Местное закаливание холодом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определенные участки тела, на­пример стопы ног, глотка, являются особо чувствительными, к охлаж­дению. Поэтому закаливать эти наиболее чувствительные участки тела надо в первую очередь.

Закаливание стоп ног осуществляется путем приема ножных водя­ных ванн. Ежедневно в вечернее время (за 1,5—2 ч до сна) стопы ног следует погружать в прохладную или холодную воду с последующим вытиранием их насухо (растирать не обязательно). Продолжитель­ность закаливания и температурные нормы воды можно взять те же, что и для общего закаливания, или несколько увеличить. Эффектив­ное средство закаливания — хождение босиком по полу, земле, тра­ве. Этот вид вспомогательного закаливания необходимо использовать всегда, когда предоставляется возможность. При закаливании ног снижается их повышенная потливость, что нередко наблюдается у молодых людей.

Закаливание глотки производится путем ее полоскания холодной водой по утрам во время, умывания, а также в течение дня.

Закаливание солнцем проводится на открытом воздухе во время работы, занятии спортом. Систематическое закаливание способствует переносимости высокой температуры воздуха, совершенствует термо­регуляцию организма в условиях перегревания, в частности при

тя­желой физической работе. В то же время повышается и сопротивляе­мость организма к переохлаждению.

Благотворное действие солнечных лучей на организм весьма много­образно и разносторонне. Под действ нем; солнца происходит прилив крови к коже, улучшается ее питание, кожа утолщается, уменьшает­ся ее ранимость, ссадины и раны быстрее заживают. Это затрудняет проникновение инфекции в организм. При закаливании солнцем улучшается состав крови, совершенствуются сердечно-сосудистая, ды­хательная системы организма.

Воздушно-солнечные ванны лучше всего принимать на берегу реки или другого водоема, среди зеленых насаждений. Места приема солнечных ванн должны быть достаточно открытыми для солнца и естественного движения воздуха, но в то же время защищены от ветра.

Солнечные ванны принимают в положении лежа, при котором обес­печивается более равномерное облучение тела.

Лучшее время для приема солнечных ванн — утренние часы, когда воздух чист и менее нагрет.

При приеме ванн нужно ложиться ногами к солнцу, голову защи­щать от солнечных лучей (не обвязывать полотенцем или косынкой!). Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнечные ванны можно принимать спустя 30— 40 мин после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи. Не следует с целью загара смазывать кожу каким-либо кремом. При необходимости (сухость кожи, переоблучение) это де­лают после приема солнечных ванн.

В зависимости от времени года, погоды закаливание начинают с сеансов продолжительностью 5—10 мин в день. Постепенно их уве­личивают на 5—10 мин ежедневно (руководствуясь самочувствием) и доводят до 2—3 ч. При приеме солнечных ванн надо менять положе­ние тела (лежать попеременно на спине, боках, животе), после каж­дого часа облучения делать перерыв на 10—15 мин и отдыхать в тени. Это устраняет опасность перегревания. В любом случае не рекомен­дуется пребывать обнаженным на солнце более 3 ч в сутки.

Во время приема солнечных ванн запрещается спать, нельзя до­водить себя до обильного потения. После ванны следует принята душ или искупаться. Неоднократное купание, перемежающееся с длитель­ным пребыванием на солнце, допустимо только для вполне здоровых людей. После солнечной ванны и водной процедуры следует вытереть­ся полотенцем насухо, но не растирать кожу.

При систематических занятиях спортом на открытом воздухе не­обходимость в специальном приеме солнечных ванн существенно уменьшается, так как спортсмены получают достаточную дозу солнеч­ной радиации во время занятий.

Контрастное закаливание. Описанные выше способы закаливания организма являются эффективным средством профилактики простуд­ных и других заболеваний. Приступать к ним могут лишь лица, предварительно под­готовленные другими формами закаливания.

Контрастное закаливание расширяет диапазон устойчивости ор­ганизма к воздействию как низких, так и высоких температур. Проще всего использовать для контрастного закаливания душ с изменением температуры воды. Начинают закаливание обычно с прохладного душа (температура воды около 30°), постепенно понижая температуру до 20—22°. После этого приступают к контрастному закаливанию. В про­цессе занятия чередуют обливание холодной (20°) и теплой водой (35—36°) в течение 1 мин. Всего за один сеанс проделывают 2—3 цикла. Постепенно диапазон температур увеличивают примерно на 1° через каждые 3 суток, при этом температуру теплой воды повышают, а хо­лодной—понижают. Таким образом, через 1,5—2 месяца закалива­ния уже можно чередовать воду 40—42° с водой 12—15°. При хорошей переносимости этих процедур можно и дальше расширять контраст­ность закаливания, однако уже этот диапазон свидетельствует о вы­сокой степени закаленности человека. Как и при других видах зака­ливания, в процессе контрастного закаливания необходим тщатель­ный самоконтроль.

При правильном применении закаливающих процедур вскоре от­мечается улучшение общего состояния организма, прилив энергии, повышение работоспособности, бодрое настроение, улучшаются сон, аппетит.

Показателями неблагоприятного влияния закаливающих процедур, их передозировки служат отрицательные признаки, приобретающие стойкий характер. Они проявляются в общей слабости, ухудшении сна и аппетита, снижении массы тела, повышенной возбудимости нервной системы, раздражительности, снижении общей работоспособности. Передозировка холодовых процедур может привести и непосредственно к простудным заболеваниям.

