ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «ДГТУ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВО «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «ДГТУ»

 

 

Кафедра Экономики и управления

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по самостоятельной работе студентов по дисциплине

 

«Цены и ценообразование»

 

для студентов заочной формы обучения

 

Таганрог

 

Г.


Автор составитель: Григоренко О.В.

 

 

В методических указаниях определены основные задания по темам учебной программы, на которые следует обратить внимание при подготовке к контролю по дисциплине. Указана литература, темы заданий.

 

 

2




ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Введение в ценообразование

 

 

Предмет курса. Структура курса. Роль и значение цен и ценообразования в национальной экономике. Взаимосвязь цен с другими экономическими категори-ями. Острота и сложность ценовой политики. Ценовая среда предприниматель-ства. Значение цен в экономике организаций.

 

Тема 2. Цена как экономическая категория.

 Экономическая природа цены. Различные трактовки понятия цены. Теории

 

цены. Цена как денежное выражение стоимости. Затраты труда и цены. Цена как измеритель экономических процессов. Цена и теория предельной полезности. Це-на спроса и полезность товара. Цена предложения и издержки производства. Рав-новесные цены. Особенности ценообразования в рыночных условиях. Учет пря-мых и обратных связей при формировании цен. Формирование цен на различных стадиях воспроизводственного процесса: производство; распределение; обмен; потребление.

 

Цена в системе управления макро- и макро экономикой. Роль цен в макро- и микроэкономикой. Функции цен. Понятие функции цен.

 

Измерительная функция цен. Особенности измерения затрат и результатов

 

в экономике страны. Учетная функция и эквивалентность обмена между произво-дителями и потребителями. Использование цен как критерия эффективности эко-номических процессов. Проявление измерительной функции цен в сфере госзаку-пок.

 

Перераспределительная функция цен. Уровень, динамика и структура цены

 

в системе перераспределительных процессов в экономике. Соотношения и пари-теты цен как показатели перераспределительных процессов, происходящих на макро- и микроэкономических уровнях. Использование перераспределительной функции цен в системе госзакупок.

 

Стимулирующая функция цен. Экономическая сущность стимулирующей функции цены. Поощрительное и сдерживающее воздействие цен на различные стороны экономического процесса. Воздействие цен на научно-технический про-гресс, эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, при-

родных и других ресурсов, совершенствование структуры производства и потреб-ления. Место стимулирующей функции в конкретной организации.

 

Функция балансирования спроса и предложения. Уровень цены и соответ-ствие спроса и предложения. Цена как стихийный регулятор общественного про-изводства. Цена равновесия. Эластичность спроса и перекрестная эластичность спроса от цен. Коэффициенты эластичности спроса и перекрестной эластичности. Цена в системе маркетинга. Балансирование спроса и предложения в конкретной организации.

 

Система функций цен. Противоречивость конкретных функций цены. Взаи-мосвязь между отдельными функциями цен.

 

Наиболее общие задачи, решаемые посредством цен. Покрытие затрат и обеспечение прибыли для нормальной работы организаций. Учет в цене взаимо-заменяемости и взаимодополняемости товаров, работ, услуг. Решение социальных и экологических проблем. Решение проблем, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

 

Тема 3. Система цен в рыночной экономике.

 Понятие системы цен. Общая характеристика системы цен. Динамичность

 

системы цен. Иерархическая структура системы цен. Причины взаимосвязи и вза-имозависимости цен, образующих единую ценовую систему: единая методологи-ческая основа формирования всех цен (законы стоимости, спроса, предложения); все организации, образующие народнохозяйственный комплекс, являются одно-временно и производителями, и потребителями, и продавцами, и покупателями. Основные элементы системы цен. Виды цен. Уровень цен. Структура цен. Дина-мика цен.

 

Виды цен. Классификация цен в зависимости от различных признаков. Ви-ды цен по характеру экономического оборота. Виды цен по этапам их формиро-вания. Дифференциация цен по сроку их действия. Виды цен по территории их действия. Виды цен по степени свободы. Рыночные и регулируемые цены. Диф-ференциация цен в зависимости от условий поставки (франкирование цен). Бир-

жевые и аукционные цены. Курс ценных бумаг как специфический вид цен; меха-низм образования и применения. Особенности ценообразования на рынке капита-лов. Цены банковских продуктов. Валютные курсы как цена валюты. Сферы при-менения различных видов цен. Механизм их взаимодействия.

