Кафедра Экономики и управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по самостоятельной работе студентов по дисциплине

 

«Цены и ценообразование»

 

для студентов заочной формы обучения

 

Таганрог

 

Г.


Автор составитель: Григоренко О.В.

 

 

В методических указаниях определены основные задания по темам учебной программы, на которые следует обратить внимание при подготовке к контролю по дисциплине. Указана литература, темы заданий.

 

 

2




ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Введение в ценообразование

 

 

Предмет курса. Структура курса. Роль и значение цен и ценообразования в национальной экономике. Взаимосвязь цен с другими экономическими категори-ями. Острота и сложность ценовой политики. Ценовая среда предприниматель-ства. Значение цен в экономике организаций.

 

Тема 2. Цена как экономическая категория.

 Экономическая природа цены. Различные трактовки понятия цены. Теории

 

цены. Цена как денежное выражение стоимости. Затраты труда и цены. Цена как измеритель экономических процессов. Цена и теория предельной полезности. Це-на спроса и полезность товара. Цена предложения и издержки производства. Рав-новесные цены. Особенности ценообразования в рыночных условиях. Учет пря-мых и обратных связей при формировании цен. Формирование цен на различных стадиях воспроизводственного процесса: производство; распределение; обмен; потребление.

 

Цена в системе управления макро- и макро экономикой. Роль цен в макро- и микроэкономикой. Функции цен. Понятие функции цен.

 

Измерительная функция цен. Особенности измерения затрат и результатов

 

в экономике страны. Учетная функция и эквивалентность обмена между произво-дителями и потребителями. Использование цен как критерия эффективности эко-номических процессов. Проявление измерительной функции цен в сфере госзаку-пок.

 

Перераспределительная функция цен. Уровень, динамика и структура цены

 

в системе перераспределительных процессов в экономике. Соотношения и пари-теты цен как показатели перераспределительных процессов, происходящих на макро- и микроэкономических уровнях. Использование перераспределительной функции цен в системе госзакупок.

 

Стимулирующая функция цен. Экономическая сущность стимулирующей функции цены. Поощрительное и сдерживающее воздействие цен на различные стороны экономического процесса. Воздействие цен на научно-технический про-гресс, эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, при-

родных и других ресурсов, совершенствование структуры производства и потреб-ления. Место стимулирующей функции в конкретной организации.

 

Функция балансирования спроса и предложения. Уровень цены и соответ-ствие спроса и предложения. Цена как стихийный регулятор общественного про-изводства. Цена равновесия. Эластичность спроса и перекрестная эластичность спроса от цен. Коэффициенты эластичности спроса и перекрестной эластичности. Цена в системе маркетинга. Балансирование спроса и предложения в конкретной организации.

 

Система функций цен. Противоречивость конкретных функций цены. Взаи-мосвязь между отдельными функциями цен.

 

Наиболее общие задачи, решаемые посредством цен. Покрытие затрат и обеспечение прибыли для нормальной работы организаций. Учет в цене взаимо-заменяемости и взаимодополняемости товаров, работ, услуг. Решение социальных и экологических проблем. Решение проблем, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

 

Тема 3. Система цен в рыночной экономике.

 Понятие системы цен. Общая характеристика системы цен. Динамичность

 

системы цен. Иерархическая структура системы цен. Причины взаимосвязи и вза-имозависимости цен, образующих единую ценовую систему: единая методологи-ческая основа формирования всех цен (законы стоимости, спроса, предложения); все организации, образующие народнохозяйственный комплекс, являются одно-временно и производителями, и потребителями, и продавцами, и покупателями. Основные элементы системы цен. Виды цен. Уровень цен. Структура цен. Дина-мика цен.

 

Виды цен. Классификация цен в зависимости от различных признаков. Ви-ды цен по характеру экономического оборота. Виды цен по этапам их формиро-вания. Дифференциация цен по сроку их действия. Виды цен по территории их действия. Виды цен по степени свободы. Рыночные и регулируемые цены. Диф-ференциация цен в зависимости от условий поставки (франкирование цен). Бир-

жевые и аукционные цены. Курс ценных бумаг как специфический вид цен; меха-низм образования и применения. Особенности ценообразования на рынке капита-лов. Цены банковских продуктов. Валютные курсы как цена валюты. Сферы при-менения различных видов цен. Механизм их взаимодействия.

 

Структура и соотношения цен. Понятие структуры цены. Информация, не-обходимая для определения структуры цены. Сферы применения структуры цены. Методы определения структуры цены. Соотношение цен как расчетный экономи-ческий показатель. Сферы применения показателя соотношения цен. Паритет цен.

 

Тема 4. Методология ценообразования.

 Понятие методологии ценообразования. Методика ценообразования. Мо-

 

дель цены. Структурные элементы методологии ценообразования.

 

Система ценообразующих факторов. Макроэкономические факторы цено-образования. Темпы экономического роста. Уровень инфляции. Состояние де-нежного обращения. Кредитно-денежная политика. Налоговая и амортизационная политика государства. Изменение валютного курса. Динамика и структура внеш-неторгового оборота. Государственное регулирование цен.

