Руководство магистерской диссертацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В обязанности научного руководителя магистерской диссертации входит:

- помощь в определении темы и составлении индивидуального плана работы магистранта;

- оказание консультационной помощи в разработке теоретической и методологической базы исследования;

- консультирование по составлению библиографического списка и сбору данных;

- контроль за ходом диссертационного исследования и соблюдение утвержденного индивидуального плана;

- промежуточная и заключительная проверка магистерской диссертации;

- подготовка письменного отзыва по установленной форме (приложение А) с заключением о соответствии выполненной магистерской диссертации установленным требованиям

- подготовка магистранта к защите магистерской диссертации.

В письменном отзыве научный руководитель указывает на соответствие выполненной магистерской диссертации предъявляемым к ней требованиям и направлению подготовки; кратко характеризует проделанную магистрантом работу; отмечает ее актуальность, теоретический уровень и практическую значимость, полноту, глубину и оригинальность решения поставленных задач; дает оценку готовности работы к защите.

Следует помнить, что магистерская диссертация должна выполняться магистрантом самостоятельно, творчески. Руководитель дает рекомендации, что и как выполнять, а окончательное решение принимает автор.

 



II . СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Выпускная квалификационная работа (далее − ВКР) включает текстовую часть и иллюстрационно-графические материалы.

 

Структура ВКР должна соответствовать наиболее полному раскрытию утвержденной темы ВКР. Все структурные элементы ВКР должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

 

Текстовая часть ВКР должна содержать достаточное количество иллюстраций и таблиц, поясняющих излагаемый текст. Иллюстрации в ВКР могут быть представлены в виде схем, чертежей, фотографий, топографических и географических карт, различных диаграмм (графиков), скриншотов с монитора компьютера и др.

Разделы выпускной квалификационной работы ориентировочно предполагают следующий объем (70-100 страниц):

Введение – 5–10 страниц;

Глава 1 – 15–20 страниц;

Глава 2 – 20–25 страниц;

Глава 3 – 25–35 страниц;

Заключение – 2–5 страниц компьютерного текста.

 

 

Структурными элементами (реквизитами) текстовой части ВКР, располагаемыми в нижеуказанной последовательности, являются:

титульный лист;

задание на выполнение ВКР;

содержание;

введение;

основная часть;

 

заключение;

список использованных источников;

список иллюстрационно-графического материала;

приложения.

 

Заголовки нижеуказанных структурных элементов текстовой части ВКР следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами полужирным шрифтом:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ и т.д.

 

Введение

 

Введение ‑ очень ответственная часть магистерской диссертации. Обычно оно составляет около 10 % общего объема работы.

Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики.

Основные части введения – актуальность темы, степень ее изученности, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, формулировка практической значимости работы, методы исследования, структура работы.

 

Актуальность темы исследования – обязательный сегмент любой исследовательской работы. С обоснования актуальности выбранной темы должно начинаться введение.

Доказывая актуальность темы, магистрант должен учитывать, что в современной науке развиваются две стратегии развития познания: классическое предметно-дисциплинарное и проблемно-ориентированное. При этом магистерскую диссертацию характеризует четкая ориентация на второе, проблемно-ориентированное направление исследований, то есть на поиск актуального нового знания, целью которого является решение какой-либо социальной или технологической проблемы.

Сегодня наблюдаются высокие темпы перемен в жизни социума, и в «неожиданно» возникшей реальности проявляются проблемы, которые в прежнее время не могли быть отнесены к категории системообразующих. В современном мире непрерывно растут материальные потребности людей, ускоренными темпами изменяется среда жизнедеятельности, преобразуется социальная структура. Стратегическая ориентация общества на качественное обновление обозначается как инновационное развитие, а стиль жизни человека становится все более динамичным, ориентированным на новизну и позитивные перемены. Понятно, что индустрия туризма и гостеприимства должна чутко реагировать на меняющиеся потребности общества и использовать научное знание для практического совершенствования отрасли.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Нет необходимости начинать издалека. Достаточно в пределах 1–2 страниц машинописного текста показать главное.

Ниже приведены примеры ключевых фраз для обоснования актуальности.