 

Структура и соотношения цен. Понятие структуры цены. Информация, не-обходимая для определения структуры цены. Сферы применения структуры цены. Методы определения структуры цены. Соотношение цен как расчетный экономи-ческий показатель. Сферы применения показателя соотношения цен. Паритет цен.

 

Тема 4. Методология ценообразования.

 Понятие методологии ценообразования. Методика ценообразования. Мо-

 

дель цены. Структурные элементы методологии ценообразования.

 

Система ценообразующих факторов. Макроэкономические факторы цено-образования. Темпы экономического роста. Уровень инфляции. Состояние де-нежного обращения. Кредитно-денежная политика. Налоговая и амортизационная политика государства. Изменение валютного курса. Динамика и структура внеш-неторгового оборота. Государственное регулирование цен.

 

Факторы, влияющие на цены на микроэкономическом уровне. Платежеспо-собный спрос организаций и населения. Накопления и сбережения населения. Из-держки производства и обращения. Потребительские свойства и качество товаров. Возможность замещения товаров. Распределение чистой прибыли. Количество участников товародвижения. Организация сервисного обслуживания. Имидж ор-ганизации. Товарный знак (марка).

 

Характеристика основных правил ценообразования. Алгоритм, технология ценообразования. Нормативно-правовая база ценообразования. Изучение эконо-мической конъюнктуры рынка.

 

Технологическая последовательность процесса ценообразования. Разработ-ка концепции ценообразования. Обоснование и определение цен. Формирование системы цен. Контроль цен. Управление процессом ценообразования.

 

 

Понятие принципов ценообразования. Принцип научной обоснованности цен. Принцип целевой ориентированности цен. Принцип учета взаимных влия-ний. Принцип учета влияния на внутренние цены мировых цен. Принцип непре-рывности процесса ценообразования. Принцип единства формирования и кон-троля цен.

 

Определение методов ценообразования. Рыночные и расчетные методы це-нообразования. Затратные методы формирования цен. Параметрические методы. Методы определения цен на основе спроса. Методы, основывающиеся на рыноч-ной конъюнктуре.

 

Понятие объектов ценообразования. Товары, услуги, работы, интеллекту-альная собственность, природные ресурсы, информационные ресурсы, валюта, кредитные ресурсы как объекты ценообразования.

 

Понятие субъектов ценообразования. Производители, потребители, посред-ники, конкуренты, государство как субъекты ценообразования.

 

Тема 5. Государственное регулирование цен.

 Сущность государственного регулирования цен. Необходимость и возмож-

 

ность государственного регулирования цен. Конечная цель государственного ре-гулирования цен.

 

Классификация методов государственного регулирования цен. Прямые ме-тоды государственного регулирования цен. Виды стабилизации цен. Относитель-ная стабилизация и контроль цен. Установление границ изменения цен. Способы контроля цен. Соглашения государственных органов с монополистами о ценах (контролируемая свобода). «Замораживание» цен, цель и последствия примене-ния.

 

Методы косвенного регулирования цен государством. Воздействие государ-ства на отдельные элементы цены. Государственные дотации, субсидии и субвен-ции. Льготное кредитование. Система налогов в регулировании цен. Меры прави-тельственного регулирования спроса и предложения, влияние на цены. Регламен-тация организационных форм торговли для стабилизации цен. Масштабы и сте-

 

17


пень использования государственного регулирования цен в развитых странах и в России.

 

 

Тема 6. Прибыль в составе цены

 

Прибыль как экономическая категория. Прибыль в составе цены. Функции прибыли. Виды прибыли. Валовая и чистая прибыль. Значение валовой прибыли для ценообразования. Факторы, влияющие на величину прибыли: изменение от-пускных цен; изменение себестоимости; изменение структуры и ассортимента продукции; учетная политика и налоговая политика организации. Планирование прибыли. Определение целевой прибыли для ценообразования. Рентабельность продукции. Дифференциация рентабельности. Расчет рентабельности конкретных видов продукции. Определение цен с помощью показателей рентабельности.

 

 

Тема 7. Косвенные налоги и посреднические надбавки в составе цены.

