Ярославский детский морской центр имени адмирала Ф.Ф.Ушакова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ярославский детский морской центр имени адмирала Ф.Ф.Ушакова

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения  занятия

по программе «Рукопашный бой»

 

 

Тема № 1 Вводное занятие

 

                                                                 

 

Учебные и воспитательные цели.

1. Раскрыть теоретические вопросы физического здоровья

2. Воспитать дисциплинированность, ответственность, психологическую устойчивость, физическое развитие прививать им сноровистость, ловкость и выносливость необходимые курсантам (учащимся).

Содержание занятия.

1. Вступительная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Учебно-материальное обеспечение.

1. Плакаты.

  2. Раздаточный материал

Методические рекомендации руководителю по подготовке к занятию.

При подготовке к занятию руководитель готовит учебно-материальное обеспечение.

Методические рекомендации по вступительной части.

Во вступительной части занятия преподаватель объявляет тему, цели занятия, учебные вопросы и порядок их отработки.

Преподаватель доводит информацию о необходимости соблюдения гигиены и закаливания

Методические рекомендации по основной части.

Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. Целью гигиены является профилактика заболеваний, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности организма, сохранение здоровья и продление жизни человека, обес­печение его высокой работоспособности.

 

ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена.

Личная гигиена включает в себя общие гигиени­ческие правила: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся гигиенические требования к уходу за телом и по­лостью рта, отказ от вредных привычек, разрушающих здоровье и тре­нированность.

Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физичес­кими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм физкультурника, спортсмена.

Многие гигиенические положения, нормы и правила широко ис­пользуются в практике физического воспитания, в том числе и в си­стеме профессионально-технического образования.

В конечном итоге гигиенические мероприятия и занятия физичес­кой культурой преследуют общие цели: укрепление здоровья, повы­шение закаленности, умственной и физической работоспособности, по­вышение готовности учащихся к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Рациональное питание

Рациональное питание прежде всего подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухуд­шает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нецелесообразно принимать пищу непосредственно перед заняти­ем по физическому воспитанию. Это ведет к плохому ее переварива­нию и усвоению, мешает тренировочному процессу, так как наблю­дается уменьшение секреции желудочного сока и сока поджелудоч­ной железы, что зависит не только от тормозящего влияния физичес­кой нагрузки на деятельность желез, но и от того, что при мышечной работе уменьшается кровоснабжение внутренних органов. Пища доль­ше остается в желудке, вызывая ощущение тяжести. Наполненный желудок поднимает диафрагму и тем самым затрудняет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физичес­ких упражнениях предъявляются повышенные требования.

Не рекомендуется принимать пищу сразу же после занятий физи­ческими упражнениями. В это время секреция пищеварительных соков будет еще угнетена, аппетит отсутствует. Если подождать 20—30 мин, то создадутся нормальные условия для секреции соков и пища будет легко усваиваться.

Завтрак должен быть за 1—1,5 ч до занятия физическими упраж­нениями и за 3 ч до соревнования; обед за 2—3 ч до занятия и за 3,5— 4 ч до соревнования. Ужин за 1,5—2 ч до сна.

Учащемуся-спортсмену следует ежедневно взвешиваться, допусти­мы лишь небольшие отклонения от нормы (в пределах 200—300 г). Снижение массы тела указывает на перетренированность и приводит к потере работоспособности.

Питание учащегося-спортсмена должно быть полноценным, т. е. содержать необходимые питательные вещества и полностью покры­вать расходы энергии, связанные с его учебной и спортивной деятель­ностью.

Важно, чтобы в рационе содержались полноценные в питательном отношении животные белки — не менее 60% всего белка пищи. Для этого в рацион надо включать мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные продукты. Количество молочных продуктов (сыр, творог), не считая молока, должно составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные белковые комбина­ции, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог, но интер­вал в приеме этих продуктов не должен превышать 5—6 ч, только тогда они усваиваются как полноценная белковая комбинация.

Учащимся-спортсменам надо повседневно включать в рацион жи­вотные и растительные жиры. .

Большое значение в питании должно придаваться углеводам, ко­торые нужны для нормального усвоения организмом жиров и для обеспечения организма энергией, необходимой для нормальной жиз­недеятельности. Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше объем мышечной работы, тем выше потребность в углеводах.

