Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Категории высказываний

Контент-анализ сочинений родителей позволил выделить ряд категорий высказываний, специфичных для каждого блока анализируемых показателей.

Обобщенный список категорий контент-единиц по блоку «Образ ребенка», относящихся к представлениям родителей о реальном и идеальном ребенке

Значимые характеристики, качества:

1) личностные особенности; 2) волевая сфера, самоконтроль; 3) когнитивная сфера; 4) коммуникативная сфера; навыки; 5) эмоциональная сфера; 6) самостоятельность; 7) внешность, физическое развитие; 8) самообслуживание, бытовые 9) здоровье; 10) вкусовые предпочтения.

Интересы, деятельностные предпочтения:

1) природа (животные, растения); 2) культурные мероприятия; 3) ТВ; 4) компьютер; (математика, языки); 5) игра; 6) продуктивные виды деятельности; 7) чтение; 8) спорт, танцы; 9) музыка, пение; 10) интеллектуальные занятия 11) прогулки; 12) обучение, поступление в детский сад / школу / вуз.

Особенности отношений:

1) послушание; 2) близость, симбиоз; 3) совместность во взаимодействии; 4) внешние влияния.

Трудные жизненные ситуации:

1) утрата, сепарация; 2) развод, конфликт, переезд.

Дополнительные категории:

1) обобщенные высказывания; 2) переживания родителей.

 

В блоке «Образ отношений в семье» среди выделенных категорий не представлены категории, отражающие значимые характеристики и качества ребенка, и более дифференцированы категории, характеризующие качественные различия в характеристике детско-родительских отношений.

Обобщенный список категорий по блоку «Образ отношений в семье»

 

Интересы, деятельностные предпочтения:

1) отдых, прогулки; 2) совместность в деятельности (без конкретизации вида деятельности); 3) бытовое взаимодействие; 4) межличностное общение; 5) культурные мероприятия; 6) игра; 7) продуктивные виды деятельности; 8) чтение; 9) музыка, пение; 10) занятия, обучение.

Характер отношений с ребенком:

1) дружба; 2) любовь; 3) доверие; 4) понимание; 5) послушание/подчинение; 6) близость, симбиоз.

Дополнительные категории:

1) обобщенные высказывания; 2) шаблон «мы — дружная семья».

Категории высказываний по «Открытой» шкале:

1) чувство «принадлежности» ребенка; 2) условный симбиоз; 3) личностные качества; 4) коммуникативные качества; 5) волевые качества; 6) навыки самообслуживания; 7) эмоциональные проявления; 8) способности; 9) обучение, профессия; 10) внешность; 11) детско-родительские отношения; 12) послушание; 13) сравнительная оценка; 14) внешние влияния; 15) телесный контакт; 17) обобщенные высказывания; 16) переживания родителя; 18) сензитивность к состоянию ребенка.

Распространенность описания

Коэффициент распространенности описания (Краспр.) — показатель степени полноты, подробности идеального и реального образов Ребенка; образа самого родителя и особенностей его воспитательной Позиции; образа детско-родительских отношений.

Краспр. = кол-во контент-единиц по блоку / кол-во чел. (по группе)

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... как все.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... она лидирует, командует.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка ... упрямство, целеустремленность.

23. Мой ребенок силен в ... спорте, есть успехи.

Положительные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок ... хорошо кушает, не капризничает, занят делом.

13. Мне нравится в моем ребенке ... все: внешность, красота фигуры, серьезность.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... в жизни у нее было все хорошо.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что ... она будет заниматься спортом, и она занимается.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... все у нее в 1-м классе было хорошо.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... у нее все было хорошо.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... иногда капризы.

15. Я боюсь, что ... она будет болеть.

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... она капризничала.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... капризничать.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда ... она беспричинно ревет.

17. Мне не нравится в нем/ней ... КАПРИЗЫ.