Косвенные налоги в составе цены. Налог на добавленную стоимость как ценообразующий элемент. Дифференциация налога на добавленную стоимость по группам товаров и по их функциональному назначению. Способ включения нало-га на добавленную стоимость в цены. Система возмещения налога на добавлен-ную стоимость и ценообразование. Акциз как ценообразующий элемент. Способ включения акциза в цены.

 

Сущность и виды посреднических надбавок. Снабженческо-сбытовые надбавки. Их назначение, структура и способ включения в цены. Торговые надбавки (скидки). Их роль и место в ценообразовании. Способы включения тор-говых надбавок в цены товаров.

 

Тема 8. Ценовая политика организации.

 Сущность политики цен организации. Виды ценовой политики. Факторы,

 

влияющие на выбор политики цен. Цели ценовой политики организации и спосо-бы ее достижения. Организационные принципы и этапы разработки ценовой по-литики.

 

Тема 9. Система ценовых стратегий.

 Сущность ценовой политики. Ценовая политика и ценовые стратегии; область

 

соподчиненности. Условия применения ценовых стратегий. Определение главной цели ценовых стратегий.

 

Классификация ценовых стратегий. Стратегия нейтрального ценообразова-ния. Стратегия агрессивного ценообразования. Стратегия конкурентного ценооб-разования. Виды рыночных ценовых стратегий.

 

Технология разработки ценовых стратегий. Необходимая информация для формирования ценовых стратегий.

 

Сбалансирование интересов производителя и потребителя в ценовой страте-гии. Связь методов определения цен и ценовых стратегий.

 


Общие указания

 

Учебным планом специальности, предусматривается написание контрольной работы по дисциплине. Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается преподавателем.

 

Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

 

Цель выполняемой работы:

 

- получить специальные знания по выбранной теме.

 

Основные задачи выполняемой работы:

 

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

 

2) выработка навыков самостоятельной работы;

 

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе. Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на

 

следующие этапы:

 

а) выбор темы и составление предварительного плана работы; б) сбор научной информации, изучение литературы; в) анализ составных частей проблемы, изложение темы; г) обработка материала в целом.

 

Тема контрольной работы выбирается студентом в соответствии с индивидуальным заданием.

 

Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить

смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

 

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические реко-мендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатывае-мую тему.

 

Тема контрольной работы выбирается в соответствии с начальной буквой фамилии студента согласно следующему распределению:

 

 

Начальные буквы фа- Номер контрольной
милии студентов работы
   
А, Б 1.
   
В, Г 2.
   
Д, Е, Ж 3.
   
З, И, К 4.
   
Л, М, Н 5.
   
О, П, Р 6.
   
С, Т, У 7.
   
Ф, Х, Ц 8.
   
Ч, Ш, Щ 9.
   
Э, Ю, Я 10.
   

 

 

Требования к содержанию контрольной работы

В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

 

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи,

 

выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.

 

Кроме рекомендованной специальной литературы, можно использовать любую дополнительную литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы. Если в период написания контрольной работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.

 

В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части:

 

1. Нормативно-правовые акты (даются по их юридической силе).

 

2. Учебники, учебные пособия.

 

3. Монографии, учебные, учебно-практические пособия.

 

4. Периодическая печать.

 

Первоисточники 2,3,4 даются по алфавиту.

 

Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:

 

1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и её редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.

 

2. Полное название первоисточника в именительном падеже.

 

3. Место издания.

 

4. Год издания.

 

5. Общее количество страниц в работе.

 

Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты.

 

Ссылки на нормативный акт делаются с указанием Собрания законодательства РФ, исключение могут составлять ссылки на Российскую газету в том случае, если данный нормативный акт еще не опубликован в СЗ РФ.

 

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник.

 

Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице.

 

 

Тематика контрольных работ

 

1. Цена как экономическая, политическая и социальная категория.

 

2. Функции цены и условия формирования цен.

 

3. Методы расчета цены на импортируемую продукцию в РФ.

 

4. Ценообразование на экспортные товары.

 

5. Ценообразование на продукцию ТЭК.

 

6. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию.тарифов на транспорте.

 

7. Ценообразование в странах с развитой рыночной экономикой.

 

8. Механизмы определения эффективности сделки импортера с ценовой точки зрения.

 

10. Особенности ценовой политики и ценовых стратегий на нынешнем этапе оте-чественного развития.

 

 

3. Рекомендуемая литература:

Список основной учебной литературы:

 

1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник / М.: «Дело и Сервис», 2012.

