Сторон за нарушение обязательств по перевозке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Формой договора перевозки груза является соответствующий каждому виду транспорта документ:

-накладная - на железнодорожном и речном транспорте;

-грузовая накладная - на воздушном;

-товарно-транспортная накладная - на автомобильном.

На морском транспорте перевозка груза в каботаже оформляется коносаментом, а в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении - накладной.

Коносаменты в зависимости от способа организации судоходства подразделяются на линейные и чартерные.

На автомобильном транспорте товарно-транспортная накладная является не только документом, регулирующим отношения автотранспортного предприятия и грузоотправителя, но одновременно служит документом учета товарных ценностей.

Коносамент имеет еще более специфические функции. Он является одновременно формой договора перевозки, распиской, удостоверяющей факт принятия груза перевозчиком, и товарораспорядительным документом, то есть документом, распоряжение которым означает и распоряжение самим грузом.

Форма договора перевозки может зависеть не только от вида транспорта, но и от вида отправки и вида сообщения.

Так, на железнодорожном транспорте существуют формы накладных:

- ГУ-29о - накладная на перевозку по вагонной отправки;

- ГУ-29к - накладная на перевозку контейнерной отправки;

-ГУ-29е накладная на перевозку маршрутной отправки;

ГУ-28 - накладная на перевозку груза в прямых смешанных железнодорожно-водных сообщениях;

ГУ-28а - накладная на перевозку груза в прямых смешанных железнодорожно-автомобильных сообщениях.

Если рассматривать перевозку груза по железным дорогам, то накладная, представленная грузоотправителем на груз и сопровождающая этот груз на всем пути следования, - не только единственная, но и обязательная форма договора, являющаяся доказательством заключения договора перевозки. Для грузополучателя накладная - это легитимирующий документ, представление которого дает ему право выступать в качестве владельца груза.

Грузоотправителю в удостоверение приема груза к перевозке выдается грузовая квитанция, она дает ее владельцу право распоряжаться грузом до его выдачи получателю. Договорные отношения между перевозчиком и грузоотправителем этим документом не создаются, а только удостоверяются, поэтому в случае разногласий в содержании накладной и грузовой квитанции решающее значение принадлежит накладной.

Дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом до станции назначения, имеет многоцелевое назначение:

-она служит для контроля за правильностью начисления провозных платежей;

-порядка проследования грузом пунктов перехода с дороги на дорогу для определения дорог, виновных в просрочке доставки груза;

-для расчетов железных дорог -участников перевозки между собой;

-для статистических целей, а при международных перевозках грузов - для целей таможенного контроля и пропуска груза через таможенную границу.

Такое же назначение имеет и дорожная ведомость внутреннего водного сообщения. Кроме того, именно в дорожной ведомости грузополучатель ставит отметку о получении груза.

Таким образом, дорожная ведомость с распиской получателя является юридическим документом, подтверждающим факт выполнения договора перевозки.

На морском и авиационном транспорте документом, аналогичным дорожной ведомости, является грузовой манифест - транспортный документ, содержащий сведения о грузе, записанные по каждому порту отдельно и перечни коносаментов по каждому грузу и по порту назначения в целом. Манифест вручается представителям судовой администрации и таможенным органам, рассылается агентам и стивидорам в портах выгрузки, судовладельцу.

На воздушном транспорте в соответствии с резолюцией международной ассоциации воздушного транспорта установлены образец авианакладной и правила ее заполнения, а также назначение каждого экземпляра. Так "оригинал 1" (зеленого цвета) остается у перевозчика, выдающего авиагрузовую накладную для учета и как документальное подтверждение заключения договора на авиаперевозку между перевозчиком и грузоотправителем; "оригинал 2" (розового цвета) сопровождает партию груза до конечного места назначения и выдается грузополучателю после доставки; "оригинал 3" (голубого цвета) выдается грузоотправителю и, помимо подтверждения договора авиаперевозки, является доказательством приема груза к перевозке.

Копии:

-4-я (желтого цвета) - следует с грузом, подписывается грузополучателем и остается у последнего перевозчика в качестве расписки в получении груза и подтверждения договора на перевозку;

-5, 6, 7 (белого цвета) - используются для служебных целей, в том числе для таможенной очистки товара и страхования груза,

-8-я (белого цвета) - остается у экспедитора - грузового агента, оформлявшего накладную.

В связи с тем, что в настоящее время из массовых перевозчиков грузов только железнодорожный транспорт имеет новый устав, то рассмотрение правоотношений по договору перевозки будет базироваться на примере железнодорожного транспорта, а также других видах транспорта в той мере, в которой их уставы и кодексы не противоречат нормам, содержащимся в гл. 40 ГК.

Поскольку договор перевозки признается публичным, а железнодорожный транспорт - транспортом общего пользования, любой грузоотправитель имеет право предъявить груз к перевозке, подав заявку на перевозку груза за 10 дней до начала погрузки при внутригосударственных перевозках и за 15 дней в международных и прямых смешанных сообщениях.