27. Думаю, что ему/ей мешает ... лень.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... <- - ->

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... она была, как кукла: красивые голубые глаза, кудрявые волосы.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... <- - ->

Идеальные ожидания

4. Я хотел(а) бы, чтобы ... вырос умным и хорошим.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что ... чтобы она занималась танцами.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... я нашла для нее все кружки, которые запланировала (танцы, английский, рисование).

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... развиваться во всех направлениях.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... здоровье.

15. Я боюсь, что ... много чего.

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... мы все поскорее адаптировались к нашему новому месту жительства (в данном случае респондентка переформулировала вопрос. — А.Ш.).

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... уборке своих игрушек.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... тяжело ложиться спать и тяжело вставать по утрам.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... мне приходится говорить своему ребенку одно и то же (например, убрать игрушки) и все без толку.

17. Мне не нравится в нем/ней... то, что она повторяет за мной то, что мне не нравится в себе (например, как она повышает голос, если ей что-то не нравится).

27. Думаю, что ему/ей мешает ... отсутствие каких-либо близких друзей, с которыми бы она проводила время вне садика (например, в парке).

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... она была разной.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... мы много путешествовали.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... двухнедельную разлуку со мной и двухмесячную с моим мужем.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... он был здоров.

14. Я всегда мечтала о том, что ... чтобы он вырос хорошим человеком, грамотным.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... он хорошо учился в школе.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... неплохо учиться в школе.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... неусидчивость к занятиям.

15. Я боюсь, что ... он заболеет.

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... он рос слабым, беззащитным, не дающим отпора своим недругам.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... сильно баловаться.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... он не убирает за собой свои вещи, игрушки.

17. Мне не нравится в нем/ней ... некоторая лень.

21. Думаю, что ему/ей мешает ... невнимательность.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... <- - ->

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... он был очень спокойным ребенком, до трех лет делал все сам (одевался, раздевался, ел, выливал свой горшок, убирал игрушки), мне не позволял ничего за ним убирать.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... <- - ->

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... она была более терпеливой и научилась ждать.

14. Я всегда мечтала о том, что... чтобы она хорошо кушала и слушалась.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... она почаще прислушивалась к тому, что ей говорят или что от нее требуют.

26. Мои ребенок достаточно способен, чтобы ... делать мелкую домашнюю работу, обслуживать себя, содержать свои вещи в порядке.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... проявление лидерских качеств, в командном тоне; ее частые ОРЗ.

15. Я боюсь, что... <- - ->

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... она болела, капризничала без повода.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... занятиям (логопедические, подготовка к школе).

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... капризничать.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда ... дочь меня не слушает или не хочет слышать, что я ей говорю или прошу сделать что-либо.

17. Мне не нравится в нем/ней ... нетерпеливость.

27. Думаю, что ему/ей мешает ... ее лень.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... она никогда ни минуты не могла сидеть спокойно на одном месте, и из-за этого с ней происходило много разных историй, не очень хороших.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)... <- - ->

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... когда ее отец уехал в длительную командировку (около трех месяцев).

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... моя дочь научилась находить общий язык с людьми, чтобы у нее были хорошие друзья.

14. Я всегда мечтала о том, что ... мой ребенок будет учиться в России, т.к. наше образование во многом лучше зарубежного.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... она меньше спорила, а больше слушала. 26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... добиться в жизни успеха.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... чрезмерное упрямство.

15. Я боюсь, что... получение этого образования будет слишком дорогим через несколько лет.

25. Мне бы не хотелось, чтобы... моя дочь имела секреты от своих родителей.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... когда вырастет, спортивным занятиям.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... расстраиваться до слез из-за мелких неудач.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда ... в некоторых ситуациях не всегда знаю, как объяснить, сказать, успокоить...

17. Мне не нравится в нем/ней ... то, что не всегда начатое дело доводите до конца.

27. Думаю, что ему/ей мешает ... упрямство (и в общении, и в занятиях).

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... интересы менялись (они еще будут меняться много раз), но читать любила и любит и, надеюсь, будет любить.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... то была гораздо беспокойнее, чем сейчас.

