Доцентом Кузнецовым А.Н.; Алпатовым К.А
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебный материал составлен

Доцентом Кузнецовым А.Н.; Алпатовым К.А.

(Кировский политехнический колледж;

 г.Кировск,Ленинградской обл. )2014г; iprbookshop.ru

 

 

Т.4.Отдельные виды договора.

 

Т.4.5. Договорперевозки

Содержание учебного материала

 

  4.5.1.Система и виды транспортных договоров………………..2

  4.5.2.Договор перевозки грузов; права и обязанности

Сторон по договору перевозки грузов; ответственность

 сторон за нарушение обязательств по перевозке…………………..19

  4.5.3.Договор перевозки пассажира и багажа…………………..47

 

  4.5.4.Самостоятельная работа: работа с положениями:

Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ (ред. от 18.07.2009);

Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от

30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 01.07.2010); ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ

 (ред. от 23.07.2008) «Устав Железнодорожного транспорта

Российской Федерации); Кодекса внутреннего водного

транспорта РФ (КВВТ РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ

 (ред. от 27.12.2009); Закона РФ от 07.02. 1992 № 2300-1

(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

«О защите прав потребителей».

 

Система и виды транспортных договоров

 

 

Система транспортных договоров включает в себя три группы договоров:

-договоры об организации перевозок;

-договоры перевозки грузов;

-вспомогательные транспортные договоры.

 Эта группа транспортных договоров способствует функционированию транспортной системы государства, призванной обеспечить народное хозяйство перевозками грузов.

Каждая из трех групп транспортных договоров выполняет самостоятельные задачи в процессе организации и осуществления перевозок.

Договоры об организации перевозок заключаются на четырех видах общественного транспорта:

-автомобильном,;

- воздушном;

-морском;

- речном.

Содержание таких договоров, их особенности применительно к каждому из названных видов транспорта определены ст. 36 УАТ(Устав автомобильного транспорта), ст. 85 ВК(Воздушный кодекс), ст. 107 КТМ(Кодекс торгового мореплавания) и ст. 60 УВВТ(Устав внутреннего водного транспорта).

Устав железных дорог не содержит норм о договоре об организации перевозок.

Договор об организации перевозок носит долгосрочный (как правило, годовой) характер и заключается при наличии устойчивых хозяйственных связей между сторонами, вызванных необходимостью осуществления систематических перевозок.

Он дает возможность согласования условий, которые не предусмотрены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в их развитие правилами. Например, по соглашению сторон в договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки.

Сторон по договору перевозки грузов; ответственность

Груз, прибывший с коммерческим актом попутной станции проверяется и если нет расхождения между данными акта и фактическим состоянием груза, то новый акт не составляется, а на акте попутной станции делается отметка об отсутствии расхождений.

Коммерческий акт выдается по требованию получателя в течение трех дней. Ему выдается также копия коммерческого акта попутной станции.

В случае отказа железнодорожной станции от составления коммерческого акта или в случае оформления его с нарушением установленных требований грузополучатель имеет право подать заявление в письменной форме об отказе или о нарушении в отделение (управление) железной дороги непосредственно или через начальника железнодорожной станции. Отделение (управление ) железной дороги должно дать мотивированный ответ на заявление в течение трех дней, а в отношении скоропортящихся грузов - одного дня со дня получения заявления. Если заявление будет признано обоснованным, то отделение (управление) железной дороги дает распоряжение начальнику станции о составлении коммерческого акта или замене неправильно оформленного. При этом сбор за хранение груза, багажа или грузобагажа за время задержки составления коммерческого акта с получателя не взыскивается.

При необходимости проведения экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Результаты экспертизы оформляются актом, который подписывает эксперт и все присутствующие при экспертизе лица. Расходы по проведению экспертизы оплачиваются стороной, по инициативе которой вызван эксперт. Затем эти расходы должны быть отнесены на сторону, не обеспечившую охранную перевозку.