Пример 1. Современная ситуация в… (указание предметной области) такова, что…

Пример 2. В теории и практике ... имеются предпосылки, которые позволили нам выполнить работу в данном направлении. К таковым можно отнести …

Пример 3. Как подтверждают результаты исследований в данной области, а также проведенные нами анкетирование, интервьюирование…

Примечание к примеру. Можно обозначить некоторые статистические или аналитические данные по состоянию предметной области с обязательной ссылкой на источник. В качестве источника может быть и проведенное исследование, результаты анкетирования и интервьюирования экспертов.

Описание актуальности темы должно заканчиваться формулировкой проблемы. Ключевой для этой цели может быть следующая фраза: «Обозначенные выше положения говорят об актуальности проблемы…».

 

Степень изученности темы. Чтобы сообщить о разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Это важный этап исследования, поскольку выбранная магистрантом тема может оказаться хорошо изученной. Если бакалаврской работе позволительно базироваться на результатах чужих исследований, то в магистерской диссертации должно присутствовать ноу-хау, должен обозначиться новый научный аспект.

Обзор показывает не только знакомство исследователя со специальной литературой, но и его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Поскольку магистерская диссертация обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.

 

Цель и задачи исследования. После определения актуальности темы и степени ее изученности логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели.

Цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь. Цель должна быть тесно связана с названием магистерской диссертации.

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это ситуация, требующая преобразования для достижения определенной цели.

Задачи ставятся в форме перечисления с использованием глаголов (установить…, изучить…, описать…, обосновать…, проанализировать…, выявить… и т. п.).

Формулировать задачи необходимо логично и тщательно, поскольку их последовательность должна указывать на ход работы, а решению каждой задачи должен посвящаться отдельный параграф. Следовательно, заголовки параграфов рождаются именно из формулировок задач, а число задач соответствует числу параграфов магистерской диссертации.

Рекомендации по формулировке задач:

- следует помнить, что должно быть соответствие между целью и задачами;

- следует помнить, что каждая из выделенных задач должна решаться в отдельном параграфе;

- среди задач, подлежащих решению, нужно выделить основные;

- задачи нельзя формулировать шире цели, они должны отражать ее;

- задачи не должны перекрывать друг друга.

 

Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект ‑ это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет ‑ это то, что находится в границах объекта. Значит, понятие «предмет исследования» конкретнее по содержанию. Именно предмет исследования определяет тему, заглавие и цель магистерской диссертации.

 

Научная новизна магистерской диссертации. Научные положения могут представлять собой:

- новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в работе, рассматривается впервые;

- новая постановка известных проблем или задач (например, снятие допущений, принятие новых условий);

- новый метод решения проблем или задач, существующих (возникших) противоречий;

- новое применение известного решения или метода;

- новые следствия из известной теории в новых условиях;

- новые результаты эксперимента, их следствия;

- новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

- собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства;

- разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.

 

Практической значимости работы. Практическая значимость работы заключается в конкретных практических результатах, которые были получены. В формулировке необходимо указать результаты, определить место их применения в рассматриваемой сфере, а также уточнить на кого (для кого) направлены предлагаемые решения.

 

Методы исследования. Обязательным элементом введения выпускной квалификационной работы является также указание методов исследования, с помощью которых студент достигает цели и задач работы.

Понятие «метод» определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе. Это алгоритм действий магистранта.

Методы исследования подразделяются на общие (применяются в любых науках) и специальные (применяются в конкретной науке). Общие методы разделяют на теоретические и практические (эмпирические). Теоретические методы (анализ, синтез, аналогия, обобщение и др.) служат для систематизации фактического материала. Практические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.) связаны со сбором каких-либо данных об объекте и анализом результатов. С помощью этих методов обычно описывают новые предметы и явления, выявляют закономерности.

Методы следует согласовывать с задачами магистерской диссертации, чтобы ясно очертилось поле исследования (что изучает автор и как он это делает).

 

Структура работы. В конце вводной части необходимо представить структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать их расположение.

Основную часть магистерской диссертации следует разделить на главы и параграфы, которые должны иметь порядковые номера. Расположение компонентов содержания по главам и параграфам отражает основные завершенные этапы исследования и полученные промежуточные и заключительные результаты.

Структура магистерской диссертации – три главы (теоретическая, аналитическая, практическая), каждая из которых включает по два параграфа. Количество параграфов в главе можно при необходимости увеличить, избегая при этом избыточной конкретизации. Магистрант должен демонстрировать не только владение материалом, но и способность к обобщению.

