ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Методические рекомендации для студентов,
осваивающих программы подготовки специалистов


Среднего звена по УГС «Образование и педагогика»

 

 

Пермь, 2017

Авторы-составители: Т. Г. Самойленко, к.п.н., доцент, преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», В. Н. Рыбакова, преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», Т. С. Мартынова, зав. каф. ПимНО ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», И. В. Власова, преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», Л. И. Никулина, зав. библиотекой ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», тех. Редактор: Е.Л. Корбан преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»

Редактор: Г.М. Фотеева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1».

Рецензент:

Г.Ш Сыпачева , кандидат пед. наук, старший научный сотрудник Института развития образования Пермского края (ГАУ ДПО ИРО ПК).

 

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ: методические рекомендации для студентов, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена по УГС «Образование и педагогика» /авт. – сост. Самойленко Т. Г. [и др.]; М-во образования и науки Перм. края, Перм. пед. колледж № 1; под ред. Г. М. Фотеевой. - 3- е изд. изм.– Пермь, 2017. - 58 с.

 

Настоящие методические рекомендации являются дополнением к учебно-методическому комплексу по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».

Издание предназначено для студентов очного и заочного отделения педагогических специальностей, а также преподавателей ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1». Рекомендовано Советом директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края.

Оглавление

Введение. 4

I. Общие требования. 6

II. Графическое оформление работы.. 10

III. Этапы выполнения учебного исследования. 10

IV. Структура КР, ВКР опытно-практического характера. 18

V. Требования к написанию числительных в академическом тексте 29

VI. Рецензирование, защита и хранение выпускных квалификационных работ 30

VII. Список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов 37

Приложение. 40

 

 

Введение

      Совершенствование педагогической действительности, содержащей в себе множество глубоких, сложных проблем, обусловливает объективную потребность в постоянном повышении уровня методологической культуры педагогического работника. Работа в этом направлении начинается еще в стенах образовательного учреждения профессионального образования. Большие возможности для этого имеет учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», которая включается в качестве вариативной части программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по УГС «Образование и педагогика».

В условиях перехода системы российского образования на ФГОС нового поколения актуальной становится развитие общих и профессиональных компетенций студента педагогического колледжа. Среди таких профессиональных и общих компетенций: участие в исследовательской и проектной деятельности в области общего образования, систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Цель данных рекомендаций состоит в обосновании необходимости формирования основ методологической культуры у студентов посредством развития умения проводить, оформлять и защищать учебное исследование в рамках  курсовой и выпускной квалификационный работы.

 

Задачи:

1) познакомить студентов с методиками написания и защиты курсовой и выпускной квалификационной работы, с требованиями к изложению текста и его оформлению;

2) мотивировать студентов на занятия проектной и исследовательской деятельностью;

3) обеспечить условия для формирования методологической культуры у обучающихся.

Написание методических рекомендаций осуществлялось на основании части 6 статьи 68 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, Федеральных государственных образовательных стандартов специальностей УГС «Образование и педагогика», рекомендаций по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования и других нормативных и локальных актов.

В приложениях приводятся две практические работы, направленные на отработку умений формулировать методологический аппарат исследования и оформлять в соответствии с ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке» выходные данные использованных информационных источников.

 

 

I. Общие требования

Выпускная квалификационная работа (далее –ВКР) - это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Выполнение выпускной квалификационной работы (дипломной работы) призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию сформированных у студентов общих и профессиональных компетенций в процессе теоретического и практического обучения.

Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, завершающим обучение по ППССЗ.  Она проводится с целью выявления уровня квалификации выпускника и его готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности: учебной, воспитательной, коррекционно-развивающей и внеурочной деятельности.

Курсовая работа (далее - КР) – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента (может стать составной частью ВКР), целью которой является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студента по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка курсовой работы осуществляется на основе рекомендаций по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (Письмо Минобразования РФ от 5.04.1999 г. №№16-52-55 ин/16-13).

Требования к изложению материала

1. Изложение ведется в неопределенно-личной или неопределенно-множественной форме:

«Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…,

На основе выполненного анализа можно утверждать…,

Проведенные исследования подтвердили…».

При этом допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа с опущением местоимения «мы»: наблюдаем, устанавливаем, проводим, или – было проведено, было установлено. Употребление местоимения «мы» не рекомендуется.

2. Не допускается употребление пространных, сложно построенных, а также чрезмерно кратких, слабо между собою связанных фраз. Последующее предложение должно логически вытекать из предыдущего.

3. Не уместно начинать предложение с цифр.

4. В названии тем, глав, параграфов нельзя использовать аббревиатуру. При первичном употреблении того или иного словосочетания в тексте необходимо его прописать полностью, поставив затем в скобках его аббревиатуру. Например, «… задержка психического развития (далее - ЗПР)».

5. К особенностям научного языка относят объективность, точность, лаконичность, ясность, однозначность слова. Объективность предполагает максимально беспристрастное изложение, отсутствие односторонних и крайних суждений. В тексте не должна употребляться разговорно-просторечная лексика. При описании того или иного процесса или явления необходимо использовать термины, дефиниции.

6. Ссылки в исследованиях для всех специальностей. Например, [1;7], где 1 – номер литературного источника, 7 – номер страницы или [1] – ссылка на проанализированный источник. При цитировании текста обязательно указывается фамилия его автора. Причем перед фамилией нужно поставить статус ученого и инициалы его имени и отчества. Например, «… по мнению российского педагога В. В. Краевского …». Если на вставленную в текст исследования цитату (прямую или изложенную своими словами), не будет указан автор, сделана ссылка, то это будет являться плагиатом. Плагиат в исследовании не допустим и является основанием для снижения оценки за исследование.