Суточная норма сахара в любом виде не более 200—300 г и 100 г единовременно, так как большее количество не успевает усвоиться организмом.

Важное значение в питании имеет также клетчатка, которая со­держится в хлебе из муки грубого помола, овощах и улучшает дея­тельность кишечника.

В жизнедеятельности организма огромную роль играют витамины. В натуральных продуктах (овощи, фрукты) витамины содержатся в виде комплексов и хорошо усваиваются. В зимне-весенний период естественных витаминов недостаточно, поэтому следует принимать до­полнительно поливитаминные препараты.

Важно своевременно выявлять первые признаки гиповитаминоза в напряженные периоды тренировки и учебных занятий: утомляемость к концу занятий, ухудшение сна, раздражительность, понижение ин­тереса к учебе и спорту, нежелание работать. Чаще всего гиповитаминозы развиваются ранней весной.

Отметим значение витаминов при занятиях спортом.

Витамин С (аскорбиновая кислота) рекомендуется как при ско­ростных, так и при длительных нагрузках на выносливость по 150— 200 мг за 30—40 мин до старта. Необходимо перед приемом витами­нов проконсультироваться с врачом.

Кроме витаминов учащимся при занятиях спортом дополнительно требуются минеральные соли, особенно в условиях жаркого климата. Организму необходимы фосфор, кальций и магний, принимающие активное участие в химических процессах в организме. Пищевыми ис­точниками этих солей являются сыры, творог, бобовые, мясные и рыб­ные продукты.

Для поддержания высокой спортивной работоспособности важно .соблюдать питьевой режим. Суммарное количество воды в рационе учащегося-спортсмена (включая чай, кофе, жидкие блюда) должно составлять не более 2—2,5 л.

При чувстве жажды следует потреблять слегка подкисленную ли­моном или клюквенным соком, аскорбиновой кислотой воду. Рекомен­дуется некоторое время задерживать воду во рту, пить не торопясь, небольшими глотками. Утолить жажду можно также фруктами, имеющими кисло-сладкий вкус (яблоки, апельсины, лимоны).

Гигиена одежды и обуви

Гигиеническое значение одежды и обуви, в том числе и спортив­ной, состоит в регулировании отдачи, тепла телом человека таким об­разом, чтобы температура тела была постоянной, т. е. поддерживалось тепловое равновесие организма.

Подбор одежды и обуви отражается на работоспособности, поэтому они должны соответствовать определенным гигиеническим требова­ниям. Одежда должна быть легкой и достаточно свободной, не за­труднять движений, дыхания и кровообращения, предохранять от травм. -

Основные требования к ткани для спортивной одежды: теплопро­водность, воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность по­глощать водяные пары). Благодаря гигроскопичности ткань способст­вует теплоотдаче и препятствует скоплению пота на поверхности кожи. Нижнее белье должно изготовляться из натуральных хлопчато­бумажных или шерстяных тканей.

Спортивные костюмы подбирают по росту с учетом полноты, так как не только тесная, но и слишком длинная и широкая одежда за­трудняет работу и может послужить причиной травм. В одежде не должно быть грубых швов и сужений во избежание потертостей. Кро­ме того, одежда, слишком прилегающая к телу, мешает испарению пота с поверхности кожи, затрудняет теплоотдачу. Свободный покрой одежды особенно важен при занятиях по физическому воспитанию в условиях жаркого климата.

Одежда учащегося при занятиях в помещении или на открытом воздухе в летнее время при теплой погоде должна состоять из майки и трусов.

Для занятий зимними видами спорта требуется одежда с высокими тепло- и ветрозащитными свойствами — хлопчатобумажное белье» шерстяной костюм или свитер с брюками, шерстяная шапочка. При сильном ветре надевается ветрозащитная куртка. Одежду из синте­тики рекомендуется применять только для защиты от ветра, дождя и Др.

Обувь учащегося-спортсмена должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой, а также обладать достаточными теплозащит­ными и водоупорными свойствами. Обувь не должна стеснять стопу.

