Список рекомендованной литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Генрих Гофман. "Степка-растрепка"

Вильгельм Буш «Макс и Мориц»

Отфрид Пройслер «Крабат, или Легенды старой мельницы»

Михаэль Энде «Бесконечная история»

Эрих Кестнер «Две Лотты»

Корнелия Функе «Чернильная трилогия»

 

Осетинская группа

Чудесный пояс

Умирая, один бедный человек завещал своему сыну:

— Я не оставляю тебе ни дворцов, ни серебра, ни золота. Но если когда-нибудь будешь нуждаться, отправляйся к моему другу, мудрецу. Он не раз и не два выручал меня из беды и тебе не откажет в помощи.

Сын похоронил отца так, как полагается: ни богато, ни бедно, а сам стал жить в старой дедовской башне что ни день все беднее. Все, что было в доме, кончилось, и в конце концов юноша так ослабел, что не мог руки поднести ко рту.

Тогда юноша отправился к другу своего отца, мудрецу.

Очень обрадовался старик.

— Не думал, что у моего друга остался такой сын, такой молодец,- говорит мудрец.- Весь год я не отпущу тебя из моей башни. Твоей башне не грозит никакая опасность: туда никто, кроме зверей не заглянет.

Год прошел быстро. Мудрец привел коня, дал юноше в дорогу круг ячменного чурека и круг козьего сыра. Потом дал ему еще пояс из кожи барса и сказал:

— Пока ты жил в моей башне, вокруг выросли такие дремучие леса, что и не проберешься- дороги не найдешь. Вот тебе пояс. Подпояшешься — и откроется дорога в черном лесу. Когда выедешь из леса на равнину, увидишь медную башню и рядом с ней железную гостевую комнату. Остановишься в гостевой. Выйдет к тебе хозяйка башни, красавица девушка. Множество юношей приезжали к ней, сватались, но ни один не вернулся обратно. Когда она выходит к гостю, то не разговаривает с ним. Но если гость заставит ее три раза заговорить, если у него найдется столько ума, она выйдет за него замуж, и ему достанутся все ее сокровища и башня. Когда она выйдет, ты положи пояс на фынг( круглый стол) и скажи: Видно, хозяйка моя немая, не о чем говорить с ней. Расскажи ты, мой барсовый пояс, что делается на свете . Пояс расскажет три были и каждый раз будет задавать тебе вопросы, а ты давай нарочно неверные ответы. Если девушка заговорит с тобой — твое счастье; не то велит отрубить тебе голову и насадить ее на ограду башни.

Юноша натянул пояс, поблагодарил мудреца, сел на коня и уехал.

Много он ехал или мало, не знаю, но выбрался на равнину. Показалась медная башня, а рядом железная гостевая.

Юноша спешился, коня привязал к кольцу в стене башни, сам вошел в гостевую, сел и ждет. Вечером в гостевую комнату явилась прекрасная девушка. Красоты она была такой, что и глаз не оторвать.

Юноша приветствовал ее, но девушка ни слова не ответила. Тогда юноша положил пояс на фынг и говорит:

— Видно, хозяйка моя немая, не о чем говорить с ней. Расскажи ты, что делается на свете.

Пояс человечьим голосом ответил:

— Что я могу рассказать! Днем я бываю на тебе, а ночью — под твоим изголовьем.

— Ничего, расскажи нам что-нибудь. Девушка подняла брови и приготовилась слушать.

Пояс начал:

— У трех братьев был один бык, больше ничего не было в их бедном хадзаре (дом у осетин). Очень берегли они этого быка. Один брат охранял быка и сидел у хвоста его, другой — у брюха, а третий — у головы. Брат, сидевший у хвоста, видит: три дня и три ночи около быка совсем нет навоза. Испугался он, не заболел ли бык, и побежал сказать об этом другому брату, что у брюха. С утра до позднего вечера бежал он и, добежав, говорит:

Бык наш три дня и три ночи совсем не дает навоза, не заболел ли он?

Второй брат сказал:

Вот уже три дня и три ночи около него сухо, совсем сухо. Пойдем к брату, посоветуемся .

Два брата на другой день побежали к третьему, и вечером, когда солнце спускалось за горы, добежали до него.

