Лицензионное программное обеспечение:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Самара 2017


 

УДК 658

ББК 65.290-2

 

 

Введение в профессию. Учебно-методическое пособие /Составитель Горбунова О.А. – Самара: Университет «МИР», 2017. – 25с.

 

        

Методическое пособие по дисциплине «Введение в профессию» включает содержание тематических разделов дисциплины, материалы для текущего контроля, пример оценочных материалов для промежуточной аттестации.

Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», профили «Менеджмент организации», «Маркетинг».

Составитель: Горбунова Оксана Александровна
  к.э.н., доцент
Рецензент: Балановская Анна Вячеславовна
  к.э.н., доцент

Печатается по решению

Учебно-методического совета

АНО ВО Университета «МИР»

© АНО ВО Университет «МИР», 2017

© Составление: Горбунова О.А., 2017




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 8

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (для проведения зачета) 9

материалы для текущего контроля.. 15

Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения. 15

Образцы тестов. 17

Образцы кейсов. 21

Темы докладов и рефератов. 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель курса: овладение основами профессиональной деятельности, технологией успешной учебы в вузе, способами управления собственной карьерой и личной организации жизнедеятельности, формирование системного и целостного преставления об основах менеджмента и их использовании в управленческой деятельности.

Задачи курса:

- ознакомить с характеристиками современного менеджера;

- сформировать целостную картину о будущей профессиональной деятельности;

- ознакомить с сущностью и содержанием менеджмента, его принципами, задачами, функциями, методами и видами;

- развить стремление и умение работать в команде, управлять собой, своими эмоциями, противостоять стрессу;

- дать представление о специальной терминологии, обязательной для освоения будущей профессии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование раздела Содержание раздела
Введение в дисциплину Значение дисциплины в профессиональной подготовке менеджеров, ее место в общем учебном плане подготовки бакалавров. Общая характеристика системы профессионального образования в РФ. Общая характеристика направления подготовки «Менеджмент» и профессии Менеджер. Компоненты профессиональной компетентности и виды профессиональной деятельности менеджера. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Менеджмент» - основа единых требований к содержанию подготовки. Структура учебного плана: циклы дисциплин, изучаемые по направлению «Менеджмент»; виды дисциплин; перечень и краткое содержание дисциплин; практики: последовательность проведения и целевая направленность.
Основы карьерного роста менеджера. Деятельность менеджера в команде Эволюция взглядов на взаимоотношения менеджмента и общества. Проблемы практической реализации требований социальной ответственности менеджмента. Этика и современное управление.
Социальная ответственность менеджмента Эволюция взглядов на взаимоотношения менеджмента и общества. Проблемы практической реализации требований социальной ответственности менеджмента. Этика и современное управление
Общие положения основ менеджмента Объективные предпосылки возникновения науки об управлении производством. Объект и предмет изучения основ менеджмента. Обоснование границ анализа. Сущность и содержание понятия «основы менеджмента». Целевая функция и общественная роль менеджмента. Взаимосвязь основ менеджмента с другими дисциплинами управленческого цикла. Определение объекта и предмета управления. Отраслевые особенности менеджмента организации.
Основы системного анализа менеджмента организации Общие положения теории систем и системного анализа. Системы организационно-экономического типа. Содержание «входа», процесса трансформации и «выхода» системы предприятия (общая и развернутая модели). Взаимосвязь процессов управления и производства в системе предприятия. Взаимосвязь подсистем в процессе управления. Сущность, содержание и критерии различия стратегического, тактического и оперативного управления, их взаимосвязь. Типы управленческих стратегий.
Основы процессного анализа менеджмента Понятие «управленческий процесс»: сущность и содержательная характеристика. Структура единичного цикла управления: состав и последовательность этапов. Целеполагание системы управления. Уровни представления целей. Управленческая ситуация и ее основные разновидности. Определение проблем управления. Управленческое решение – результат процесса управления. Взаимосвязь этапов управленческого цикла.
Содержательная характеристика управленческого процесса Общие положения функционального анализа. Понятие «функция». Основные классы функций (математические, биологических организмов, общественные). А. Файоль и его учение о функциях управления. Состав и последовательность реализации общих функций управления. Частные функции управления и задачи управления: критерии выделения и содержательная характеристика. Процедуры управления – основное содержание управленческого труда. Планирование, организация, координация, контроль: назначение, сущность, содержательная характеристика, результат реализации.
Управленческое решение Обязательные требования к управленческому решению, их причинно- следственная связь. Формулируемость управленческого решения. Обоснование оценочной меры управленческого решения (частная и универсальная мера). Обеспечение достижимости реализации управленческого решения. Оценочный критерий управленческого решения и его уровни (допустимое решение, рациональное решение, оптимальное решение). Процесс формирования и принятия управленческого решения.
Понятие об организационных структурах как формате осуществления управленческого процесса Организационные структуры – форма существования системы управления и осуществления управленческого процесса. Назначение организационных структур управления и их взаимосвязь с типами управленческих решений (стратегические, тактические, оперативные). Уровни и звенья системы управления. Разновидности организационных структур управления.
Понятие о методах управления Понятие «метод» и его применение в менеджменте организации. Мотивация персонала – сущность методов управления. Разновидности методов управления. Экономические методы управления, системы материального стимулирования работников. Организационно- распорядительные методы управления, рациональное распределение субъектности (прав, обязанностей, компетенции, ответственности). Социально-психологические методы управления, формирование коллектива организации. Единство методов управления как условие эффективного развития организации. Методы анализа систем управления. Качественные и количественные методы, их основные виды и взаимосвязь.
Основы эффективности управления Понятие «эффективность» и его использование в анализе систем управления. Абсолютная и относительная эффективность. Общая и частная эффективность управления. Система оценки эффективности: критерии – факторы – показатели, их содержательная характеристика и порядок определения. Эффективность управления строительными организациями.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебная литература, в том числе:

Основная:

1. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 510 с. : табл., схемы - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01095-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114981

2. Менеджмент : учебник / под ред. М.М. Максимцов, М.А. Комаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 343 с. : табл., схемы - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02247-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008

3. Маслова, Е.Л. Менеджмент : учебник / Е.Л. Маслова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 333 с. : табл., схем., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02414-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452863

4. Пудич, В.С. Введение в специальность менеджмент : учебное пособие / В.С. Пудич. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 319 с. - (Профессиональный учебник: Менеджмент). - Библиогр.: с. 288-289. - ISBN 5-238-00585-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119544

5. Современный менеджер : учебное пособие / А.Т. Стадник, Т.М. Рябухина, Т.А. Стадник и др. ; Новосибирский государственный аграрный университет, Экономический факультет. - 2-е изд., доп. - Новосибирск : НГАУ, 2015. - 171 с. : табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-94477-137-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437006

 

Дополнительная:

1. Блинов, А.О. Теория менеджмента : учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 304 с. : табл., схем., граф. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02404-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=45281

2. Менеджмент : учебник / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 343 с. : табл., схемы - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02247-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008

3. Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 302 с. - ISBN 978-5-238-01485-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436699

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Для успешного освоения дисциплины студенты должны посещать лекционные занятия, готовиться и активно участвовать в практических занятиях, самостоятельно работать с рекомендованной литературой. Изучение дисциплины целесообразно начать со знакомства с программой курса, чтобы четко представить себе объем и основные проблемы курса. Прочитав соответствующий раздел программы, и установив круг тем, подлежащих изучению, можно переходить к работе с конспектами лекций и учебником. Конспект лекций должен содержать краткое изложение основных вопросов курса. В лекциях преподаватель, как правило, выделяет выводы, содержащиеся в новейших исследованиях, разногласия ученых, обосновывает наиболее убедительную точку зрения. Необходимо записывать методические советы преподавателя, названия рекомендуемых им изданий. Не нужно стремиться к дословной записи лекций. Для того чтобы выделить главное в лекции и правильно ее законспектировать, полезно заранее просмотреть уже пройденный лекционный материал, для более полного и эффективного восприятия новой информации в контексте уже имеющихся знаний, приготовить вопросы лектору. Прочитав свой конспект лекций, следует обратиться к материалу учебника.

Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к пройденному материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.

Работа с литературой

При изучении дисциплины студенты должны серьезно подойти к исследованию основной и дополнительной литературы. Данное требование особенно важно для подготовки к практическим занятиям.

Особое внимание студентам следует обратить на соответствующие статьи из научных журналов. Данные периодические издания представлены в читальном зале Университета. Для поиска научной литературы по дисциплине студентам также следует использовать каталог Электронной научной библиотеки: eLIBRARY.RU, ЭБС «Университетская библиотека Online».

При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Качество учебной работы студентов определяется текущим контролем. Студент имеет право ознакомиться с ним.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного специалиста и формирование способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- качественное освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей;

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;

- формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие научно-исследовательских навыков;

- формирование умения решать практические задачи (в профессиональной деятельности), используя приобретенные знания, способности и навыки.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Самостоятельная работа предполагает инициативу самого обучающегося в процессе сбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков и ответственность его за планирование, реализацию и оценку результатов учебной деятельности. Процесс освоения знаний при самостоятельной работе не обособлен от других форм обучения.

