IV. Структура КР, ВКР опытно-практического характера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Титульный лист

Образцы титульных листов КР, ВКР представлены в Приложениях 3, 4.

Титульный лист заполняется на основе существующего классификатора специальностей: «Дошкольное образование» - 44.02.01, «Специальное дошкольное образование» - 44.02.04, «Преподавание в начальных классах» - 44.02.02, «Педагогика дополнительного образования» - 44.02.03, «Социальная работа» - 040401.

Кафедры имеют следующие названия: «Кафедра педагогики дополнительного образования», «Кафедра дошкольной  и специальной дошкольной педагогики и психологии», «Кафедра педагогики и методики начального образования».

Тема исследования – название работы, в которой проблема находит свое отражение и конкретизацию. В теме обычно отражаются проблема исследования, предполагаемый способ ее решения, субъект (объект) исследования, временные, пространственные, профессиональные ограничения. Иначе в теме должны содержаться ответы на пять вопросов: Кто? Что делает? С кем? (На кого направлено педагогическое воздействие?) С какой целью? Где?

2.Оглавление

Месторасположение той или иной структурной части указывается одной цифрой, означающей ее начало. Параграфы глав пишутся следующим образом – 1.1., 1.1.2.

Например,

Оглавление                                    

Введение……………………………………………….………3

Глава I. Роль игры в процессе диагностики и коррекции психического развития старших дошкольников ………………………………………...................………….......7

1.1. Диагностика и коррекция психического развития личности  как научная проблема……………………………..7

1.2. Психологические аспекты изучения возможностей игры в коррекции развития детей. ………………………..………..9

Заключение………………………………………….…...........17

Библиографический список ……………………………..… 20

Приложение 1

Приложение 2

3.Введение

Актуальность.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Раскрыть актуальность исследуемой темы – это значит доказать необходимость ее изучения.

Существуют рекомендуемые специалистами схемы обоснования актуальности.

1. Обоснование актуальности направления – показать значимость выделенной проблемы исследования и необходимость ее разрешения в обществе.

2. Обоснование практической актуальности темы исследования:

 а) оценка результатов педагогического процесса – показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить;

б) оценка качества педагогического процесса – показать недостатки в учебно-воспитательном процессе, которые ведут к недостаткам в обученности и воспитанности учащихся;

3. Обоснование научной актуальности темы исследования – показать степень (уровень) разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты (кто и каким образом решал данную проблему до меня?). Обзор источников и литературы должен быть систематизирован по хронологическому принципу (дореволюционный, советский, постсоветский период), а также исходя из уровня научности (научные, научно-популярные, публицистические издания и т.д.) и принадлежности к научным школам. В ВКР взгляды исследователей должны быть проанализированы и сопоставлены.

    Возможен иной вариант раскрытия актуальности темы исследования.

Возможные причины актуальности проблемы и способы их обоснования:

Причины Способы обоснования
теоретические (в теории отсутствует ответ на вопрос, как решить проблему) -анализ концепций (теорий), научной    литературы
практические (практика испытывает трудности) - анализ ситуации в конкретном образовательном учреждении; анализ фактического материала
социальные (государственные законы требуют решения проблемы) - анализ нормативных документов (законов, положений); анализ результатов анкетирования родителей как источника социального заказа
личностные или мировоззренческие (педагог испытывает потребность обобщить свой опыт) -описание, систематизация собственного опыта

    Проблема исследования – объективно возникающий в ходе исследования вопрос, решение которого представляет существенный теоретический или практический интерес. Известный российский педагог В. М. Полонский считает, что «проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения» [8;60]. Проблема означает нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать. Это ответ на вопрос – что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

В основе проблемы исследования лежит противоречие как основной критерий ее существования. Противоречие с точки зрения философии – несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями. Виды противоречий в педагогической науке:

-социально-педагогические (противоречия между требованиями общества и состоянием образования);

-научно-педагогические (противоречия между концептуальным основанием разных теорий);

-научно-методические (противоречия между теорией и практикой образования).

Проблема исследования может быть сформулирована как:

- противоречие, которое должно быть решено;

- недостаток, который должен быть устранен;

- явление, которое должно быть развито.

После обоснования актуальности темы исследования можно кратко дать основные характеристики темы исследования.

Далее следует раскрыть категориально-понятийный (методологический) аппарат исследования. В методологический аппарат КР входят следующие категории (изложены в примерной последовательности): проблема исследования, тема исследования, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования, методы исследования. В ВКР добавляются такие категории, как основное противоречие исследования, контингент исследования, практическая значимость исследования.

Цель исследования – мысленный, предвосхищаемый результат, который должен быть получен к концу исследования. Цель формулируется с помощью глагола или существительного и предмета исследования.

Задачи исследования – пути, средства достижения цели исследования. Они определяют то, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута. Решение задач находит свое отражение в главах и параграфах исследования. Задачи формулируются только в глагольной форме.