Бык наш три дня и три ночи не дает навоза, не мочит землю. Не заболел бы он у нас!

А ведь он и есть перестал,- сказал третий брат.- Наверно, ему хочется пить. Пойдем напоим его .

Три брата повели своего быка к большой реке. Бык одним глотком осушил ее, и все жители реки остались на дне.

Со дна выскочила рыба и сразу проглотила быка. Вдруг с гор слетел коршун, впился в рыбу когтями и поднял ее в небо. Коршун отнес рыбу на гору, и гора рассыпалась пеплом. Тогда коршун положил ее на вековой дуб, но дуб сломался, как былинка. А коршун не выпускает рыбу из когтей. Летает с ней, смотрит во все стороны.

На берегу около пастуха лежал козел, рога его были переплетены. Коршун опустился на его рога и съел рыбу. Когда коршун добрался до быка и стал его есть, лопатка быка отскочила и попала в глаз пастуху.

Вечером пастух пригнал стадо в селение, вошел в дом и говорит своим трем сестрам:

Сегодня что-то попало мне в глаз. Идите-ка сюда, поищите .

Одна из сестер засучила рукав и сунула руку по самый локоть в глаз брата. Искала, искала, но ничего не нашла. Вторая сестра влезла в глаз брата, но тоже ничего не нашла и ни с чем вылезла обратно. Третья сестра залезла в глаз брата, поплавала туда-сюда и вынесла лопатку. Кость выбросили в мусор, а с мусором вывезли за селение.

Долго лежала эта кость и заросла дерном.

Однажды возчики с обозом в двенадцать подвод расположились на заросшей кости на ночлег. В полночь лиса подкралась к селению в надежде на добычу. Учуяла она кусочек мяса, оставшийся на кости, схватила его и стала крутить кость вместе с обозом.

Среди возчиков оказался хороший охотник. Он взял да и убил лису. Двенадцать человек стали снимать с нее шкуру. Ободрали половину, стали переворачивать лису на другой бок, но сил не хватило. Оставили они напрасную работу, отрезали половину шкуры и той половиной все двенадцать оделись с головы до ног.

Наутро девушка вышла к реке по воду, споткнулась и говорит:

- Это что такое?

Увидела, что это убитая лиса, нагнулась и ободрала оставшуюся половину шкуры. Принесла шкуру домой и стала кроить шапку для своего годовалого брата, но на шапку не хватило…

Вот тебе мой рассказ,- сказал чудесный пояс.- Теперь ответь: кто был больше всех?

— Коршун, кто же другой! — сказал юноша. Улыбнулась тогда девушка и говорит:

— С виду ты будто умный человек, но отвечаешь неправильно. Самое удивительное в рассказе — годовалый ребенок, у которого такая большая голова.

Так девушка заговорила в первый раз. Девушка ушла, а сын бедняка улегся спать. На другой день вечером девушка опять спустилась в гостевую комнату, села в кресло и ни слова не говорит.

Юноша снова снял пояс, положил его на фынг и говорит:

— Видно, хозяйка моя немая, не о чем с ней говорить. Расскажи ты, что делается на свете.

— Что я могу рассказать! Днем я, бываю на тебе, а ночью — под твоим изголовьем, — ответил пояс.

— Позабавь нас немного, скоротаем время,- просит юноша.

И пояс стал рассказывать:

— У трех братьев было стадо овец и коз. Братья охраняли свое стадо по очереди. Однажды старший брат, посвистывая, погнал стадо к опушке черного леса и там стал пасти скот в высокой траве, сам стоит под большим деревом, а овцы и козы пасутся вокруг.

Чтобы скоротать время, стал пастух вырезывать на стволе девушку. Весь день вырезывал и кончил работу только вечером.

На другое утро средний брат погнал стадо на то же место. Средний брат увидел девушку, вырезанную его старшим братом, и говорит:

Нет на свете девушки красивее. Хорошо было бы украсить ее .

И начал украшать девушку. Он собрал для нее самые красивые, самые благоухающие цветы.

Когда наступил вечер, он пригнал стадо домой.

На третий день со стадом отправился младший брат. И он погнал свое стадо на то же место, к опушке дремучего леса.

Увидел младший брат изображение девушки, остановился как вкопанный.

