10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... вместе ходим на концерты, спектакли, в цирк.
20. Мой ребенок и я ... во многом похожи.
30. Наши отношения с ребенком ... надеюсь, будут такими же доверительными всегда, как сейчас.
Сравнительный анализ особенностей родительских сочинений показывает (Приложение 1), что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах родительско-детского взаимодействия. В целом можно сказать, что родителей дошкольников волнует физическое благополучие ребенка, получение им образования в школе и даже вузе. Почти при всех типах взаимодействия отмечается наличие категории «дружба» в описании взаимоотношений с ребенком, что говорит о том, что уже в старшем дошкольном возрасте родитель относится к ребенку с позиции потенциально равного партнера.
Говоря о специфических отличиях, необходимо отметить, что у Диад с конфликтным типом взаимодействия наблюдается слабая ориентация родителей на эмоционально-личностные особенности Ребенка. Родители больше ориентированы на внешние особенности Ребенка: физическую активность, внешность, особенности общения, Достижения ребенка. Гармоничному типу, наоборот, характерна ориентация родителей на положительные личностные качества ребенка, где наиболее часто упоминаемое качество ребенка — «доброта». Дистантному типу характерно амбивалентное отношение к качествам ребенка. Дистантным родителям важна самостоятельность ребенка. Доминирующий родитель (тип взаимодействия «Родитель-диктатор») отмечает в ребенке большую зрелость, по сравнению со сверстниками. Подчиняющийся родитель (тип взаимодействия «Ребенок-диктатор») отмечает в ребенке хорошо развитые коммуникативные и волевые качества, речевую активность и любознательность.
Характер опасений родителей и восприятие причин трудностей во взаимодействии с ребенком также различаются.
При конфликтном типе родителей беспокоит физическое благополучие и непослушание ребенка с негативными эмоциональными проявлениями.
Доминирующий родитель опасается, что его ребенок может попасть под чужое влияние.
Подчиняющийся родитель говорит об опасениях, связанных с личностным развитием ребенка (часто упоминается «эгоизм») и о своем неумении воздействовать на ребенка.
Литература
- Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989,
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.
Приложение 1
Сравнительный анализ родительских сочинений по типам взаимодействия «Ребенок—родитель»
Тип взаимодействия
1. Конфликтный тип
| 2. Гармоничный тип
| 3. Дистантный тип
| 4. «Родитель-диктатор»
| 5. «Ребенок-диктатор»
|
Параметры сравнения
| Примечания
| Слабая ориентация на эмоционально-личностные особенности ребенка, распространенность описания низкая, по сравнению с другими группами выражена ориентация на настоящее
| Выражена центрированность на отношениях с ребенком (в настоящем, прошлом)
| Редко упоминается категория «доброта», выражена амбивалентность в описании ребенка, по сравнению с другими группами, выражена ориентация на будущее
| По сравнению с другими группами, ожидания от ребенка наиболее конкретизированы
| В актуальном образе ребенка почти не встречаются определения «тревожен», «плаксив» и часто встречается упоминание об эгоизме, акцент на значимости для родителя позитивного эмоционального настроения у ребенка
|
Значимые характеристики
| Коммуникативные качества, различные способности
| Личностные качества (доброта как наиболее встречаемое качество)
| Самостоятельность. Эмоциональный знак выраженно-нейтральный или амбивалентный
| Коммуникативные качества
| Волевые качества, любознательность, речевая активность
|
Положительная оценка ребенка
| Способности, физическое благополучие
| Личностные качества
| Коммуникативная сфера, самостоятельность
| Личностные и волевые качества
| Самостоятельность, коммуникативные качества, умение «разбираться в жизни»
|
Сравнительная оценка ребенка
| Коммуникативные качества
| Коммуникативные качества
| Коммуникативные качества
| Большая «зрелость», по сравнению со сверстниками, выражена центрированность родителя на себе
| Коммуникативные качества, отмечается удовлетворенность поведением ребенка
|
| Опасения
| Физическое благополучие, послушание
| Обобщенные или относительно здоровья
| Выраженные тенденции не выявлены
| Подчинение чужому влиянию
| Личностные особенности ребенка, самоконтроль, здоровье, внешние влияния
|
| Образ ребенка в прошлом
| Положительная оценка физической стороны развития и деятельностных предпочтений
| Позитивное внутрисемейное взаимодействие, негативные эмоциональные реакции ребенка
| Констатация отсутствия проблем с ребенком (спокойный, послушный)
| Положительная эмоциональная окраска, отмечаются категории внешности, когнитивного развития, физической активности
| Отмечаются категории беспокойства, капризов
|
| Интересы ребенка
| Не имеют яркой выраженности, тенденция к физическим занятиям
| Широкий диапазон с выраженным предпочтением игры
| Продуктивные виды деятельности
| Нет выраженной тенденции в предпочтениях
| Продуктивные виды деятельности, игра
|
| Образ отношения с ребенком
| Положительно окрашенный, приоритет определенных категорий не выявлен
| Наиболее выражена категория дружбы
| Декларация близости без выраженной позитивной эмоциональной окраски
| Выражена категория дружбы. Эмоциональная оценка отношений критическая и ситуативная
| Акцент на совместности во взаимодействии, но сфера позитивно окрашенной совместной деятельности ограничивается отдыхом, категория совместных занятий почти не представлена, как и категория дружбы
|
| Причины трудностей
| Негативные эмоциональные реакции ребенка
| Волевые и коммуникативные качества ребенка
| Личностные и волевые качества ребенка
| Волевые качества ребенка
| Волевые качества ребенка, взаимодействие с ребенком (неумение воздействовать на него)
|
| Образ будущего
| Успешность, достижения в различных областях
| Обобщенные или связанные со здоровьем
| Обучение в школе, здоровье
| Требования послушания, но и активности в достижении целей
| Ориентация на получение образования (часто высшего), требования послушания и самоконтроля
|
Приложение 2
Рекомендации к проведению методики «Родительское сочинение»
Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.
Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.