Зависимость периода качки от остойчивости судна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель работы – Определить связь между метацентрической высотой и периодом бортовых колебаний.

Испытания проводят на модели судна, по­мещенной в наполненную водой ванну. В процессе выполнения работы используют тарированные грузы для их приема в трюм, с целью изменения метацентрической высоты.

Материалы и оборудование.

В работе используются (рис.1):

- ванна, заполненная водой;

- модель судна;

- грузы для кренования;

- грузы известной массы;

- инклинограф или секундомер

- весы и линейка.

Для теоретических расчетов и сравнения результатов опыта с расчетными данными используются:

- паспорт модели судна;

- кривые элементов теоретического чертежа судна;

- диаграмма посадок.

Краткие теоретические сведения

Определение начальной остойчивости по периоду бортовой качки производится на основе известной «капитанской» формулы:

,

где τΘ – период собственных бортовых колебаний судна;

СΘ – инерционный коэффициент;

В – ширина судна.

Определение периода бортовой качки судна рекомендуется производить при каждом опыте кренования, а для судов водоизмещением менее 300 т его определение является обязательным. Средством для определения τΘ является инклинограф или секундомеры (не менее трех наблюдающих).

Раскачивание судна осуществляется согласованными перебежками экипажа с борта на борт в такт колебаниям судна до наклонения судна на 5 ¸ 80 .

Капитанская формула позволяет при любом состоянии нагрузки судна приближенно определить метацентрическую высоту при нахождении его на волнении. При этом надо помнить, что для одного и того же судна величина инерционного коэффициента СΘ не одинакова, она зависит от его загрузки и размещения грузов. Как правило, инерционный коэффициент у порожнего судна больше, чем у загруженного.

 

Методика выполнения работы и оформление результатов

На одной из моделей судов с принятыми крен-балластами рассчитать метацентрическую высоту с оценкой погрешностей и качества опыта.

Исходные данные:

- вес порожней модели Δn (все исходные данные содержатся в паспорте модели);

- масса каждого из 4-х крен-балластов;

- величины 4-х плеч на которые перемещают крен-балласт;

- тарированные грузы для приема их в трюм.

Последовательность работы:

1. Подлежащая испытаниям модель судна с достаточной точностью взвешивается на весах.

2. Модель судна помещается в ванну с водой.

3. Определяется метацентрическая высота модели способом кренования (см. лабораторную работу №2).

4. Проводится раскачивание и замеряется период собственных колебаний по результатам 6-8 раскачиваний.

5. Определяется значение инерционного коэффициента, с использованием капитанской формулы и рассчитанной для данной нагрузки метацентрической высоты.

6. Модель судна разгружают до начального водоизмещения и устанавливают на кильблоки.

Рекомендации по обработке и оформлению полученных результатов:

Отчет должен содержать:

- задание на работу;

- необходимые теоретические сведения;

- данные о прямых измерениях необходимых величин и их погреш­ностях;

- данные о значениях снятые с информация из паспорта модели;

- расчеты с составлением таблиц, графиков;

- выводы по результатам проведенных опытов.

Вопросы для самоконтроля и защиты работы

1. В каких случаях проводится кренование судна?

2. Для проведения каких расчетов используются значения массы и координат центра тяжести порожнего судна?

3. Каким образом исправляют результаты кренования в случаях, если водоизмещение судна отличается от порожнего (в пределах ± 2 - 4%)?

4. Почему для судов водоизмещением более 300 т, раскачивание является только рекомендуемым опытом?

 

    Литература: [1] стр.97-100,

                            [4] стр.129-148.

 

 

Список литературы

Основная литература:

1. Бендус И. И. Теория и устройство судна, часть 1: Учебное пособие – 2-е изд. / И. И Бендус. - Керчь.: КГМТУ, 2008. – 243с., ил.

2. Бендус И. И. Теория и устройство судна, часть 2: Учебное пособие / И. И Бендус. - Керчь.: КГМТУ, 2011. – 152с., ил.

3. Друзь Б.И. Задачник по теории, устройству судов и движителям: уч. пособие/ Б.И. Друзь. - Л.: Судостроение, 1986 . – 240 с.

4. Кулагин В.Д. Теория и устройство морских промысловых судов: уч. пособие/ В.Д. Кулагин. - Л.: Судостроение, 1986 . – 392 с.

 

Дополнительная литература

5. Донцов С.В. Основы теории судна. – Изд. 2-е, стереотипное.- О.: Феникс, 2007. – 142 с.

6. Кацман Ф.М. Теория и устройство судов: учебник/ Ф.М Кацман. - Л.: Судостроение, 1991. – 416 с.

7. Семенов-Тян-Шанский В.В. Статика и динамика корабля: уч. пособие/ В.В. Семенов-Тян-Шанский - Л.: Судостроение, 1973 . – 607 с.

8.  Международная конвенция о грузовой марке 1966 года – М.: Транспорт, 1986. – 146 с. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 992 с. (2 экз.);

9.  Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 806 с. (4 экз.);

Информационные ресурсы

- библиотека КГМТУ // http://kgmtu.edu.ua/res_bibl;

- http://www.morkniga.ru;

- конструкция корпуса морского судна / компьютерная программа в среде Windows 98, 2000, XP, 7.  http://hmurp.ucoz.ru/load/konstrukcija_korpusa_morskogo_sudna/1-1-0-32;

- судоводителям о плавучести и остойчивости судна (http://science.kamchatgtu.ru).

 

Игорь Иванович Бендус,

 

 

«ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА»

 

по выполнению лабораторных работ

для курсантов специальностей 

26.05.05 «Судовождение» и

26.05.06 « Эксплуатация судовых энергетических установок»

очной и заочной формы обучения

 

Тираж_____экз. Подписано к печати____________

Заказ №_________ Объем 1,39 п.л.

Изд-во « Керченский государственный морской технологический университет»

98309 г. Керчь, ул. Орджоникидзе 82

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1917.