Младший брат подумал: Вот та, о которой я мечтал всю жизнь . Он бросился к дереву, но это оказалась не девушка, а лишь ее изображение*

Тогда взмолился юноша:

О бог богов, оживи ее!

Только сказал, как изображение превратилось в живую девушку.

Младший брат привел красавицу девушку в дом, и тут братья стали спорить о том, за кого должна выйти она замуж…

За кого должна выйти она замуж? — спросил чудесный пояс.

— За старшего брата, конечно, — отвечает юноша.- Если бы не он, девушки не было бы вовсе.

— Неправда,- сказала хозяйка башни. — Девушке выходить только за младшего брата, который ее оживил. Ничего нет лучше жизни на земле.

Так девушка заговорила во второй раз.

На третий день девушка опять пришла в железную гостевую. Молча села она в кресло недалеко от гостя.

Юноша опять снял с себя пояс, положил его на фынг и сказал:

— Расскажи нам еще одну быль, чтобы время скоротать. Видно, хозяйка наша немая — ни слова не говорит.

— Что я могу рассказать! Днем я на тебе, а ночью — под твоим изголовьем. Но если уж хозяйка немая, я расскажу, только слушай хорошенько!

— Буду слушать, ни слова не пропущу,- отвечает юноша.

— У одного алдара (дворянин, господин) владетеля одной страны, была такая красивая дочь, что месяц и звезды видели в ней себя, как в зеркале. Алдар и его жена ни на шаг не отпускали от себя дочь: они жили, пили и ели только для нее. И вот семь уангов (великан, исполин), семь братьев-насильников, унесли любимую дочь алдара и его жены.

Твоему бы недругу так горевать, как горевали отец с матерью!

В селении алдара жила ведунья. Было у нее три сына. То, что они умели делать, никто другой на свете не сделал бы.

Алдар и его жена изнемогали от горя и послали своих слуг к сыновьям ведуньи — к трем братьям и велели им сказать:

Хоть вы и неровня, все же мы выдадим свою дочь замуж за одного из вас, если вы освободите ее от насильников-уангов .

Хорошо, мы освободим твою дочь ,-согласились братья и отправились к уангам.

Братья отъехали от селения, посмотрели друг на друга и говорят:

Мы алдару слово дали, что освободим дочь. А что будет делать каждый?

Я вынесу дочь алдара от уангов так, что они даже и не узнают об этом ,- сказал старший брат.

Средний сказал:

Если дочь алдара попадет в мои руки, то не только уанги, даже ветер и тот не догонит меня.

Когда уанги бросятся в погоню, я истреблю их всех ,- сказал младший.

 

Братья поехали дальше. Когда приблизились к дому уангов, старший брат отправился к уангам, а средний и младший стали ждать его.

Старший незаметно вынес дочь алдара из дому уангов. Средний взял ее и, подобно буре, помчался в замок алдара.

Третий брат остановился, ожидая погони, и уничтожил уангов — ни один из них не вернулся больше домой.

Когда три сына ведуньи — три брата вернулись домой, стали они спорить, за кого алдар должен выдать дочь…

За кого? Скажи сам,-спрашивает чудесный пояс юношу.

— За кого? А за того, кто вынес ее из дома уангов,- ответил тот.

Хозяйка засмеялась:

— Юноша, верно, не так хорош твой ум, как твоя наружность. Алдар должен выдать дочь за младшего. Не велик подвиг — унести ее из дома уангов: они сумели бы унести ее и второй раз. Но если похитители погибнут, девушке не грозит беда.

Алдар должен выдать дочь за младшего сына -ведуньи.

Так заговорила она в третий раз.

— Победил ты меня, добрый юноша! Теперь я твоя навек.

В медной башне юноша и красавица устроили богатый пир, а после счастливо и долго жили.

 

Хан и бедняк

Давным-давно жил да был богатый хан. И жил тот богатый хан на востоке.

А еще жил да был на свете бедняк. И жил тот , бедняк на западе.

У богатого хана был красивый замок, а у бедняка — старая сакля.

У богатого хана целый табун сытых лошадей. У бедняка же лишь одна кобыла, да и та худая.