Самостоятельная работа должна:

- быть выполнена индивидуально (или являться частью коллективной работы). В случае, когда самостоятельная работа подготовлена в порядке выполнения группового задания, в работе делается соответствующая оговорка;

- представлять собой законченную разработку (этап разработки), в которой анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов;

- отражать необходимую и достаточную компетентность автора;

- иметь учебную, научную и/или практическую направленность;

- быть оформлена структурно и в логической последовательности: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения;

- содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов;

- соответствовать этическим нормам (правила цитирования и парафраз; ссылки на использованные библиографические источники; исключение плагиата, дублирования собственного текста и использования чужих работ).

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (для проведения зачета)

 

Блок 1 – Проверка знаний

Блок 2 – Проверка умений

Блок 3 – Проверка навыков

3.1. Ознакомьтесь с ситуацией и выполните поставленные задания. Время выполнения задания – 30 минут.

 

Основоположники менеджмента

Классиками менеджмента сегодня принято считать новаторов и пропагандистов опыта управления начала XX в., который приобрел универсальное значение. Глава администрации французского горнометаллургического комбината А. Файоль создал синтезированную концепцию управления фирмой, американские инженеры Ф.У. Тейлор и Г. Эмерсон разработали соответственно основы рационального управления производством и общие принципы эффективной хозяйственной деятельности. В связи с этим А. Файоля называют основоположником классического, или административного, менеджмента, а Ф.У. Тейлора и Г. Эмерсона относят к основателям научного (рационального) менеджмента. Предпринимателя Г. Форда причисляют либо к той, либо к другой школе.

Причисляя Г. Форда к основоположникам науки управления, авторы не находят у него ничего, что относилось бы непосредственно к менеджменту, и излагают, по существу, производственную и социальную философию (фордизм), а это разные вещи. В авторитетной зарубежной литературе по управлению этот миф отсутствует.

В западную экономическую науку имя Г. Форда вошло, прежде всего, в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» совершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г. Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г. Форду как руководителю компании, который единолично вырабатывал ее стратегию, распределял ресурсы и принимал все важнейшие решения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчеркивали те черты его стиля управления, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управления. Рыночная же стратегия Г. Форда стала хрестоматийным примером ошибочного решения превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помощью «цен проникновения».

Секрет коммерческого взлета Г. Форда достаточно прост и определялся не столько его «гением», сколько удачными решениями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотипный автомобиль (модель «Т» образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения. Однако во второй половине 20-х гг. неизменная и казавшаяся Г. Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера заняла корпорация «Дженерал 12 Моторс», развернувшая выпуск более совершенных, комфортабельных и элегантных автомобилей различных моделей и разной цены.

Для Г. Форда это стало не временной неудачей, а крахом концепции бизнеса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращивания объема выпуска и жесткой экономии на всем, кроме затрат на рационализацию и интеграцию производства. Г. Форд не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до конца 20-х гг., пока его не вынудила к этому конкуренция «Дженерал Моторс», считал лишними издержки на модификацию и диверсификацию продукта, новые конструкторские разработки, испытательный полигон, на изучение спроса и совершенствование аппарата управления, который все более отставал от развития и усложнения организационной структуры компании. Иными словами, это было поражение предпринимательского руководства под напором набиравшего силу менеджеризма.

Если Ф.У. Тейлор делал упор на такие факторы рационального управления, как выдача индивидуальных производственных заданий, учет и контроль, установление производственных нормативов, координация работы отдельных участков и звеньев и т. п., что требовало значительного управленческого персонала и иерархии менеджеров, то Г. Форд доказывал их ненужность. По его представлению, налаженный производственный цикл сам задает направление, ритм и нормативы работ, автоматически расставляя все по своим местам. Благодаря этому менеджеры не превращаются в контролеров, учетчиков и «производителей» ненужных бумаг. Следовало учитывать лишь общую выработку, а высшему руководству - следить за тем, чтобы все отделы работали согласованно, в одном направлении. Вот и вся «наука» управления по Форду.

Подменив высшее звено менеджмента своим интуитивно-волевым руководством, Г. Форд уверовал в то, что расширение поточного производства несменяемого продукта автоматически решает все текущие задачи управления. Он гордился отсутствием каких-либо организационных схем, четкого распределения обязанностей, производственных совещаний (кроме тех, которые сам считал нужным проводить), минимальными горизонтальными связями между отделами, работой без «лишней документации» и «лишних людей», полагая, что его воли и интуиции вполне достаточно, чтобы отлаженный исполинский механизм работал сам собой.