При этом прием грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, производится по предъявлению. То есть фактически для всех грузов осуществлен переход к системе отправления "по предъявлению", что существенно упрощает организацию перевозок грузов по железным дорогам для грузоотправителей.

При предъявлении груза к перевозке грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную и другие, предусмотренные Правилами перевозок грузов документы (ст. 31 ТУЖД).   

Грузоотправитель заполняет в накладной следующие графы:

-станция и дорога назначения;

-точные и полные наименования;

-почтовые адреса отправителя и получателя;

-знаки и марки отправителя на грузовых местах;

-наименование груза в соответствии с Единой статистической номенклатурой грузов, приведенной в Тарифном руководстве № 1;

-масса груза.

При необходимости заполняются графы "Особые заявления и отметки отправителя".

К дополнительным документам, прилагаемым к накладной в зависимости от рода груза и вида сообщения, относятся:

-таможенная декларация;

-карантинное свидетельство;

-ветеринарное свидетельство;

-качественное удостоверение.

Железная дорога может требовать передачи ей груза в таком состоянии, при котором он сможет выдержать перевозку и прибыть на станцию назначения в целости и сохранности. Мало того, железная дорога может даже отказать в перевозке, если груз, требующий упаковки, предъявлен для перевозки без тары или в таре, не соответствующей Государственным стандартам. При этом право решения вопроса, требуется ли упаковка груза и удовлетворяет ли она всем требованиям, принадлежит железной дороге.Обязанность грузоотправителя - подготовить грузы для перевозки таким образом, чтобы обеспечивались: безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров закрепленные статьей 25 ТУЖД.

Железная дорога при приеме груза к перевозке не имеет возможности во всех случаях производить тщательный осмотр и проверку состояния груза, тем более проверить состояние внутренней упаковки, которая иногда имеет не меньшее значение для сохранности груза чем транспортная тара.

Не установлено и критерия оценки степени удовлетворительности упаковки и состояния для всех грузов, поэтому вопрос о необходимости и пригодности тары решается в зависимости от свойств груза и условий перевозки. Что касается состояния груза, то оно для целого ряда грузов определяется качественными удостоверениями или сертификатами, которые грузоотправитель обязан предъявить вместе с накладной. Перечень таких грузов приводится в Правилах перевозки грузов.

Поскольку на грузоотправителя возложена обязанность представления качественных удостоверений, то на железную дорогу не может быть возложена обязанность удостоверять качество принятого к перевозке груза, а, следовательно, и ответственность за качество груза возлагается в таких случаях на грузоотправителя.

Не будет принят к перевозке и скоропортящийся груз, предельный срок транспортабельности которого меньше срока доставки этого груза на станцию назначения. Предельные сроки транспортабельности грузов приведены в Правилах перевозок грузов.

Погрузка грузов может быть также временно прекращена или ограничена железной дорогой вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Это допускается только в исключительных случаях по письменному указанию министра путей сообщения с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации

(ст. 35 ТУЖД).

Приведенный в статье перечень обстоятельств не является исчерпывающим. Причинами прекращения или ограничения погрузки могут быть также крушение, авария, введенный соответствующими органами карантин,большое скопление грузов на станции перевалки или пограничной станции, народные волнения, акты гражданского неповиновения и др.

О прекращении или ограничении погрузки грузов железная дорога уведомляет грузоотправителей, которые в течение 12 часов после получения извещения обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку в определенных железнодорожных направлениях.

В соответствии со ст. 20 грузоотправитель имеет право выбрать и указать в накладной скорость перевозки грузов. Однако это его право ограничено, с одной стороны, тем, что часть грузов (скоропортящиеся, живность и др.) перевозятся только большой скоростью, а, с другой - тем, что МПС предоставлено право самому устанавливать направления следования ускоренных грузовых поездов.

Перечень железнодорожных назначений, по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью, публикуется в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Поэтому, если в направлении перевозки грузов не следуют ускоренные поезда, то выбор грузоотправителем большой скорости перевозки невозможен.

Грузоотправители могут предъявлять подготовленные к перевозке грузы с объявлением их ценности (ст. 23 ТУЖД). При этом объявление ценности драгоценных металлов (камней), изделий из них, предметов искусства, антикварных вещей и иных художественных изделий, видео- и аудиоаппаратуры, электронно-вычислительной и множительной техники, опытных образцов машин, оборудования, приборов, грузов для личных нужд, перевозимых без сопровождения, обязательно.

За объявленную ценность железная дорога взимает сборы. Размеры сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов, утверждены. Не существовавший ранее сбор введен для того, чтобы предотвратить возможность завышения грузоотправителем объявленной им ценности груза, а также потому, что железные дороги должны уделять таким грузам повышенную заботу и внимание, а это, в свою очередь, требует дополнительных затрат на перевозку.

В целях повышения достоверности размера объявленной грузоотправителем ценности груза железная дорога на основании ст. 33 ТУЖД имеет право проверить ее соответствие фактическому состоянию груза. Но сделать это она может только на станции отправления, так как в соответствии со ст. 110 ТУЖД в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза, перевозимого с объявленной ценностью, ни суд, ни железная дорога не должны проверять ее соответствие действительной стоимости груза.