7. При написании научного текста обычно используются речевые стандарты (клише). Так, например, для выражения:

· последовательности изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак, благодаря тому, что; между тем, как; так как, вместо того, чтобы; ввиду того, что; после того, как; вследствие того, что; в то время, как; в течение, в соответствии с …, в результате, в отличие от …, наряду с …, в связи с …);

· перехода одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, перейдем к …, обратимся к …, рассмотрим, рассмотрев, необходимо рассмотреть, остановимся на, необходимо остановиться на …); противоречивых отношений (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

· сопоставления (кроме того, сверх того, более того, однако, но, а, же, не только, но и, как …, так и …, также как и …);

· причинно-следственных (закономерных) отношений (следовательно, поэтому, потому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда (откуда) следует, что, так как, поскольку, в результате, в силу этого, ввиду этого, в зависимости, в связи с этим, согласно этому, в этих условиях, при таких условиях, свидетельствует, указывает, соответствует, дает возможность, позволяет, способствует, говорит, если ... , то);

· отношения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

· временной соотнесенности (сначала, прежде всего, одновременно, в то же время, здесь же, предварительно, впоследствии, в настоящее время, до настоящего времени, в последние годы, за последние годы);

· дополнения (главным образом, особенно, также и, причем, при этом, вместе с тем);

· порядка изложения (еще раз, вновь, снова, наряду с этим, ранее, выше, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, во-первых, наконец, в заключении);

· вывода (итак, таким образом, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, в итоге, следует сказать, резюмируя сказанное, отметим, следовательно, в результате, вытекает, отсюда следует, позволяет сделать вывод, сводится к следующему, свидетельствует, наконец, в заключение).

При ссылке на предыдущее или последующее высказывание можно использовать следующие лексические средства: в том числе, в случае, то есть, а именно, сказано, показано, упомянуто, как было отмечено, установлено, получено, обнаружено, найдено, говорилось, как указывалось выше, выше отмечалось, подчеркивалось, согласно этому, в соответствии с этим, в связи с вышеизложенным, аналогичный, названный, рассматриваемый, такой же, подобный, многие из них, один из них, подобного рода, большинство.

При иллюстрировании: например, так, например, в качестве примера, примером может служить, в случае, для случая, рассмотрим следующие случаи, остановимся, приведем несколько примеров.

 При использовании средств связи можно употреблять такие обороты, как данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше и так далее. Слова что-то, кое-что, что-нибудь использовать в тексте исследовательской работы не рекомендуется.

8. При описании категориального аппарата КР или ВКР следует каждую научную категорию употреблять в словосочетании с подлежащим «исследование». Например, цель исследования, задачи исследования. Это же правило соблюдается и при защите учебно-исследовательских работ.

II. Графическое оформление работы

Поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.

Междустрочный интервал – 1,5 пт.

Отступ абзаца – 1,25 см.

Текст: 14 шрифт, «Times New Roman», без подчеркиваний.

Тема исследования на титульном листе пишется прописными буквами 14 полужирным шрифтом. Расстояние между названием главы и последующим текстом или заголовком параграфа равно 1 пробелу. Названия глав печатаются строчными буквами по ширине без точки в конце. Названия параграфов - строчными буквами по ширине поля без точки в конце. Названия глав и параграфов печатаются полужирным шрифтом. Каждый параграф начинается с новой страницы.

Страницы работы нумеруются в правом нижнем углу. Не подлежат нумерации титульный лист, оглавление (но считаются 1 и 2 страницами), а также приложения.

Требования к выпускной квалификационной работе

3.3.1. Общие требования

3.3.1.1 Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) должна представлять собой самостоятельное законченное исследование в избранной области, относящейся к профилю основной специальности, и демонстрировать глубину профессиональных знаний выпускника, готовность к профессиональной деятельности.

3.3.1.2. К ВКР предъявляются следующие требования:

– соответствие названия работы к ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

– логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;

– корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

– достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

– научный стиль написания;

– оформление работы в соответствии с требованиями настоящего положения.

3.3. 1.3. Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями.

3.3. 1.4. ВКР студента выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, подводить итог теоретического обучения студента и подтверждать его профессиональные компетенции. ВКР может быть как прикладного, так и аналитического характера.

3.3.1.5. ВКР выполняется на завершающем этапе теоретического обучения, на последнем курсе. Время, отводимое на подготовку работы, определяется учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена.

3.3. 1.6. Структура выпускной квалификационной работы:

- Введение;

- Теоретическая часть;

- Опытно - практическая (экспериментальная) часть;

- Заключение;

- Библиографический список;

- Приложения.

3.3. 1.7. ВКР состоит из теоретической, практической и содержащей общие выводы и рекомендации частей. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методическими и дидактическими материалами.

3. 3. 2. Требования к структурным элементам ВКР.

3.3. 2.1. Титульный лист. На титульном листе указывается наименование образовательного учреждения, наименование кафедры, специальность, тема ВКР, фамилия, имя отчество руководителя, фамилия, имя, отчество, студента, подпись заведующей кафедрой, место издания и год защиты.

3.3. 2.2. Оглавление. В нем последовательно излагаются названия глав, названия пунктов и подпунктов ВКР. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава, пункт или подпункт.

3.3. 2.3. Введение – это вступительная часть ВКР. Главное его назначение состоит в том, чтобы дать краткое обоснование исследуемой проблемы, целей, задач, методов и направлений разработки избранной темы. Поэтому во введении содержится обоснование актуальности темы исследования (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории и практике, указать на недостаточно изученные аспекты. Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?) Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 3 страниц машинописного текста. Во введении указывается объект исследования (что рассматривается?), предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование), цель исследования (какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?), задачи (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?), гипотеза исследования (предполагаемый ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой. Что исследователь видит в объекте такого, чего не замечают другие и что необходимо экспериментально подтвердить?), методы исследования, практическая значимость и структура работы.

3.3.2.4. Основная часть. ВКР содержит две (три) главы, каждая из которых в свою очередь может делиться на 3-4 пункта (параграфа), соответствующие задачам исследования.