 

2. Бутакова М.М.. Практикум по ценообразованию: Учеб. Пособие / М.: КНОРУС, 2013

 

3. Герасименко В.В.. Управление ценовой политикой компании: Учебник / М.: Экспо, 2011.

 

4. Ценообразование: Учебник / под ред. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2015.

 

5. Цены и ценообразование: Учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения / М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2012.

 

 

Законодательно-нормативные акты:

 

6. Гражданский кодекс РФ. – М.: Юрайт. 2012. Глава 4.

 

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

8. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и П. М.: ООО “ТК Велби”, 2012.

 

9. «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)». Письмо Минфина России от 29.04.2002 г. №16-00-13/03

 

Список дополнительной учебной литературы:

 

11. Андреев Г.И. Практикум по оценке интеллектуальной собственности. М.: Фи-нансы и статистика, 2013.

 

12. Баздникин А.С.. Цены и ценообразование: учебное пособие / М.: Юрайт-Издайт, 2014.

 

13. Джон Дейли. Эффективное ценообразование - основа конкурентного пре-имущества. М.: Из-во «Вильямс», 2014.

 

14. Цены и ценообразование: Учебник / под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2013. (22 п.л.)

 

15. А.Д. Косьмин и др. Цены и ценообразование: Курс лекций, тесты и задачи. Омск, ОиРГТУ, 2013.

 

Материалы интернет-сайтов

 

1. Интернет-еженедельник CONSULTING.RU http://www.consulting.ru/

Проект GAAP. RU

 

http://www.gaap.ru/

 

Сервер посвящен теории и практике финансового учета и корпоративных финансов.

 

3. Информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг" http://www.rbc.ru/

На сервере одной из ведущих российских информационных компаний наряду

с постоянно обновляющимися новостями международных и российских валют-ных, денежных и фондовых рынков представлены также и аналитические матери-алы.

 

4. Информационное агентство "АК&М"

 

http://www.akm.ru/

 

Сервер предоставляет экономическую информацию от наиболее известного и влиятельного информационно-аналитического агентства. В разделах сайта можно найти полную картину событий, происходящих на финансовом рынке России. Агентство рассчитывает собственные фондовые индексы.

 

5. Российская торговая система (РТС) http://www.rtsnet.ru/

 

На сайте РТС приводится информация о деятельности этой крупнейшей в России электронной площадки, объединяющей инвестиционные компании и бан-ки. В Торговой системе предоставлена возможность выставлять котировки и за-ключать сделки с акциями российских эмитентов. Кроме того, члены РТС имеют право выставлять котировки по акциям эмитентов стран СНГ, долговым обяза-

 

тельствам отечественных эмитентов, а также по облигациям внутреннего валют-ного займа.

 

10. Федеральная комиссия по ценным бумагам Российской Федерации http://www.fedcom.ru/

 

11. Журнал Эксперт http://www.expert.ru

 

12. Рейтинговое Агентство «Эксперт – РА» http://www.raexpert.ru/

 

13. Консультант-Плюс http://www.consultant.ru

 

15. Центральный Банк России http://www.cbr.ru

 

16. Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru

 

17. Правительство РФ http://www.government.ru

 

18. Государственная Дума РФ http://www.duma.gov.ru

 

19. Счетная Палата РФ http://www.ach.gov.ru

 

20. Министерство по налогам и сборам http://www.nalog.ru

 

21. Министерство экономического развития и торговли http://www.economy.gov.ru

 

22. Прайм-тасс – Агентство экономической информации http://www.prime-tass.ru

 

23. Информационно-издательский центр «Статистика России» http://www.infostat.ru/

 

Госкомстат РФ

 

 

http://www.gks.ru/

 

25. Банк международных расчетов (Bank for International Settlements) http://www.bis.org/

 

26. Международный валютный фонд (International Monetary Fund) http://www.imf.org/

 

На сайте содержится разнообразная информация об экономике и финансах стран, получающих кредиты от Мирового Банка. Кроме этого студенты могут также найти многочисленные аналитические материалы о состоянии дел в финан-совом секторе различных стран.