 

Чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, выпускник должен ответить на следующие вопросы:

Актуальность: почему данную проблему (тему) нужно изучать в настоящее время?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: какая сторона объекта (новые отношения, свойства, функции и т.д.) рассматривается?

Цель: какой результат исследования студент намерен получить?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Формулировка всех этих характеристик будет зависеть от специфики темы исследования, сложности разрабатываемой темы, степени подготовленности студента.

 

Первая глава

 

Первая глава магистерской диссертации носит теоретический характер. В ней студент исследует предметную область на основе обзора литературы. В этой главе приводятся основные термины (понятия), связанные с темой магистерской диссертации; классификации. Здесь описываются (в зависимости от темы) характеристики систем и их элементов; процессов и их этапов и т. д.; формирование и функционирование; методы управления и совершенствования; оценка эффективности – все, что определяет сущность исследуемой проблемы.

Целесообразно не просто изучать имеющиеся литературные источники по проблеме исследования, но также выявлять сходства и различия точек зрения разных авторов, давать их анализ и обосновывать собственную позицию по тем или иным аспектам диссертации.

Теория вопроса может рассматриваться либо по хронологическому, либо по логическому принципу. Хронологический принцип подразумевает исследование динамики, развития явления в историческом аспекте. Логический принцип подразумевает последовательное выявление качеств изучаемого явления, его взаимосвязей с другими явлениями, практики использования. Важно также установить, как данное явление трактуется разными авторами. Если в ходе изучения литературы обнаружатся разночтения по теме, студент должен указать свою точку зрения, т. е. выбрать из множества версий одну и аргументировать это решение.

Чтобы грамотно написать теоретическую главу, необходимо проработать достаточно большое количество научных, научно-популярных, справочных, учебных и др. источников. Число источников не должно быть меньше 40.

В теоретической части нельзя целиком помещать разделы и главы из учебников, книг, статей. Такой способ написания главы будет оценен как примитивное переписывание без обдумывания содержания.

При использовании чужих данных, суждений следует ссылаться на автора (см. Библиографические ссылки).

В конце каждого параграфа должны быть сделаны тезисные выводы. Глава также заканчивается выводом, в котором в обобщенном виде представлена картина состояния вопроса на данном отрезке времени.

 

 

Вторая глава

 

Вторая глава – аналитическая. В ней магистрант устанавливает, как теоретические положения, описанные в предыдущей главе, реализуются в отрасли. Анализ обязательно должен касаться объекта и предмета исследования и может проводиться на международном, российском, региональном и/или местном уровнях. Результаты должны быть получены эмпирическим путем лично исследователем посредством применения методов научных исследований. На основе полученных данных магистрант формулирует новые неизвестные ранее закономерности развития изучаемого явления или обоснует необходимость изменений в изучаемой сфере.

Большая часть главы отводится характеристике объекта и, в зависимости от темы, анализу принципов его использования или функционирования в исследуемой предметной области, а также существующим функциональным ограничениям. На этом этапе работы от студента требуется умение:

- проводить сравнительный анализ;

- объективно выявлять результаты использования типовых и оригинальных решений.

Все значимые сегменты аналитической главы должны заканчиваться выводами.

На основе анализа должен появиться вывод по всей главе – обоснование необходимости поиска новых подходов и дальнейшей практикоориентированной деятельности в целях оптимизации использования (функционирования) объекта в рамках исследуемой предметной области.

 

Третья глава

 

Третья глава – практическая / проектная. В ней должен содержаться авторский способ достижения поставленной цели с учетом результатов анализа, проведенного во второй главе.

В третьей главе содержатся описание концепции проекта; доказательства его экономической (кадровой, познавательной, воспитательной и т. д.) целесообразности; характеристика работ по подготовке и практической реализации, прогнозирование возможного эффекта от проведенных мероприятий.

Разработка должна соответствовать требованиям, которые сегодня предъявляются заказчиками проектов.

Третья глава призвана показать способность магистранта к адаптации теоретического материала к решению конкретных практических задач. По ее результатам оценивается значимость всей диссертации для науки и практики.

