и местного самоуправления, предпринимателей и рядовых граждан. Эти внешние признаки обусловлены глубин­ными преобразованиями, происходящими в нашей стране.

Налоги — это динамичный инструмент финансово-правовой политики, являющийся основой пополнения бюджетов всех уровней. В России налоговая система претерпевает постоянные изменения, обусловленные становлением рынка. На рубеже но­вого тысячелетия стала очевидной необходимость укрепления финансовой и налоговой дисциплины, появилась (как никогда раньше) потребность в нормах права, направленных на регули­рование отношений между государством и налогоплательщика­ми, обеспечивающих эффективность функционирования нало­гового законодательства.

Нало­говое законодательство России содержит основные экономиче­ские и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогообложения, поэтому систем­ный курс налогового права особенно важен.

Настоящий материал подготовлен в соответствии с обяза­тельными требованиями профессионального высшего образования и методическими требования­ми. Вопросы, изложен­ные в данной программе, соответствуют учебной программе по курсу «Налоговое право».

Нормативной базой являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, иные федеральные нормативные право­вые акты, финансово-правовые нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Изучение этого курса в высших юридических учебных заве­дениях предполагает необходимость знания не только важней­ших актов налогового законодательства, но и теоретических ос­нов налогового права как самостоятельной дисциплины в рос­сийском правовом образовании. При этом следует иметь в виду, что к теоретическому обоснованию налогово-правовых принци­пов и институтов предъявляются повышенные требования в связи с развитием налогообложения как одного из признаков государства, формы государственного управления и доходного важнейшего источника бюджетов всех уровней.

Дисциплина "Налоговое право" предусматривает формирование у студентов систематизированных знаний налоговой правовой теории, правовых норм налогового законодательства и особенностей их применения в современных условиях экономики и ставит целью раскрыть технику организации налогообложения в Российской Федерации.

Значительное место в обучении занимает самостоятельная работа, в ходе которой изучаются проблемные вопросы дисциплины, опираясь на ключевые положения и рекомендации, полученные на лекциях. Текущий контроль знаний студентов проводится во время аудиторных занятий в форме, избранной преподавателем (тестирование, контрольные опросы и др.). 

Видами учебных занятий по изучению дисциплины являются лекции, семинары. Порядок проведения семинарских занятий подробно излагается в соответствующих планах, где содержится расширенный перечень учебной и методической литературы, законодательных и иных нормативных актов, и других документов РФ по каждой теме курса, а также учебные вопросы, рассматриваемые на занятиях.

Содержание и структура учебной дисциплины, состоит из десяти тем, рассчитанных на 44 учебных часа и заканчивается сдачей экзамена.

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Налоговое право» является базовой дисциплиной профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).

Дисциплина «Налоговое право» базируется на знаниях, полученных в рамках курса «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» и других дисциплин профессионального образования.

Дисциплина «Налоговое право» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех юридических дисциплин, входящих в ООП бакалавра юриспруденции.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

4. способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

5. обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

6. имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности:

1. способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

2. в правоприменительной деятельности:

3. способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

4. способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

5. способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

6. способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

7. способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

1. готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

2. способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

3. способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

4. в экспертно-консультационной деятельности:

5. способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

6. способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

7. способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).


2.Тематический план

п/п

Наименование

темы дисциплины

Трудоёмкость в часах

Место проведения

Используемые техн. средства.

Мультимедиа и др.

Всего часов

Контактная работа

 

СР

Общая Л С ПЗ ЗИФ
    1. Общая часть Тема 1: Понятие налогов и их система, функции, принципы       12         4     2     2           8 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
2. Тема 2. Участники налоговых правоотношений и их правовой статус 14 4 2 2     10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
3. Тема 3. Исполнение налоговой обязанности по уплате налогов и сборов 18 6 2 2 2   12 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
4. Тема 4. Понятие, формы и виды налогового контроля 14 4 2 2       10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
5. Тема 5: Налоговая ответственность: понятие, функции,     принципы и стадии   14 4 2 2     10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
6. Тема 6: Налоговые, административные и уголовные правонарушения, и их характеристика 16 6 2 2 2   10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
  7. Особенная часть Тема 7: Федеральные налоги и   сборы        22   6   4   2       16 К.405. Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
8. Тема 8: Региональные и местные налоги и  сборы 18 4 2 2     14 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации
9. Тема 9: Специальные налоговые режимы   16 6 2 2 2   10 К.405 Устный опрос; тест. Интерактивная доска, схемы, презентации

Итого семестр:

144 44 20 18 6 100

Промежуточная аттестация


Экзамен 7 семестр ( 4 з.е.)

Всего:

144 44 20 18 6 100

3.Методические рекомендации по изучению дисциплины

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1: Понятие налогов и их система, функции, принципы. Источники налогового права

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязатель­ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив­ного управления денежных средств в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и (или) муниципальных образова­ний.

Из данного определения выводятся основные признаки налога.

1. Обязательность.

2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность.

3. Денежный характер.

4. Публичное предназначение.

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничи­вает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведени­ем тех признаков данных категорий, которые сформирова­лись в процессе правоприменительной деятельности, опреде­лены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий со­вершения в интересах плательщиков сборов государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и од­новременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение для плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под ними следует понимать разновидность юридических фактов (закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жиз­ненные обстоятельства), наступление которых влечет юридиче­ские последствия в виде возникновения, изменения или пре­кращения правоотношений.

В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (ли­цензий).

Основные функции налога:

· Фискальная (от лат. Фискус) — государственная казна

· Регулирующая функция служит своеобразным дополнени­ем предыдущей и затрагивает регулирование, как производства, так и потребления (например, косвенные налоги).

· Контрольная функция реализуется в ходе налогообложе­ния при регламентации государством финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий и организаций, получении до­ходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, про­веряется, насколько налоги соответствуют реализации цели.

В ст. 17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налого­плательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Структура системы налогов и сборов.

В соответствии с НК РФ (ст. 12) на территории России мо­гут взиматься федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, совокупность которых образует систему налогов и сборов.

Структуру системы налогов к сборов в Российской Федера­ции определяют ст. 13—15 НК РФ

· Федеральные налоги и сборы (ст. 13):

· Региональные налоги и сборы (ст. 14):

· Местные налоги и сборы (ст. 15):

Источники права установлены и прямо обозначены Консти­туцией РФ:

· Международные договоры Российской Федерации (ст. 15);

· Федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);

· Федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);

· Регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101);

· Постановле­ния Совета Федерации (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103);

· Указы Президента РФ (ч. 1 ст. 90);

· Постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);

· Конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в со­ставе РФ

· Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5);

· Законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125),

· решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 244.