Клише цели и задач исследования – определить, обосновать, осуществить, изучить, разработать, выявить, установить, выяснить, обобщить, проанализировать, найти, описать, дать рекомендации и т. п.

Объект исследования – явление или процесс педагогической действительности.

Предмет исследования – сторона, функция, способ рассмотрения объекта исследования. Предмет определяет тему исследования, находя в ней свое отражение. Предмет включает в себя те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Гипотеза исследования – предположение, истинность которого неочевидна и требует доказательств. Исследователь при этом создает для себя представление о возможных связях между исследуемыми явлениями. Гипотеза исследования должна быть сформулирована в форме предположения, быть логически непротиворечивой и проверяемой опытным путем.

Классификации гипотез исследования:

I. 1. Рабочая (временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала) и научная (уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза).

2. Описательная (гипотеза, в которой высказывается предположение о связи между явлениями или о наличии влияния двух и более педагогических явлений, одного на другое) и объяснительная (развернутое предположение, в котором излагается модель, методика, система педагогических мер). Объяснительная гипотеза характерна для ВКР.

II. 1. Индуктивная, при которой обобщающие выводы исходят из наблюдения отдельных факторов. Состоятельность гипотезы автор исследования проверяет и доказывает с помощью эксперимента.

2. Дедуктивная, в которой на основании какого-либо общего положения делаются выводы о связях между отдельными явлениями [8;62].

Клише гипотезы исследования – Если …, то…; предполагаем …, при условии … .

Методы исследования (Л. П. Крившенко) – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий [8;54].

К методам исследования согласно одной из распространенных классификаций относятся теоретические (методы, направленные на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования) и эмпирические (способы выявления и обобщения фактов путем организации опытной, практической работы).

Эмпирические методы включают в себя методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, интервьюирование, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение литературы, документов, изучение результатов деятельности, метод экспертных оценок, метод диагностических ситуаций), методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты), методы обработки данных (математические (ранжирование, корреляция), статистические, графические, табличные), методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум), методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (педагогический эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) [8; 54-55]. В силу сложности, многомерности педагогического процесса, необходимо применять разнообразные взаимодополняющие методы и приемы исследования.

К теоретическим методам относятся теоретический анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция, дедукция.

Под такой категорией как практическая значимость исследования понимается ответ на вопрос: в какие проблемы, концепции вносятся изменения, направленные на развитие науки, методики?

Структура работы: введение, главы, параграфы (определенное количество), заключение, список литературы (библиографический список), приложения (при их наличии).

4.Основная часть.

В ВКР может быть несколько теоретических глав (две - три), если существует необходимость разбить текст по смыслу на структурные части. В главах анализируются теоретические основы исследуемой темы, оценивается уровень разработанности проблемы. В ВКР добавляется глава, посвященная описанию опытно-экспериментальной или опытно-практической работы (далее - ОЭР). Она может иметь три или четыре параграфа. В них описываются место, время проведения ОЭР, характеристики экспериментальной и контрольной групп, а также методов экспериментальной работы, основные этапы ОЭР. При изложении этапов ОЭР указывается их цель, задачи, время. На первом и третьем этапе ОР описываются диагностические методики (некоторые из них должны быть разными на первом и третьем этапе) с указанием автора и источника их публикации. Если анкета была разработана студентом, то она приводится в Приложении. Полученные результаты проведенных диагностик, оформленные в таблично-графическом виде, должны быть детально проанализированы. Исходя из принципа конфиденциальности, данные об ученике (воспитаннике) могут быть выражены через его имя и первую букву фамилии – «Таня К.». При описании формирующего этапа ОЭР необходимо раскрыть серию мероприятий с указанием их названия и цели. Минимум мероприятий, который должен провести студент – пять.

Глава делится на параграфы, оформленные следующим образом – «1.1. Диагностика и коррекция психического развития личности как научная проблема». Каждая глава и параграфы обязательно должны заканчиваться выводом. Наличие в исследовании выводов придает ему теоретическую и практическую ценность и, как следствие, повышает оценку.

5.Заключение

В заключении описывается результат, к которому пришел автор в конце

своей работы. Для написания заключения ВКР существует свой алгоритм.

«Целью данной выпускной квалификационной работы являлось (добавляется цель исследования…)» или «Данная исследовательская работа была направлена …». «Для реализации поставленной цели были проанализированы исследования, посвященные изучению… (вставляется объект исследования и авторы, которые занимались данной проблемой). Это позволило… (прописываются исходя из заявленной цели исследования основные выводы, которые были сделаны студентом).

«Для наилучшего понимания (объекта исследования) была определена возрастная специфика его проявления». «Исследования показывают, что в подростковом (дошкольном и т.д.) возрасте наблюдается (отмечается, выделяется) …». Здесь необходимо показать особенности проявления того, что изучается в выбранной возрастной группе.

Затем подобным образом описывается предмет исследования в соответствии с целью исследования.