Фордовские технологические приемы отнюдь не были принципиально новыми: экономика массового производства и «научное» управление развивались на протяжении второй половины XIX в. Устройства типа конвейера, позволявшие сделать процесс непрерывным, использовались и раньше, например, на мясокомбинатах, а ленточные транспортеры 13 применялись на зерновых элеваторах, в литейных цехах и других производствах. Способ экономики средств благодаря перевозке автомобилей в разобранном виде (чтобы лучше использовать площадь железнодорожных платформ) подсказал Г. Форду строитель автозавода в Хайленд-парке американский архитектор А. Кан.

Интеграцию производства и добычи сырья задолго до Г. Форда применяли Дж. Рокфеллер, Э. Карнеги и ряд других крупных промышленников. Сбыт продукции через дилерскую сеть практиковался еще в 80-е гг. XIX в. компанией С. Маккормика по выпуску сельскохозяй- ственных машин.

Опыт творцов фабричного менеджмента распространился достаточно широко, и инженеры, и менеджеры, служившие у Г. Форда, были, безусловно, знакомы с этим опытом. Многие крупные предприниматели самостоятельно внедряли аналогичные методы и добивались повышения эффективности производства. Так, «стальной король» Э. Карнеги, выработавший привычку к рационализации и измерению затрат за время работы в железнодорожной компании, в конце XIX в. добился снижения издержек во всех звеньях сталеплавильного процесса. Первыми менеджериальными корпорациями в США еще в середине XIX в. стали железные дороги, а затем телефонные компании и коммунальны предприятия.

Нет оснований причислять к первым организаторам массового капиталоемкого производства именно Г. Форда, а не того же Э. Карнеги или Д. Рокфеллера. Так, «Стандард Ойл» в 1882 г. стала первой промышленной компанией с высшим звеном менеджмента. С учетом организационного построения лучший, чем у Г. Форда, менеджмент имела на рубеже столетий объединенная компания «Дженерал Электрик», у истоков которой стоял Т. Эдисон, и особенно компания «Дюпон де Немур». Все они из семейного бизнеса превратились в корпорации менеджериального типа, тогда как компания Г. Форда эволюционировала в обратном направлении, что роковым образом отразилось на качестве управления.

Задание:

1. Прочитав приведенную в ситуации критическую статью, выразите ваше отношение к сложившейся в настоящее время классификации направлений развития управленческой мысли. Как вы понимаете термины «научный менеджмент», «административный менеджмент»?

2. Какие организационно-управленческие решения приходилось принимать Форду? Отличаются ли эти решения от решений, принимаемых современным менеджером?

3. Насколько обоснованным, по вашему мнению, является отнесение Г. Форда к последователям Ф.У. Тейлора?

4. Каковы основные причины, по которым некоторые из российских ученых относят Г. Форда к административной школе управления?

 

Методические рекомендации к процедуре оценивания

 

Оценка результатов обучения по дисциплине, характеризующих сформированность компетенции проводится в процессе промежуточной аттестации студентов посредством контрольного задания. При этом процедура должна включать последовательность действий, описанную ниже.

1. Подготовительные действия включают:

Предоставление студентам контрольных заданий, а также, если это предусмотрено заданием, необходимых приложений (формы документов, справочники и т.п.);

Фиксацию времени получения задания студентом.

2. Контрольные действия включают:

Контроль соблюдения студентами дисциплинарных требований, установленных Положением о промежуточной аттестации обучающихся и контрольным заданием (при наличии);

Контроль соблюдения студентами регламента времени на выполнение задания.

3. Оценочные действия включают:

Восприятие результатов выполнения студентом контрольного задания, представленных в устной, письменной или иной форме, установленной заданием.

Оценка проводится по каждому блоку контрольного задания по 100-балльной шкале.

Подведение итогов оценки компетенции и результатов обучения по дисциплине с использованием формулы оценки результата промежуточной аттестации и шкалы интерпретации результата промежуточной аттестации.

 

Оценка результата промежуточной аттестации выполняется с использованием формулы:

,
где Пi – оценка каждого блока контрольного задания, в баллах

 

Образцы тестов

1. Основоположник общей теории систем:

а) Берталанфи Л.фон;

б) Вальрас Л.М.Э.;

в) Каунот А.;

г) Джевонс У.С.

2. Прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных (в том числе экономических) задач, главным методом которого является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий, основывается на математической статистике, теории игр – это:

а) исследование операций;

б) ситуационный подход;

в) процессный подход;

г) системный подход.

3. Содержание, вкладываемое в понимание системы как «открытой»:

а) система должна чутко реагировать на изменения внешней среды и изменяться в соответствии с ними;

б) система должна воспринимать из внешней среды все новые тенденции и обязательно применять их в своей деятельности;

в) организация открыта для любых нововведений, необходимых собственнику;

г) система чутко реагирует на поведение конкурентов и воспринимает наиболее эффективные принципы решения управленческих задач.

4. Какой подход к управлению предполагает отсутствие единственно верного универсального вида управления для любой ситуации, поэтому менеджеры должны искать различные подходы, которые применяются в различных ситуациях:

а) системный;

б) процессный;

в) ситуационный;

г) нет верного ответа.

5. Метод исследования организации как целостного образования, цели которого диктуют его составные части, структуру, границы, процессы, взаимодействие элементов, связи с внешней средой и общую концепцию развития:

а) процессный;

б) ситуационный;

в) научный;

г) системный.

6. Процессный подход рассматривает управление как:

а) единый процесс воздействия на организацию в целом;

б) процесс воздействия на людей в организации;

в) процесс воздействия на технику в организации;

г) процесс воздействия на поставщиков и покупателей.

7. Ситуационный подход:

а) направлен на выработку у человека ситуативного мышления;

б) требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов;

в) чаще всего используется в нестандартных и непредвиденных ситуациях;

г) все вышеперечисленное верно.

8. Системный подход к организации предполагает:

а) изучение всех процессов и подсистем организации как единого целого;

б) исследование отдельных подсистем организации;

в) исследование поведения организации во внешней среде;

г) нет правильного ответа.

9. Ситуационный подход заключается в том, что:

а) в зависимости от ситуации организацией управлять должны разные функциональные менеджеры;

б) одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях;

в) элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, не просто вытекают друг из друга, но и все без исключения взаимосвязаны;

г) для всех ситуаций управления существуют одни и те же правила поведения.

10. Процессный подход – это:

а) главная концепция А.Файоля;

б) методологический подход, согласно которому функции менеджмента осуществляются непрерывно и последовательно;

в) методологический подход, определяющий все функции в деятельности менеджера;

г) концепция, определяющая наиболее эффективное управление организацией в современной меняющейся среде.

11. Какой подход к анализу организационного поведения предполагает выделение основных элементов «вход-процесс-выход» в рассматриваемой системе и необходимость ее адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является:

а) системный;

б) процессный;

в) ситуационный;

г) нет верного ответа.

12. Процессный подход предполагает выполнение:

а) функций планирования и организации;

б) функций организации и контроля;

в) функций организации и мотивации;

г) нет правильного ответа.

13. Правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития:

а) эффективность управления;

б) аксиомы управления;

в) стандарты управления;

г) принципы управления.

14. Управление – это:

а) целенаправленное воздействие на систему, осуществляемое таким образом, чтобы она переходила из одного состояния в другое необходимое состояние;

б) особый вид деятельности, превращающий группу людей в хозяйствующее звено;

в) осознанная, целенаправленная деятельность человека по моделированию общества;

г) воздействие на систему отношений человек – техника, человек – природа, человек – человек с целью получить результат.

15. Феномен менеджмента состоит в:

а) объединении работников разных специальностей для достижения общих целей;

б) использовании эффективных методов управления;

в) в механизме мотивации работников;

г) обеспечении 100% прибыли предприятию.

16. При характеристике менеджмента, как науки, какие используют термины:

а) опыт, управление, навыки;

б) талант, интеллект, знания;

в) методы, теории, концепции;

г) традиции, культура, национальные школы.

17. Характеристики менеджмента:

а) управленческое воздействие субъекта на объект;

б) особый вид управления на уровне организации в условиях рынка;

в) управление, осуществляемое в коммерческих организациях;

г) все ответы верны.

18. Социально-психологические методы управления – это:

а) выплата работнику социального пособия;

б) принуждение работника к определённому поведению в интересах организации;

в) повышение работнику заработной платы;

г) формирование благоприятного климата в коллективе и раскрытие личностных способностей работника.

19. Характеристиками управленческого труда являются:

а) умственный труд, работа с людьми, информационная природа, многообразие творческих задач и творческий характер;

б) аналитический подход, многообразия задач и целей, работа с людьми, технологичность;

в) умственный труд, работа с задачами, многообразие творческих задач, системность;

г) внимание к ситуационным характеристиками, системность, аналитический подход, фиксация целей.