3.3.2.4.1. Первая глава основной части носит общетеоретический (методологический) характер. Очерчивает проблемы, вводит в саму проблему, описывает ее в теории исследования на эту тему, анализирует исторический аспект, зарубежный.

3.3.2.4.2. Вторая глава - содержит подробный анализ предмета исследования, указывает его основные параметры и характеристики. В ней рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции исследователя.

В заключение главы требуется четко выделить опорные теоретические позиции, из которых нужно исходить при разработке основных вопросов темы.

Содержание первой и второй главы могут быть объединены в одну главу, которая может носить название «Теоретические основы проблемы…».

3.3.2.4.3. Третья глава – (практическая) основной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы. ВКР может носить опытно-практический характер и опытно-экспериментальный характер.

3.3.2.4.3.1. Третья глава ВКР опытно-практического характера посвящается практическим аспектам решения избранной темы. Она может быть представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.

3.3.2.4.3.2. В третьей главе ВКР опытно-экспериментального характера предоставляется план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

3.3.2.5. Заключение. В заключении ВКР содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор, формулируются общие выводы по всем разделам, содержатся предложения по дальнейшему исследованию проблемы или нецелесообразности ее продолжения. В конце заключения следует указать, чем завершена работа: получением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, закономерностях.

Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

- С какой целью студентом проведено данное исследование?

- Что сделано?

- К каким выводам пришел автор?

3.3.2.6. По желанию может быть приведен глоссарий толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов.

3.3.2.7. Библиографический список составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий автора.).

3.3.3. Требования к оформлению работы

3.3.3.1. Объем ВКР (без приложений) составляет 40 – 60 страниц выровненного «по ширине» компьютерного текста. Объем введения до 3-х страниц машинописного текста, объем заключения 1-2 страницы. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman — обычный, размер — 14 пт, междустрочный интервал 1,5 пт. Поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см. Отступ абзаца – 1,25 см.

3.3.3.3. Титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию страниц ВКР. Номер страницы на титульном листе и оглавлении не проставляют.

3.3.3.4. Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту ВКР. Номер страницы проставляют в правом углу нижнего поля страницы.

3.3.3.5. В отзыве руководителя дается оценка выполненной студентом ВКР, указываются ее достоинства и недостатки.

3.3.3.6. Список сокращений, если он окажется необходимым в ВКР, должен включать в себя расшифровку наиболее часто сокращаемых наименований документов, понятий, слов и т.д.

3.3.3.7. Библиографический список представляет собой перечень использованной литературы и других источников со сквозной нумерацией в алфавитном порядке.

Сведения об источниках должны включать: фамилия и инициалы автора, наименование работы, место издания, издательство, год издания и объем издания.

3.3.3.8. Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным квадратными скобками.

3.3.3.9. Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.

Приложения следует оформлять как продолжение ВКР на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок на источники в тексте ВКР и нумеровать арабскими цифрами с точкой. Кроме того, к защите могут быть представлены материалы портфолио выпускника, отражающие и раскрывающие тему выпускной квалификационной работы.

3.3.3.10. Наименование и порядковый номер разделов основной части следует располагать по ширине строки без точки в конце предложения и печатать строчными буквами, не подчеркивая (шрифт 14, начертание - полужирный) с нового листа и большой буквы. Заголовки подразделов (параграфов) и пунктов в пределах одной главы нумеруемыми арабскими цифрами, не подчеркиваются. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между наименованиями разделов основной части и текстом должно быть не менее 1,5 пт (полуторный интервал).

3.3.3.11. Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.

3.3.3.12. Таблицы, рисунки и приложения должны иметь наименование и порядковую нумерацию. Нумерация может быть сквозной для всего текста или в пределах одной главы. Порядковый номер таблицы и приложения проставляется в правом верхнем углу над ее наименованием и пишется арабскими цифрами. Порядковый номер рисунку и его наименование проставляется под рисунком по центру строки.

3.3.3.13. Итоговый вариант ВКР должен быть переплетен в специальной папке с 3-мя вшитыми файлами и конвертом с вложенным в него CD-диском (электронный вариант ВКР).

 

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

       По завершении оформления студентом дипломной работы руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает на рецензирование представителю работодателя (социального партнера колледжа), имеющему первую или высшую категорию. И не позднее, чем за две недели до начала ГИА, сдает дипломную работу с отзывом и рецензией заместителю директора колледжа.

       Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.

       Получив рецензию и отзыв, автор ВКР работает над защитой ВКР, которая включает:

-сообщение (краткое изложение результатов исследования для выступления на защите);

-демонстрацию материалов, собранных студентами за время практического обучения в образовательном учреждении по взаимному согласию сторон (студента и родителей обучающихся);

-представление учебно-методических материалов, разработанных студентами по итогам проведенного исследования на электронных или бумажных носителях.

  В сообщении необходимо отразить актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи работы, источники информации, характеристику теоретической и практической части исследования, используемых методов, характеристику полученных результатов, практическую ценность работы.

  Материалы могут показать организацию и содержание деятельности студента в учебном процессе и во внеурочное время, его участие в заседаниях родительских комитетов, МО и педагогических советах.

  К защите может быть представлен сборник (папка) конспектов общеразвивающих, учебных и вне учебных занятий (не менее 5 разработок). В них должны быть отражены системность и последовательность работы студента в освоении основной общеобразовательной программы первой ступени обучения по отдельному учебному предмету (направлению внеурочной деятельности), выбранному в связи с темой исследования. В разработку одного занятия должны быть включены тема, цель, задачи (ожидаемые результаты), оборудование, этапы деятельности учителя и ученика, краткое последовательно выстроенное содержание занятия. Конспекты, представленные на бумажном носителе, могут быть сшиты с помощью папки и пронумерованы.