При обнаружении этих неблагоприятных явлений не следует прек­ращать занятия закаливанием. Необходимо лишь существенно осла­бить нагрузку путем перехода на более легкие процедуры, сокраще­ния времени приема процедур, подбора более удобного времени суток.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Врачебный контроль за здоровьем учащихся осу­ществляется в течение всего периода обучения и охватывает все формы физического воспитании.

На основании данных медосмотра все учащиеся по состоянию здо­ровья и физического развития распределяются на медицинские груп­пы: основную, подготовительную и специальную. Учащиеся, не про­шедшие врачебного осмотра, не допускаются к занятиям по физичес­кому воспитанию. Спортсмены допускаются к участию в соревнованиях местного масштаба врачами подростковых кабинетов, а члены сборных команд — только врачами физкультурного дис­пансера.

С учащимися специальной медицинской группы проводятся заня­тия с ограничениями согласно врачебному заключению. Остальные занимаются физическими упражнениями в полном объеме, но с не­большим уменьшением нагрузки для учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе,

Временное освобождение от учебных занятий по физическому вос­питанию дается только врачом после перенесения заболеваний, операций и травм. Однако такие учащиеся обязаны присутствовать на уро­ках и могут привлекаться преподавателем для организации занятия.

Правила самоконтроля

Учащиеся должны самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, самочувствием, физическим развитием и подготовленностью, т. е. проводить самоконтроль. Самоконтроль включает в себя простые и доступные приемы наблюдения и учета как субъективных (самочув­ствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок), так и объективных данных. К числу последних относятся масса тела, частота пульса, определение силы мышц (при наличии динамометра). Полученные данные заносят в специальный дневник. Следует вести его каждый день и периодически показывать преподавателю физичес­кого воспитания.

После первых занятий физическими упражнениями могут быть боли в мышцах. Это естественная реакция мышц на непривычную мышеч­ную нагрузку. Занятия в этом случае можно продолжать, несколько снизив интенсивность упражнений. Через несколько дней боли в мышцах исчезнут. Еще быстрее прекратятся боли при использовании тепловых процедур (душ, ванна) и самомассажа.

В результате занятий может быть и физическое перенапряжение, характеризующееся болями в правом подреберье, слабостью, голово­кружениями. Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления, что поможет скорректировать нагрузку.

Признаками переутомления являются вялость, апатия, плохой аппетит, раздражительность. При их появлении нагрузку надо не­сколько снизить, но пропускать занятия не рекомендуется.

Существенные данные для суждения о состоянии организма дает наблюдение за динамикой массы тела, В первые дни занятий масса несколько уменьшается; в дальнейшем может возрастать и затем ста­билизируется. Вначале в организме уменьшается количество жира и воды, затем мышечная масса увеличивается, и наконец, ее рост пре­кращается.

Каждый учащийся должен знать оптимальную массу своего тела и стараться поддерживать ее на постоянном уровне. При занятиях физическими упражнениями нельзя допускать утомления и переутом­ления.

Перечислим основные признаки утомления и переутомления

Признаки утомления

Степень утомления

небольшая средняя недопустимая
Окраска кожи, лица Незначительное покраснение Значительнее покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Очень резкая (ниже пояса), появление на коже соли
Дыхание Учащенное Значительно учащенное Очень учащенное, по­верхностное, беспоря­дочное (одышка)
Движения Не нарушены Неуверенные, нечеткие Резкое покачивание, нарушение координации
Внимание Нормальное Неточное выполнение заданий Замедленное выполне­ние заданий
Самочувствие Жалоб нет Усталость Резкая усталость, боли в ногах, одышка, чувст­во жжения в груди, тош­нота, рвота

 

Важное место в дневнике самоконтроля отводится наблюдениям за частотой пульса. Наблюдение за пульсом доступно для любого учащегося. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30 или 15 с с последующим умножением результата на 2 или 4.

У спортсменов в состоянии покоя пульс более редкий, чем у не занимающихся спортом. Понижение частоты пульса в результате сис­тематических занятий физическими упражнениями, также легко вы­явить на себе. Так, после 6—7 месяцев тренировки пульс снижается на 3—4 удара, а после года занятий — на 5—8 ударов и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее может достигать 160—170 ударов в минуту, а иногда и больше, но через 3—5 мин он должен приходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тре­нированности вследствие прекращения или уменьшения нагрузки вновь происходит некоторое учащение пульса.

В состоянии переутомления пульс может быть как учащенным, так и замедленным. При этом нередко наступает аритмия, т.е. удары ощущаются через неравные промежутки времени.

Если в процессе занятий после одной и той же нагрузки умень­шается время, требуемое для возврата пульса к исходной величине, то это служит одним из основных показателей оптимальности нагрузки и роста тренированности.

Методические рекомендации по заключительной части.

Преподаватель подводит итоги занятия, обращая внимание на то, как достигнута цель занятия, на дисциплину на занятии, отмечает по итогам занятия лучших и отстающих курсантов, отвечает на вопросы.

Литература и пособия, рекомендуемые руководителю для подготовки и проведения практического занятия:

1. «Рукопашный бой» Учебно-методическое пособие. Изд. Ленинград 1990 г.

А.П. Варакин, Г.А. Бурцев.

2. «Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск» Изд. Рязань, 1993 г.

Вельмякин В. Н.

3. Методические рекомендации инструктору армейского рукопашного боя. Под ред. Натовского П.М. //- М., 1995.

4. Наставление по физической подготовке СА и ВМФ. Изд. «Министерство обороны» 1987 г.

5. «Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств» 1982 г.

 

 

                                                                                                          Разработал: Петров Д.В.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 195.