20. Функция организации заключается в:

а) распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации;

б) распределении всех сотрудников по видам работ в соответствии с занимаемыми должностями;

в) создании наиболее благоприятных условий для удовлетворения потребностей клиентов на рынке;

г) противостоянии конкурентам.

21. Планирование – это:

а) набор действий и решений, предпринимаемых руководством для повышения прибыльности предприятия;

б) процесс определения целей и приоритетных направлений развития организации, а также программы по их достижению;

в) детальный, всесторонний, комплексный план развития компании;

г) разработка специфических стратегий, предназначенных для того, что бы помочь организации достичь своих целей

22. Определение конечных показателей, которые должны быть достигнуты, и соответствующих средств, необходимых для достижения определенных конечных результатов включает в себя функция:

а) планирование;

б) организация;

в) мотивация;

г) контроль.

23. Определение ответственности и полномочий каждого лица и определение того, какие работы будут выполнены конкретным отделом, включает в себя функция:

а) планирование;

б) организация;

в) мотивация;

г) контроль.

24. Действия, которые менеджеры предпринимают для обеспечения того, чтобы фактические конечные результаты совпали с запланированными:

а) планирование;

б) организация;

в) мотивация;

г) контроль.

25. Объединение усилий различных организационных структур и индивидов посредством управления, планирования и руководства:

а) координация;

б) кооперация;

в) интеграция;

г) совокупность.

26. В теории менеджмента к функциям управления относится:

а) лидерство;                        

б) организация;

в) коммуникации;

г) анализ внешней среды.

27. Что из нижеперечисленного является одним из методов менеджмента:

а) эвристические;

б) исследовательские;

в) неэкономические;

г) экономические.

28. Менеджер – это:

а) высокопоставленный сотрудник фирмы, несущий ответственность за результаты своей работы;

б) член организации, осуществляющий управленческую деятельность в виде реализации основных функций управления и решающий стоящие перед ним управленческие задачи;

в) руководитель подразделения;

г) специалист по управлению персоналом организации.

29. Главное отличие предпринимателя от менеджера состоит в:

а) предприниматель применяет системный взгляд на управление организацией;

б) предприниматель контролирует каждый этап процесса производства в организации, а не только конченый результат;

в) предприниматель получает всю прибыль от функционирования организации в личное распоряжение;

г) предприниматель берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия.

30. Как правило, менеджеры высшего уровня управления вовлечены в планирование:

а) краткосрочное;

б) долгосрочное;

в) мелких задач;

г) технической политики развития отдельных производств.

31. Объективный процесс обособления отдельных видов деятельности в самостоятельные сферы труда управленческих работников:

а) административный труд;

б) разделение управленческого труда;

в) спецификация;

г) систематизация управленческих функций.

32. Роль менеджера – это:

а) ожидаемый набор предположений и функций, предписываемых ему организацией;

б) ожидаемый набор действий или поведения, определяемых работой;

в) действия менеджера по самореализации;

г) совокупность требований, предъявляемых к сотруднику собственником компании.

33. Процесс выделения функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления это:

а) функциональное разделение труда;

б) иерархическое разделение труда;

в) системное разделение труда;

г) мотивационное разделение труда.

34. К менеджерам высшего звена обычно относят:

а) собственников компании, акционеров, учредителей;

б) президента компании, исполнительных вице-президентов, директоров и руководителей, ответственных за функциональные подсистемы;

в) директоров филиалов, сотрудников подсистем, исполнительных вице-президентов;

г) сотрудников ведущих департаментов, директоров филиалов, президентов дочерних компаний.

35. Пирамида уровней руководств в организации имеет такой вид, так как:

а) так удобней и наглядней описывать законы организации;

б) так как на каждом последующем управленческом уровне находится меньшее количество работников, чем на предыдущем;

в) так как на каждом последующем управленческом уровне находится большее количество работников, чем на предыдущем;

г) так как такова обычная система представления информации в теории менеджмента.

36. Функцией менеджеров среднего звена является:

а) сотрудничество с акционерами, поставщиками и клиентами;

б) проведение в жизнь политики организации и решений высшего руководства;

в) создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в различных подразделениях;

г) разработка стратегии и политики развития организации.

 

Образцы кейсов

Вопросы для работы с кейсом

1. Перечислите основные факторы, оказывающие влияние на требования к качествам менеджера?

2. Как вы считаете, каковы основные требования к качествам менеджера в России на сегодняшний день?