В любую обувь рекомендуется вкладывать дополнительную стель­ку (желательно войлочную) и вынимать ее на ночь для проветрива­ния, а под пятку помещать резиновую губку для предупреждения травм. Размеры зимней обуви должны позволять использовать теп­лую стельку и при необходимости — две пары носков.

В результате частого употребления одежда и обувь портятся от постоянного трения, растягивания, давления, и, кроме того, посте­пенно загрязняются как изнутри, так и снаружи. Загрязнение одеж­ды отрицательно сказывается на ее воздухопроницаемости, а также может привести к распространению инфекционных заболеваний.

Нужно знать и соблюдать следующие правила ухода за одеждой и обувью.

Учащиеся не должны пользоваться спортивной одеждой и обувью не по назначению, т. е. вне занятий физкультурой и спортом. Являться на занятие нужно, как правило, в обычной одежде и обуви, переоде­ваться в спортивной костюм и обувь непосредственно в раздевалке во избежание занесения пыли в залы. По окончании занятия учащий­ся, приняв душ, должен снова надеть обычную одежду и обувь.

Необходимо регулярно стирать спортивную одежду. Частота стир­ки предметов спортивной одежды зависит от их особенностей, условий тренировки и др. Футболки, трусы, купальные костюмы стирают пос­ле каждого тренировочного занятия.

После занятий борьбой костюмы следует тщательно просушить, по­чистить, периодически их, нужно стирать. Хранить одежду следует в светлом, хорошо проветриваемом помещении в висячем положении, не вплотную друг к другу. Защитные шлемы боксеров, а также пер­чатки после каждого занятия нужно протирать с внутренней стороны денатурированным спиртом или одеколоном, можно использовать и 3%-ный раствор перекиси водорода. Просушивать их следует в ви­сячем положении.

Для сохранения формы, вида и гигиенических свойств спортивной обуви необходим тщательный уход за ней. Намокшую и загрязненную обувь надо очистить и просушить в хорошо вентилируемом помещении при комнатной температуре. Не рекомендуется сушить обувь на ра­диаторах отопления или около открытого огня, так как от этого обувь коробится и портится. После высушивания кожаную обувь следует смазывать жиром, что придает ей мягкость, эластичность и умень­шает промокаемость.

Важное значение имеет уход за носками. Носки надо регулярно стирать, следить, чтобы на них не было грубых швов, заплат и дру­гих неровностей, способных вызвать потертости стопы.

Несоблюдение правил личной гигиены может привести к грибко­вым заболеваниям кожи. Поэтому необходимо насухо вытирать меж­пальцевые складки ног, тщательно вытирать ноги после купания, приема ванны или душа. В банях и душевых пользоваться резино­выми тапочками.

При потливости ног не рекомендуется носить обувь на резиновой подошве, а также чулки и носки из капрона и нейлона, так как они не впитывают влаги.

Вред курения и алкоголя

Курение и алкоголь оказывают пагубное влияние на здоровье и работоспособность. Помимо этого вредные привычки замедляют рост спортивных достижений, поэтому в спортивной литературе рассмат­риваются как разрушители тренированности. Спортивный режим не­совместим с курением и потреблением алкоголя.

При курении в организм вместе с табачным дымом поступает боль­шое количество ядовитых веществ: никотина, окиси углерода, синиль­ной кислоты, смолистых веществ, являющихся сильными канцероге­нами. Курение табака вначале вызывает возбуждение коры головного мозга, затем сменяется ее угнетением.

Помимо различных тяжелых заболеваний дыхательных путей ку­рение является причиной очень опасного для спортсменов заболева­ния — облитерирующего эндартериита, которое может привести к гангрене ног с последующей ампутацией.

Отражается курение и на самочувствии спортсменов. У куриль­щиков отмечаются головные боли, нарушаются умственная и физичес­кая работоспособность, сон, аппетит, г

Из числа функций, важных в достижении спортивных результатов, курение в наибольшей степени влияет на зрение и координацию дви­жений. У курильщиков резко ухудшается острота зрения и скорость реакции.

Курение является препятствием в тренировке и повышении спор­тивного мастерства.

