Тема: Онтогенетический уровень организации жизни Биология клетки . Эукариотическая клетка. Многообразие клеток и тканей животных и человека - 4 часа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общая цель. На основе изучения растительных и животных клеток показать единство организации живых форм на нашей планете. Знать различия между растительными и животными клетками. Ознакомиться со строением и функциями клетки.

Конкретные цели

1. Уметь различать эукариотические клетки и давать их морфофизиологическую характеристику.

2. Уметь отличать прокариотические клетки от эукариотических; животные клетки от клеток растений.

3. Уметь находить основные компоненты клетки (ядро, цитоплазму, оболочку) при световой микроскопии и на электронограмме.

4. Уметь дифференцировать на электронограммах различные органеллы и включения клетки.

Мотивационная характеристика. Клетка - структурная, функциональная и генетическая единица живых организмов. Знание строения и функций клеток необходимо для изучения в дальнейшем морфологических и медико-биологических дисциплин (анатомия, гистология, физиология, микробиология и др.).

Задание для самоподготовки

Знать: а) определение клетки; б) основные положения клеточной теории; в) особенности строения и функционирования прокариотической и эукариотической клеток; г) основные компоненты клетки (ядро, цитоплазма и клеточная оболочка); д) морфологическую и функциональную характеристику различных органелл клетки (одномембранные, двухмембранные, полуавтономные, немембранные); е) включения клетки, их классификацию и значение; ж) отличия в строении и функционировании растительной и животной клетки.

 

Аудиторная работа

Содержание. Изучить: 1) растительные клетки (пленка лука, клубень картофеля); 2) органеллы клетки (электронограммы фрагментов клетки).

Оборудование. 1. Таблицы: «Строение растительных, животных и бактериальных клеток», «Схема строения эукариотической клетки» (световой микроскоп); «Схема строения клетки» (электронный микроскоп). 2. Микропрепараты: клетки пленки лука, электронограммы клеток. 3. Микроскопы МБР-1 и МБС-1. 4. Предметные и покровные стекла; пипетки; стаканы с водой; чашки Петри; лук, картофель, пузырьки с 10% раствором хлорида натрия; флаконы с раствором йода, полоски фильтровальной бумаги.

 

Работа 1. Клетки пленки лука

Отделите от кусочка луковицы мясистую чешуйку. На ее внутренней стороне находится тонкая пленка. Снимите пинцетом и отрежьте ножницами кусочек пленки размером несколько квадратных миллиметров. Положите этот кусочек на предметное стекло, наберите пипеткой раствор йода, нанесите его каплю на пленку и накройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат при малом увеличении (микроскоп МБР-1). На препарате видна группа вытянутых почти прямоугольных клеток (рис. 1, а). Крупные округлые ядра в клетках окрашиваются йодом в желто-коричневый цвет. Переведите объективы микроскопа на увеличение х40 и найдите двухконтурную оболочку клетки. Обратите внимание на ее толщину. При внимательном рассмотрении видна зернистая структура цитоплазмы. Округло-овальное ядро обычно занимает срединное положение в клетке. Иногда оно смещено к оболочке и приобретает сплющенную форму. В ядре можно заметить 1-2 ядрышка. Неокрашенные пустоты в цитоплазме клеток представляют собой вакуоли.

Рис. 1. Строение пленки лука:

1 - оболочка; 2 - цитоплазма; 3 - хлоропласты; 4 - вакуоли с клеточным соком; 5 - ядро с ядрышком.

Зарисуйте несколько клеток. На рисунке должны быть обозначены:

1) оболочка; 2) цитоплазма; 3) ядро; 4) вакуоли (если они видны).

 

Работа 2. Клетки клубня картофеля

Скальпелем сделайте соскоб с поверхности куска клубня картофеля. На предметное стекло предметное стекло нанесите каплю воды. Поместите туда соскобленные клетки, накройте их покровным стеклом. Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении микроскопа. При большом увеличении видны крупные многоугольные прозрачные клетки с тонкими двухконтурными оболочками. В этих клетках найдите крахмальные зерна. Зерна могут быть различной величины с четко выраженной сферической слоистостью. Нанесите на край покровного стекла каплю слабого раствора йода. Крахмальные зерна окрашиваются в синий цвет, их слоистость более заметна (рис. 2).

Зарисуйте 3-4 клетки. На рисунке должны быть обозначены: 1) оболочка; 2) крахмальные зерна.

Рис. 2. Зерна крахмала картофеля:

1 - простое, 2 - сложное, 3 - полусложное.

   

Дата: 2018-11-18, просмотров: 357.