Кони хана паслись на зеленых пастбищах по склонам восточных гор. А кобыла бедняка паслась на голых склонах западных гор.

Так и жили они: хан — в богатстве, а бедняк — в бедности.

Летели дни, и годы шли.

Однажды кобыла бедняка родила жеребенка. Обрадовался бедняк и подумал: «Теперь у меня будет две лошади. Буду я работать на двух лошадях и заживу, как хан».

А хан узнал, что кобыла бедняка родила жеребенка, и подумал: «Отнять надо у бедняка жеребенка. Если не отниму, подрастет жеребенок, бедняк будет работать на двух лошадях и разбогатеет, а как разбогатеет — перестанет платить мне дань».

Думал, думал хан, потом позвал своих стражников и сказал им:

— Идите и так скажите бедняку: «На восточных горах пасся ханский жеребец, а на западных паслась твоя кобыла. Заржал ханский жеребец, и оттого твоя кобыла родила жеребенка. Вот и прислал нас хан за своим жеребенком».

Собрались ханские стражники в путь-дорогу, сели на коней и поскакали к западным горам.

Много ли, мало ли ехали ханские стражники, наконец доехали они до западных гор. Соскочили ханские стражники с коней у сакли бедняка.

— Да будет счастливо утро твое] — сказали они бедняку.

— Да поможет вам аллах! — ответил им бедняк. Асам думает: «Дань я уже уплатил хану. Чего же они еще хотят?» Подумал так бедняк и спросил стражников:

— Что привело вас к моей старой сакле?

— Приехали мы за ханским жеребенком, — отвечали стражники.

— Нет у меня ханского жеребенка, — сказал бедняк.— Только один жеребенок у меня есть, и родила его моя кобыла.

— Не твой это жеребенок, а ханский, — говорят стражники бедняку. — Великий хан велел сказать тебе: «На восточных горах пасся ханский жеребец, а на западных горах паслась твоя кобыла. Заржал ханский жеребец, и оттого твоя кобыла родила жеребенка». Потому ты должен без спроса отдать жеребенка нашему хану.

— Лгун ваш хан! — сказал бедняк.

Так и не отдал он жеребенка, и ханские стражники ни с чем вернулись к хану на восток. Вернулись и говорят ему:

— Не отдает бедняк жеребенка, а говорит; «Лгун ваш хан».

Рассердился хан на своих стражников за то, что не взяли они у бедняка жеребенка, и плетью побил их. Еще больше захотелось ему отнять у бедняка жеребенка.

С того дня не спит хан, не ест, все думает, как бы отнять у бедняка его жеребенка.

Долго думал хан, потом позвал своего бегун-человека и говорит ему:

— Беги к бедняку, что живет на западной горе, и так скажи ему: «Хан будет сидеть в своем замке. Если бедняк выманит его из замка, то пусть жеребенок останется у него. И еще я дам ему коня с седлом и дочь свою выдам за него замуж. Если не сумеет выманить, то жеребенок будет мой, да и кобыла в придачу».

Побежал бегун по дорогам, по скалам, по ущельям и перевалам. Прибежал на запад и говорит бедняку:

— Бедняк! Хан велел сказать тебе: он будет сидеть в своем замке. Если ты сумеешь выманить его оттуда, то жеребенок будет твой. И еще он даст тебе коня с седлом и дочь свою выдаст за тебя замуж. Если ты не выманишь хана из его замка, то пропала твоя кобыла, пропал твой жеребенок — хан возьмет их себе.

Подумал бедняк: «Трудно идти бедняку против хана», — и говорит ханскому бегуну:

— Пусть будет так, как хан хочет.

А когда ханский бегун побежал обратно, начал думать бедняк, как ему выманить хана из замка. Думал, думал бедняк и вот что придумал: «Пойду-ка я во все двенадцать аулов хана и расскажу всему ханскому народу о ханской затее. Может быть, кто-нибудь научит меня, как выманить хана».