 

27. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) http://www.oecd.oeg/

 

28. Европейский союз http://www.europa.eu.int/

 

29. Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank) http://www.eib.org/

 

Газета The Economist

 

http://www.economist.com/

 

Газета The Euromoney

 

http://www.euromoney.com/

 

Газета The Banker

 

http://www.thebanker.com/

 

Газета The Financial Times

 

http://www.ft.com/

 

41. Европейский Центральный Банк (European Central Bank) http://www.ecb.int/

 

42. Крупнейшие банки http://www.capitaldata.com/banks.cfm

 

Список адресов всех банков мира, играющих ведущую роль на рынке инвести-ционных банковских услуг.

 

43. Citigroup http://www.citibank.com/

 

44. Меррил Линч (Merrill Lynch) http://www.ml.com/

 

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

К продукции, цены на которую регулируются на федеральном уровне, относятся:

 

o продукты питания;

 

o алмазное сырье и драгоценные камни; o газ природный, реализуемый населению;

 

o электро- и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ФЭК; o ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на тер-

 

риторию РФ.

 

По какой цене одежда продается населению:

 

o оптовой;

 

o биржевой;

 

o розничной.

 

На рынке свободной конкуренции предприятие придерживается:

 

o адаптивной политики цен;

 

o политики приспособления к конкурентам;

 

o маркетингового ценообразования.

 

Эластичной спроса по цене – это:

 

o зависимость спроса от цены;

 

o зависимость изменения спроса от изменения цены;

 

o зависимость спроса от изменения цены.

 

Стратегия дифференцированного образования означает: o продажу товаров в кредит;

 

o продажу товаров по различным ценам разным покупателям; o продажу товаров по единым ценам.

 

Какая цена более выгодна покупателю в условиях инфляции? o твердая;

 

o подвижная; o скользящая.

 

Если коэффициент эластичности спроса по цене равен Ц2, то снижение цены на 3%, вызовет:

 

o рост выручки на 6%;

 

o снижение выручки на 3%; o рост выручки на 1,5%;

 

o нет правильного ответа.

 

Снижение цены на 10% при одинаковом уровне начальных цен будет более выгодно продавцу, у которого доля переменных издержек в цене товара составляет:

 

o 80%; o 50%; o 30%.

 

Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов может осуществляться в форме установления:

 

o скользящих цен; o предельных цен; o сезонных цен;

 

o прейскурантных цен.

 

К методам затратного ценообразования относятся:

 

o метод удельного ценообразования;

 

o калькулирование по полным затратам;

 

o параметрические методы.

 

Основное условие применения стратегии дифференцированного цено-образования:

 

o возможность позицирования товара;

 

o наличие свободных производственных мощностей;

 

o высокая степень конкуренции.

 

Убыточным лидером продаж называется товар:

 

o продаваемый по цене ниже себестоимости;

 

o продаваемый с минимальной прибылью ради привлечения других то-варов фирмы;

 

o с максимальным объемом продаж.

 

К параметрическим методам ценообразования относятся:

 

o метод удельных показателей;

 

o метод целевой прибыли;

 

o балловый метод.

 

Какая цена более выгодна продавцу в условиях инфляции?

 

o твердая;

 

o подвижная;

 

o скользящая.

 

Если при снижении цены, выручка увеличивается, то это:

 

o высокоэластичный спрос;

 

o низкоэластичный спрос;

 

o спрос с единичной эластичностью.

 

По стадиям движения товара выделяют:

 

o регулируемые цены;

 

o закупочные цены;

 

o скользящие цены;

 

o розничные цены.

 

На уровне субъектов федерации цены регулируются на:

 

o перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транс-порта в городском и пригородном сообщениях;

 

o протезно-ортопедические изделия;

 

o услуги систем водоснабжения и канализации;

 

o плата за обучение в вузах;

 

o оплата населением жилья и коммунальных услуг.

 

Регулирование цен на продукцию ликеро-водочной промышленности осуществляется в форме:

 

o предельного уровня рентабельности;

 

o фиксированных цен;

 

o предельно высоких цен;

 

o предельно низких цен.

 

Продавцы придерживаются политики адаптивного ценообразования:

 

o на олигопольном рынке;

 

o на рынке монополистической конкуренции;

 

o на рынке свободной конкуренции.

 

В чем состоит особенность оптовых цен?

 

o назначаются на крупные партии товара;

 

o по такой цене товар продается промежуточному потребителю;

 

o по такой цене товар покупается для конечного потребления.

 

Снижение цены на товар приводит к росту выручки от продаж в слу-чае:

 

o высокоэластичного спроса;

 

o низкоэластичного спроса;

 

o единичной эластичности.

