КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2018 г.

 

 

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине

«микробиология»

 

направление подготовки: 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия,

35.03.05 Садоводство.

 

Рекомендована кафедрой «Общей и частной зоотехнии»

Протокол №_1_ от _4 сентября_ 2018 г.

 

Макеевка – 2018 год


УДК 330

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Микробиология» для студентов направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство, / Сост. Иванова Е.Г– Макеевка: ДОНАГРА, 2018. – 25 с.

 

 

Представлены теоретические и методические рекомендации по изучению дисциплины «Микробиология» и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

 

 

Составители:             ст. преподаватель Иванова Е.Г.

                                      

 

 

Ответственный за выпуск: проф. Тарасенко Л.М.

 

ÓДОНАГРА, 2018 год




ВВЕДЕНИЕ

 

- Задачами курса «микробиология» является ознакомление студентов с систематикой, морфологией, генетикой и размножением бактерий; метаболизм микроорганизмов, участием микроорганизмов в превращениях различных соединений. Основной задачей курса является формирование у слушателей понятия о роли микроорганизмов в почвообразовательном процессе и воспроизводстве плодородия почв, микробиологических процессах при получении органических удобрений; о влиянии агротехнических приемов на почвенные микроорганизмы; о возможности использования микроорганизмов в технологиях сельскохозяйственного производства. 

Методические рекомендации содержат указания по изучению разделов, рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине, перечень контрольных заданий, перечень экзаменационных (зачетных) вопросов, основную и дополнительную литературу курса. Рекомендации предназначены для студентов очной и заочной формы обучения.

 



Содержание учебного материала

Содержательный модуль 1. Общие положения экономического развития

Тема 1. История и перспективы развития  микробиологической науки

1. Понятие о микроорганизмах

2. Предмет и задачи микробиологии

3. Краткая история становления микробиологии как науки: описательный (морфологический) период развития микробиологии., физиологический период развития микробиологии.

4. Современный этап развития микробиологии.

Тема 2 Морфология и систематика микроорганизмов

1. Понятие о систематике микроорганизмов.

2. Строение бактериальной клетки.

3. Морфология бактерий.

4. Царство Procaryotae. Отделы и классы.

5. Царство Vira. Критерии систематики и размножение вирусов.

6. Царство Mycota. Отделы и классы.

Тема 3. Физиология микроорганизмов

1. Химический состав микробной клетки.

2. Механизмы поступления питательных веществ в клетку: особенности метаболизма у бактерий, источники углерода и типы питания, источники энергии и доноры электронов, транспорт питательных веществ.

3.Дыхание микроорганизмов (биологическое окисление или энергетический метаболизм).

4. Ферменты микроорганизмов.

5. Основные методы культивирования микроорганизмов.

Тема 4. Генетика микроорганизмов. Формы взаимоотношений микроорганизмов.

1. Преимущества работы с микроорганизмами.

2. Организация генетического аппарата микроорганизмов.

3. Механизмы, вызывающие изменение генетической информации.

4.Практическое использование достижений генетики микроорганизмов и генная инженерия в микробиологии.

5.Симбиотические, антагонистические и паразитические взаимоотноше-ния у микроорганизмов. Типы симбиоза.

6. Межвидовая конкуренция.

7 Классификация межвидовых связей в сообществе.

Вопросы для выполнения контрольной работы

1. Современные достижения микробной биотехнологии и внедрение их в практику сельского хозяйства.

2. Мир микроорганизмов и его разнообразие.

3. Роль микроорганизмов в природе и сельскохозяйственном производстве.

4. Роль микробиологии в охране окружающей среды.

5. Описательный период развития микробиологии. Работы А. ван Левенгука, Д. С. Самойловича, М. М. Тереховского.

6. Физиологический период развития микробиологии. Открытия Л. Пастера.

7. Развитие микробиологической науки в России. Значение работ Д. И. Ивановского, И.И. Мечникова, Л. С. Ценковского, Н. Ф. Гамалеи и других.

8. Значение микробиологии для сельского хозяйства и практической деятельности агронома.

9. Роль микробиологии в агрономической деятельности.

10. Особенности строения мицелия, размножение, физиологические особенности мицелиальных грибов, их значение в природе и народном хозяйстве.

11. Бактерии, морфологические формы, движение, спорообразование, размножение.

12. Актиномицеты. Морфологические особенности, размножение, значение в природе и народном хозяйстве.

13. Рост и размножение прокариот, фазы роста и развития бактерий на питательной среде. Представить график.

