Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т. е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей, указывающих на:
- последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);
- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть);
- итог, вывод (итак, таким образом, значит, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать …).
В некоторых случаях словосочетания рассмотренного выше типа способствуют улучшению рубрикации текста.
Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые сведения и характеристики научных фактов, понятий, явлений.
Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.
Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте диссертационной работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.
Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Речь ясна, если каждое слово в предложении а) при первоначальном восприятии понимается именно в том из возможных значений, в котором оно употреблено пишущим; б) сразу же относится к тому слову в предложении, с которым оно было связано в мысли пишущего. Особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении. Доступность и доходчивость (простота изложения) способствуют тому, что текст магистерской диссертации читается легко, то есть когда мысли автора воспринимаются без затруднений.
Краткость – также необходимое и обязательное качество научной речи, определяющее ее культуру. Цель этого качества можно сформулировать следующим образом: как можно точнее и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть исключены из текста. Краткость в передаче содержания диссертации достигается, например, благодаря сокращениям слов и словосочетаний, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами. При первом упоминании повторяющегося термина заменяющая его аббревиатура приводится в круглых скобках.
Особенностью научного языка прозы является отсутствие экспрессии.
Стиль магистерской диссертации – это стиль безличного монолога. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я». Конструкции с местоимением «я» могут заменяться неопределенно-личными предложениями (например, «к проблеме социализации подходят с различных точек зрения»). Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что…») и страдательный залог («разработан феноменологический подход к проблеме»).
Качествами, определяющими культуру письменной научной речи, являются точность, ясность и краткость.
V . ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЕ ЗАЩИТЫ
Публикация в научном издании
Важным этапом подготовки магистерской диссертации является публикация промежуточных результатов исследования в научных изданиях. Этот вид работы мобилизует усилия студента на качественное выполнение поставленных задач, поскольку предполагает обнародование подготовленных материалов и выводов. К моменту защиты ВКР у выпускника должна быть опубликована, как минимум, одна научная статья объемом 3–5 страниц.
Научная статья – это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.
Выделяют следующие виды научных статей:
- научно-теоретические (описывают результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей);
- научно-практические, или эмпирические (построены на основе экспериментов и реального опыта);
- обзорные (содержат анализ достижений в интересующей научной области).
Научная статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации и обладать эффектом новизны.
Последовательность работы над научной статьей
В первую очередь, следует определить издание (научный журнал, сборник материалов конференции), в котором планируется разместить статью, изучить условия приема заявок, включая условия оплаты, и требования к оформлению материалов.
Далее следует определить тему и написать примерный план статьи (логичную последовательность изложения). На этом этапе становится понятно, каких материалов не хватает для полноценных и аргументированных выводов. Недостающие сведения надо найти.
Собранный материал необходимо логично сгруппировать и проанализировать. Затем можно приступать к написанию текста.
Научная статья состоит из следующих основных частей:
- название статьи (заголовок),
- аннотация,
- ключевые слова,
- введение,
- основная часть,
- заключение (выводы, анализ, обобщение, критика),
- список литературы.
Заголовок должен выполнять две задачи: отражать содержание статьи и привлекать интерес читателей. Пишется он в научном стиле. Желательно включить в заголовок несколько ключевых слов, относящихся к сути вопроса. Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.
Распространенные ошибки при составлении заголовка:
- заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем сам текст статьи (например, «Коучинг» – слишком широко; «Коучинг как инструмент эффективного обучения персонала» – конкретно);
- заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение;
- сенсационный заголовок; такие заголовки хороши в рекламных и новостных текстах, но для научной статьи они не годятся.
Если рассматриваемый вопрос не нов и не раз поднимался в научных работах, заголовок лучше начать словами «К вопросу о...», «К проблеме...», «К анализу...».
Аннотация – сжатая характеристика статьи. Некоторые издательства на включении ее в текст не настаивают. Если аннотация обязательна, в ней должны найти отражение ключевые сведения: суть проблемы, цели и основные авторские выводы, научная новизна.
Аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных фактов, подробностей. Она должна быть написана понятным языком, короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты, измерены, установлено и т. д.).
Ключевые слова – своего рода поисковый ключ к статье. Этот ключ обеспечивает поиск статьи в библиографических базах. Ключевые слова отражают основные положения, результаты, использованные термины. В качестве ключевых слов могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.
Во введении следует кратко ознакомить с объектом и предметом исследования, сформулировать гипотезу. Не лишним будет отразить результаты работы предшественников: что выяснено, что требует выяснения. Здесь же можно дать ссылки на предыдущие исследования для погружения в тему.
Основная часть – самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения, которые позволили сделать выводы. Если статья написана по результатам экспериментов, опытов, необходимо эти эксперименты детально описать, отразить стадии и промежуточные результаты. Если какие-то эксперименты оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия, повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков.
Выводы. В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения автора. Все выводы должны быть объективны.
Список литературы. В этом разделе приводятся ссылки на цитируемые работы.
Чтобы статья не затерялась в информационном потоке, ее нужно разместить в журнале или сборнике, включенном в базу данных РИНЦ (Российского индекса научного цитирования). В этом случае статья будет доступна читателям научной электронной библиотеки eLIBRARY, интегрированной с РИНЦ.
Автореферат
Автореферат магистерской диссертации – это краткая характеристика работы, в котором излагается ее основное содержание, главные идеи и выводы, показаны вклад автора в проведенное исследование: степень новизны и полученные результаты исследования. Автореферат визируется научным руководителем выпускной квалификационной работы, после чего студент получает допуск на защиту. Объем автореферата призван вместить самые необходимые сведения о работе и дать полное представление о ней: при этом он должен отвечать всем предъявляемым к студенческой научной работе требованиям. В автореферате не должно быть излишних подробностей, а также информации, которой нет в выпускной квалификационной работе.
В структурном отношении автореферат состоит из общей характеристики работы, ее краткого содержания, выводов. Текст автореферата начинается с раздела «Общая характеристика работы». Здесь должны быть отражены следующие моменты:
- актуальность;
- цель и задачи исследования;
- объект и предмет исследования;
- методы исследования;
- степень новизны работы (если имеется);
- полученные результаты и практическая значимость.
Здесь также указывается объем выпускной квалификационной работы в страницах, количество иллюстраций, таблиц и приложений, количество библиографических источников в списке литературы.
В следующем разделе «Основное содержание работы» кратко излагается содержание основной части выпускной квалификационной работы. Данный раздел призван дать достаточно полное представление о содержании всех глав работы. В краткой форме необходимо указать на состояние рассматриваемой проблемы, каким образом получены результаты, продемонстрировать сам ход исследования, изложить сущность использованных методов, кратко обосновывать их достоверность.
В разделе «Выводы» должна содержаться краткая, но вместе с тем исчерпывающая информация об итогах и выводах, полученных в ходе выполнения выпускной квалификационной работы. При этом необходимо указать возможные варианты решения поставленной в работе задачи и отразить обоснование выбранного варианта, практические предложения.
Рекомендуемый объем автореферата должен быть в пределах 5–7 страниц печатного текста.
Пример оформления титульного листа и оборота приведен в приложении А.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 445.