В ТУЖД исключено положение, существовавшее в старом уставе, о запрещении объявлять ценность грузов, перевозимых навалом на открытом подвижном составе.

Важнейшая обязанность железной дороги - обеспечить сохранность груза, сданного к перевозке. Однако следует признать, что железная дорога не в состоянии исключить доступ к грузам посторонних лиц на всем пути следования. Поэтому установлен перечень грузов, которые требуют повышенного внимания к обеспечению их сохранности.

Для них также установлены необходимость сопровождения работниками военизированной охраны (ВОХР) МПС, и дополнительные сборы, указанные в Тарифном руководстве, компенсирующие затраты на сопровождение (ст. 24 ТУЖД).

Правилами перевозок грузов указывается и перечень грузов, для которых установлена необходимость сопровождения и охраны в пути следования представителями грузоотправителей или грузополучателей.

В этот перечень входят грузы, требующие постоянного наблюдения за их состоянием специалистом, осведомленным об их особых свойствах, характере их возможного поведения в пути следования, в том числе при их взаимодействии с другими грузами, и способным нейтрализовать последствия возможных происшествий с сопровождаемыми грузами.

Если для грузов, приведенных в этом перечне, сопровождение обязательно, то ст. 24 ТУЖД дает возможность грузоотправителю обеспечить сопровождение всех прочих грузов своими средствами или по договору с ВОХР.

В обязанности железной дороги входит уведомление грузоотправителей о времени подачи подвижного состава не позднее, чем за два часа до их фактической подачи под погрузку (ст. 27 ТУЖД). При этом она обязана подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные, а в необходимых случаях - промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретного груза вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных.

Подготовка вагонов под погрузку производится железной дорогой или грузоотправителем в зависимости от рода вагона. Так, подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов, принадлежащих МПС, является обязанностью железной дороги. Она выполняется силами железной дороги или грузоотправителя, но за счет железной дороги в соответствии с заключенными между сторонами договором. Подготовка под налив специализированных цистерн, принадлежащих грузовладельцу или арендованных им у МПС, осуществляется грузоотправителем.

Пригодность в коммерческом отношении контейнеров для перевозки груза во всех случаях определяет грузоотправитель, а пригодность вагонов - грузоотправитель (если погрузка осуществляется им) или железная дорога (если погрузка осуществляется ею). При этом под коммерческой пригодностью понимается состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке, в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров для перевозки конкретного груза.

Наличие конструкционных зазоров в вагонах, контейнерах в пределах нормативных допусков не является непригодностью их в коммерческом отношении. Если по мнению грузоотправителя их наличие может повлечь утрату или порчу груза, то он должен принять меры по их заделке.

В соответствии с частью 7 ст. 27 ТУЖД грузоотправителю предоставляется право отказаться от подвижного состава, непригодного для перевозки конкретного груза, причем за исключением тех случаев, когда он сам должен готовить их под погрузку. Железная дорога обязана подать взамен пригодные вагоны, контейнеры. Но если грузоотправитель не реализовал свое право и принял вагоны или контейнеры для погрузки, то он будет нести ответственность за несохранность груза, произошедшую из-за неисправности принятого под погрузку подвижного состава.

Качество перевозки определяется в первую очередь сохранностью груза, принятого к перевозке. Критерием сохранности наряду с качеством перевезенного груза является и его масса или количество мест для тарных и штучных грузов. Поэтому в соответствии со статьей 32 ТУЖД грузоотправитель обязан указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов также и количество мест.

Определение массы груза производится:

-железными дорогами при погрузке в местах общего пользования;

-грузоотправителями при погрузке в местах не общего пользования.

При погрузке в местах общего пользования масса груза определяется независимо от того, кем производилась погрузка - отправителем или железной дорогой. Поэтому железная дорога не может отказаться от определения массы груза при погрузке его в местах общего пользования, ссылаясь на отсутствие весов и иные обстоятельства.

За взвешивание груза на весах железной дороги с грузоотправителя взыскивается сбор в пользу станции. Кроме того, если грузоотправитель не имеет весов на путях не общего пользования, где производится погрузка, то железная дорога может предоставить ему возможность воспользоваться принадлежащими ей весами. При этом грузоотправитель оплачивает не только сбор за взвешивание, но и расходы по маневровой работе, связанной с подачей и уборкой вагонов на весы станции.

Железная дорога может определять массу груза только на весах, а грузоотправитель - не только на весах, но и по стандарту, трафарету, а также расчетным путем, посредством обмера. Однако в целях обеспечения безопасности движения запрещается определение массы расчетным путем и по обмеру таких грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов или контейнеров может повлечь превышение допустимой грузоподъемности подвижного состава, что противоречит условиям безопасности движения поездов3.