14 Организмы неклеточной структуры (вирусы, фаги). Строение, основные свойства. Роль работ Д. И. Ивановского.

15.Организация генетического аппарата у микроорганизмов. Фенотипи-ческая изменчивость микроорганизмов.

16. Мутации, их разновидности. Мутагенные факторы.

17. Генетические рекомбинации бактерий.

18. Методы селекции микробов. Получение ценных форм микроорганиз-мов для сельского хозяйства.

19. Влияние температуры на жизнедеятельность микроорганизмов. Практическое использование действия высоких и низких температур.

20. Влияние влажности и различных концентраций солей на развитие микробов. Тургор, плазмолиз, плазмоптиз. Практическое использование этих знаний.

21. Влияние кислорода на жизнедеятельность микробов. Классификация микроорганизмов по отношению к кислороду. Использование в практической деятельности этих знаний.

22. Развитие микроорганизмов в зависимости от кислотности среды. Практическое использование этих знаний.

23. Химические факторы, влияющие на жизнедеятельность микробов. Практическое использование этих знаний.

24. Симбиоз, метабиоз. Сущность этих отношений. Примеры этих взаимоотношений среди микроорганизмов и между микробами и растениями.

25. Антагонизм. Его сущность. Конкретные примеры. Использование антагонистов в сельском хозяйстве.

26. Паразитизм. Хищничество. Их сущность. Конкретные примеры. Использование этих знаний в защите растений.

27. Химический состав клеток микроорганизмов. Механизмы поступления питательных веществ в микробную клетку.

28. Классификация микроорганизмов по способам питания. Сущность автотрофного и гетеротрофного питания. Сапрофиты и паразиты. Привести конкретные примеры.

29. Фотоавтотрофы и хемоавтотрофы. Основные представители. Их морфологические и физиологические особенности. Значение. Роль работ С. Н. Виноградского в изучении этих микробов.

30.Роль ферментов в жизнедеятельности микробной клетки. Классификация ферментов. Экзо- и эндоферменты. Использование микробных ферментов в народном хозяйстве.

31. Способы получения энергии для жизнедеятельности микроорганизмов. Аэробное, анаэробное дыхание, неполное окисление органических веществ, брожение.

32.Спиртовое брожение. Возбудители (дать рисунок). Их морфологические и физиологические особенности. Динамика процесса. Значение.

33.Молочно-кислое брожение. Химизм. Морфологические и физиологические особенности возбудителей (дать рисунок). Использование их для приготовления кисломолочных продуктов.

34.Квашение овощей и плодов, силосование и сенажирование кормов - как приемы консервирования, основанные на молочно-кислом брожении. Методы регулирования.

35.Масляно-кислое брожение. Характерные особенности и свойства возбудителей (дать рисунок). Химизм процесса. Значение.

36.Пектиновое брожение. Характеристика возбудителей (дать рисунок). Химизм процесса. Значение в первичной обработке лубоволокнистых растений.

37.Микроорганизмы, разрушающие клетчатку, лигнин. Особенности процесса в аэробных и анаэробных условиях. Характеристика возбудителей. Значение этих процессов для сельского хозяйства.

38.Неполное окисление углеводов в уксусную и другие органические кислоты. Возбудители, химизм. Использование этих процессов в народном хозяйстве.

39.Аммонификация белковых веществ и мочевины. Микроорганизмы. Характеристика возбудителей. Химизм. Методы регулирования процесса в почве и при хранении навоза.

40.Процесс нитрификации. Морфологические и физиологические особенности возбудителей. Динамика процесса. Роль работ С.Н. Виноградского. Значение нитрификации в почве и при хранении навоза.

41.Процесс денитрификации. Химизм. Возбудители. Особенности энергетического обмена у них. Значение этого процесса в обеднении почвы азотом, методы регулирования агротехническими приемами.

42.Биологическая фиксация молекулярного азота. История изучения этого вопроса.

43.Аэробные свободноживущие азотфиксирующие микроорганизмы. Их биологические особенности. Значение и практическое использование.

44. Анаэробные азотфиксирующие микроорганизмы (на примере Clostridium pasteurianum). Морфологические и физиологические свойства. Влияние почвенных факторов на их жизнедеятельность.

45.Клубеньковые бактерии. Сущность симбиоза. Специфичность, вирулентность, активность (эффективность), конкурентоспособность. Цикл развития. Влияние внешних факторов на их развитие. Значение.