Как подумал бедняк, так и сделал. На другой день собрал он людей хана со всех двенадцати аулов. Собрал и стариков и старух, мужчин и женщин и говорит им:

— О хорошие люди! Послушайте, что я вам скажу. Моя кобыла родила жеребенка, а хан узнал про это и захотел отнять его у меня. Вот и поспорил он со мной: «Я, говорит, буду сидеть в замке. Если ты выманишь меня из замка, то я оставлю тебе жеребенка, еще дам тебе коня с седлом и дочь свою выдам замуж за тебя. А если не выманишь, то возьму у тебя жеребенка и кобылу твою в придачу». Помогите мне, хорошие люди, выманить хана из его замка.

Много ли, мало ли думали ханские люди, наконец они так сказали бедняку:

— Пора аулам платить дань великому хану. Давайте пойдем все вместе к хану с данью и скажем ему, чтобы вышел он к нам из своего замка.

Пошли все люди всех двенадцати аулов к хану в замок, послали они двенадцать почетных стариков к хану. И сказали хану те двенадцать стариков:

— О великий хан! Выйди к своему народу. Из двенадцати аулов мы принесли тебе богатую дань и подарки и поклоны.

В ответ кричит им богатый хан:

— Оставьте дань моей страже, подарки — бегуну, поклоны ваши — моим собакам, а сами убирайтесь прочь!

От такой обиды двенадцать стариков опустили седые головы на грудь, вышли из замка и сказали бедняку и всему ханскому народу:

— Не хочет нас слушать гордый хан.

Тогда старик из аула Солнце говорит:

— В нашем ауле есть один мальчик: Если он не сумеет выманить хана, то никто другой на свете его не выманит.

Побежал бедняк в аул Солнца к тому мальчику. Смотрит — маленький мальчик сидит на куче навоза и ест ячменный чурек.

— Расти большой, хороший мальчик! — говорит ему бедняк.

— Привет тебе, бедняк с западной горы! — отвечает мальчик.

— Почему ты ешь чурек на навозе?

— Чтобы не слышать, как пахнет гнилью мой чурек, — отвечает мальчик.

— А где твой отец?

— Пошел за три меры ссору наживать.

— Как это твой отец за три меры ссору наживает? — удивился бедняк.

— Очень просто, — отвечает мальчик. — У нас нет земли. Тут вся земля ханская. Вот и пришлось отцу посеять ячмень среди трех дорог. И каждый день он уходит туда и ссорится с путниками, потому что они топчут посев. А более трех мер ячменя он там не соберет.

— А где твоя мать? — спрашивает бедняк.

— Взаймы плачет у соседа, — отвечает мальчик.

— Как это мать плачет взаймы у соседа? — опять спрашивает бедняк мальчика.

— А как же? Сегодня она поплачет над чужим покойником, а завтра, когда мы с голоду умрем, соседи будут плакать над нами, — отвечает мальчик.

Понравились бедняку ответы мальчика, и рассказал он ему про то, как хан хочет отнять его жеребенка, и про то, что хана надо выманить из замка.

Тогда мальчик сказал:

— Дайте мне двенадцать молодцов из двенадцати аулов хана. Дайте мне двенадцать лошадей,. бородатого козла и двугорбого верблюда. Тогда я выманю старого хана из замка.

Дали ему двенадцать молодцов из двенадцати аулов хана. Дали ему двенадцать лошадей, бородатого козла и двугорбого верблюда.

Посадил мальчик двенадцать молодцов на двенадцать лошадей, гранитными камнями наполнил их карманы, потом говорит им:

— Едем к ханскому замку. Когда двенадцать гончих хана кинутся на нас, пусть каждый из вас плетью ударит одну собаку.

Едут все двенадцать всадников к ханскому замку. А впереди их пешком идет сам мальчик. По одну сторону его шагает бородатый козел и бородой потряхивает. По другую сторону его шагает двугорбый верблюд и губами шлепает.

Вот доехали они до ханского замка. Навстречу им выбежало двенадцать ханских гончих. И двенадцать всадников плетьми ударили по двенадцати собакам. Завизжали ханские собаки и подняли лай. Услыхал это хан, очень рассердился он, а не выходит из замка.

— Выходи-ка, хан! Дай ответ на мои вопросы!

смотрит хан в окно на маленького мальчика и кричит:

— Ты еще мал, чтобы к тебе выходил великий хан! Хан к таким маленьким, как ты, не выходит!

Тогда мальчик ударил хлыстом двугорбого верблюда и погнал его к хану, а сам кричит:

— Послал к тебе большого! Теперь выходи из замка!