Не менее отрицательное влияние на здоровье учащихся оказы­вает и употребление спиртных напитков. Постоянный прием алкогольных напитков ослабляет организм, разрушает нервную систему и приводит к болезням сердца, желудка, печени и других органов. Даже очень малые дозы алкоголя нарушают и тормозят функции клеток организма, значительно ослабляя их жизнедеятельность.

Особенно большой чувствительностью к алкоголю обладает голов­ной мозг. Функции центральной нервной системы нарушаются, даже если ввести в организм всего 7—8 г алкоголя. При этом изменяется психика, работоспособность, физические качества человека. Алкоголь в значительной мере снижает эффективность тренировочных занятий и может привести к несчастным случаям. Под влиянием алкоголя на­ступают склеротические изменения в сердечной мышце и постепенно сердце становится неспособным переносить напряженные физические упражнения. Результаты спортсменов снижаются. К тому же ал­коголь тормозит восстановительные процессы после тренировочных занятий и соревнований. Отрицательно алкоголь влияет и на волевые качества спортсменов, а иногда приводит и к аморальным поступкам.

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА

Понятие и виды закаливания

Закаливание — это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простуд­ным и инфекционным заболеваниям. Закаливание — обязательный эле­мент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения, бодрости.

Под воздействием неблагоприятных внешних условий (плохая по­года, холод, ветер, дождь и пр.) организм человека может переохла­диться, вследствие чего снижается его сопротивляемость к инфекциям и могут возникнуть простудные и другие заболевания. Известно, что чувствительность отдельных людей к охлаждению колеблется в очень большой степени. Человек может сам путем систематической трени­ровки повысить сопротивляемость своего организма к охлаждению и воздействию других неблагоприятных факторов внешней среды .(на­пример, к перегреванию). Как показывают исследования, закаленные люди в 1,5—3 раза меньше болеют, чем население в целом. Сущность закаливания организма к холоду заключается, в трени­ровке физиологических механизмов регулирования тепла в организ­ме и повышении его невосприимчивости. Более 90% тепла организм отдает с поверхности кожи. При этом тепло из внутренних участков тела проходит к коже, в основном благодаря притоку теплой крови.

Когда человеку жарко, сосуды расширяются, приток крови уси­ливается, кожа краснеет, теплеет, В этом случае теплоотдача с по­верхности тела усиливается. При охлаждении, наоборот, кожные со­суды сокращаются, теплоотдача с поверхности тела уменьшается, зато внутри тела тепло сохраняется и температура тела не снижается. При охлаждении практически полностью прекращается потоотделе­ние и уменьшается теплоотдача испарением. Это основной механизм терморегуляции (физическая терморегуляция). При охлаждении организма в нем усиливается обмен веществ (химическая терморегуля­ция). Это сопровождается повышенным образованием тепла, которое как бы разогревает организм изнутри. Физическая терморегуляция является более совершенной, так как сопровождается более эконом­ным расходованием энергетических ресурсов организма.

При закаливании под воздействием какого-либо фактора происхо­дит повышение сопротивляемости организма не только к данному фактору. Эффект закаливания значительно шире: повышается сопро­тивляемость и к некоторым неблагоприятным воздействиям — недо­статку кислорода, чрезмерной физической нагрузке и даже к воздей­ствию на организм отдельных ядовитых веществ (на производстве).

Для закаливания используют воздушные, водные и солнечные про­цедуры. При этом необходимо руководствоваться следующими основ­ными правилами.

1. Постепенность. Начинать закаливание надо со сравнительно слабых раздражителей, постепенно повышая их силу. Закаливание более эффективно при усилении интенсивности процедур, а не про­должительности их.

2. Систематичность. Закаливание следует проводить систематичес­ки, ежедневно, чтобы выработался условный рефлекс. Следует пом­нить, что состояние закаленности весьма неустойчивое и довольно быстро исчезает при прекращении занятий закаливанием.

3. Разнообразие средств закаливания. Для закаливания исполь­зуют различные природные факторы: воздух, воду, солнце, сочетая занятия закаливанием с трудовыми процессами, физическими упраж­нениями. Это ускоряет закаливание, расширяет диапазон температур» делает занятия по закаливанию менее утомительными.

