№ шкалы | Название шкалы | Номера предложений в сочинении |
1 | «Открытая» шкала | 1, 11, 21 |
2 | Сравнительная оценка ребенка | 2, 12 |
3 | Значимые характеристики ребенка | 22, 23 |
4 | Позитивные особенности ребенка | 3, 13, |
5 | Идеальные ожидания | 4, 14, 24, 26 |
6 | Возможные страхи, опасения | 5, 15,25 |
7 | Реальные требования | 6, 16 |
8 | Причины трудностей | 7, 17, 27 |
9 | Анамнестические данные | 8, 18, 28 |
10 | Интересы, предпочтения ребенка | 9, 19, 29 |
11 | Ситуация «Мы-взаимодействия» | 10, 20, 30 |
В общем виде категории делятся на следующие блоки:
I. Блок «Образ ребенка»: здоровье, физическое состояние; внешность; эмоциональные особенности; личностные качества; интеллектуальное развитие; тендерная идентификация; саморегуляция (энергетические и деятельностные характеристики); возрастной статус; предпочтения, интересы; отношения с окружающими (со сверстниками, взрослыми); достижения; перспективы, жизненные планы; анамнестические данные. Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.
II. Блок «Образ отношений в семье»: особенности позиции во взаимодействии, эмоциональный компонент отношения, совместная деятельность, принятие ребенка, воспитательная позиция (требования, запреты, санкции, контроль), ожидания.
III. Блок «Я как родитель»: личностные качества, эмоциональное состояние, воспитательная компетентность, ожидания, факты биографии (развод, смена работы, болезнь и т.д.).
Дополнительные сведения может дать количественный анализ результатов написания сочинения. Он становится возможен за счет применения субъективной шкалы оценок высказываний по критерию «принятие—отвержение» ребенка. Отношение родителя к ребенку может характеризоваться как безусловное принятие, условное принятие, амбивалентное отношение, индифферентное отношение, скрытое и явное отвержение.
Диапазон шкалы оценок по критерию «принятие—отвержение»: от —3 баллов (явное отвержение) до +3 баллов (максимальное принятие).
По результатам суммирования баллов, приписываемых высказываниям, делаются выводы о характере отношения родителя к ребенку и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком.
Выраженность отрицательного полюса говорит о высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.
Выраженность положительного полюса свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.
[1] Исследование проведено под руководством доктора психологических наук, Профессора кафедры возрастной психологии МГУ О.А. Карабановой.
[2] Во всех протоколах сохранены оригинальные пропуски (отмечены знаком <- - -> и пометки (выделение текста, вопросы) респондентов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 251.