— Хан к безбородым не выходит! — опять крикнул хан из замка.

Тогда мальчик ударил хлыстом бородатого козла и погнал его к хану в замок, а сам кричит:

— Послал к тебе бородатого! Теперь выходи!

«Делать нечего, — подумал хан, — надо выходить». А не выходит. «Может, перехитрю, — думает,— я этого мальчика». И крикнул хан опять:

— Если сошьешь мне из булыжника шубу, то выйду!

А мальчик ему отвечает:

— Карманы моих двенадцати молодцов полны гранитными камнями. Если ты из тех камней свяжешь нитки, то я сошью тебе из булыжника шубу.

Видит хан — делать нечего, не перехитрить ему мальчика. Пришлось выйти из замка.

И вышел хан из замка посмотреть на мальчика, и обидно стало ему, что победил его такой маленький мальчик. Рассердился старый хан и кричит на него:

— Как ты посмел бить моих собак?!

— Прости хан, но их надо было бить. Я с двенадцатью молодцами охотился на западных горах, а твои собаки залаяли на восточных горах и спугнули стадо серн. Потому мы били твоих собак, — ответил мальчик хану.

— Лжешь ты, мальчик! Как можно, чтобы собачий лай был слышен с востока на запад, когда туда даже орел без отдыха не может долететь?! — в гневе закричал хан на мальчика.

— А как это может быть, — сказал тогда мальчик,— чтобы кобыла родила жеребенка на западных горах оттого, что твой жеребец заржал на восточных горах, когда даже орел туда без отдыха не может долететь?

И весь народ со всех аулов хана закричал:

— Верно, мальчик!

— Верно!

— Правду говоришь!

Видит хан — победил его маленький мальчик: заставил выйти из замка и в споре верх одержал. И говорит хан мальчику:

— Победил ты старого хана. Возьми лучшего коня с седлом из моего табуна. И пусть бедняк с западной горы скажет спасибо тебе, что тот жеребенок остался у него.

Сел мальчик на ханского коня и поехал в родной аул, в отцовскую саклю.

А бедняк поил и кормил своего жеребенка год, кормил и поил другой, кормил и поил третий год. А на четвертый год принялся бедняк работать на двух лошадях. Работал он и днем и ночью, и стало у него много лошадей, много овец и коз, много всякого добра.

Видит хан, что живет бедняк богато и что много у него лошадей, много овец и коз, много всякого добра, и все больше злится на бедняка. Что ни день, все больше злился хан, пока от злости совсем не иссох и не околел.


 


Бедняк, волк и лиса

Жил-был бедняк, и не было у него в хозяйстве ничего, кроме двух быков.

Отправился он однажды пахать у лесной опушки. Пашет он, пашет, вдруг является к нему волк.

— Привет тебе, бедняк! — говорит он.

— Здравствуй, волк! — отвечает бедняк.

— Давай, бедняк, заключим с тобой договор,— предлагает волк.

— А о чем мы будем договариваться?

— Пока ты будешь пахать, я каждый день буду тебе таскать по барану, а ты, когда закончишь пахоту, отдашь мне одного своего быка.

Задумался бедняк и говорит себе:

— Ну, ладно! Каждый день по барану — это выйдет больше стоимости моего быка, мне выгодно.

Стал волк ежедневно таскать бедняку по барану. Каждый раз они резали его и съедали вместе.

Когда пахота уже подходила к концу, начал бедняк волноваться:

— Что теперь будет со мной? Уведет волк моего быка — с

чем я останусь?

Завтрак еще не был готов, и волк еще не пришел, когда появилась откуда-то лиса; прошла она мимо бедняка сторонкой и говорит:

— Привет тебе, молодец!

— Здравствуй, лиса,— отвечает он.

— Чем ты опечален? — спрашивает лиса.

— Как мне не быть печальным? — отвечает он.— Уговорились мы с волком так: пока я буду пахать, он будет мне таскать ежедневно по барану, когда же я кончу, то должен буду отдать ему одного из своих быков. Завтра я кончаю пахоту, уведет он моего быка — на что же я буду существовать, как буду содержать своих детей? Вот потому я и печален.