  Учебно–методические материалы, разработанные на основе результатов исследования, могут быть представлены в виде методических рекомендаций по отдельному учебному предмету (направлению внеурочной деятельности), сборника дидактических и методических материалов, перечня необходимых материалов к занятиям, комплекса заданий, сборника репродукций и фотографий, презентаций и электронных пособий к занятиям и т.п. Материалы могут содержать общую пояснительную записку с указанием тех занятий, на которых они используются, быть представлены на электронных носителях (СД) или бумажных носителях. Материалы на бумажных носителях могут быть сшиты с помощью папки и пронумерованы.

  К защите выпускной квалификационной работы студент допускается при следующих условиях:

· наличия исследовательской части ВКР (дипломной) работы;

· наличия письменного отзыва руководителя выпускной квалификационной работы;

· рецензии специалиста, владеющего вопросами, связанными с тематикой работы;

· приложения или учебно-методических материалов, разработанных студентами по итогам проведенного исследования на электронных или бумажных носителях.

Письменный отзыв руководителя должен содержать:

· оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

· степень самостоятельности;

· творческий вклад в разработку проблемы исследования;

· словесную оценку выпускной квалификационной работы.

Рецензия должна содержать:

· заключение о соответствии содержания работы заданной теме;

· оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

· оценку степени разработанности новых вопросов, оригинальности решений, творческой и практической значимости работы;

· оценку выпускной квалификационной работы, выраженную в баллах.

       Организация защиты выпускной квалификационной работы

       Защита выпускной квалификационной работы происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. На защите могут присутствовать все желающие. Вступительная речь готовится заранее и согласовывается с руководителем. На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 1 академического часа на одного студента.

Процедура защиты включает:

· сообщение студента /не более 10 минут/;

· демонстрацию и комментарий материалов, разработанных студентами по итогам проведенного исследования на электронных или бумажных носителях, в том числе и видео- (фото-) материалов при их наличии;

· вопросы членов комиссии;

· ответы студента;

· чтение отзыва и рецензии.

  Во время защиты возможно использование компьютерных презентаций, диаграмм, схем и другого наглядного материала. Государственной аттестационной комиссии могут быть представлены также другие материалы (портфолио студента), характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы, в том числе оценку представителей работодателей, письменный отзыв о работе студента на практике, справку о внедрении результатов работы в образовательном учреждении и т.д.

       По окончании представления всех материалов студентом члены комиссии, руководитель, рецензент и все присутствующие имеют право задавать студенту вопросы. Студент должен быть готов к дискуссии во время защиты своей работы. Вопросы и замечания могут быть не только непосредственно связаны с темой работы, но и касаться смежных проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности учителя начальных классов. Ответы должны быть по существу заданных вопросов краткими, четкими и убедительными, содержать ссылки на литературные источники, нормативный материал, педагогическую практику.

После выступления студента слово предоставляется секретарю ГАК, который в сжатой форме зачитывает отзыв и рецензию. После обмена мнениями, в котором могут принять все желающие, студенту предоставляется заключительное слово. В заключительном слове, выпускник еще раз может подтвердить или уточнить свою позицию по затронутым при обсуждении работы вопросам и ответить на указанные в рецензии замечания, выразить благодарность лицам, принимавшим участие в подготовке ВКР.

Оценки выпускных квалификационных работ объявляются сразу же после закрытого заседания ГАК.

Лучшие выпускные квалификационные работы могут быть рекомендованы Государственной аттестационной комиссией к публикации в виде отдельной статьи и реализации их на базе социальных партнеров колледжа.

Студент, не прошедший ГИА или получивший неудовлетворительные результаты, проходит ГИА не ранее чем через шесть месяцев после прохождения ГИА впервые. Для прохождения ГИА студент, не прошедший ГИА по неуважительной причине или получившие на ГИА неудовлетворительную оценку, восстанавливается в колледж на период времени, установленный колледжем самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения ГИА ППССЗ. Студентам, не проходившим ГИА по уважительной причине, предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из колледжа. Дополнительные заседания ГЭК организуются в установленные колледжем сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим ГИА по уважительной причине. Повторное прохождение ГИА для одного лица назначается колледжем не более двух раз.

       Учитывая публичность защиты ВКР, в ходе обсуждения могут звучать оценки присутствующих. При устной оценке учитывается:

- актуальность темы и соответствие ее современным требованиям системы образования;

- полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;

- эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

- обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

- правильность и полнота использования литературы;

- степень самостоятельности автора в разработке проблемы;

- качество доклада (сообщения) и ответов на вопросы при защите работы.

Модельные оценки председателя ГАК, членов комиссии, рецензентов и научных руководителей могут быть следующими:

«Отлично» - в работе отражена актуальность тематики, глубина и полнота анализа фактов и вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме; информационная насыщенность, новизна, оригинальность подхода к решению задач исследования; структурная организованность, логичность, грамматическая правильность, доходчивость и стилистическая выразительность; доказательность аргументации, практическая значимость рекомендаций и выводов.

«Хорошо»- в работе отражена актуальность тематики, присутствует глубина и полнота анализа фактов и вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме; ВКР отличается информационной насыщенностью, структурной организованностью, логичностью, грамматической правильностью, доходчивостью. Изложение материала отличается доказательностью аргументации и практической значимостью рекомендаций.

.«Удовлетворительно»- неполное раскрытие актуальности тематики; недостаточная информационная насыщенность, решение некоторых задач исследования при наличии структурной организованности, грамматической правильности; доказательности аргументации.

«Неудовлетворительно» - не актуальна тематика; нет информационной насыщенности, не решено большинство задач исследования; нет структурной организованности ВКР; нет практической значимости, отсутствие аргументации.

При определении членами ГАК окончательной оценки ВКР учитываются:

- доклад выпускника по каждому разделу ВКР;

- ответы на вопросы;

- оценка рецензента;

- отзыв научного руководителя.

Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите ВКР, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением ГАК после успешной защиты студентом ВКР.

Хранение выпускных квалификационных работ

Выполненные студентами ВКР хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее пяти лет. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательного учреждения.