 

Для рынка монополистической конкуренции характерно:

 

o ценообразование в полной зависимости от конкурентов;

 

o ценообразование в соответствии с позиционированием товара;

 

o чисто монопольное ценообразование;

 

o соглашение по ценам.

 

К какому критерию классификации относятся твердые цены?

 

o степень регулирования;

 

o устойчивость во времени;

 

o ориентир для фиксации контрактных цен.

 

Метод агрегированных данных, используемый для анализа поведения покупателей:

 

o сложен в реализации;

 

o не оперативен;

 

o прост в реализации;

 

o не учитывает реакции конечного потребителя.

 

Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:

 

o взаимозаменяемыми;

 

o взаимодополняемыми;

 

o независимыми;

 

o нормальными.

 

Применение стратегии ценового прорыва рекомендуется:

 

o при высокой эластичности спроса по цене;

 

o при низкой эластичности спроса по цене;

 

o при единичной эластичности спроса по цене.

 

В какой из ниже названных цен отражается попытка согласовать инте-ресы покупателя и продавца?

 

o твердая;

 

o подвижная;

 

o скользящая.

 

На что из нижеперечисленного регулируются торговые надбавки?

 

o торговые надбавки на обувь;

 

o торговые надбавки на продукты детского питания;

 

o торговые надбавки на товары, реализуемые на Крайнем Севере и при-равненных к ним районах;

 

o торговые надбавки на ткани.

 

Цена твердая – это:

 

o цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара;

 

o цена, ниже которой продавец не согласен продать свой товар, или це-на, которую готов заплатить покупатель;

 

o цена, установленная при заключении договора и остающаяся неиз-менной в течение всего срока его действия;

 

o цена товаров, приобретаемых розничным торговцем у оптовика для дальнейшей перепродажи.

 

Стратегия "нейтрального ценообразования" означает:

 

o установление цен на уровне фирм конкурентов;

 

o установление цен со средним по отрасли уровнем прибыли;

 

o расчет цен затратными методами.

 

Стратегия премиального ценообразования не применима:

 

o при высокой эластичности спроса по цене;

 

o при низкой эластичности спроса по цене;

 

o при высоких удельных затратах.

 

Что не включается в свободную закупочную цену?

 

o оптовая отпускная цена;

 

o снабженческо-сбытовая надбавка;

 

o торговая надбавка.

 

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой:

 

o в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия;

 

o товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один прода-вец и много покупателей;

 

o товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель;

 

o в отрасли один производитель и несколько покупателей, товар одно-роден.

 

Цена предельная – это:

 

o цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложе-ния;

 

o максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар;.

 

o значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела;

 

o цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.

 

Товар Гиффена – это товар:

 

o спрос на который растет при росте денежного дохода потребителя;

 

o спрос на который может расти при падении реального дохода потре-бителя и неизменности относительных цен товаров;

 

o спрос на который не изменяется при изменении цены данного товара.

 

Под монополистической конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой:

 

o группа взаимодополняемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей;

 

o группа взаимодополняемых товаров производится небольшим числом независимых друг от друга производителей;

 

o группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом не-зависимых друг от друга производителей;

 

o все товары производятся в условиях конкуренции.

 

На какую категорию товаров падает спрос при росте денежного дохода населения?

 

o товары первой необходимости;

 

o предметы роскоши;

 

o товары с единичной эластичностью спроса.

 

Подвижная цена – это:

 

o цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов отдельных еди-ниц товара;

 

o цена, по которой товар реализуется с немедленной оплатой;

 

o зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится;

 

o цена, установленная на основе изучения спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка.

 

К продукции, цены на которую регулируются на федеральном уровне, относятся:

 

o продукты питания;

 

o алмазное сырье и драгоценные камни;

 

o газ природный, реализуемый населению;

 

o электро-и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ФЭК;

 

o ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на тер-риторию РФ.

 

В группу условий совершенной конкуренции входит условие:

 

o имеется много продавцов и покупателей и каждый из них производит лишь малую долю всего объема этого товара;

 

o товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателя;

 

o информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна;

 

o отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль для нового производителя и нет препятствия для выхода их отрасли.