Говорит ему лиса:

— Если я найду способ избавиться от волка, то что ты мне

дашь?

— Кроме своей души да своих быков, отдам тебе все, что по-

оросишь,— отвечает ей бедняк.

— Ладно! Ничего я у тебя не прошу, отдай мне только того белого барашка, что находится у тебя дома.

— У меня дома нет никакого белого барашка.

— Тебе принесут его.

— В таком случае ладно.

— Завтра во время завтрака я буду проходить мимо вас и обращусь к тебе со словами: «Привет тебе, молодец!». А ты мне ответишь: «Позавтракай с нами». Я скажу: «Около тебя собака, она укусит меня». А ты мне на это ответь: «Это не собака, а кожаный мешок». После этого волк попросит тебя: «Замани ее, мы ее съедим». А я скажу: «Если это кожаный мешок, то завяжи-ка его чем-нибудь». И волк сам тоже попросит: «Свяжи меня, но слегка». А ты крепко привяжи его к арбе. После этого ты мне скажешь: «Ну, теперь подойди». А я опять тебе скажу: «Нет, не доверяю я тебе, ударь-ка его чем-нибудь». Волк попро-

сит: «Ударь меня, но слегка, только для видимости». И тогда-то ты наберись мужества, размозжи ему голову ярмом.

На душе у бедняка стало радостно, и он даже запел.

На другой день волк притащил барана, закололи его и стали готовить завтрак.

А тем временем из лесу явилась лиса и обращается к бедняку:

— Привет тебе, герой! Отвечает ей бедняк:

— Будь здорова, лиса! Позавтракай с нами!

— Твоя собака укусит меня,— говорит ему лиса,

— Это не собака, а кожаный мешок.

— Тогда привяжи-ка его чем-нибудь к арбе. Тут волк и говорит ему:

— Привяжи меня, но только слегка, для виду.

Бедняк крепко привязал волка веревкой к арбе и говорит лисе:

— Ну, теперь подойди! А лиса опять:

— Нет, не доверяю тебе! Ну-ка, ударь его чем-нибудь по голове!

И волк тоже говорит:

— Ударь меня чем-нибудь, но слегка, для виду.

Бедняк схватил ярмо, подскочил к волку и размозжил ему голову.

Тут уж лиса подошла к бедняку, а бедняк от радости поднял ее на руки и стал подкидывать вверх.

Хорошо позавтракали, потом бедняк говорит лисе:

— Завтра утром привезу я сюда твоего белого барашка. Поблагодарили друг друга, и лиса ушла. А бедняк, захватив

с собой волчью шкуру, тоже пошел домой. По дороге стал он раздумывать:

— Ну, ладно, волка-то я убил, но надо бы и лису поймать. Утром спрятал он в кожаный мешок белую гончую собаку и

стал на своей пашне дожидаться лисы.

Вот лиса появилась, но пошла она не тем путем, что накануне, а стороной почти на километр.

— Привет тебе, молодец! — говорит она бедняку.

— Здравствуй, лиса! — отвечает бедняк.— Спускайся пониже!

— А привез мне моего белого барашка?

— Привез,— отвечает оп.

— Где же он?

— Вот в кожаном мешке.

— А почему ои оказался в кожаном мешке?

— Да чтобы не убежал.

— Я — лиса,— говорит та,— неужели барашек может сбс-жать от меня?

Бедняку ничего не оставалось, как выпустить из мешка собаку. Увидела она лису и бросилась за ней. Лиса успела добежать до леса, и гончая ее не нашла.

На своей пашне в шесть бонгандов бедвяк посеял овес и вернулся домой. Осенью, когда пора было собирать урожай, лиса пришла на поле, осмотрела овес, потом вернулась в лес и созвала всех медведей, какие только там водились. Привела она их к овсяному полю. Медведи сожрали овес и землю разворотили так, как будто ее только что распахали.

Вот посадил бедняк свою жену в арбу и говорит:

— Поедем, проведаем свое овсяное поле.

Приехали на. место, где было их поле,— и не узнают его: оно вновь распахано. Стал бедняк бить себя по голове и приговаривать:

— Погубил я сам себя! Лиса извела мое овсяное ноле! И вернулся ои с женой к себе в дом с пустыми руками.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 486.