46 Участие микроорганизмов в круговороте серы. Процессы минерализации органических соединений серы, сульфофикация, десульфофикация, характеристика возбудителей, условия, определяющие их развитие. Значение превращений среды в природе и для сельского хозяйства.

47.Превращение микроорганизмами органических соединений фосфора. Роль микроорганизмов в переводе недоступных минеральных соединений фосфора в растворимые, доступные для растений. Значение этих процессов для земледелия.

48.Роль микроорганизмов в превращении соединений железа. Морфологические и физиологические особенности возбудителей. Значение.

49.Использование микроорганизмов для получения кормового белка и незаменимых аминокислот, витаминов и ферментов.

50.Микроорганизмы, продуцирующие антибиотические вещества. Их характеристика. Использование антибиотиков в защите растений и в животноводстве.

51.Пищевые и кормовые отравления, вызываемые токсинами микробного происхождения. Микотоксикозы. Методы предупреждения.

52.Основные направления исследований почвенной микробиологии.

53.Роль русских и советских ученых в становлении почвенной микробиологии (П. А. Костычев, Д. И. Ивановский, С. Н. Виноградский, В. Л. Омелянский, Б. Л. Исаченко, Н. А. Красильников и другие).

54.Общая характеристика методов изучения состава и численности почвенного микронаселения.

55.Роль микроорганизмов в почвообразовательном процессе.

56.Роль микроорганизмов в формировании и разрушении перегноя.

57.Воздушный режим почвы как фактор, определяющий направленность микробиологических процессов в почве.

58.Влияние активной кислотности на микрофлору почвы. Методы регулирования.

59.Влияние температуры и влажности на жизнедеятельность микроорганизмов почвы.

60.Влияние механического состава на деятельность почвенных микроорганизмов.

61.Роль биологического фактора в формировании ценозов почвы. Типы взаимоотношений микроорганизмов.

62. Количественный и качественный состав микрофлоры разных типов почв. Привести цифровые данные.

63. Характеристика основных групп почвенного микронаселения (зимогенная, автохтонная, олиготрофная и автотрофная).

64. Структура микробного ценоза почв.

65.Роль биологического азота в земледелии.

66.Качественный и количественный состав микроорганизмов навоза и микробиологические процессы, происходящие при заготовке органических удобрений.

67.Влияние минеральных удобрений на состав микрофлоры и плодородие почвы.

68.Влияние органических удобрений на почвенную микрофлору и плодородие почвы.

69.Влияние пестицидов на почвенную микрофлору. Факторы, определяющие скорость разложения пестицидов в почве.

70.Влияние севооборотов на почвенное микронаселение и плодородие почвы.

71.Нитрагин (ризоторфин, ризобин), получение, применение и влияние на урожай.

72. Азотобактерин (ризофил), получение, применение. Положительное действие на растение. Условия, способствующие его эффективности.

73. Фосфоробактерин, получение, применение. Положительное действие на растение.

74. Применение бактериальных удобрений как способ активизации полезной почвенной микрофлоры и повышения продуктивности растений.

75. Микоризация растений.

76.Микробиологические средства защиты растений. Преимущества микробиологического метода борьбы перед химическим.

77.Биопрепараты в защите растений от вредных насекомых. Препараты бактериального, грибного и вирусного происхождения.

78.Явление антагонизма. Антибиотики и их применение в растениеводстве.

79.Биопрепараты в защите растений от возбудителей заболеваний.

80.Гиббереллин и его использование.

81.Микробиологические процессы, происходящие при сушке сена и продуктов сельского хозяйства.

82.Микробиологические процессы, происходящие при силосовании кормов, и их регулирование.

83.Сенажирование кормов. Микробиологические процессы при созревании сенажа.

84.Методы регулирования микрофлоры при холодном и горячем способах силосования.

85.Химические и микробиологические показатели качества кормов.

86.Распространение микробов в воде. Микробиологические показатели загрязненности воды.

87.Способы обеззараживания воды.

88.Микрофлора воздуха, пути загрязнения воздуха микроорганизмами.

89.Распространение возбудителей инфекционных заболеваний через воду и воздух.

