Фундаментальные изменения в обществе обусловили и изменения в управленческой деятельности – она значительно усложнилась в современных условиях. Деятельность менеджера определяется целым комплексом тенденций развития политических, социальных, экономических и психологических факторов.
Выполняя свои обязанности, менеджер выступает в определённой социальной роли, характер которой меняется с развитием общества.
В период, когда исполнители были в большинстве своём серой безликой массой, имели низкий уровень образования и универсальные навыки, все время находясь под страхом увольнения и, в то же время, в постоянной готовности к бунту из-за невыносимых условий труда и жизни, руководитель должен был быть безжалостным диктатором, который управляет персоналом с помощью принуждения. С повышением культурного уровня работников, осознанием ими себя как личностей, роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях возникла новая роль – отца семьи, который не только отдаёт распоряжение, наказывает или награждает, но и создаёт благоприятный морально-психологический климат, решает межличностные конфликты, поддерживает своих подчинённых.
Современные технологические и социальные процессы чрезвычайно усложнились, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что диктаторские замашки и патернализм практически исключены, недопустимы, сейчас доминирует деловое сотрудничество и консультирование. Менеджер становится организатором самостоятельной работы подчинённых, объединённых в команды.
Достаточно интересна эволюция требований к руководителям. Так, Фредерик Тейлор важнейшими чертами считал ум, образование, специальные и технические знания, физическую ловкость или силу, такт, энергию, решительность, честность, благоразумие и крепкое здоровье.
Анри Файоль так определяет требования к руководителю: «Первое требование, которому должен удовлетворять руководитель крупного предприятия, – быть хорошим администратором, то есть быть способным предвидеть, организовывать, мотивировать и контролировать. Второе условие заключается в том, чтобы он был компетентным в специальных технических функциях, присущих данному предприятию.»
В Советском Союзе при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.
Для сравнения квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:
- понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных особенностей и стилей работы, владение средствами повышения эффективности управления;
- способность разобраться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
- ораторские способности и умение выражать мысли;
- владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчинённых;
- способность налаживать отношения фирмы с её клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать деятельность фирмы;
- способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию.
Институт диагностики менеджмента (Гамбург, Германия) предлагает такой перечень требований к менеджеру:
- умственные способности: способность давать оценки, творческое, комплексное, системное, аналитическое мышление;
- отношение к окружающим: контактность, коммуникабельность, сила убеждения, настойчивость, сотрудничество, способность работать в команде;
- личные качества: интересы, мотивация, стремление к успеху, гибкость, общительность, надёжность;
- отношение к труду: восприятие нагрузки, инициатива при принятии решений, способность к планированию, организованность
В США (Институт Гэллапа) выделяют пять основных требований:
- знание дела;
- здравый смысл;
- уверенность в собственных силах;
- высокий общий уровень развития;
- способность доводить начатое до конца.
На сегодняшний день специалистами иностранных оценочных центров разработаны от 30 до 100 требований к современным менеджерам. Но в мире нет человека, который бы обладал всеми качествами, сформулированными в этих списках. В то же время тысячи менеджеров работают успешно, обеспечивая высокую результативность организаций. Это объясняется, во-первых, способностью индивидов при определённых обстоятельствах компенсировать отсутствие или неразвитость одних черт другими и, во-вторых, постоянным самосовершенствованием.
Вопросы для работы с кейсом
1. Перечислите основные факторы, оказывающие влияние на требования к качествам менеджера?
2. Как вы считаете, каковы основные требования к качествам менеджера в России на сегодняшний день?
3. Может ли один менеджер совмещать в себе все необходимые на сегодняшний день качества руководителя?
4. Как вы считаете, хорошими руководителями рождаются или становятся? (Можно ли научиться быть руководителем или для этого необходимы врождённые качества?)
Темы докладов и рефератов
1. Управление как наука и искусство.
2. История развития практического менеджмента.
3. История управленческой мысли в России.
4. Современное состояние управленческой мысли: тенденции, перспективы развития.
5. Проблемы профессионализма управленческих кадров России.
6. Модель управления в России: состояние и пути совершенствования.
7. Сущность новой управленческой парадигмы в мире и в России.
8. Современная управленческая культура.
9. Система профессиональной подготовки менеджеров в РФ и за рубежом: сравнительный анализ
10. Этика и социальная ответственность менеджера
11. Личные качества современного менеджера
12. Самомаркетинг на рынке труда: понятие, цель, основные методы
13. Компоненты саморекламы менеджера на рынке труда
14. Сущность и содержание современного менеджмента
15. История возникновения и развития менеджмента
16. Функции и задачи менеджмента, методы руководства
17. Командообразование и его роль в успешной деятельности предприятия
18. Сущность и содержание стресс-менеджмента
19. Корпоративная культура компании: понятие, цель формирования
20. Потенциальные возможности управленческой деятельности менеджера
21. Понятие лидерства и его влияние на успешность деятельности персонала предприятия
22. Менеджеры: истории успеха - отечественные, зарубежные
23. Информационная поддержка управленческих решений
24. Управленческая ответственность – порядок формирования и распределения
25. Деловая культура: типы реализации в организации
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1415.