 

Факторы, влияющие на цены на микроэкономическом уровне. Платежеспо-собный спрос организаций и населения. Накопления и сбережения населения. Из-держки производства и обращения. Потребительские свойства и качество товаров. Возможность замещения товаров. Распределение чистой прибыли. Количество участников товародвижения. Организация сервисного обслуживания. Имидж ор-ганизации. Товарный знак (марка).

 

Характеристика основных правил ценообразования. Алгоритм, технология ценообразования. Нормативно-правовая база ценообразования. Изучение эконо-мической конъюнктуры рынка.

 

Технологическая последовательность процесса ценообразования. Разработ-ка концепции ценообразования. Обоснование и определение цен. Формирование системы цен. Контроль цен. Управление процессом ценообразования.

 

 

Понятие принципов ценообразования. Принцип научной обоснованности цен. Принцип целевой ориентированности цен. Принцип учета взаимных влия-ний. Принцип учета влияния на внутренние цены мировых цен. Принцип непре-рывности процесса ценообразования. Принцип единства формирования и кон-троля цен.

 

Определение методов ценообразования. Рыночные и расчетные методы це-нообразования. Затратные методы формирования цен. Параметрические методы. Методы определения цен на основе спроса. Методы, основывающиеся на рыноч-ной конъюнктуре.

 

Понятие объектов ценообразования. Товары, услуги, работы, интеллекту-альная собственность, природные ресурсы, информационные ресурсы, валюта, кредитные ресурсы как объекты ценообразования.

 

Понятие субъектов ценообразования. Производители, потребители, посред-ники, конкуренты, государство как субъекты ценообразования.

 

Тема 5. Государственное регулирование цен.

 Сущность государственного регулирования цен. Необходимость и возмож-

 

ность государственного регулирования цен. Конечная цель государственного ре-гулирования цен.

 

Классификация методов государственного регулирования цен. Прямые ме-тоды государственного регулирования цен. Виды стабилизации цен. Относитель-ная стабилизация и контроль цен. Установление границ изменения цен. Способы контроля цен. Соглашения государственных органов с монополистами о ценах (контролируемая свобода). «Замораживание» цен, цель и последствия примене-ния.

 

Методы косвенного регулирования цен государством. Воздействие государ-ства на отдельные элементы цены. Государственные дотации, субсидии и субвен-ции. Льготное кредитование. Система налогов в регулировании цен. Меры прави-тельственного регулирования спроса и предложения, влияние на цены. Регламен-тация организационных форм торговли для стабилизации цен. Масштабы и сте-

 

17


пень использования государственного регулирования цен в развитых странах и в России.

 

 

Тема 6. Прибыль в составе цены

 

Прибыль как экономическая категория. Прибыль в составе цены. Функции прибыли. Виды прибыли. Валовая и чистая прибыль. Значение валовой прибыли для ценообразования. Факторы, влияющие на величину прибыли: изменение от-пускных цен; изменение себестоимости; изменение структуры и ассортимента продукции; учетная политика и налоговая политика организации. Планирование прибыли. Определение целевой прибыли для ценообразования. Рентабельность продукции. Дифференциация рентабельности. Расчет рентабельности конкретных видов продукции. Определение цен с помощью показателей рентабельности.

 

 

Тема 7. Косвенные налоги и посреднические надбавки в составе цены.

Косвенные налоги в составе цены. Налог на добавленную стоимость как ценообразующий элемент. Дифференциация налога на добавленную стоимость по группам товаров и по их функциональному назначению. Способ включения нало-га на добавленную стоимость в цены. Система возмещения налога на добавлен-ную стоимость и ценообразование. Акциз как ценообразующий элемент. Способ включения акциза в цены.

 

Сущность и виды посреднических надбавок. Снабженческо-сбытовые надбавки. Их назначение, структура и способ включения в цены. Торговые надбавки (скидки). Их роль и место в ценообразовании. Способы включения тор-говых надбавок в цены товаров.

 

Тема 8. Ценовая политика организации.

 Сущность политики цен организации. Виды ценовой политики. Факторы,

 

влияющие на выбор политики цен. Цели ценовой политики организации и спосо-бы ее достижения. Организационные принципы и этапы разработки ценовой по-литики.

 

Тема 9. Система ценовых стратегий.

 Сущность ценовой политики. Ценовая политика и ценовые стратегии; область

 

соподчиненности. Условия применения ценовых стратегий. Определение главной цели ценовых стратегий.

 

Классификация ценовых стратегий. Стратегия нейтрального ценообразова-ния. Стратегия агрессивного ценообразования. Стратегия конкурентного ценооб-разования. Виды рыночных ценовых стратегий.

 

Технология разработки ценовых стратегий. Необходимая информация для формирования ценовых стратегий.

 

Сбалансирование интересов производителя и потребителя в ценовой страте-гии. Связь методов определения цен и ценовых стратегий.

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 208.