В соответствии со ст. 29 ТУЖД погрузка грузов в вагоны и контейнеры

должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, но не должна превышать грузоподъемности вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам. Таким образом, это положение статьи требует рационального использования подвижного состава, исключая превышение его грузоподъемности.

Технические нормы загрузки вагонов и контейнеров различными грузами устанавливаются МПС и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте № 160. Для грузов, перевозка которых выполняется в незначительном объеме или только в местном сообщении, норма загрузки может быть установлена местными техническими нормами.

Особые требования железная дорога предъявляет и к размещению и креплению перевозимых грузов в целях обеспечения безопасности движения, погрузки и выгрузки вагонов и контейнеров, сохранности груза и подвижного состава. Размещение и крепление грузов в вагонах, в том числе в открытом подвижном составе и в контейнерах, осуществляется в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС. В Технических условиях (ТУ) изложены общие требования и условия размещения грузов, отправлением которых занимается значительное количество грузоотправителей. К таким грузам относятся: лес и лесоматериалы, металлоизделия, большинство видов колесной и гусеничной техники и др. Техническими условиями предусматривается также порядок разработки, согласования и утверждения местных и разовых ТУ размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах тех грузов, которые не включены в сетевые

ТУ.

Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления должен предоставить грузоотправитель (ст. 30 ТУЖД). К таким приспособлениям можно отнести реквизиты крепления (подкладки, распорки, прокладки, растяжки, стойки и др.), а также печи, овощные и хлебные щиты для заграждения дверей, стяжки, решетки, турникеты и т.д.

Об установленных грузоотправителем приспособлениях он указывает в графе накладной "Особые заявления и отметки отправителя". Перечисленные в накладной приспособления железная дорога должна выдать грузополучателю вместе с грузом.

Наложение запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ)после погрузки крытых вагонов и контейнеров имеет юридическое значение для установления ответственности за сохранность груза.

Загруженные вагоны и контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если погружены ими, или грузоотправителями, если грузы погружены грузоотправителями. При перевозке грузов для личных (бытовых) нужд пломбирование производится железной дорогой или транспортно-экспедиторскими организациями по усмотрению и за счет грузоотправителя (ст. 34 ТУЖД). В случае вскрытия вагонов, контейнеров при таможенном досмотре пломбирование их новыми ЗПУ проводят таможенные органы.

Перечень грузов, допускаемых к перевозке в крытых вагонах и цистернах без ЗПУ, а также порядок пломбирования вагонов и контейнеров устанавливаются Правилами перевозок грузов. ЗПУ и устройства для их снятия предоставляются железными дорогами грузоотправителям и грузополучателям за плату. Сведения о ЗПУ указываются в вагонном листе, который составляется на каждый загруженный вагон и следует с вагоном до станции выгрузки или перегрузки.

Железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю грузовая квитанция подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на станцию назначения и выдать груз указанному в накладной грузополучателю. Грузоотправитель, в свою очередь, обязуется оплатить перевозку груза.

Порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливается МПС в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Причитающаяся железной дороге плата вносится наличными деньгами, расчетными чеками банков и акцептованными банком платежными поручениями, а также иными средствами, предусмотренными законодательством РФ.

Плату за перевозку и иные причитающиеся железной дорогое платежи грузоотправитель вносит, как правило, до отправления груза с железнодорожной станции. При несвоевременном внесении платежей железная дорога имеет право задержать отправление груза, а также взыскать пени в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 36 ТУЖД). Поскольку в настоящее время ответственность в связи с несвоевременными расчетами за перевозку грузов не установлена, то применяется ответственность по статье 395 ГК РФ, если об этом просит истец. Указанная статья предусматривает, что за пользование чужими денежными средствами, вследствие просрочки в их уплате, должник выплачивает кредитору проценты на сумму этих средств.

Начальник дороги отправления по согласованию с грузоотправителем и грузополучателем может принимать решение о внесении платежей на станции назначения в случае перевозки груза в местном сообщении, а в прямом сообщении - по согласованию с МПС. При этом должны быть предусмотрены гарантии внесения платы, а также действия сторон при нарушении ими взятых обязательств. Оплата перевозки на станции назначения может быть предусмотрена условиями долгосрочного договора об организации перевозок.

Окончательные расчеты, связанные с перевозкой груза, производятся грузополучателем по прибытии груза на станцию назначения. вагоны, контейнеры, до внесения на станции назначения всех причитающихся железной дороге платежей, находятся на ответственном простое грузополучателя, и с него взыскивается сбор за хранение груза, подлежащего выгрузке грузополучателем на местах общего пользования, или плата за пользование вагонами, контейнерами, подлежащими выгрузке грузополучателем в местах необщего пользования.

Новый Транспортный устав железных дорог РФ предоставляет грузоотправителю гораздо больше прав как владельцу груза, который по праву может оперативно им распоряжаться. Такое право выражается, в частности, возможностью переадресовать груз другому получателю с изменением или без изменения станции назначения. Переадресовку проводит железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, взыскав сбор в размере, указанном в Тарифном руководстве (ст. 37 ТУЖД). Установлен следующий размер сбора:

130 р. за отправку - при переадресовке на станции назначения;

330 р. за отправку - при переадресовке в пути следования.