VII. Список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов

1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Бережнова Е. В., Краевский В. В. – 9-е изд., стер. – Москва :  Академия, 2013. – 128 с.

2. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2009. – 320 с.

3. Виноградова, Н. А. Научно-исследовательская работа студента. Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2013. – 128 с.

4. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие / Горбатов Д. С. – Самара : БАХРАХ-М, 2006. – 272 с.

5. Загвязинский, В. И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Р. Атаханов и др.; под ред. В. И. Загвязинского. – Москва : Академия, 2013.- 240 с. – (Бакалавриат).

6. Загвязинский, В. И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Загвязинский В. И., Атаханов Р. – 7-е изд., стер. -  Москва : Академия, 2012. – 208 с.

7. Кожекина, Т. В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы /Т. В. Кожекина, Е. А. Кожекина, М. Ф. Надежина; под общ. ред. Т. В. Кожекиной. -  Москва : Перспектива, 2009. - 168 с.

8. Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник для бакалавров / Л. П. Крившенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2013. – 488 с.

9. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление: учеб. пособие для вузов /Кузнецов И. Н – Москва : Дашков и К, 2008. – 460 с.

10. Новиков, А. М. Общие эмпирические методы исследования /Новиков А. М. // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. - №1. – С.2-9.

11. Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /Пастухова И. П., Тарасова Н.В. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2013. – 160с.

12. Сиденко, А. С. Как разработать программу эксперимента /Сиденко А. С. // Народное образование. – 1998. - №4. – С. 36-43; // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. - №1. - С.72-76.

13. Сиденко, А. С. От опытно-поисковой деятельности – к исследованию /Сиденко А. С. // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. - №2. – С.2-14.

14. Сиденко, А. С. Планирование экспериментальной работы / Сиденко А. С. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. - №1. - С.58-65.

15. Сиденко, А. С. Проблемная ситуация, противоречие и проблема педагогического эксперимента. Занятие 3 / Сиденко, А. С., Хмелева В. С.  // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. - №3.

16. Сиденко, А. С. Рабочая тетрадь педагога-исследователя : пособие в помощь начинающему исследователю: в 2 ч. / Сиденко А. С., Брусенцова Н. В. – Москва : АПК и ППРО, 2006. – Ч. 1-2.

Приложение 1

Практическое задание:

Составьте методологический аппарат курсовой работы (ВКР) на тему:

Актуальность исследования:

Первый аспект:

Второй аспект:

Третий аспект:

Проблема исследования:

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования:

Задачи исследования:

Методы исследования:

Приложение 2

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 

«Пермский педагогический колледж № 1»

Кафедра педагогики и методики начального образования

 

 

Курсовая работа

 

 

Образец титульного листа

Допущена к защите «__»_________2017 г. Зам. директора по УВР ____________ ФИО Зав. кафедрой  _____________ФИО  Терещенко Оксаны Валерьевны Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Руководитель: Иванов Иван Иванович

Министерство образования и науки  Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 

«Пермский педагогический колледж № 1»

Кафедра педагогики дополнительного образования

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИИ

                         

 

Пермь, 2017

Приложение 5

Примерный образец рецензии

Рецензия

Примерный образец отзыва руководителя

Отзыв

Руководителя         (ФИО руководителя, ученая степень, звание, должность)

о выпускной квалификационной работе (ФИО студента)

Специальность (наименование, код)

                                                  группа

на тему:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Оформление   (соответствует, не соответствует)                                                                           требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе (КР).

Структура работы: работа состоит из (кол-во глав, параграфов)                                                              

Выполнена на листах, насчитывает                                  таблиц, приложений                                                                                                               

Оценка качества работы:                                                                                                                          

Степень самостоятельности в выборе темы, построение гипотезы, выборе методов исследования                                                                                                                                                                                                                                                   

Умение работать с общей с общей и специальной литературой                                                                                                                                                            

Практическая значимость работы                                   

Добросовестность и тщательность в обработке и анализе опытных данных

Творческая активность, проявленная при выполнении работы, уровень теоретической и методической подготовки студента к педагогической работе с детьми

Заключение руководителя о степени готовности дипломной работы:

Оценка руководителя: (по четырех балльной системе оценки)

Особое мнение                                                                                                                                   

«     »                                       2017 г.

 

Руководитель (подпись)

Приложение 7

Примеры библиографического описания документов

Один автор

Ананьин, Г. Е. Развитие системного подхода в теории воспитания : монография / Г. Е. Ананьин ; под ред. Л. В. Байбродовой; [рец. : А. В. Азов, Е. Н. Степанов]. – Ярославль : Изд–во ЯГПУ, 2011. – 203 с.

 

Ильин, Г. Л. Социология и психология управления : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 031100 "Педагогика и методика дошк. образования" / Г. Л. Ильин. – 2–е изд., стер. – Москва : Академия, 2007. – 189, [3] с.

 

Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. "Социальная работа" / Е. Г. Сорокина. – Москва : Академия, 2009. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

 

Zhelvis, V. Xenophobe' s Cuide to the Russians / V. Zhelvis. – London : Oval Books, 2001. – 64 p.

 

Два, три автора

Столяренко, Л. Д. Психология личности : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – 2–е изд. – Ростов–на Дону : Феникс, 2011 – 574 с. : ил., табл.

 

Ратанова, Т. А. Социальная психология : учебник [для всех спец. пед. вузов] / Т. А. Ратанова, Т. И Дымнова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.–соц. ин–т. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Изд–во Моск. психол.–соц. ин–та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 183 с.

 

Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. высш. учеб. завед., обуч. по напр. 050100 "Пед. образование" / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 10–е изд., перераб. – Москва : Академия, 2011. – 607, [1] с., табл. – (Высшее профессиональное образование).