После прописываются показатели (или компоненты) того, что подлежало изучению. «Для более адекватного определения уровня сформированности изучаемого явления (объекта исследования) были выделены следующие показатели (или компоненты): ….

В соответствии с выделенными показателями подобраны и проведены следующие диагностические методики: …. В результате проведенного исследования обнаружено, что (кратко описываются полученные результаты прописывать в процентном отношении)».

Затем обозначается цель мероприятий, которые были проведены студентом, выделяются основные формы работы (игровые упражнения, занятия). Описываются результаты повторного эксперимента, отмечаются изменения  исследователя.

В конце «Заключения» можно описать возможности внедрения результатов собственного исследования в практическую деятельность. Это может выражаться в виде практических рекомендаций с указанием видов учреждений и специалистов, занимающихся данными проблемами.

6. Библиографический список

Под источником понимается «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование» (Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. – Москва : Русский язык, 1994. – С. 216). Под историческим источником – «свидетельство прошлого, попадающего в сферу внимания исследователя, которое может быть использовано как основание для какого-то утверждения о прошлом» (Репина Л. П. История исторического знания. – Москва : Дрофа, 2004. – С. 32).

В библиографический список психолого-педагогического исследования входят произведения выдающихся педагогов, педагогический опыт, работы воспитанников и учащихся, нормативно-правовые документы, научная, учебная, справочная литература. Для написания исследования, отражающего современные тенденции развития педагогической науки, автору необходимо проанализировать литературу, в т.ч. научные журналы, за последние пять лет. Исключение может составлять параграф, посвященный рассмотрению истории вопроса. Количество использованных источников и литературы для КР – не менее 20, для ВКР – не менее 30.

Библиографический список формируется по алфавитному принципу. Перечень интернет-источников помещается в конце списка с одноименным заголовком. Формируется он также по алфавитному принципу.

Случаи, при которых разрешается использовать Интернет-ресурсы:

-опубликованные материалы конференций, симпозиумов и т.п.;

-диссертации, а также прочие исследования не ниже курсовой работы;

-электронные варианты научной и учебной литератур;

-список источников и литературы в исторических исследованиях имеет свою специфическую структуру.

См. приложение 7

       Перечень научных журналов, газет, имеющихся в библиотеке колледжа и    рекомендуемых студенту при написании учебного исследования:

«Администратор образования», «Начальная школа», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Дополнительное образование и воспитание», «Дошкольное воспитание», «Информатика и образование», «Математика в школе», «Народное образование», «Образование в документах», «Педагогика», «Российская газета», «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Справочник руководителя образовательного учреждения», «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Учительская газета», «Эксперимент и инновации в школе».

7 .Приложения

В Приложениях помещаются таблицы, схемы, диаграммы, анкеты, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.п. Вопрос о размещении данного материала в основной части или в приложении решается исходя из степени важности, а также удобства расположения.

Если приложений в работе более одного, оно нумеруется без знака №, без точки после цифры и выделяется курсивом. Например, «Приложение 1». Помещается в правом верхнем углу вместо номера страницы. Приложения формируются в порядке их упоминания в тексте. Все таблицы, схемы, диаграммы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами, без знака №, без точки после цифры. Надпись «Таблица 1» помещают над левым верхним углом таблицы. Далее следует название таблицы, которое пишется в кавычках, с прописной буквы и без точки в конце. При переносе таблицы на другую страницу названия ее граф следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы номер». Те же правила касаются схем и диаграмм.    Разрешается использовать лист формата А-3.

Объем КР – 20-25 страниц, ВКР – 30-50 страниц без приложений.

 

V. Требования к написанию числительных в академическом тексте

1.Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: «семь лет» (неправильно «7 лет»). Многозначные количественные числительные пишутся цифрами – «10 лет», за исключением числительных, которыми начинается абзац.

2.Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами – 5 м, 10 см. После сокращений типа «m», «кг», «л», «м», «см» точка не ставится.

3.Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например, «в 10 пунктах» (неправильно – «в 10-ти пунктах»).

4.Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. Например, «второй», «сорок первый», «шестисотый». Исключения составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией – «1-й Прибалтийский фронт».

5.Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в научных текстах пишутся цифрами. Например, «3-процентный раствор».

6.Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания, состоящие из:

а) одной буквы, если числительное оканчивается на две согласные, на «й» и на согласную букву. Например, четвертая – «4-я», а не «4-ая» или «4-тая»; шестидесятых – «60-х», а не «60-ых», «60-тых»; «в 70 –м году», а не «в 70-м» или «в 70-том году».

б) двух букв, если числительное оканчивается на согласную и гласную букву – «1-го ранга», а не «1-о» или «1-ого ранга».

7.Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому они относятся – «в гл. 1», «на диаграмме 5».

8.При записи римскими цифрами порядковые числительные окончаний не имеют. Например, «XIX (а не «XIX-я») партийная конференция», «XVIII (а не «XVIII-й») век».

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 243.