Стремясь к снижению себестоимости перевозок, железнодорожники должны добиваться повышения производительности вагона, которая определяется количеством тонн груза, перевезенных за время оборота вагона. Простой же вагонов, контейнеров под грузовыми операциями или в ожидании подачи, либо приема по причинам, зависящим от грузовладельцев, является непроизводительным. Однако в связи с тем, что в ТУЖД закреплена норма об ограниченной ответственности сторон, то грузоотправители и грузополучатели, по чьей вине простаивают вагоны, выплачивают железной дороге не убытки, связанные с простоем, а почасовую плату за пользование вагонами, контейнерами (ст. 44 ТУЖД).

Базовые часовые ставки платы, приведенные в табл. 3, 4, дифференцированы по группам вагонов, контейнеров, интервалам времени пользования вагонами, контейнерами, размерам суточного вагонооборота, контейнерооборота.

Вагоны дифференцированы по следующим группам:

-группа 1 - крытые, платформы, полувагоны;

-группа 2 - окатышевозы, думпкары, вагоны для перевозки автомобилей;

-группа 3 - цистерны, вагоны-зерновозы, минераловозы, содовозы, фитинговые платформы;

-группа 4 - вагоны-цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 вкл. и другие, не входящие в состав групп 1, 2, 3, 5, 6;

-группа 5 - рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более;

-группа 6 - вагоны-термосы;

-группа 1 - массой брутто до 5 тонн;

 -группа 2 - массой брутто от 10 до 24 тонн (вкл.);

-группа 3 - массой брутто свыше 24 тонн.

При определении сборов за пользование вагонами и контейнерами необходимо учитывать размеры вагонооборота и контейнерооборота подъездных путей.

Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией уведомления от грузоотправителей, грузополучателей о готовности вагонов к уборке.

Учет простоя вагонов производится в соответствии с Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей и отражается в ведомостях номерного учета. Простой вагонов на путях станции в ожидании подачи на подъездной путь по вине грузополучателя или грузоотправителя оформляется актом общей формы, подписываемым начальником станции и представителем предприятия.

При обслуживании железнодорожных подъездных путей локомотивом, не принадлежащим МПС, оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами исчисляется с момента передачи вагонов грузоотправителям, грузополучателям или специализированным транспортным организациям на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути.

В случаях, когда по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) железная дорога не выполняет маневровую работу по расформированию и подборке групп вагонов по грузоотправителям, грузополучателям, (эта работа выполняется грузополучателями, грузоотправителями или специализированной транспортной организацией), то время на выполнение этой работы не включается в оплачиваемое время пользования. Продолжительность маневровой работы оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.

При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями принадлежащих им или арендованных ими вагонов, контейнеров железные дороги взимают плату за время нахождения таких вагонов, контейнеров на путях общего пользования в размере 50 % указанной в тарифном руководстве платы за пользование вагонами, контейнерами.

Еще одним нюансом в расчете плат за пользование вагонами является расчет плат за пользование вагонами рефрижераторных секций или поездов, который производится исходя из времени окончания грузовых операций с последним вагоном таких секций или поездов.

Несвоевременная выгрузка грузов и вывоз их с железнодорожных станций грузополучателями может привести к технологическим затруднениям в работе станций. Во избежание этого руководители железных дорог, если другое не предусмотрено договором, имеют право увеличивать:

-сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров - в 5 раз;

-плату за пользование вагонами, контейнерами, задержанными свыше 24 часов, - в 2 раза (ст. 47 ТУЖД).

Об увеличении сбора железная дорога должна письменно уведомить грузополучателя, грузоотправителя. Если грузоотправитель (грузополучатель) отрицает факт получения письменного уведомления, железная дорога обязана представить доказательства направления такого уведомления. Увеличение сбора, платы вводится по истечении 24 часов после уведомления.

ТУЖД не устанавливает предела срока, на который может проводиться повышение сбора за хранение груза и платы за пользование вагонами, контейнерами. Этот срок определяется руководителями железной дороги в зависимости от конкретной обстановкой на станции и при устранении технологических затруднений в ее работе, связанных с несвоевременной выгрузкой или вывозом груза. действие распоряжения об увеличении сбора, платы может быть прекращено досрочно.

Если грузополучатели, грузоотправители считают действия руководителей железной дороги по повышению сбора, платы незаконными, то они вправе обжаловать их в МПС или в прокуратуре.