 

Параллельное заглавие

Немецкий язык для студентов = Deutsch fur Studenten : учеб. пособие. Ч. 2 / [сост.: Л. И. Зимина, М. Ю. Корнилова, А. В. Пименова ; под науч. ред. О. С. Егоровой]. – Ярославль : Изд–во ЯГПУ, 2009. – 104 с.

 

Шевелева, С. А. English on Economics = Английский для экономистов : учеб. пособие для вузов по эконом. спец. / С. А. Шевелева. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 515 с.

 

Переводное издание

 

Аббаньяно, Н. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно ; пер. с итал. [и вступ. ст., с. 5–22] А. Л. Зорина. – Санкт-Петербург : Алетейя, 1996. – 319, [1] с. –  Перевод изд. : La saggezza deila vita / Abbagnano N. – Milano, 1987.

 

Накамура, К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского / Кэнноскэ Накамура ; пер. с яп. А. Н. Мещерякова. – Санкт-Петербург : Гиперион, 2011. – 399 с.

 

Многотомное издание в целом

 

Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. "Дошк. педагогика и психология" : в 2 т. / Н. А. Морева. – Москва : Академия, 2008. – 2 т. – (Высшее профессиональное образование).

 

Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для студ. высш. учеб. завед., обуч. по спец. "Педагогика и психология" : в 2 т. / А. И. Савенков. – Москва : Академия, 2009. – Т. 1. – 415, [1] с. ; Т. 2. – 237 с.

или

Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для студ. высш. учеб. завед., обуч. по спец. "Педагогика и психология" : в 2 т. / А. И. Савенков. – Москва : Академия, 2009. – Т. 1–2.

 

Отдельный том

Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. "Дошк. педагогика и психология". В 2 т. Т. 1. Дидактика / Н. А. Морева. – Москва : Академия, 2008. – 426, [2] с.

или

Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. "Дошк. педагогика и психология" : в 2 т. / Н. А. Морева. – Москва : Академия, 2008. – Т. 1 : Дидактика. – 426, [2] с.

 

Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для студ. высш. учеб. завед., обуч. по спец. "Педагогика и психология" : в 2 т. / А. И. Савенков. – Москва : Академия, 2009. – Т. 1. – 415, [1] c.

 

Автореферат

 

Вершинина, Н. А. Методология исследования структуры педагогики : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Вершинина. – Санкт-Петербург : 2009. – 47 с.

 

Петрушова, Н. А. Становление института социальных педагогов в сельской местности (на опыте Ярославской области) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 3.00.06 / Н. А. Петрушова. – Москва, 2000. – 24 с.

Диссертация

 

Вишняков, И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности : дис. … канд. экон. наук : 08.00.13 : защищена 12.02.02 : утв. 24.06.02 / Вишняков Илья Владимирович. – Москва, 2002. – 234 с. – Библиогр.: с 220–230.

 

Дорофеева, О. И. Формирование диагностической компетенции педагогов в процессе дополнительного профессионального образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Дорофеева Ольга Ивановна ; Ярославский гос. пед. ун–т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2007. – 227 л.

 

Золотарева, А. В. Интегративно–вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей : дис. … д–ра пед. наук : 13.00.01 / Золотарева Ангелина Викторовна ; Ярославский гос. пед. ун–т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2006. – 450 л.

Рецензия

 

Пефтиев, В. И. [Рецензия] / В. И. Пефтиев // Народы Азии и Африки. – 1970. – № 4. – С. 183–186. – Рец. на кн.: Le dеveloppement du capitalisme en Cotе dеIvoire / S. Amin. – Paris : Les Editions de Menuit, 1967. – 330 p.

 

Пороховский, А. А. Учитесь управлять в XXI веке / А. А. Пороховский // США. Канада : экономика, политика, культура. – 2002. – № 1. – С. 103–106. – Рец. на кн.: Управление современной компанией / под ред. Б. Мильнера, Ф. Лииса. – М. : ИНФРА–М, 2001. – XVII, 585 с.

 

Трубников, В. М. [Рецензия] / В. М. Трубников // Вопросы культурологии. – 2008. – № 1. – С. 71–72. – Рец. на кн.: Становление культурологической парадигмы / А. С. Запесоцкий, А. П. Марков. – СПб. : Изд–во СПбГУП, 2007. – 56 с.

 

Статья из продолжающегося издания

Леженин, В. Н. Развитие положений римского частного права в российском гражданском законодательстве / В. Н. Леженин // Юридические записки / Воронеж. гос. ун–т. – 2000. – Вып. 11. – С. 19–33.

 

Бабинцев, В. П. Социология смутного времени : проблема методологической парадигмы исследования / В. П. Бабинцев, В. П. Римский // Научные ведомости Белгород. гос. ун–та = Belgorod state univ. sci. bull. – Белгород, 2008. – № 4, вып. 3. – С. 30–39.

 

Статья из сборника

Борисова, М. А. К изучению редких флористико–ценотических комплексов хвойных лесов на особо охраняемых природных территориях Ярославской области / М. А. Борисова, Н. А. Тремасова // Роль ботанических садов и охраняемых природных территорий в изучении и сохранении разнообразия растений и грибов : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Ярославль, 13–16 октября 2011 г.) / [редкол.: Л. В. Воронин (отв. ред.), Ю. К. Виноградова, Ю. В. Наумцев, Н. А. Тремасова]. – Ярославль, 2011. – С. 115–118.

 

Жельвис, В. И. Уроки Библии : заметки психолингвиста / В. И. Жельвис // Языковая личность : культурные концепты : сб. науч. тр. – Волгоград ; Архангельск, 1996. – С. 201–204.

 

Лекомцева, Е. Н. Социально–педагогическая помощь старшеклассникам – представителям молодежных субкультур / Е. Н. Лекомцева // Подготовка кадров в условиях модернизации образования : материалы конф. "Чтения Ушинского". Ч. 1 / [редкол.: М. И. Рожков и др.]. – Ярославль, 2010.– С. 16–21.