28. Самое трудное, что пережим мой ребенок... на сегодняшний день — это переезд из маленького города в Москву.

Литература

  1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989,
  3. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.

Приложение 1

Тип взаимодействия

1. Конфликтный тип 2. Гармоничный тип 3. Дистантный тип 4. «Родитель-диктатор» 5. «Ребенок-диктатор»

Параметры сравнения

Примечания Слабая ориентация на эмоционально-личностные особенности ребенка, распространенность описания низкая, по сравнению с другими группами выражена ориентация на настоящее Выражена центрированность на отношениях с ребенком (в настоящем, прошлом) Редко упоминается категория «доброта», выражена амбивалентность в описании ребенка, по сравнению с другими группами, выражена ориентация на будущее По сравнению с другими группами, ожидания от ребенка наиболее конкретизированы В актуальном образе ребенка почти не встречаются определения «тревожен», «плаксив» и часто встречается упоминание об эгоизме, акцент на значимости для родителя позитивного эмоционального настроения у ребенка Значимые характеристики Коммуникативные качества, различные способности Личностные качества (доброта как наиболее встречаемое качество) Самостоятельность. Эмоциональный знак выраженно-нейтральный или амбивалентный Коммуникативные качества Волевые качества, любознательность, речевая активность Положительная оценка ребенка Способности, физическое благополучие Личностные качества Коммуникативная сфера, самостоятельность Личностные и волевые качества Самостоятельность, коммуникативные качества, умение «разбираться в жизни» Сравнительная оценка ребенка Коммуникативные качества Коммуникативные качества Коммуникативные качества Большая «зрелость», по сравнению со сверстниками, выражена центрированность родителя на себе Коммуникативные качества, отмечается удовлетворенность поведением ребенка   Опасения Физическое благополучие, послушание Обобщенные или относительно здоровья Выраженные тенденции не выявлены Подчинение чужому влиянию Личностные особенности ребенка, самоконтроль, здоровье, внешние влияния   Образ ребенка в прошлом Положительная оценка физической стороны развития и деятельностных предпочтений Позитивное внутрисемейное взаимодействие, негативные эмоциональные реакции ребенка Констатация отсутствия проблем с ребенком (спокойный, послушный) Положительная эмоциональная окраска, отмечаются категории внешности, когнитивного развития, физической активности Отмечаются категории беспокойства, капризов   Интересы ребенка Не имеют яркой выраженности, тенденция к физическим занятиям Широкий диапазон с выраженным предпочтением игры Продуктивные виды деятельности Нет выраженной тенденции в предпочтениях Продуктивные виды деятельности, игра   Образ отношения с ребенком Положительно окрашенный, приоритет определенных категорий не выявлен Наиболее выражена категория дружбы Декларация близости без выраженной позитивной эмоциональной окраски Выражена категория дружбы. Эмоциональная оценка отношений критическая и ситуативная Акцент на совместности во взаимодействии, но сфера позитивно окрашенной совместной деятельности ограничивается отдыхом, категория совместных занятий почти не представлена, как и категория дружбы   Причины трудностей Негативные эмоциональные реакции ребенка Волевые и коммуникативные качества ребенка Личностные и волевые качества ребенка Волевые качества ребенка Волевые качества ребенка, взаимодействие с ребенком (неумение воздействовать на него)   Образ будущего Успешность, достижения в различных областях Обобщенные или связанные со здоровьем Обучение в школе, здоровье Требования послушания, но и активности в достижении целей Ориентация на получение образования (часто высшего), требования послушания и самоконтроля

Приложение 2

Рекомендации к проведению методики «Родительское сочинение»

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.

Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.

журнал "Психологическая диагностика" 2005, № 4, Стр. 70 - 103 Автор: Шведовская А.А.
 