После выгрузки грузов вагоны и контейнеры должны быть подготовлены к предстоящей погрузке в соответствии с требованиями Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров. Обязанность по очистке вагонов и контейнеров лежит на том, кто произвел выгрузку. При отсутствии у грузополучателя возможности промыть вагоны это может быть сделано железной дорогой в соответствии с договором за счет грузополучателя (ст. 48 ТУЖД).

При нарушении требований к очистке, промывке вагонов и контейнеров железные дороги имеют право не принимать от грузополучателей подвижной состав после выгрузки или слива впредь до выполнения требований ст. 48. С грузополучателя в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки.

Если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки грузов, лишившие железную дорогу возможности доставить груз по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, железная дорога запрашивает получателя и отправителя грузов об их дальнейшей судьбе (ст. 49 ТУЖД).

В случае непредставления грузополучателем и грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение четырех суток после получения запроса железная дорога может возвратить такие грузы отправителю или реализовать их при невозможности возврата по указанным причинам.

Железная дорога может реализовать груз и в других случаях. Так, по ст. 50 ТУЖД груз может быть реализован, если грузоотправитель в течение 10 суток (а в отношении скоропортящихся грузов в течение 4 суток) с момента получения от железной дороги извещения не принимает мер в отношении грузов, отправляемых на экспорт и по его вине задержанных на пограничных или припортовых станциях. В этом случае железная дорога имеет право возвратить грузы грузоотправителю за его счет или, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать грузы.

Реализация грузов перевозчиком - это вынужденная мера, которую он использует для возмещения своих расходов, связанных с нахождением в его распоряжении невостребованных грузов.

Существует два основания для реализации груза.

Первое -это решение руководителя МПС в отношении грузов, которые невозможно доставить по назначению в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТУЖД.

Второе основание - это решение начальника железной дороги по тем отправкам, которыми грузоотправитель не распорядился в случаях и сроки, установленные ТУЖД, и которые при отсутствии других возможностей подлежат реализации.

Реализация железной дорогой грузов, в случаях, предусмотренных ТУЖД, осуществляется в соответствии с договором купли-продажи, исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате или соответствующим договором при отсутствии таких документов, или договором, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них устанавливается МПС.

Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, за вычетом причитающихся железной дороге платежей и затрат на реализацию, подлежит, за исключением случаев, предусмотренных статьями 99 и 112 ТУЖД, перечислению, указанному в перевозочных документах грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или их грузоотправителю во всех остальных случаях.

При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю, грузоотправителю по причинам, независящим от железной дороги, указанная сумма по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, в случае, если на них отсутствуют документы, перечисляется на депозитный счет МПС для возмещения выплаченных железной дорогой сумм за грузы, не прибывшие по назначению. В случае не востребования грузоотправителем или грузополучателем указанной суммы, она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

 

Список использованной литературы

_________________________________________________________________________

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1996 г. №5, ст. 410; 2005 г. №1; Ст. 18.

2.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерацииот 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18,(с изм. 3 июня 2011 г. N 113-ФЗ "         Ст. 2207.

  3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ // Российская газета, N 59-60, 26.03.1997; (с измен. от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ).

  4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7.03.2001 г. № 24-ФЗ // Российская газета", N 50-51, 13.03.2001. (в ред. от 03.02.2014)

  5.Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Российская газета, N 8, 18.01.2003.(с измен. 23 июля 2008 г.)

  6. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета, N 8, 16.01.1996. (действующая редакция, с 29 сентября 2011 года).

   7.Егиазаров В. А. Транспортное право. Учебное пособие. М., 2007.

   8.Романович А. Н. Транспортные правоотношения. М., 2004.

   9.Тарасов М. А. Договор перевозки. Ростов-на-Дону, 2005.

 

 

Учебный материал составлен

доцентом Кузнецовым А.Н.; Алпатовым К.А.

(Кировский политехнический колледж;

 г.Кировск,Ленинградской обл. )2014г; iprbookshop.ru

 

 

Т.4.Отдельные виды договора.

 

Т.4.5. Договорперевозки

Содержание учебного материала

 

  4.5.1.Система и виды транспортных договоров………………..2

  4.5.2.Договор перевозки грузов; права и обязанности

Дата: 2018-11-18, просмотров: 216.