 

Новиков, М. В. О православии на Ярославской земле / М. В. Новиков // Виктор Тихонович Анисков : библиогр. сб. / авт.–сост. М. А. Рудковский ; Яросл. гос. ун–т. – Ярославль, 2003. – С. 81–82.

 

Федорова, Т. С. Теория информационных потребностей и практика их удовлетворения в сфере исследований культуры / Т. С. Федорова // Информация и научные исследования культуры : [сб. науч. тр.] / АН СССР, НИИ культуры ; [редкол. : Е. В. Машков (науч. ред.) и др.]. – Москва, 1988. – С. 52–65.

Статья из журнала

 

Апалина, Н. Л. Познакомимся с писателем поближе : приемы изучения биографии писателя в школе / Н. Л. Апалина // Литература в школе. – 2010. – № 3. – Прил. : С. 5–9. – (Уроки литературы).

 

Баранов, П. П. Профильное обучение истории : характер, объекты, содержание внутришкольного контроля / П. П. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 2. – С. 41–48 ; № 3. – С. 56–60.

 

Журавлев, А. Л. Психологическое и социально–психологическое пространство личности и группы : понимание, виды и тенденции исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 4. – С. 45–56.

 

Паладьев, С. Л. Дополнительное образование как фактор развития воспитательной системы общеобразовательной школы / С. Л. Паладьев // Ярославский педагогический вестник. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 3 (56). – С. 87–90.

 

Радаев, В. В. Как написать академический текст / В. В. Радаев // Вопросы образования. – 2011. – № 1. – С. 271–293.

Статья из газеты

Гальцев, В. В поисках национальной идеи, или Кто нас выводит в мастера / В. Гальцев // Учительская газета. – 2011. – 13 дек. – С. 5.

 

Иванов, Е. Педагогические ориентиры успеха / Е. Иванов // Независимая газета. – 2004. – 13 мая. – Прил.: С. 1–2. – (НГ – Exlibris ; № 17).

 

Пасхина, Е. Строки, помогающие жить : сегодня исполняется 190 лет со дня рождения великого национального поэта Николая Алексеевича Некрасова / Е. Пасхина // Северный край. – 2011. – 10 дек.

Электронный ресурс

 

Бялозор Юлиан Юлианович [Электронный ресурс] // Википедия : свобод. энцикл. – [Б. м.], 5 дек. 2011. – Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8F%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD_%D0%AE%D0%BB%D0..(13.12.2011).

 

Игельстром Борис Генрихович [Электронный ресурс] // Русская армия в Великой войне : картотека проекта. – Режим доступа : http://www.grwar.ru/persons/persons. html?id=357 (12.12.2012).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Методические рекомендации для студентов,
осваивающих программы подготовки специалистов


Среднего звена по УГС «Образование и педагогика»

 

 

Пермь, 2017

Авторы-составители: Т. Г. Самойленко, к.п.н., доцент, преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», В. Н. Рыбакова, преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», Т. С. Мартынова, зав. каф. ПимНО ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», И. В. Власова, преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», Л. И. Никулина, зав. библиотекой ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1», тех. Редактор: Е.Л. Корбан преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»

Редактор: Г.М. Фотеева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1».

Рецензент:

Г.Ш Сыпачева , кандидат пед. наук, старший научный сотрудник Института развития образования Пермского края (ГАУ ДПО ИРО ПК).

 

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ: методические рекомендации для студентов, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена по УГС «Образование и педагогика» /авт. – сост. Самойленко Т. Г. [и др.]; М-во образования и науки Перм. края, Перм. пед. колледж № 1; под ред. Г. М. Фотеевой. - 3- е изд. изм.– Пермь, 2017. - 58 с.

 

Настоящие методические рекомендации являются дополнением к учебно-методическому комплексу по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».

Издание предназначено для студентов очного и заочного отделения педагогических специальностей, а также преподавателей ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1». Рекомендовано Советом директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края.

Оглавление

Введение. 4

I. Общие требования. 6

II. Графическое оформление работы.. 10

III. Этапы выполнения учебного исследования. 10

IV. Структура КР, ВКР опытно-практического характера. 18

V. Требования к написанию числительных в академическом тексте 29

VI. Рецензирование, защита и хранение выпускных квалификационных работ 30

VII. Список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов 37

Приложение. 40

 

 

Введение

      Совершенствование педагогической действительности, содержащей в себе множество глубоких, сложных проблем, обусловливает объективную потребность в постоянном повышении уровня методологической культуры педагогического работника. Работа в этом направлении начинается еще в стенах образовательного учреждения профессионального образования. Большие возможности для этого имеет учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», которая включается в качестве вариативной части программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по УГС «Образование и педагогика».

В условиях перехода системы российского образования на ФГОС нового поколения актуальной становится развитие общих и профессиональных компетенций студента педагогического колледжа. Среди таких профессиональных и общих компетенций: участие в исследовательской и проектной деятельности в области общего образования, систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Цель данных рекомендаций состоит в обосновании необходимости формирования основ методологической культуры у студентов посредством развития умения проводить, оформлять и защищать учебное исследование в рамках  курсовой и выпускной квалификационный работы.

 

Задачи:

1) познакомить студентов с методиками написания и защиты курсовой и выпускной квалификационной работы, с требованиями к изложению текста и его оформлению;

2) мотивировать студентов на занятия проектной и исследовательской деятельностью;

3) обеспечить условия для формирования методологической культуры у обучающихся.

Написание методических рекомендаций осуществлялось на основании части 6 статьи 68 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, Федеральных государственных образовательных стандартов специальностей УГС «Образование и педагогика», рекомендаций по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования и других нормативных и локальных актов.

В приложениях приводятся две практические работы, направленные на отработку умений формулировать методологический аппарат исследования и оформлять в соответствии с ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке» выходные данные использованных информационных источников.