     

 

 
     

 

 

Проблема комплексного изучения детско-родительских отношений ставит перед психологом задачи накопления и расширения методического арсенала в области семейного и возрастно-психологического консультирования. Одной из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции является методика «Родительское сочинение» [1—3], однако проективный характер методики вызывает определенные трудности при ее проведении и интерпретации полученных результатов.

Диагностическую ценность традиционно используемой методики свободного сочинения на заданную тему («Мой ребенок», «Я как родитель» и т.д.) в ряде случаев существенно ограничивает недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень родителей, и, в первую очередь, уровень развития у обследуемых родителей письменной речи и способности к рефлексии, что встречается достаточно часто в современных неблагополучных, дисгармоничных, проблемных семьях.

К трудностям проведения методики относятся нередкие отказы родителей от выполнения задания из-за его сложности или отсутствия времени. Наиболее часто отказываются от выполнения задания родители, не имеющие постоянной практики и опыта письменного изложения своих мыслей и чувств. В этих случаях отказ может сопровождаться альтернативными предложениями со стороны родителя рассказать о ребенке и проблемах более подробно, ответить на любые вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники.

В большинстве случаев необычность и непривычность задания, длительное время, требующееся для его выполнения, стремление родителя к уединению в процессе написания сочинения приводит к тому, что родитель просит написать сочинение дома, в форме «домашнего задания». Это не позволяет психологу осуществить наблюдение за особенностями эмоционального отношения родителя к заданию, фиксировать речевые комментарии родителя в процессе написания сочинения и проч. Кроме того, при интерпретации полученных данных для проведения контент-анализа текста сочинения от психолога требуется высокая квалификация и значительные временные затраты.

Практика показывает, что модифицированный вариант методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.

По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя.

В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация "Мы-взаимодействия"».

1.«Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Когда я думаю о своем ребенке, то ...
  • - Скорее всего, он/она ...
  • - Я всегда замечал(а) ...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • - По сравнению с другими детьми его/ее возраста ...
  • - Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ...

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • - Самое главное в характере моего ребенка ...
  • - Мой ребенок силен в ...

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • - Я люблю, когда мой ребенок ...
  • - Мне нравится в моем ребенке ...

5. Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

  • - Я хотел(а) бы, чтобы ...
  • - Я всегда мечтала о том, что ...
  • - Я был(а) бы рад(а), если бы ...
  • - Мой ребенок достаточно способен, чтобы ...

6. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Меня беспокоит в нем/ней ...
  • - Я боюсь, что ...
  • - Мне бы не хотелось, чтобы ...

7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • - Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ...
  • - Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ...

8. Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Я очень раздражаюсь, когда ...
  • - Мне не нравится в нем/ней ...
  • - Думаю, что ему/ей мешает ...

9. Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Когда он/она рос(ла) ...
  • - Когда он/она был(а) маленьким(ой) ...
  • - Самое трудное, что пережил мой ребенок ...

10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Моего ребенка интересует ...
  • - Мой ребенок любит ...
  • - Он/она предпочитает ...

11. Шкала «Ситуация "Мы-взаимодействия"» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • - Мне приятно, когда мы с моим ребенком ...
  • - Мои ребенок и я ...
  • - Наши отношения с ребенком ...

Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.

Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.

Идеальный образ ребенка отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей (шкалы 5, 6, 7).

Реальный образ ребенка включает в себя представления родителей о значимых особенностях и качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) образа ребенка в настоящем — оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа.

Блок «Образ отношений в семье» включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье (шкала 11).

Определенную информацию дают результаты ответов родителей на нейтральные незаконченные предложения (шкала 1). По этой шкале родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме.

Сочинения родителей анализируются по следующим критериям: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем). Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».

Полное описание методики приведено в Приложении 2.

В проведенном нами исследовании[1] (2004 — 2005 г.г.) было проанализировано 61 сочинение родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные учреждения и проживающих в г. Москве.

Общее количество контент-единиц по выборке составило 1720.

Категории высказываний

Контент-анализ сочинений родителей позволил выделить ряд категорий высказываний, специфичных для каждого блока анализируемых показателей.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1229.