Переадресовка производится согласно Правилам переадресовки грузов на железнодорожном транспорте и оформляется или по старым перевозочным документам, или с составлением новых перевозочных документов.

Переадресовка груза производится по разрешению:

-начальника отделения железной дороги, а при отсутствии отделения -начальника службы грузовой и коммерческой работы железной дороги - в отношении грузов, направляемых в пределах отделения железной дороги;

-начальника службы грузовой и коммерческой работы железной дороги - в отношении грузов, направляемых в местном и прямом сообщения, а также на станции стран СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской республик;

-начальника службы управления перевозок после письменного согласования с МПС РФ - в отношении грузов с негабаритностью выше нулевой степени, направляемых в прямом сообщении, а также на станции перечисленных выше стран;

-МПС России - в отношении грузов, следующих в международном железнодорожном сообщении, за исключением грузов, следующих на станции вышеперечисленных стран.

Заявление о переадресовке может быть передано в электронном виде, если грузоотправитель, грузополучатель являются абонентами Автоматизированной информационной системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ).

Заявление о переадресовке груза подписывается руководителем организации, заявляющей о переадресовке, и заверяется в установленном порядке.

Время простоя на железнодорожной станции вагона, контейнера в ожидании переадресовки груза с момента его прибытия на станцию до момента получения станцией письменного основания для оформления переадресовки рассматривается как простой вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузовладельца, представившего заявление о переадресовке груза. На его ответственности лежит оплата простоя подвижного состава в соответствии со ст. 44 ТУЖД.

Сторона, подавшая заявление на переадресовку, несет ответственность перед первоначальным грузополучателем и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным получателем и фактическим получателем (ст. 38 ТУЖД).

По ранее действующему уставу железных дорог переадресовка допускалась лишь в исключительных случаях, теперь же в уставе оговорено только одно ограничение - наличие согласия соответствующего таможенного органа, если груз находится под таможенным контролем. Однако в случае, если перевозка груза угрожает здоровью и жизни людей, безопасности движения,экологической безопасности, то переадресовка находящегося под таможенным контролем груза проводится без согласия таможенного органа.

Пожалуй, еще одной возможной причиной отказа в переадресовке, логично назвать истечение предельного срока транспортировки скоропортящегося груза. То есть, если срок доставки груза с учетом переадресовки будет превышать предельный срок транспортабельности груза, то можно ожидать порчи груза в пути следования.

Срок доставки груза в случае его переадресовки увеличивается в соответствии с Правилами исчисления срока доставки грузов на железнодорожном транспорте на одни сутки.

Здесь следует указать, что обязанности железной дороги доставлять грузы в срок и по назначению, а также правилам исчисления сроков доставки посвящена статья 39 ТУЖД.

Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначения грузы выгружены железной дорогой или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателями до истечения установленного срока доставки.

Грузы также считаются доставленными в срок, если прибыли на станцию назначения до истечения установленного срока доставки, но задержаны на станции по причинам, зависящим от грузополучателя. Это может быть или занятость фронта выгрузки, или неоплата железной дороге всех причитающихся ей платежей или другие причины, в подтверждение которых станция составляет акт общей формы.

Срок доставки грузов определяется в соответствии с Правилами их исчисления и зависит от вида отправки (повагонная, мелкая и контейнерная, маршрутная), расстояния перевозки, выбранной отправителем скорости перевозки (грузовая или большая). В соответствии с последними указаниями о порядке исчисления сроков доставки скорость перевозки дифференцирована в зависимости от расстояния перевозки по принципу: чем больше расстояние перевозки, тем выше скорость доставки.

Установлены нормы суточного пробега:

-для маршрутов (отправительских маршрутов) и контейнерных поездов независимо от расстояния - 550 км в сутки;

-животных, перевозимых маршрутами - 450 км в сутки;

-животных, перевозимых одиночными вагонами и группами вагонов - по нормам суточного пробега для повагонных отправок.

Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются:

- на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза; при перегрузке грузов в вагоны с колесными парами другой ширины колеи; при расстоянии свыше 1000 км грузов для грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах;

    -2 суток - для каждой промежуточной железнодорожной станции, производящей погрузку (выгрузку) рефрижераторной секции, в случаях ее погрузки (выгрузки ) на нескольких железнодорожных станциях;

-1 сутки - при передаче на другой вид транспорта, приеме с другого вида транспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении;

- операции, связанные с переадресовкой, осуществлением на пограничных пунктах пропуска пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля;

-в случае определения массы груза на вагонных весах близлежащей к станции отправления железнодорожной станции и в некоторых других случаях.

Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза к перевозке, указанного в накладной. Дата истечения срока доставки груза указывается железнодорожной станцией отправления в дорожной ведомости и в выдаваемой грузоотправителю квитанции о приеме груза.

Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником станции по согласованию с грузополучателем. Обязательно документальное фиксирование факта передачи сообщения для использования в качестве доказательного аргумента при возникновении споров.