 

 

I. Общие требования

Выпускная квалификационная работа (далее –ВКР) - это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Выполнение выпускной квалификационной работы (дипломной работы) призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию сформированных у студентов общих и профессиональных компетенций в процессе теоретического и практического обучения.

Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, завершающим обучение по ППССЗ.  Она проводится с целью выявления уровня квалификации выпускника и его готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности: учебной, воспитательной, коррекционно-развивающей и внеурочной деятельности.

Курсовая работа (далее - КР) – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента (может стать составной частью ВКР), целью которой является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студента по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка курсовой работы осуществляется на основе рекомендаций по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (Письмо Минобразования РФ от 5.04.1999 г. №№16-52-55 ин/16-13).

Требования к изложению материала

1. Изложение ведется в неопределенно-личной или неопределенно-множественной форме:

«Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…,

На основе выполненного анализа можно утверждать…,

Проведенные исследования подтвердили…».

При этом допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа с опущением местоимения «мы»: наблюдаем, устанавливаем, проводим, или – было проведено, было установлено. Употребление местоимения «мы» не рекомендуется.

2. Не допускается употребление пространных, сложно построенных, а также чрезмерно кратких, слабо между собою связанных фраз. Последующее предложение должно логически вытекать из предыдущего.

3. Не уместно начинать предложение с цифр.

4. В названии тем, глав, параграфов нельзя использовать аббревиатуру. При первичном употреблении того или иного словосочетания в тексте необходимо его прописать полностью, поставив затем в скобках его аббревиатуру. Например, «… задержка психического развития (далее - ЗПР)».

5. К особенностям научного языка относят объективность, точность, лаконичность, ясность, однозначность слова. Объективность предполагает максимально беспристрастное изложение, отсутствие односторонних и крайних суждений. В тексте не должна употребляться разговорно-просторечная лексика. При описании того или иного процесса или явления необходимо использовать термины, дефиниции.

6. Ссылки в исследованиях для всех специальностей. Например, [1;7], где 1 – номер литературного источника, 7 – номер страницы или [1] – ссылка на проанализированный источник. При цитировании текста обязательно указывается фамилия его автора. Причем перед фамилией нужно поставить статус ученого и инициалы его имени и отчества. Например, «… по мнению российского педагога В. В. Краевского …». Если на вставленную в текст исследования цитату (прямую или изложенную своими словами), не будет указан автор, сделана ссылка, то это будет являться плагиатом. Плагиат в исследовании не допустим и является основанием для снижения оценки за исследование.

7. При написании научного текста обычно используются речевые стандарты (клише). Так, например, для выражения:

· последовательности изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак, благодаря тому, что; между тем, как; так как, вместо того, чтобы; ввиду того, что; после того, как; вследствие того, что; в то время, как; в течение, в соответствии с …, в результате, в отличие от …, наряду с …, в связи с …);

· перехода одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, перейдем к …, обратимся к …, рассмотрим, рассмотрев, необходимо рассмотреть, остановимся на, необходимо остановиться на …); противоречивых отношений (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

· сопоставления (кроме того, сверх того, более того, однако, но, а, же, не только, но и, как …, так и …, также как и …);

· причинно-следственных (закономерных) отношений (следовательно, поэтому, потому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда (откуда) следует, что, так как, поскольку, в результате, в силу этого, ввиду этого, в зависимости, в связи с этим, согласно этому, в этих условиях, при таких условиях, свидетельствует, указывает, соответствует, дает возможность, позволяет, способствует, говорит, если ... , то);

· отношения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

· временной соотнесенности (сначала, прежде всего, одновременно, в то же время, здесь же, предварительно, впоследствии, в настоящее время, до настоящего времени, в последние годы, за последние годы);

· дополнения (главным образом, особенно, также и, причем, при этом, вместе с тем);

· порядка изложения (еще раз, вновь, снова, наряду с этим, ранее, выше, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, во-первых, наконец, в заключении);

· вывода (итак, таким образом, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, в итоге, следует сказать, резюмируя сказанное, отметим, следовательно, в результате, вытекает, отсюда следует, позволяет сделать вывод, сводится к следующему, свидетельствует, наконец, в заключение).

При ссылке на предыдущее или последующее высказывание можно использовать следующие лексические средства: в том числе, в случае, то есть, а именно, сказано, показано, упомянуто, как было отмечено, установлено, получено, обнаружено, найдено, говорилось, как указывалось выше, выше отмечалось, подчеркивалось, согласно этому, в соответствии с этим, в связи с вышеизложенным, аналогичный, названный, рассматриваемый, такой же, подобный, многие из них, один из них, подобного рода, большинство.

При иллюстрировании: например, так, например, в качестве примера, примером может служить, в случае, для случая, рассмотрим следующие случаи, остановимся, приведем несколько примеров.

 При использовании средств связи можно употреблять такие обороты, как данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше и так далее. Слова что-то, кое-что, что-нибудь использовать в тексте исследовательской работы не рекомендуется.

8. При описании категориального аппарата КР или ВКР следует каждую научную категорию употреблять в словосочетании с подлежащим «исследование». Например, цель исследования, задачи исследования. Это же правило соблюдается и при защите учебно-исследовательских работ.

II. Графическое оформление работы

Поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.

Междустрочный интервал – 1,5 пт.

Отступ абзаца – 1,25 см.

Текст: 14 шрифт, «Times New Roman», без подчеркиваний.

Тема исследования на титульном листе пишется прописными буквами 14 полужирным шрифтом. Расстояние между названием главы и последующим текстом или заголовком параграфа равно 1 пробелу. Названия глав печатаются строчными буквами по ширине без точки в конце. Названия параграфов - строчными буквами по ширине поля без точки в конце. Названия глав и параграфов печатаются полужирным шрифтом. Каждый параграф начинается с новой страницы.

Страницы работы нумеруются в правом нижнем углу. Не подлежат нумерации титульный лист, оглавление (но считаются 1 и 2 страницами), а также приложения.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 197.