 

Таблица - Порядок распределения вопросов по номеру зачетной книжки

 

 

 

предпоследняя цифра зачетной книжки

 

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

последняя цифра зачетной книжки

0

1, 89

2, 88

3, 87

4, 86

5, 85

6, 84

7, 83

8, 82

9, 81

10, 80

1

11, 79

12, 78

13, 77

14, 76

15,75

16, 74

17, 75

18, 76

19, 75

20, 74

2

21, 73

22, 72

23, 71

24, 70

25, 69

26, 68

27, 67

28, 66

29, 65

30, 64

3

31, 63

32, 62

33, 61

34, 60

35, 59

36, 58

37, 57

38, 56

39, 55

40, 54

4

41, 53

42, 52

43, 51

44, 50

45, 49

46, 48

47, 40

48, 39

49, 40

50, 41

5

51, 42

52, 43

53, 44

54, 45

55, 46

56, 47

57, 48

58, 49

59, 50

60, 51

6

61, 52

62, 53

63, 54

64, 55

65, 56

66, 57

67, 58

68, 59

69, 60

70, 61

7

71, 62

72, 63

73, 64

74, 65

75, 66

76, 67

77, 68

78,69

79, 70

80, 71

8

81, 72

82, 73

83, 74

84, 75

85, 76

86, 77

87, 78

88, 79

89, 80

1, 81

9

2, 82

3, 84

4, 85

5, 86

6, 87

7, 85

8, 86

9, 87

10, 88

11, 89

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная

1. Емцев, В. Т. Микробиология : учебник [по направлениям и специальностям агрономического образования] / В. Т. Емцев, Е. Н.Мишустин. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 445 с. -(Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-3019-1

2. Звягинцев Д.Г., Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. М.: МГУ,

2005.

3. Коростелёва Л.А. Основы экологии микроорганизмов .учебное пособие

[по направлениям 020800.62 - "Экология", 110200.62 - "Агрономия", 110100.62 - "Агрохимия и агропочвоведение", 020800.68 - "Экология иприродо-пользование", 110100.68 - "Агрохимия и агропочвоведение"]. –СПб . : Лань, 2013

4. Микробиология: Учебник для агротехнологов/ О.Д. Сидоренко и др. —

М.: ИНФРА-М,2016. — 286 с.: ил. — (Высшее образование:

Бакалавриат). http://znanium.com

5. Микробиология продуктов животноводства (практическое руководство): Учебное пособие/О.Д.Сидоренко - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 172 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-010033-3 http://znanium.com

6. Нетрусов, А. И. Общая микробиология : учебник / А. И. Нетрусов, И. Б.

Котова. - М. : Академия, 2007. - 288 с.

7. Теппер Е.З., Шильникова В.К., Г.И. Переверзева Практикум по микробиология М.: Дрофа, 2004.

 

Дополнительная

1. Гусев М.В., Минеева Л.А. Микробиология. М.: МГУ, 2004.

2. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию. М.: Книжный дом «Университет», 2004.

3. Шлегель Г. Общая микробиология, М.: Мир, 1987.

 4. Громов Б.В. Павленко Г.В. Экология бактерий. Л.: ЛГУ, 1989.

 5. Шильникова В.К., Серова Е.Я. Микроорганизмы-азотонакопители на службе растений. М.: Наука, 1983.

6. Стейниер Р., Эдельберг Э., Ингрем Дж. Мир микробов. М.: Мир, 1987, Т.1…3.

7. Современная микробиология. Прокариоты. /под ред. Ленгелера И., Древса Г., Шлегеля Г. М. Мир, 2005, т. 1,2.

8. Шлегель Э.Г. История микробиологии. М. УРСС, 2005.

Периодическая

1. Микробиология: научный журнал. Режим доступа: http://www.maik.ru/cgi-bin/list.pl?page=mikbio

Интернет ресурсы

1. Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru

2. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека http://www.cnshb.ru/

3. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru

4. ФЕРМЕР.RU - главный фермерский портал http://www.fermer.ru/

5. АГРОПОРТАЛ. Информационно-поисковая система АПК http://www.agroportal.ru


Контрольные вопросы для самоподготовки

 

1. Строение клетки микроорганизмов.

2. Функции, которые выполняют органеллы клетки.

3. Запасные питательные вещества, накапливающиеся в клетке.

4.  Микроорганизмы, не имеющие клеточной стенки.

5. Организация генетического материала у прокариотов и эукариотов.

6. Способы движения микроорганизмов. Строение структур, отвечающих за движение.

7. Особенности строения актиномицетов.

8. Характерные особенности микроскопических грибов.

9. Биоэнергетика микробной клетки. Механизмы и сущность процессов.

10.Роль белков, нуклеиновых кислот и углеводов в клетке.

11.Механизм переноса через мембраны клеток.

12.Что положено в основу деления клетки по типам питания?

13.Элементный состав клеток. Какие элементы относятся к макромикроэлементам?

14.Каким образом мицелиальные грибы усваивают высокомолекулярные

биополимеры?   