3. Может ли один менеджер совмещать в себе все необходимые на сегодняшний день качества руководителя?

4. Как вы считаете, хорошими руководителями рождаются или становятся? (Можно ли научиться быть руководителем или для этого необходимы врождённые качества?)

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Управление как наука и искусство.

2. История развития практического менеджмента.

3. История управленческой мысли в России.

4. Современное состояние управленческой мысли: тенденции, перспективы развития.

5. Проблемы профессионализма управленческих кадров России.

6. Модель управления в России: состояние и пути совершенствования.

7. Сущность новой управленческой парадигмы в мире и в России.

8. Современная управленческая культура.

9. Система профессиональной подготовки менеджеров в РФ и за рубежом: сравнительный анализ

10. Этика и социальная ответственность менеджера

11. Личные качества современного менеджера

12. Самомаркетинг на рынке труда: понятие, цель, основные методы

13. Компоненты саморекламы менеджера на рынке труда

14. Сущность и содержание современного менеджмента

15. История возникновения и развития менеджмента

16. Функции и задачи менеджмента, методы руководства

17. Командообразование и его роль в успешной деятельности предприятия

18. Сущность и содержание стресс-менеджмента

19. Корпоративная культура компании: понятие, цель формирования

20. Потенциальные возможности управленческой деятельности менеджера

21. Понятие лидерства и его влияние на успешность деятельности персонала предприятия

22. Менеджеры: истории успеха - отечественные, зарубежные

23. Информационная поддержка управленческих решений

24. Управленческая ответственность – порядок формирования и распределения

25. Деловая культура: типы реализации в организации

 

Устный опрос, коллоквиум

Основные теоретические положения по вопросу раскрыты. Имеются элементы обоснования выводов. Имеются элементы систематизации информации, факты применения профессиональной терминологии. Очевидно использование источников рекомендованной литературы. Продемонстрирована культура речи. 5 баллов

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Самара 2017


 

УДК 658

ББК 65.290-2

 

 

Введение в профессию. Учебно-методическое пособие /Составитель Горбунова О.А. – Самара: Университет «МИР», 2017. – 25с.

 

        

Методическое пособие по дисциплине «Введение в профессию» включает содержание тематических разделов дисциплины, материалы для текущего контроля, пример оценочных материалов для промежуточной аттестации.

Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», профили «Менеджмент организации», «Маркетинг».

Составитель: Горбунова Оксана Александровна
  к.э.н., доцент
Рецензент: Балановская Анна Вячеславовна
  к.э.н., доцент

Печатается по решению

Учебно-методического совета

АНО ВО Университета «МИР»

© АНО ВО Университет «МИР», 2017

© Составление: Горбунова О.А., 2017




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 8

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (для проведения зачета) 9

материалы для текущего контроля.. 15

Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения. 15

Образцы тестов. 17

Образцы кейсов. 21

Темы докладов и рефератов. 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель курса: овладение основами профессиональной деятельности, технологией успешной учебы в вузе, способами управления собственной карьерой и личной организации жизнедеятельности, формирование системного и целостного преставления об основах менеджмента и их использовании в управленческой деятельности.

Задачи курса:

- ознакомить с характеристиками современного менеджера;

- сформировать целостную картину о будущей профессиональной деятельности;

- ознакомить с сущностью и содержанием менеджмента, его принципами, задачами, функциями, методами и видами;

- развить стремление и умение работать в команде, управлять собой, своими эмоциями, противостоять стрессу;