Если железная дорога не уведомляет о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами и от сбора за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

В том случае, если вагоны или контейнеры подаются под выгрузку на подъездной путь или на места общего пользования для выгрузки средствами грузополучателя, то железная дорога должна уведомить его о подаче не позднее чем за 2 часа до неё. Эти уведомления должны регистрироваться так же, как и уведомления о прибытии грузов.

При подаче железной дорогой вагонов, контейнеров позднее, чем через 2 часа после уведомления или без такого уведомления, а также в случае отсутствия уведомления плата за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение груза начисляются на грузополучателя по истечении двух часов после фактической подачи вагонов к месту выгрузки или к месту передачи на подъездной или выставочный путь.

Обязанностью грузополучателя является внесение им платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей (ст. 41 ТУЖД). Товарная контора станции назначения производит проверочную таксировку перевозки и с грузополучателем ведутся окончательные расчеты. Сроком расчета является дата выдачи груза грузополучателю, указанная в накладной.

В практике работы железных дорог нередки случаи, когда грузополучатели отказываются вносить платежи за перевозку. В этом случае вступает в силу залоговое право перевозчика на переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке. Поэтому в случае уклонения грузополучателя от внесения платы железная дорога вправе задерживать груз, уведомляя об этом в письменной форме грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения уведомления распорядиться грузом4.

В противном случае железная дорога, если другое не предусмотрено договором с грузоотправителем (речь идет о долгосрочном договоре об организации перевозок), имеет право реализовать груз, за исключением:

-груза, изъятого из оборота и ограниченного в обороте в соответствии с федеральными законами;

-специального, в том числе воинского, груза, предназначенного для удовлетворения государственных и оборонных нужд;

-груза, плата за перевозку которого и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся грузоотправителем по согласованию, предусмотренному ст. 36 ТУЖД;

-грузов, представляющих для общества значительную художественную, историческую или иную культурную ценность.

В случае изъятия груза у железной дороги уполномоченными на то государственными органами, а также в случае отказа грузовладельца от груза в пользу государства, сумма платы за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи перечисляются указанными органами дороге, на которой произведено изъятие груза или отказ от него, за счет средств, полученных от реализации груза5.

В обязанности грузополучателя входит также принятие груза, прибывшего в его адрес (ст. 42 ТУЖД). Если прибыл груз, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груз, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в накладной, то грузополучатель обязан принять груз на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем, например, переадресовав груз по указанию грузоотправителя. При этом грузополучатель несет имущественную ответственность за порчу груза вследствие несвоевременного его приема.

Грузополучатель имеет право отказаться от принятия груза только в одном случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования этого груза. Если испорчена часть груза, то грузополучатель не имеет права отказаться от принятия всей партии прибывшего в его адрес груза. При этом за ним сохраняется право требовать возмещения стоимости испорченной или поврежденной части груза.

Ответственность должна наступать и в том случае, когда грузополучатель не принимал груз, ссылаясь на его прочу, хотя не исключалась возможность даже частичного его использования.

Железная дорога по договору перевозки обязана доставить груз по назначению и выдать его получателю. Хранение груза не является необходимым условием договора перевозки, поскольку груз должен быть вывезен грузополучателем в течение срока бесплатного хранения, который в соответствии со ст. 43 ТУЖД составляет 24 часа. Указанный срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов, контейнеров железной дорогой или с 24 часов дня подачи железной дорогой вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки для выгрузки их грузополучателем.

Хранение грузов в местах общего пользования станции сверх одних суток до их вывоза с территории станции оплачивается грузополучателем в

размере сбора, указанного в Тарифном руководстве.

   В том случае, если железная дорога не уведомит получателя о прибывшем в его адрес грузе, то он освобождается от уплаты сбора за хранение до получения уведомления.

Вполне понятно, что хранение груза на станции не может быть бесконечным Это связано и с возможностями станции, и с обязанностью грузополучателя принять груз, и с обязанностью железной дороги выдать груз, тем самым завершив выполнение договора перевозки. Кроме того, каждый груз имеет предельные сроки хранения его на станции, по истечении которых железная дорога должна реализовать невостребованный груз. Учитывая это, сбор за хранение груза начисляется только за время, установленное для хранения груза на станции.

Грузополучатель может вывозить грузы со склада станции частями, о чем делается отметка в накладной. В этом случае сбор за хранение рассчитывается с учетом времени нахождения на складе каждой партии груза.

Правилами перевозок грузов устанавливаются условия и предельные сроки хранения грузов на станции назначения. По истечении установленных сроков хранения груза железная дорога в целях предотвращения его порчи имеет право реализовать груз в порядке, предусмотренном ст. 52 ТУЖД. Сбор за хранение груза взыскивается с грузополучателя только за время, установленное для хранения груза на станции.