15.Ферменты, их свойства и классификация. Роль ферментов в превращении веществ микроорганизмами.

16.Морфологические, культуральные и биологические изменения микроорганизмов.

17.Вещества, образующиеся микроорганизмами в процессе своей жизнедеятельности.

18.Какой фактор внешней среды является определяющим для микроорганизмов?

19.Механизмы действия на клетку температуры, рН, высушивания, давления и радиации.

20.Какие вещества в клетке определяют возможность роста в зависимости от температуры и как соответственно отличается их химический состав у термо- и психрофилов?

21.Температурные режимы, необходимые для уничтожения вегетативных клеток микробов и спор бактерий, грибов, дрожжей.

22.Какие химические вещества и почему губительно действуют на микроорганизмы?

23.Роль микроорганизмов в круговороте железа в природе.

24.Роль фосфорных бактерий в круговороте фосфора и превращении органических

25.соединений фосфора в доступную для растений форму.

26.Десульфофиксация или превращение соединений серы микроорганизмами.

27.Превращение азота в природе.

28.Под действием каких групп микроорганизмов происходит процессы аммонификации, нитрификации, денитрификации и фиксации молекулярного азота.

29.Роль микроорганизмов в круговороте углерода в природе.

30.под действием каких групп микроорганизмов и при каких условиях протекает спиртовое брожение.

31.Возбудители гомоферментативного и гетероферментативного молочнокислого брожения.

32.Возбудители пропионовокислого брожения.

33.Чем обусловлена высокая устойчивость возбудителя маслянокислого брожения к неблагоприятным внешним факторам.

34.В каких сферах жизнедеятельности человек использует различные виды брожения?

35.Отличия свободноживущих и клубеньковых бактерий по эффективности связывания азота.

36.Определение численности микроорганизмов на жидких средах.

37.Особенности питательных сред при определении аммонифицирующей активности почвы и микроорганизмов.

38.Как определяют актуальную (полевую активность и потенциальную активность азотфиксации в почве)?

39.Как готовят препараты культур клубеньковых бактерий при определении нитрогеназной активности симбиотических азотфиксирующих бактерий.

40.Особенности выделения чистой клубеньковых бактерий у однолетних и многолетних бобовых растений.

41.На чем основан метод определения общего активного симбиотического потенциалов и удельной активности симбиоза.

42.Какие микроорганизмы и при каких условиях вызывают порчу зерна?

43.Продукты жизнедеятельности грибков, отражающиеся на качестве зерна.

44.Отличия микотоксикозов от микозов.

45.Как эпифитная микрофлора влияет на растение до и после его скашивания.

46.роль микроорганизмов в процессе приготовления сена.

47.Особенности микробиологических процессов при приготовлении силоса и сенажа.

48.Морфологические и ферментативные свойства молочнокислых стрептококков и палочек, участвующих в сбраживании силоса.

49.Какие микроорганизмы и при каких условиях вызывают пороки молока?




По шкале ECTS

По государственной шкале

Определение

для экзамена, курсовой работы, практики для зачета A 90-100 «Отлично» (5)

зачтено

отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей B 80-89

«Хорошо» (4)

хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) C 75-79 хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) D 70-74

«Удовлетворитель­но»

(3)

удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков E 60-69 достаточно – выполнение удовлетворяет минимальные критерии FX 35-59 «Неудовлетвори­тельно» (2) не зачтено с возможностью повторной сдачи неудовлетворительно – с возможностью повторной аттестации F 0-34 «Неудовлетвори­тельно» не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины неудовлетворительно – с обязательным повторным изучением дисциплины (выставляется комиссией)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Образец оформления титульного листа контрольной работы

 

Министерство образования и науки


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По учебной дисциплине _____________________________________________

Вариант № _______

Тема: _____________________________________________________________

 

 

Работа выполнена:

обучающимся ____ курса,

заочной формы обучения,

направления подготовки (профиль) _____

____________________________________

                  (ФИО обучающегося)

«__»_______20__г.

____________________________________

                    (подпись обучающегося)

 

Работа проверена:

____________________________________

                  (ученая степень, ученое звание, ФИО)

«__»______20__г.

оценка______________________________

                            (зачтено, не зачтено) 

____________________________________

                                          (подпись)

 

Макеевка, 20__ г.