Закаливание должно быть общим, т. е. действию холода подвер­гается все тело. Но если такой возможности нет, то полезно и местное закаливание отдельных участков тела: стоп, ног, глотки.

Закаливание воздухом. Чувствительность кожи отдельных участ­ков тела к температуре воздуха очень различна: части тела, обычно закрытые одеждой, более чувствительны к холоду. Это обусловли­вает целесообразность проведения закаливания воздухом по возмож­ности в обнаженном или полуобнаженном виде, чтобы воздействовать на большую поверхность тела и получить более сильные ответные реак­ции.

Эффект закаливания достигается и при пребывании на морозе в облегченной одежде. Поэтому все зимние виды спорта связаны с за­каливанием организма. В летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физической культурой значительно слабее вследст­вие меньшего охлаждающего воздействия воздуха. Однако благодаря длительному пребыванию в легком костюме (трусы, майка) на откры­том воздухе при меняющихся метеорологических условиях (порывы ветра, изменения температуры, дождь и пр.) занятия летними видами спорта также связаны с закаливанием воздухом. Поэтому при систе­матических занятиях на открытом воздухе необходимость в специаль­ном приеме воздушных ванн отпадает.

Закаливание воздухом проводят в виде специальных процедур (воз­душные ванны) или в сочетании с физическими упражнениями, про­гулками. Воздушные ванны принимают в тени зеленых насаждений, в местах, удаленных от источников загрязнения атмосферы пылью, дымом, вредными газами.

Если учащиеся ранее не проводили закаливание своего организма, то прием воздушных ванн надо начинать при температуре воздуха 20—22° в течение 20—30 мин. Постепенно силу охлаждения увеличи­вают и, при достижении известной привычки к прохладному воздуху, переходят к воздушным ваннам с температурой 10—12° в течение 15—20 мин. Однако следует помнить, что главный критерий — не время, а самочувствие. Воздушные ванны в положении лежа лучше прини­мать в вечерние часы, после работы, сочетая их с отдыхом. Одной из форм закаливания холодным воздухом является ночной сон зимой при открытой форточке.

Закаливание воздухом в сочетании с физическими упражнениями также начинают при комнатной температуре, постепенно снижая ее. Хорошо закаленные молодые люди могут заниматься полуобнажен­ными даже при минусовой температуре воздуха, но обязательно в со­четании с физическими упражнениями, исключающими переохлажде­ние тела. Появление в процессе закаливания воздухом «гусиной ко­жи», озноба, дрожи указывает на необходимость прекращения даль­нейшего охлаждения. Надо сразу же проделать энергичные упражне­ния, пробежку, самомассаж, чтобы согреться.

Не следует проводить закаливание непосредственно после приема пищи (промежуток должен быть не менее 1,5 ч).

Закаливание водой. Вода вследствие большей теплопроводимости и теплоемкости вызывает более сильное термическое раздражение, чем воздух той же температуры.

Температурный фактор является главным при наружном дейст­вии воды на организм. Но наряду с этим вода оказывает механическое давление на ткани тела, особенно при движениях, плавании, под ду­шем с напором. Это способствует лучшему лимфо- и кровообращению, оказывает массирующее действие. Имеет значение и химический со­став воды, например при морских купаниях. ,

Лучшее время для водных процедур—утренние часы, после ут­ренней зарядки или после сна, когда кожа равномерно согрета. Это особенно важно для получения более резкой сосудистой реакции. Кро­ме того, утренние водные процедуры способствуют переходу организ­ма в активное состояние и созданию бодрого настроения. Холодовые процедуры не рекомендуются перед сном, так как вызывают возбуж­дение нервной системы, ухудшают сон. Продолжительность холодовых водных процедур должна быть небольшой и тем короче, чем холоднее вода. Большое значение имеет и температура окружающего воздуха. Первоначальные водные процедуры проводят при темпера­туре воздуха не менее 17—20° и лишь в дальнейшем — при более низ­кой температуре.

При водных процедурах необходимо всегда добиваться хорошей кожной реакции. Если она запаздывает, надо растереть тело, проде­лать самомассаж или интенсивные движения. Выполнение физических упражнений после водной процедуры особенно важно при значитель­ном охлаждении тела. После любой водной процедуры требуется тща­тельно вытереться, энергично растирая тело до покраснения кожи.

Водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ, ку­пание.

Обтирание — наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью губки или полотенца, смоченных в воде. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечнос­ти). Конечности растирают от пальцев к телу, туловище растирают круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры не превышает 4—5 мин, включая растирание Тела. Для обтирания применяют вначале про­хладную воду (20—24°), а затем постепенно переходят к холодной (ниже 16°).

Обливание — более сильнодействующая водная процедура. При -ней к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела, которое усиливает эффект раздражения. Обливание холодной водой повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособность, создает чувство бодрости. Обливание противопоказано людям с повышенной возбудимостью нервной системы, так как оно может послужить новым сильным раз­дражителем.

Процедура состоит в выливании холодной воды из какого-либо со­суда или из резинового шланга, присоединенного к водопроводу, на шею и плечи. Начинают обливания с температуры воды около 30°, постепенно доводя ее до 15° и ниже. Длительность процедуры с по­следующим растиранием тела — 3-4 мин.

Душ. Наиболее сильное действие оказывает холодный душ. Меха­ническое раздражение, производимое падающей струёй воды, весьма значительно. Благодаря этому душ в короткое время вызывает более сильную местную и общую реакции, чей предыдущие способы закали­вания водой. Температура воды в начале закаливания должна быть около 30—32°; продолжительность приема, душа не более 1 мин. В дальнейшем температуру постепенно снижают примерно на 1° че­рез каждые 3—4 дня, а продолжительность процедуры увеличивают до 2 мин.

Купание.

Один из наиболее эффективных методов закаливания— купание в открытых водоемах. Полезное действие купаний усили­вается тем, что закаливание холодной водой сочетается с одновременным воздействием на обнаженную поверхность тела воздуха и сол­нечных лучей, а также с эффектом, даваемым физическими упражне­ниями (плавание).

Купание начинают при температуре воды не ниже 18—20°. За­канчивают купальный сезон при температуре воды 12—13° и воздуха 14—15°. Лучшее время для купания — утренние и вечерние часы. Нельзя купаться сразу после еды, так как в этом случае нарушается пищеварение и затрудняется дыхание и кровообращение при плава­нии (необходим перерыв 1—2 ч). Купание натощак должно быть крат­ковременным.

Продолжительность пребывания в воде при купании зависит от ее температуры, метеорологических условий и степени закаленности че­ловека. Пребывание в воде вначале ограничивается 4—5 мин, а затем увеличивается до 15—20 мин и более. Можно купаться несколько раз в день с достаточно большими промежутками, чтобы тело успело сог­реться. Нельзя входить в воду в возбужденном, разгоряченном состоя­нии, сразу после физических упражнений, а также в состоянии озноба.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Врачебный контроль за здоровьем учащихся осу­ществляется в течение всего периода обучения и охватывает все формы физического воспитании.

На основании данных медосмотра все учащиеся по состоянию здо­ровья и физического развития распределяются на медицинские груп­пы: основную, подготовительную и специальную. Учащиеся, не про­шедшие врачебного осмотра, не допускаются к занятиям по физичес­кому воспитанию. Спортсмены допускаются к участию в соревнованиях местного масштаба врачами подростковых кабинетов, а члены сборных команд — только врачами физкультурного дис­пансера.

С учащимися специальной медицинской группы проводятся заня­тия с ограничениями согласно врачебному заключению. Остальные занимаются физическими упражнениями в полном объеме, но с не­большим уменьшением нагрузки для учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе,

Временное освобождение от учебных занятий по физическому вос­питанию дается только врачом после перенесения заболеваний, операций и травм. Однако такие учащиеся обязаны присутствовать на уро­ках и могут привлекаться преподавателем для организации занятия.

Правила самоконтроля

Учащиеся должны самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, самочувствием, физическим развитием и подготовленностью, т. е. проводить самоконтроль. Самоконтроль включает в себя простые и доступные приемы наблюдения и учета как субъективных (самочув­ствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок), так и объективных данных. К числу последних относятся масса тела, частота пульса, определение силы мышц (при наличии динамометра). Полученные данные заносят в специальный дневник. Следует вести его каждый день и периодически показывать преподавателю физичес­кого воспитания.