- дать представление о специальной терминологии, обязательной для освоения будущей профессии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование раздела Содержание раздела
Введение в дисциплину Значение дисциплины в профессиональной подготовке менеджеров, ее место в общем учебном плане подготовки бакалавров. Общая характеристика системы профессионального образования в РФ. Общая характеристика направления подготовки «Менеджмент» и профессии Менеджер. Компоненты профессиональной компетентности и виды профессиональной деятельности менеджера. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Менеджмент» - основа единых требований к содержанию подготовки. Структура учебного плана: циклы дисциплин, изучаемые по направлению «Менеджмент»; виды дисциплин; перечень и краткое содержание дисциплин; практики: последовательность проведения и целевая направленность.
Основы карьерного роста менеджера. Деятельность менеджера в команде Эволюция взглядов на взаимоотношения менеджмента и общества. Проблемы практической реализации требований социальной ответственности менеджмента. Этика и современное управление.
Социальная ответственность менеджмента Эволюция взглядов на взаимоотношения менеджмента и общества. Проблемы практической реализации требований социальной ответственности менеджмента. Этика и современное управление
Общие положения основ менеджмента Объективные предпосылки возникновения науки об управлении производством. Объект и предмет изучения основ менеджмента. Обоснование границ анализа. Сущность и содержание понятия «основы менеджмента». Целевая функция и общественная роль менеджмента. Взаимосвязь основ менеджмента с другими дисциплинами управленческого цикла. Определение объекта и предмета управления. Отраслевые особенности менеджмента организации.
Основы системного анализа менеджмента организации Общие положения теории систем и системного анализа. Системы организационно-экономического типа. Содержание «входа», процесса трансформации и «выхода» системы предприятия (общая и развернутая модели). Взаимосвязь процессов управления и производства в системе предприятия. Взаимосвязь подсистем в процессе управления. Сущность, содержание и критерии различия стратегического, тактического и оперативного управления, их взаимосвязь. Типы управленческих стратегий.
Основы процессного анализа менеджмента Понятие «управленческий процесс»: сущность и содержательная характеристика. Структура единичного цикла управления: состав и последовательность этапов. Целеполагание системы управления. Уровни представления целей. Управленческая ситуация и ее основные разновидности. Определение проблем управления. Управленческое решение – результат процесса управления. Взаимосвязь этапов управленческого цикла.
Содержательная характеристика управленческого процесса Общие положения функционального анализа. Понятие «функция». Основные классы функций (математические, биологических организмов, общественные). А. Файоль и его учение о функциях управления. Состав и последовательность реализации общих функций управления. Частные функции управления и задачи управления: критерии выделения и содержательная характеристика. Процедуры управления – основное содержание управленческого труда. Планирование, организация, координация, контроль: назначение, сущность, содержательная характеристика, результат реализации.
Управленческое решение Обязательные требования к управленческому решению, их причинно- следственная связь. Формулируемость управленческого решения. Обоснование оценочной меры управленческого решения (частная и универсальная мера). Обеспечение достижимости реализации управленческого решения. Оценочный критерий управленческого решения и его уровни (допустимое решение, рациональное решение, оптимальное решение). Процесс формирования и принятия управленческого решения.
Понятие об организационных структурах как формате осуществления управленческого процесса Организационные структуры – форма существования системы управления и осуществления управленческого процесса. Назначение организационных структур управления и их взаимосвязь с типами управленческих решений (стратегические, тактические, оперативные). Уровни и звенья системы управления. Разновидности организационных структур управления.
Понятие о методах управления Понятие «метод» и его применение в менеджменте организации. Мотивация персонала – сущность методов управления. Разновидности методов управления. Экономические методы управления, системы материального стимулирования работников. Организационно- распорядительные методы управления, рациональное распределение субъектности (прав, обязанностей, компетенции, ответственности). Социально-психологические методы управления, формирование коллектива организации. Единство методов управления как условие эффективного развития организации. Методы анализа систем управления. Качественные и количественные методы, их основные виды и взаимосвязь.
Основы эффективности управления Понятие «эффективность» и его использование в анализе систем управления. Абсолютная и относительная эффективность. Общая и частная эффективность управления. Система оценки эффективности: критерии – факторы – показатели, их содержательная характеристика и порядок определения. Эффективность управления строительными организациями.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебная литература, в том числе:

Основная:

1. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 510 с. : табл., схемы - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01095-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114981

2. Менеджмент : учебник / под ред. М.М. Максимцов, М.А. Комаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 343 с. : табл., схемы - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02247-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008

3. Маслова, Е.Л. Менеджмент : учебник / Е.Л. Маслова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 333 с. : табл., схем., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02414-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452863

4. Пудич, В.С. Введение в специальность менеджмент : учебное пособие / В.С. Пудич. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 319 с. - (Профессиональный учебник: Менеджмент). - Библиогр.: с. 288-289. - ISBN 5-238-00585-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119544

5. Современный менеджер : учебное пособие / А.Т. Стадник, Т.М. Рябухина, Т.А. Стадник и др. ; Новосибирский государственный аграрный университет, Экономический факультет. - 2-е изд., доп. - Новосибирск : НГАУ, 2015. - 171 с. : табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-94477-137-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437006

 

Дополнительная:

1. Блинов, А.О. Теория менеджмента : учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 304 с. : табл., схем., граф. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02404-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=45281

2. Менеджмент : учебник / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 343 с. : табл., схемы - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02247-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008

3. Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 302 с. - ISBN 978-5-238-01485-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436699

 

Лицензионное программное обеспечение:

СДО Moodle

Microsoft Windows 7 Professional x64 RUS

Microsoft Office 2007

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 507.