 

Заключение

 

Магистерская диссертация должна включать заключение, выполняющее роль концовки. В этом разделе студент подводит итоги проведенной работы с обязательной привязкой к положениям, заявленным во введении. Здесь описывается ход достижения поставленной цели с соблюдением последовательности, определенной задачами. Иными словами, в заключении кратко излагается логика действий, которые предпринимались для того, чтобы цель была достигнута.

Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и влияет на оценку ГАК в процессе защиты.

Это выводное знание не следует подменять механическим суммированием выводов концов глав, представляющих собой краткое резюме. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность.

В некоторых случаях возникает необходимость указать линии продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Таким образом, заключительная часть магистерской диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, итоговую оценку проделанной работы и формулирование того нового, что вынесено его автором в изучение и решение проблемы.

 



III. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

Оформление титульного листа

 

Титульный лист является первым листом ВКР. Номер листа на титульном листе не проставляют.

 

На титульном листе в нижеуказанном порядке приводят следующие сведения:

 

– наименование «Министерство образования и науки Российской Федерации»;

 

– официальное наименование университета согласно Уставу УГНТУ (Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет»);

 

– наименование факультета (института, филиала);

– наименование выпускающей кафедры (в именительном падеже);

– индекс универсальной десятичной классификации (УДК);

– грифы рецензирования и допуска ВКР к защите;

 

– наименование темы ВКР;

– наименование «Выпускная квалификационная работа» и строкой ниже в круглых скобках − магистерская диссертация;

 

− шифр и наименование направления подготовки магистратуры и наименование магистерской программы;

 

– инициалы, фамилию и подпись лица, выполнившего ВКР;

– должности, ученые степени, инициалы и фамилии руководителя ВКР;

 

– место и год выполнения ВКР.

При заполнении элементов титульного листа необходимо соблюдать следующие правила:

– все слова на титульном листе, кроме наименования должностей и ученых степеней, пишутся полностью, без сокращений;

 

– не допускается подчеркивание и перенос слов в наименовании ВКР;

– точки ставятся только после инициалов;

− не допускается использование разреженного интервала между буквами в словах.

Наименование темы ВКР должно быть идентично наименованию темы, указанному в задании на выполнение ВКР и утвержденному соответствующим приказом ректора УГНТУ. Не допускается использование в наименовании темы ВКР различных аббревиатур, за исключением аббревиатур, обозначающих организационно-правовую форму предприятий, организаций и учреждений. Например, вместо аббревиатуры «… ЛПДС…» должно быть указано «… линейная производственно-диспетчерская станция …». Не допускается перенос на другую строку наименования организации (предприятия, учреждения) после указания аббревиатуры его организационно-правовой формы. Например, наименование организации ПАО «Транснефтепродукт» должно быть расположено на одной строке . Не допускается перенос на другую строку части текста после предлога или союза, они должны быть также перенесены. Например, в тексте «… автоматизации в резервуарном парке…» на следующую строку переносится часть текста, начиная с предлога: «… в резервуарном парке…».

 

Все подписи на титульном листе должны быть сделаны чернилами или пастой темного цвета (черного, синего или фиолетового) с указания даты подписания. Дата должна быть указана в цифровой форме в формате ЧЧ.ММ.ГГГГ или ГГГГ.ММ.ДД. Например, 03.05.2016 или 2016.05.03, если подпись поставлена третьего мая 2016 года.

В расшифровке подписи сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Инициалы имени и отчества печатаются без пробела, а между инициалами и фамилией ставится один пробел, например: А.Б. Варламов.

Должности и фамилии рецензентов допускается вписывать от руки чернилами, пастой или тушью темного цвета. Оттиск печати организации, работником которой является рецензент ВКР, не должен ставиться на подпись рецензента и дату подписания, а должен охватывать только часть слова «РЕЦЕНЗЕНТ» и наименования должности рецензента.

Образцы оформления титульных листов ВКР приведены в приложении А.

 

3.2 Оформление задания на выполнение ВКР

 

Вторым листом текстовой части ВКР, на котором также не проставляется номер листа, является задание на выполнение ВКР. Все строки задания на ВКР должны быть заполнены. Задание на выполнение ВКР должно быть подписано студентом и руководителем ВКР.

Все подписи на задании на выполнение ВКР должны быть выполнены чернилами, пастой или тушью темного цвета. Под подписью должна быть указана дата подписания в цифровой форме.

Пример оформления задания приведен в приложении А.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 422.