Цель занятия: Выработать четкое представление о понятии, принципах, функциях и сущности права.
План:
1. Понятие и сущность права.
2. Основные концепции правопонимания.
3. Признаки права
4. 4. Принципы и функции права.
Методические рекомендации:
В первом вопросе рассматривается понятие, общие и специфические признаки права, проблема определения сущности права.
Второй вопрос посвящен рассмотрению проблемы правопонимания на современном этапе развития общества, обсуждается естественно-правовая, нормативная, социологическая, марксистская теории правопонимания.
В третьем вопросе акцентируется внимание на общих и специфических признаках права. При этом общие признаки права рассматриваются как характеризующие принадлежность права к иным социальным нормам, а специфические признаки выделяют право как уникальную систему среди иных социальных регуляторов.
В четвертом вопросе рассматривается проблема определения и реализации принципов права (общеправовых, отраслевых и межотраслевых) и функций права (общесоциальных и специально-юридических).
Литература:
1. Леонов Л.Н. Понятие и сущность права //Проблемы философии права и государства. Выпуск I. : Сб.науч. ст. – Тюмень, 2000.-С.8-9
2. Магазинер Я.М. Заметки и праве // Правоведение-2000.-№5.-С. 215-224 Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с fd с исследованием источников права // Вестник МГУ. Серия 11. Право-2002.-№3.-С.3-19
4. Теория государства и права: учебник/ Л.А. Морозова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма: ИНФРА – М, 2016. – 464 с.
5. Самигулин В.К. Право и неправо //Государство и право 2002.-№3-С.5-8
6. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение – 2002.-
№2.-С.4-15
Тема 11: Источники права
Цель занятия: Выработать четкое представление о понятии «Источник права». Усвоить классификацию нормативно-правовых актов.
План:
1. Понятие источника и формы права. Виды форм права.
1. Нормативные акты. Система нормативных актов в России.
2. Закон: понятие, признаки, виды.
3. Понятие и виды правотворчества.
Методические рекомендации:
В первом вопросе рассматривается соотношение понятий «Источник права» и «Форма права». Акцентируется внимание на понятии источник права в материальном смысле, в идеальном смысле и в юридическом смысле.
Во втором вопросе рассматривается проблема определения понятия нормативно-правового акта. Как основного источника права в Российской Федерации. Определяется действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц; определяется классификация нормативноправовых актов по функциональной роли в механизме правового регулирования, по предмету и методу, по форме выражения предписания и другим кретериям.
В третьем вопросе определяется понятие закона, формулируются признаки и классификация законов на примере Российской Федерации.
Четвертый вопрос посвящен понятию «Правотворчество»: определяется понятие правотворчества, виды правотворчества. Кроме того, в вопросе рассматривается соотношение понятий «Правотворчество» и
«Законотворчество»; рассматриваются стадии законотворческого процесса.
Литература:
1. Леонов Л.Н. Понятие и сущность права //Проблемы философии права и государства. Выпуск I. : Сб.науч. ст. – Тюмень, 2000.-С.8-9
2. Магазинер Я.М. Заметки и праве // Правоведение-2000.-№5.-С. 215-224 Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с fd с исследованием источников права // Вестник МГУ. Серия 11. Право-2002.-№3.-С.3-19
4. Теория государства и права: учебник/ Л.А. Морозова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма: ИНФРА – М, 2016. – 464 с.
5. Самигулин В.К. Право и неправо //Государство и право 2002.-№3-С.5-8
6. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение – 2002.№2.-С.4-15
Тема 12: Норма права
Цель занятия: Выработать четкое представление о понятии, признаках, структуре и классификации норм права.
План:
1. Понятие и признаки правовой нормы.
2. Классификация норм права.
3. Структура нормы права.
4. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Методические рекомендации:
В первом вопросе рассматривается понятие и проблема определения признаков нормы права (общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, установление или санкционирование государством, регулирование общественных отношений).
Во втором вопросе рассматривается проблема классификации норм права по следующим критериям: по функциональной роли в механизме правового регулирования, по предмету и методу правового регулирования, по форме выражения предписания.
Третий вопрос посвящен структуре нормы права. Определяется понятие и виды гипотезы, диспозиции и санкции нормы права.
В четвертом вопросе соотносится логическая структура нормы права и статья нормативно-правового акта.
Литература:
1. Аксенова М.В. Роль правовых отношений в реализации норм права// Юрист2002.-№8.-С.18-22
2. Бессонов А.А. Виды процессуальных норм// Вестник СГАП.-2002.-№1.-
С.104-108
3. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. – 1996. - № 11. – С. 92-98.
4. Лысаковский Г. К вопросу о коллизиях норм права//Юрист.-2002.-С.32-33
5. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. – 1996. - № 6. – С. 12-19.
6. Теория государства и права: учебник/ Л.А. Морозова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма: ИНФРА – М, 2016. – 464 с.
Тема 13. Правотворчество
Цель занятия: Рассмотреть понятие правотворчество и правотворческие процессы в государстве.
План:
1. Сущность и понятие правотворчество
2. Виды правотворчества
Методические рекомендации:
Понятия «правотворчество» и «правообразование». Процесс правотворчества. Стадии законотворческого процесса. Законодательная инициатива, подготовка проекта закона, голосование, одобрение, подписание и опубликование. Вступление в силу проекта закона.
Основные виды правотворческой деятельности. Принципы правотворчества. Законность, справедливость, профессионализм.
Пределы действия нормативных актов.
Юридическая техника и язык закона.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 235.