(пример оформления Содержания)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………… 4

1. Культуральные свойства бактерий…………………………………..…………5

2.Тинкториальные свойства бактерий …………………………………………..14

3.Простые и сложные методы окрашивания………….. …………………….….21

Заключение……………………………………………………………………..….27

Список использованных источников……………………………………….........29

 


(пример оформления Таблицы)

 

 

Таблица 1.1

Оценка качества молока по пробе на редуктазу

Продолжительность обесцвечивания Количество бактерий в 1 мл молока. Класс молока Оценка качества молока
Свыше 5 час.30 мин Менее 500 тыс. I Хорошее
С 2 ч.до 5 часов 30 мин От 500 тыс. до 4 млн. II Удовлетворительное
Свыше 20 мин. До 2 ч. От 4 млн. до 20 млн. III Плохое
20 мин и менее 20 млн. и выше. IV Очень плохое

 

 

(пример оформления Рисунков)

 

Рис. 2.1. Изменение реальной начисленной среднемесячной заработной платы в отдельных отраслях экономики (в % к предыдущему году)

 

 

 

 

Рис. 2.2. Взаимные расположения кокков: а - микрококки; б - диплококки;

          в - стрептококки; г - тетракокки; д - стафилококки; е – сарцины

 

 

(пример оформления Формул)

 

 

Общее микробное число воздуха рассчитывают по формуле Омелянского

 

Х = 5 ·А· 100 · 1000

С · 10 · S

Где: Х– количество микробов в 1 м3 воздуха – микробное число;

А – коли-чество колоний в чашке Петри;         

S – площадь чашки Петри (если d = 8, то S = 50; d = 9, S = 63; d = 10, S = 78, 5 см 2);

С – экспозиция посева.

 

(пример оформления Списка использованных источников)

 

 

1.   Грязнева Т.Н., Родионова В.Б., Муравьева В.Б., Бурлакова Г.И., Шайкова Н.В. Самостоятельная подготовка студентов по дисциплине «Микробиология» с тестовыми заданиями: Учебное пособие.- М.: ФГОУ ВО МГАВМиБ – МВА имени К.И. Скрябина.- 2016.- 67 с.

2. Колычев Н.М., Госманов Р.Г. Ветеринарная микробиология и микология: Учебник.- М.: Лань.- 2014.- 624 с.

3. Скородумов Д.И., Родионова В.Б., Костенко Т.С. Практикум по ветеринарной микробиологии и иммунологии.- М.: Изд-во «Зоотехния».- 2008.- 224 с.

4. Биология. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Г. М. Дымшиц и др. ; под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 224 с. : ил.

5. Биология. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц, Л. Н. Кузнецова и др. ; под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 223 с. : ил.

 

 



КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2018 г.

 

 

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине

«микробиология»

 

направление подготовки: 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия,

35.03.05 Садоводство.

 

Рекомендована кафедрой «Общей и частной зоотехнии»

Протокол №_1_ от _4 сентября_ 2018 г.

 

Макеевка – 2018 год


УДК 330

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Микробиология» для студентов направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство, / Сост. Иванова Е.Г– Макеевка: ДОНАГРА, 2018. – 25 с.

 

 

Представлены теоретические и методические рекомендации по изучению дисциплины «Микробиология» и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

 

 

Составители:             ст. преподаватель Иванова Е.Г.

                                      

 

 

Ответственный за выпуск: проф. Тарасенко Л.М.

 

ÓДОНАГРА, 2018 год




ВВЕДЕНИЕ

 

- Задачами курса «микробиология» является ознакомление студентов с систематикой, морфологией, генетикой и размножением бактерий; метаболизм микроорганизмов, участием микроорганизмов в превращениях различных соединений. Основной задачей курса является формирование у слушателей понятия о роли микроорганизмов в почвообразовательном процессе и воспроизводстве плодородия почв, микробиологических процессах при получении органических удобрений; о влиянии агротехнических приемов на почвенные микроорганизмы; о возможности использования микроорганизмов в технологиях сельскохозяйственного производства. 

Методические рекомендации содержат указания по изучению разделов, рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине, перечень контрольных заданий, перечень экзаменационных (зачетных) вопросов, основную и дополнительную литературу курса. Рекомендации предназначены для студентов очной и заочной формы обучения.

 



Содержание учебного материала

Содержательный модуль 1. Общие положения экономического развития

Тема 1. История и перспективы развития  микробиологической науки

1. Понятие о микроорганизмах

2. Предмет и задачи микробиологии

3. Краткая история становления микробиологии как науки: описательный (морфологический) период развития микробиологии., физиологический период развития микробиологии.

4. Современный этап развития микробиологии.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 659.