 

Функцией, показывающей, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции, является:

 

o учетно-измерительная функция; o стимулирующая функция;

 

o функция перелива капитала; o распределительная функция.

 

К методам ценностного ценообразования не относится:

 

o калькулирование полным затратам;

 

o удельное ценообразование;

 

o метод целевой прибыли;

 

o балловый метод.

 

Тактические скидки за большой объем разовой закупки:

 

o обеспечивают "преданность" клиентов;

 

o позволяют сократить издержки обращения;

 

o не действенны для предприятий, работающих по бесскладской систе-ме снабжения.

 

Государственное регулирование цен на отдельные виды продукции от-ражает выполнение, ценами функции :

 

o учетно-измерительной;

 

o стимулирующей;

 

o перераспределительной.

 

Если при расчете сопоставимых цен за базу принят период исследова-ния, то цены предыдущих периодов необходимо:

 

o умножить на индекс инфляции;

 

o разделить на индекс инфляции;

 

o оставить низменными.

 

Анализ данных о поведении покупателей по данным покупательской панели более применим на рынке:

 

o бытовой химии;

 

o мягкой мебели;

 

o продуктов питания.

 

Снижение эластичности спроса по цене может быть достигнуто в ре-зультате:

 

o активной рекламной компании;

 

o снижения затрат н6а производство единицы продукции;

 

o выгодного размещения предприятия.

 

Когда говорят, что конкурентная фирма является "ценополучателем", имеется в виду, что:

 

o фирма получит максимальную прибыль, если скорректирует объем производства, а не цену;

 

o фирма будет корректировать объем выпуска, не контролируя уровень издержек производства;

 

o рыночная цена продукта никак не влияет на решение фирмы о произ-водстве.

 

Через цены осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом:

 

o стимулирующая функция;

 

o функция перелива капитала;

 

o распределительная функция;

 

o функция сбалансирования спроса и предложения.

 

С помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в дру-гой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высо-кая, благодаря:

o учетно-измерительной функции;

 

o стимулирующей функции;

 

o функции перелива капитала;

 

o распределительной функции;

 

o функции сбалансирования спроса и предложения.

 

Для дифференцированного ценообразования необходимо:

 

o высокоэластичный рыночный спрос;

 

o умение изолировать рынки с целью устранения возможности пере-продажи товара;

 

o различная ценовая эластичность для отдельных субрынков;

 

o наличие определенной монопольной власти фирмы-производителя.

 

На что из нижеперечисленного не регулируются цены?

 

o услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорож-ным транспортом на подъездных путях;

 

o керосин;

 

o топливо твердое, реализуемое для населения.

 

При расчете средних цен за несколько временных интервалов следует использовать среднюю арифметическую взвешенную:

 

o при одинаковых объемах продаж;

 

o при значительных колебаниях объемов продаж;

 

o при значительных качественных различиях в продаваемой продукции.

 

Скользящая цена – это:

 

o цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повыше-ния;

 

o цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках произ-водства, происшедших в период исполнения контракта;

 

o цена, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки.

 

Поощрительное или сдерживающее воздействие цены на производство

 

и потребление различных видов товаров обеспечивается:

o учетно-измерительной функцией;

 

o стимулирующей функцией;

 

o функцией перелива капитала;

 

o распределительной функцией.

 

Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что:

 

o имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистиче-ской конкуренции;

 

o конкурирующие фирмы продают дифференцированный товар, а не однородный;

 

o в длительном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль;

 

o конкурирующие фирмы продают уникальные товары.

 

К косвенным методам регулирования цен можно отнести:

 

o установление предельного норматива рентабельности;

 

o установление рекомендательных цен по важнейшим видам продук-ции;

 

o изменение акцизной ставки;

 

o установление паритетных цен.

 

С помощью цены осуществляет распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между отраслями экономики, регио-нами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными формами собственности и социальными группами населения:

o учетно-измерительная функция;

 

o стимулирующая функция;

 

o функция перелива капитала;

 

o распределительная функция;

 

o функция балансирования.

 

 

Оформление титульного листа

 

(образец)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УНИВЕРСИТЕТ» ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «ДГТУ» В Г.ТАГАНРОГ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 По дисциплине «Цены и ценообразование»

 

Вариант №____

 

Выполнил студент_________

 

Факультета _______

 

Группа_______

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВО «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «ДГТУ»

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 200.