Выдача груза получателю приемосдатчиком станции с проверкой его состояния, массы и количества мест производится в случаях (ст. 45 ТУЖД):

-прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ) или с ЗПУ попутных железнодорожных станций. При этом наличие ЗПУ таможенного органа не является основанием для проверки железной дорогой при выдаче груза его состояния, массы и количества мест;

-прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения, или порчи при перевозках груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

-прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном подвижном составе;

-прибытия груза, погруженного железной дорогой;

-выдачи груза, выгруженного железной дорогой в местах общего пользования.

Перечень случаев, при которых производится выдача груза железной дорогой с проверкой, является исчерпывающим, однако, по просьбе грузополучателя и за плату станция может принимать в соответствии с договором участие в проверке любых прибывших грузов.

  При отсутствии у грузополучателя и на станции назначения вагонных весов грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы. Масса груза в процессе перевозки считается сохраненной, если разница в показаниях весов на станции отправления и станции назначения груза не превышает погрешности измерений массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его массы. Погрешность весовых приборов в зависимости от их типа и способа взвешивания грузов, а также Перечень действующих норм естественной убыли публикуются в Правилах перевозок грузов. Нормы естественной убыли устанавливаются в процентах от массы груза и для разных грузов могут зависеть от сезона перевозки, географической зоны перевозки, вида подвижного состава, способа погрузки и выгрузки.

При проверке массы прибывшего в адрес грузополучателя груза на весах железной дороги с грузополучателя взыскивается сбор в размере, указанном в Тарифном руководстве.

Если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следования коммерческим актом, железнодорожная станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт (ст. 46 ТУЖД).

Груз, прибывший с коммерческим актом попутной станции проверяется и если нет расхождения между данными акта и фактическим состоянием груза, то новый акт не составляется, а на акте попутной станции делается отметка об отсутствии расхождений.

Коммерческий акт выдается по требованию получателя в течение трех дней. Ему выдается также копия коммерческого акта попутной станции.

В случае отказа железнодорожной станции от составления коммерческого акта или в случае оформления его с нарушением установленных требований грузополучатель имеет право подать заявление в письменной форме об отказе или о нарушении в отделение (управление) железной дороги непосредственно или через начальника железнодорожной станции. Отделение (управление ) железной дороги должно дать мотивированный ответ на заявление в течение трех дней, а в отношении скоропортящихся грузов - одного дня со дня получения заявления. Если заявление будет признано обоснованным, то отделение (управление) железной дороги дает распоряжение начальнику станции о составлении коммерческого акта или замене неправильно оформленного. При этом сбор за хранение груза, багажа или грузобагажа за время задержки составления коммерческого акта с получателя не взыскивается.

При необходимости проведения экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Результаты экспертизы оформляются актом, который подписывает эксперт и все присутствующие при экспертизе лица. Расходы по проведению экспертизы оплачиваются стороной, по инициативе которой вызван эксперт. Затем эти расходы должны быть отнесены на сторону, не обеспечившую охранную перевозку.

Стремясь к снижению себестоимости перевозок, железнодорожники должны добиваться повышения производительности вагона, которая определяется количеством тонн груза, перевезенных за время оборота вагона. Простой же вагонов, контейнеров под грузовыми операциями или в ожидании подачи, либо приема по причинам, зависящим от грузовладельцев, является непроизводительным. Однако в связи с тем, что в ТУЖД закреплена норма об ограниченной ответственности сторон, то грузоотправители и грузополучатели, по чьей вине простаивают вагоны, выплачивают железной дороге не убытки, связанные с простоем, а почасовую плату за пользование вагонами, контейнерами (ст. 44 ТУЖД).

Базовые часовые ставки платы, приведенные в табл. 3, 4, дифференцированы по группам вагонов, контейнеров, интервалам времени пользования вагонами, контейнерами, размерам суточного вагонооборота, контейнерооборота.

Вагоны дифференцированы по следующим группам:

-группа 1 - крытые, платформы, полувагоны;

-группа 2 - окатышевозы, думпкары, вагоны для перевозки автомобилей;

-группа 3 - цистерны, вагоны-зерновозы, минераловозы, содовозы, фитинговые платформы;

-группа 4 - вагоны-цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 вкл. и другие, не входящие в состав групп 1, 2, 3, 5, 6;

-группа 5 - рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более;

-группа 6 - вагоны-термосы;

-группа 1 - массой брутто до 5 тонн;

 -группа 2 - массой брутто от 10 до 24 тонн (вкл.);

-группа 3 - массой брутто свыше 24 тонн.

При определении сборов за пользование вагонами и контейнерами необходимо учитывать размеры вагонооборота и контейнерооборота подъездных путей.

Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией уведомления от грузоотправителей, грузополучателей о готовности вагонов к уборке.

Учет простоя вагонов производится в соответствии с Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей и отражается в ведомостях номерного учета. Простой вагонов на путях станции в ожидании подачи на подъездной путь по вине грузополучателя или грузоотправителя оформляется актом общей формы, подписываемым начальником станции и представителем предприятия.

При обслуживании железнодорожных подъездных путей локомотивом, не принадлежащим МПС, оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами исчисляется с момента передачи вагонов грузоотправителям, грузополучателям или специализированным транспортным организациям на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути.