После первых занятий физическими упражнениями могут быть боли в мышцах. Это естественная реакция мышц на непривычную мышеч­ную нагрузку. Занятия в этом случае можно продолжать, несколько снизив интенсивность упражнений. Через несколько дней боли в мышцах исчезнут. Еще быстрее прекратятся боли при использовании тепловых процедур (душ, ванна) и самомассажа.

В результате занятий может быть и физическое перенапряжение, характеризующееся болями в правом подреберье, слабостью, голово­кружениями. Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления, что поможет скорректировать нагрузку.

Признаками переутомления являются вялость, апатия, плохой аппетит, раздражительность. При их появлении нагрузку надо не­сколько снизить, но пропускать занятия не рекомендуется.

Существенные данные для суждения о состоянии организма дает наблюдение за динамикой массы тела, В первые дни занятий масса несколько уменьшается; в дальнейшем может возрастать и затем ста­билизируется. Вначале в организме уменьшается количество жира и воды, затем мышечная масса увеличивается, и наконец, ее рост пре­кращается.

Каждый учащийся должен знать оптимальную массу своего тела и стараться поддерживать ее на постоянном уровне. При занятиях физическими упражнениями нельзя допускать утомления и переутом­ления.

Перечислим основные признаки утомления и переутомления

Признаки утомления

Степень утомления

небольшая средняя недопустимая
Окраска кожи, лица Незначительное покраснение Значительнее покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Очень резкая (ниже пояса), появление на коже соли
Дыхание Учащенное Значительно учащенное Очень учащенное, по­верхностное, беспоря­дочное (одышка)
Движения Не нарушены Неуверенные, нечеткие Резкое покачивание, нарушение координации
Внимание Нормальное Неточное выполнение заданий Замедленное выполне­ние заданий
Самочувствие Жалоб нет Усталость Резкая усталость, боли в ногах, одышка, чувст­во жжения в груди, тош­нота, рвота

 

Важное место в дневнике самоконтроля отводится наблюдениям за частотой пульса. Наблюдение за пульсом доступно для любого учащегося. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30 или 15 с с последующим умножением результата на 2 или 4.

У спортсменов в состоянии покоя пульс более редкий, чем у не занимающихся спортом. Понижение частоты пульса в результате сис­тематических занятий физическими упражнениями, также легко вы­явить на себе. Так, после 6—7 месяцев тренировки пульс снижается на 3—4 удара, а после года занятий — на 5—8 ударов и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее может достигать 160—170 ударов в минуту, а иногда и больше, но через 3—5 мин он должен приходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тре­нированности вследствие прекращения или уменьшения нагрузки вновь происходит некоторое учащение пульса.

В состоянии переутомления пульс может быть как учащенным, так и замедленным. При этом нередко наступает аритмия, т.е. удары ощущаются через неравные промежутки времени.

Если в процессе занятий после одной и той же нагрузки умень­шается время, требуемое для возврата пульса к исходной величине, то это служит одним из основных показателей оптимальности нагрузки и роста тренированности.

Методические рекомендации по заключительной части.

Преподаватель подводит итоги занятия, обращая внимание на то, как достигнута цель занятия, на дисциплину на занятии, отмечает по итогам занятия лучших и отстающих курсантов, отвечает на вопросы.

Литература и пособия, рекомендуемые руководителю для подготовки и проведения практического занятия:

1. «Рукопашный бой» Учебно-методическое пособие. Изд. Ленинград 1990 г.

А.П. Варакин, Г.А. Бурцев.

2. «Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск» Изд. Рязань, 1993 г.

Вельмякин В. Н.

3. Методические рекомендации инструктору армейского рукопашного боя. Под ред. Натовского П.М. //- М., 1995.

4. Наставление по физической подготовке СА и ВМФ. Изд. «Министерство обороны» 1987 г.

5. «Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств» 1982 г.

 

 

                                                                                                          Разработал: Петров Д.В.

Ярославский детский морской центр имени адмирала Ф.Ф.Ушакова

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения  занятия

по программе «Рукопашный бой»

 

 

Тема № 1 Вводное занятие

 

                                                                 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 170.