В случаях, когда по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) железная дорога не выполняет маневровую работу по расформированию и подборке групп вагонов по грузоотправителям, грузополучателям, (эта работа выполняется грузополучателями, грузоотправителями или специализированной транспортной организацией), то время на выполнение этой работы не включается в оплачиваемое время пользования. Продолжительность маневровой работы оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.

При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями принадлежащих им или арендованных ими вагонов, контейнеров железные дороги взимают плату за время нахождения таких вагонов, контейнеров на путях общего пользования в размере 50 % указанной в тарифном руководстве платы за пользование вагонами, контейнерами.

Еще одним нюансом в расчете плат за пользование вагонами является расчет плат за пользование вагонами рефрижераторных секций или поездов, который производится исходя из времени окончания грузовых операций с последним вагоном таких секций или поездов.

Несвоевременная выгрузка грузов и вывоз их с железнодорожных станций грузополучателями может привести к технологическим затруднениям в работе станций. Во избежание этого руководители железных дорог, если другое не предусмотрено договором, имеют право увеличивать:

-сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров - в 5 раз;

-плату за пользование вагонами, контейнерами, задержанными свыше 24 часов, - в 2 раза (ст. 47 ТУЖД).

Об увеличении сбора железная дорога должна письменно уведомить грузополучателя, грузоотправителя. Если грузоотправитель (грузополучатель) отрицает факт получения письменного уведомления, железная дорога обязана представить доказательства направления такого уведомления. Увеличение сбора, платы вводится по истечении 24 часов после уведомления.

ТУЖД не устанавливает предела срока, на который может проводиться повышение сбора за хранение груза и платы за пользование вагонами, контейнерами. Этот срок определяется руководителями железной дороги в зависимости от конкретной обстановкой на станции и при устранении технологических затруднений в ее работе, связанных с несвоевременной выгрузкой или вывозом груза. действие распоряжения об увеличении сбора, платы может быть прекращено досрочно.

Если грузополучатели, грузоотправители считают действия руководителей железной дороги по повышению сбора, платы незаконными, то они вправе обжаловать их в МПС или в прокуратуре.

После выгрузки грузов вагоны и контейнеры должны быть подготовлены к предстоящей погрузке в соответствии с требованиями Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров. Обязанность по очистке вагонов и контейнеров лежит на том, кто произвел выгрузку. При отсутствии у грузополучателя возможности промыть вагоны это может быть сделано железной дорогой в соответствии с договором за счет грузополучателя (ст. 48 ТУЖД).

При нарушении требований к очистке, промывке вагонов и контейнеров железные дороги имеют право не принимать от грузополучателей подвижной состав после выгрузки или слива впредь до выполнения требований ст. 48. С грузополучателя в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки.

Если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки грузов, лишившие железную дорогу возможности доставить груз по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, железная дорога запрашивает получателя и отправителя грузов об их дальнейшей судьбе (ст. 49 ТУЖД).

В случае непредставления грузополучателем и грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение четырех суток после получения запроса железная дорога может возвратить такие грузы отправителю или реализовать их при невозможности возврата по указанным причинам.

Железная дорога может реализовать груз и в других случаях. Так, по ст. 50 ТУЖД груз может быть реализован, если грузоотправитель в течение 10 суток (а в отношении скоропортящихся грузов в течение 4 суток) с момента получения от железной дороги извещения не принимает мер в отношении грузов, отправляемых на экспорт и по его вине задержанных на пограничных или припортовых станциях. В этом случае железная дорога имеет право возвратить грузы грузоотправителю за его счет или, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать грузы.

Реализация грузов перевозчиком - это вынужденная мера, которую он использует для возмещения своих расходов, связанных с нахождением в его распоряжении невостребованных грузов.

Существует два основания для реализации груза.

Первое -это решение руководителя МПС в отношении грузов, которые невозможно доставить по назначению в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТУЖД.

Второе основание - это решение начальника железной дороги по тем отправкам, которыми грузоотправитель не распорядился в случаях и сроки, установленные ТУЖД, и которые при отсутствии других возможностей подлежат реализации.

Реализация железной дорогой грузов, в случаях, предусмотренных ТУЖД, осуществляется в соответствии с договором купли-продажи, исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате или соответствующим договором при отсутствии таких документов, или договором, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них устанавливается МПС.

Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, за вычетом причитающихся железной дороге платежей и затрат на реализацию, подлежит, за исключением случаев, предусмотренных статьями 99 и 112 ТУЖД, перечислению, указанному в перевозочных документах грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или их грузоотправителю во всех остальных случаях.

При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю, грузоотправителю по причинам, независящим от железной дороги, указанная сумма по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, в случае, если на них отсутствуют документы, перечисляется на депозитный счет МПС для возмещения выплаченных железной дорогой сумм за грузы, не прибывшие по назначению. В случае не востребования грузоотправителем или грузополучателем указанной суммы, она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 202.